Индивудальное занятие в первом классе "Автоматизация звука [р]".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Сорокина Марина Владимировна

Одним из самых распространненнных дефектов произносительной стороны учащихся с ОВЗ является увулярный ротацизм. Трудоемкий процесс и постановки , и автоматизации. Данное комплексное занятие способствует развитию одновременно звуковой культуры речи, лексико-грамматического строя, психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_avtomat_r.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия в 1 классе

 Тема: «Автоматизация звука «р»

Цель: развитие звуковой культуры речи, лексико-грамматического строя речи.

Задачи: способствовать автоматизации звука «р» в слогах, словах, предложениях.

Развивать артикуляционную моторику, целенаправленную струю воздуха, просодическую сторону речи: тембр голоса.

Развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа слова.

Обогащать словарный запас именами существительным - названиями животных, именами прилагательными.

Развивать грамматический строй речи:

Морфологический уровень - согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже.

Закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные.

Синтаксический уровень – согласование слов внутри предложно-падежных конструкций.

Учить распространять простое предложение однородными прилагательными.

Развивать психические процессы: зрительное внимание, слуховую память, мыслительные операции, пространственную ориентацию, общую и мелкую моторику, мимику лица.

Воспитывать положительную мотивацию на занятие, желание получать новые знания.

Оборудование :зонды, полоски бумаги, предметные картинки, схемы, дидактическое пособие змея Соня, «звуковые пеналы», дидактическая игра «Морские рыбки».

                                 ХОД

  1. Оргмомент

- К нам сегодня на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы занимаемся над нашими звуками.

- Над каким звуком ты работаешь? Вот сегодня мы продолжим работу над звуком «р».

       II. Основная часть

  1. Уточнение артикуляции звука «р».

- Сначала давай вспомним, как нужно произносить звук «р».

- В каком положении губы? Зубы? Язык? Голосовые связки работают или молчат?

       2. – И чтобы наш артикуляционный аппарат лучше работал, мы сделаем массаж. (Логопедический массаж Новиковой)

3. А теперь артикуляционная гимнастика:

Лопатка

Чашечка

Вкусное варенье

Грибок

Гармошка

4. –Ну что ж, язык мы подготовили, а теперь скажи, какая воздушная струя при звуке «р»? (Сильная, холодная) Давай проверим. Упражнение с полосками бумаги.

5. –Теперь поднимаем язык вверх и изобразим рычание льва, тигра.

6. Слоговая зарядка, сопряженная с работой пальцев рук

Ра – ро; оро – ыры; ур – эр; арка – ирка; кра – кру.

7. – Скажи, наш звук гласный или согласный? Он твёрдый или мягкий?

- К нам приползла наша подружка змея Соня, которая хочет одеться в праздничный сарафан, чтобы отправиться в гости. А к кому она поползет, ты скажешь, если отгадаешь загадку:

   Изрисована лошадка, словно школьная тетрадка.

- Это зебра. Выполним звуковой анализ слова «зебра».

На какой звук падает ударение? Сколько слогов в этом слове?

8. – А к нам спешит ещё один гость. Кто это?

Всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит.

- Это дятел. Он говорит нам, что у него есть друзья.

Повтори за мной три слова и запомни их: рысь, барсук, ворона.

Определяем количество слогов в словах. Узнай по количеству стуков дятла, к кому первому он полетит в гости? (ворона, рысь, барсук). А почему к барсуку он полетит последним?

9. А нам пришло время немного размяться. Мы идём в гости к рыбкам. Физминутка

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде,

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Приседаем столько раз

Сколько рыбок есть у нас.

Сколько рыбок есть у нас

Столько мы подпрыгнем раз.

- Давай повеселим их, подуем на них. Теперь улыбнёмся им, подморгнём правым глазом, теперь левым, удивимся им, снова улыбнёмся и садимся за стол снова заниматься.

10. – Есть ещё животные, которые хотят с нами поиграть. Я покажу тебе карточку, в ней 9 клеток. Но картинки не во всех клетках. Назови и запомни их. (Корова, бобр, жираф, носорог, морж). А теперь скажи, кто в какой клетке находился? Животные интересуются, знаешь ли ты, чьи у них части тела?

- Чьи у коровы рога? Чей хвост у бобра? Чья шея у жирафа? Чьи уши у носорога? Чьи ласты у моржа?

11. Перед тобой три картинки (тигр, рак, крокодил). А кто первый будет с нами играть, подскажут схемы. (Не справа, не полосатый) Это рак. Подбери слова-признаки к слову «рак». Составь предложение. А теперь произнесём его вместе со словами признаками. Аналогичная работа с другими названиями животных.

III. Заключительная часть.

Ну что ж, все звери отправляются отдыхать. Скажи, над каким звуком ты работал? Как нужно произносить звук «р»? В каком положении губы, язык? Придумай слово со звуком «р». Оценка работы ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...

Конспект фронтального занятия в первом классе Тема: Дифференциация звуков [Т– Д] в словосочетаниях, предложениях, текстах.

Цель: совершенствование  навыка  дифференциации звуков [Т-Д], уточнение  и закрепление  словаря  по теме «Овощи»....