"Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста"
статья по логопедии
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, в общении со взрослыми и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_mladshih_shkolnikov_1.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста»
Гайнанова Г. Р.,
учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, высшая квалификационная категория
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, в общении со взрослыми и детьми.
Формирование разных сторон языка (фонетика, лексика, грамматика) протекает неравномерно и, в определенной степени, несинхронно. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические тенденции.
На 3-ем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний. Нововведениями является словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми.
На 4-ом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение.
5-ый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия.
6-ой и 7-ой годы жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоение сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоение способов вычленения из речи предложения, слова, звука.
Итак, развитие речи – её звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – начинается задолго до прихода ребенка в школу: дома, в детском саду. Тем не менее, большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи.
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с нарушениями речи является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы с такими детьми.
Формирование грамматических обобщений в младших классах – один из сложных вопросов коррекционной работы детьми, имеющими речевые нарушения.
При изучении морфемного состава слова логопед часто сталкивается с ошибками, которые допускают дети при разборе слова по составу. Чтобы помочь детям учиться осознавать оттенки значений слов, вносимые тем или иным словообразовательным аффиксом, можно предлагать младшим школьникам детские словообразовательные инновации.
Предлагается детям слово, «которого нет в русском языке» и задается вопрос: «Что имел в виду ребенок? Каким имеющимся в языке слово его можно заменить? Почему ребенок использовал именно это? Как оно образовано?»
Объяснения детей будут свидетельствовать о том, что ребенок учится высказываться о фактах языка, критически относиться к речи окружающих его людей учиться выяснять значение слов.
При ознакомлении с составом слова привлекаются не только слова, принятые в языковой литературной норме, но и детские слова, которые дадут возможность наблюдать особенности словообразования.
Тема «Приставка».
Задание. Определить, правильно ли малыш образовал слово? Какую часть слова он использовал неверно? Записать слово правильно.
Докоснулся – ( при ), перепутаница – ( ), заворот – ( по).
Тема «Суффикс».
Задание. При помощи какой части образованы слова? Выделить её и исправить, если она использована неверно.
Ззверной оскал, красотина, голубина, чернизна, мышоный хвост.
Тема «Родственные слова».
Задание. Объяснить, почему дети так назвали? От какого слова образовано данное? При затруднении прочитать слово в скобках. Почему ребенок посчитал эти слова родственными?
Крутики (бигуди), куринники (сигареты), лежалка (кровать), ребятный сад (детский), сварщица (повар), пастяная ручка (шариковая).
Задание. Разберите слово по составу. Почему ребенок образовал такое слово?
Безхалатный (врач), бессветная (квартира), предконечная (остановка), прошампунить (помыть шампунем), просветная (прозрачная бумага).
При ознакомлении с грамматической теорией важно учитывать особенности детской речи, так как ребенок воспринимает слово как нерасторжимое целое.
Самой первой частью речи, которой овладевает малыш, является имя существительное со всеми грамматическими категориями, присущими ему. К семи годам ребёнок в состоянии уловить, что отдельные падежные формы отличаются не только окончаниями, но иногда и чередованием звуков, и ударением, но, тем не менее, окончание ещё очень долго остаётся постоянным средством выражения падежных значений и даже отступление от языковой нормы свидетельствует об этом. Например: «Не с папой, а с папом, ведь с братом, они мужчины».
Очень часто и по родам ребёнок делит существительные, исходя из биологического рода, а особые трудности испытывает, встречаясь с одушевленными существительными среднего рода, обозначающими широкие, обобщающие понятия. Ребёнок рассуждает: «Дитё – это оно. Тут мальчики и девочки вместе». Средний род как грамматическая категория одушевлённых существительных объясняется ребёнком как объединение особей мужского и женского пола, а потому нейтральный по роду, и в речевой практике он приписывает таким существительным свой род.
В качестве тренировочных упражнений предлагаются задания на исправление слов малышей.
Задание. Определить род существительных. Если это необходимо, написать верно.
Насекомая, животный, дитя, млекопитающий, личик, чудовищ.
Наименование лиц женского пола в речи детей используется очень часто. Дети создают такие слова в соответствии с существующими правилами языка, но они носят разговорный или просторечный характер: докторша, врачиха. Дети просто не осознают принадлежность слово к тому или иному функциональному стилю. Можно предлагать детям выбрать из предложенных слов те, которые отражают литературную норму:
учительница, учительша, училка (учитель);
докторша, докторица, докторица (доктор);
водительница, водительша (водитель);
шофериха (шофер).
Следующим этапом работы является формирование грамматической категории рода имен прилагательных. Имя прилагательное – одна из сложных тем в программе начальных классов. Во-первых, имена прилагательные являются принадлежностью письменной речи и, как правило, ограниченно используются в устной, особенно в разговорной, речи. В речи детей, имеющих речевые нарушения, они проявляются гораздо позже, чем существительные и глаголы. Во-вторых, имена прилагательные имеют сложную форму словоизменения, зависящую от имени существительного, согласуясь с ним в роде, числе и падеже.
Основные затруднения связаны с грамматическим оформлением словосочетаний: наиболее легко усваивается словосочетания прилагательного с существительным женского рода единственного числа, а наиболее трудно – сочетания с существительными множественного числа. Самая распространенная ошибка – это замена и искажение родовых окончаний.
В качестве тренировочного упражнения предлагается подобрать к одному имени существительному ряд прилагательных (например: девочка (какая?) - умная, аккуратная, хорошая, плохая, высокая).
И, наоборот, подобрать ряд существительных к данному прилагательному: «О чём мы можем сказать зелёная?» (зелёная - трава, поляна, берёза, ручка, кофта).
От составления словосочетаний можно перейти к конструированию предложения. При этом прилагательное обязательно ставится перед определенным словом. К числу упражнений, уточняющих функцию прилагательных и их место, можно отнести расширение предложения за счет прилагательных, а также самостоятельное построение предложений с прилагательными и грамматический их разбор и, наконец, использование прилагательных в разговорной речи в пределах бытовой тематики.
Для того чтобы ученик мог воспользоваться полученными грамматическими навыками, необходимо перевести их на уровень автоматизма. Считается, что учащийся усвоил грамматическую категорию, если он правильно пользуется ею в процессе спонтанного высказывания.
В целях закрепления навыка правильного употребления родовых окончаний имени прилагательного используются игры.
«Угадай по описанию».
Предъявляется несколько предметов или картинок (снеговики, куклы, бабочки), различающихся двумя-тремя признаками. Ребёнок должен выбрать предмет или картинку по описанию. Эта игра развивает понимание значений грамматических категорий рода.
«Ателье».
Содержание игры – описание разных видов одежды, ее деталей, ткани, а цель – закрепление словаря по теме «Одежда». На этом лексическом материале игра тренирует учащихся в употреблении категории рода и числа имен прилагательных в самостоятельной речи.
«Две сестры».
Задача ученика в этой игре – описать двух сестер, их внешний вид, одежду, выделив те признаки, которыми они отличаются друг от друга.
Усвоение ряда категорий, выражающих разные отношения: времени, условия, причины – происходит без каких-то затруднений, как и овладение грамматической структурой сложных предложений.
Освоение грамматического строя совершается в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками) через возникновение и разрешение противоречий между имеющимися в распоряжении ребёнка средствами и теми требованиями к ним, которые объективно накладываются условиями речевого общения, между желаниями и достигнутым результатом. Само общение, его тематика и интенсивность широко варьируют в индивидуальных судьбах, и за счет этого часть детей имеют благоприятные условия для саморазвития, а другие – неблагоприятные. Речевое развитие и освоение грамматического строя языка жестоко страдают, если ребенок находится в нервозной обстановке или остается без присмотра, если бедна педагогическая (предметы, игрушки, материалы для деятельности) и языковая среда, если ребёнок недостаточно спит, неинтересно играет, хворает простудными заболеваниями.
Важна роль взрослого, который откликается на активность ребёнка, создает материальные условия, педагогическую среду, сам активно обращается к ребёнку, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество маленького собеседника, партнера по общению.
Проблема формирования грамматического строя языка ребёнка приковала к себе пристальное внимание многих учёных. Интерес к детской грамматике понятен, ибо чудо постижения ребёнком системных связей языка – наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности.
Список использованной литературы:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Бредихина С.В. Особенности детской речи и возможности её использования на уроках русского языка. // Журнал «Начальная школа» №5, 2001 – с. 52-57.
- Грибова О.Е., Клячко А.А. Методы и приёмы совместной работы учителя и воспитателя по формированию грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. // Журнал «Дефектология» №4, 1986 – с. 60-64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...
Экспресс-диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В условиях работы школьного логопедического пункта или ЦПМСС, когда логопедическое обследование ребенка необходимо провести в крайне ограниченное время, мы столкнулись с необходимостью оптимизации диа...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...
Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В наше время перед педагогами стоит задача по формированию социально активной личности. Одним из важнейших признаков такой личности являются ясная и правильная речь, изложение своих мыслей в свободной...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, ребенок, сказки, легкая степень нарушения интеллектаКлючевые слова на английском языке: primary school age, speech development, child, fairy ta...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Они побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия....
Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка младшего школьного возраста на основе лексической темы «Дикие животные».
Коррекционно-образовательные задачи:- развивать фонематический строй речи;-формировать ритмическую сторону речи;- развивать мышление на материале описательных загадок...