Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка младшего школьного возраста на основе лексической темы «Дикие животные».
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Коррекционно-образовательные задачи:
- развивать фонематический строй речи;
-формировать ритмическую сторону речи;
- развивать мышление на материале описательных загадок;
-расширить знания детей о диких животных;
-активизировать словарь по теме;
-формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
-закрепить навык образования притяжательных прилагательных;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать восприятие, внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Употребление притяжательных прилагательных | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка младшего школьного возраста на основе лексической темы «Дикие животные».
Тема : «Употребление притяжательных прилагательных»
Цель: совершенствование грамматического строя речи через употребление притяжательных прилагательных и включение их в словосочетания и предложения.
Коррекционно-образовательные задачи:
- развивать фонематический строй речи;
-формировать ритмическую сторону речи;
- развивать мышление на материале описательных загадок;
-расширить знания детей о диких животных;
-активизировать словарь по теме;
-формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
-закрепить навык образования притяжательных прилагательных;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать восприятие, внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением диких животных(слайды), их жилищ, разрезные картинки, следы диких животных(слайды), схемы для рассказывания. Оборудование: картины «Лес» с изображениями жилищ диких животных; контурные однотонные изображения диких животных: волка, лисы, зайца, оленя, белки; контурные следы животных(слайды); картинки: заячьи уши, лисий хвост, беличьи лапы, волчье туловище, оленьи рога(слайды);Рисунки для игры «Чья тень?»; цветные изображения животных;
Ход занятия:
1.Организационный момент.(сюрпризный)
Ребенок сидит за партой. Логопед даёт установку, на то, что он должен угадать загадку и назвать животное, при правильном ответе появляется изображение. Логопед загадывает загадки. Загадки о диких животных. (слайды)
При трудностях ребенок должен выбрать соответствующую картинку и назвать её. Например, это олень. Олень дикое животное и т.д.
Фонематический строй речи
2.Выдели звук на фоне слова.
Выдели звук на фоне слова. Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (ЛЬ). :лес, лапа, белка, олень, заяц, лиса, солнышко, волк;
Формирование ритмической стороны речи.
3.Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты слышишь(бубен)
1 11 111 1111(с опорой на наглядность)
Воспитание мягкой голосоатаки.
4.Пропеть гласные звуки (со средней силой голоса) Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у».
У_У, АУ - АУ, АИУ- АИУ,УИА-УИА.
Графическое восприятие буквы.
5. «Волшебный мешочек»: угадай букву по контуру ощупывая(Л,М,Н,С)
6. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала. Перед ребенком на слайдах выставляются картинки с изображением недостающих деталей животного, ребёнок образует прилагательное притяжательное и говорит чье это .
Логопед обращает внимание мальчика на то, как по-разному называют части тела у разных животных. Даются соответствующие образцы. Например:
- Это уши зайца, они чьи? — Это заячьи уши.
- Это хвост лисы, он чей? — Это лисий хвост.
- Это хвост белки, он чей? — Это беличий хвост.
- Это рога оленя, они чьи? _ Это оленьи рога.
Это шкура волка, она чья? — Это волчья шкура. И т.д
Игра «Чьи следы?» Логопед. Чьи это следы, помогут догадаться сами животные.
Слайды с деталями (Уши, хвост, лапы и т.д) мальчик дает свои объяснения
(На экране следы зверей..)
Закрепление. Логопед с ребенком хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода
7. Физминутка.
Сидит белка на тележке, ( Хлопки ладонями попеременно и удары кулачками друг о друга попеременно)
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке , (Загибают пальцы по одному начиная с большого)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
8. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия. Игра «Подбери домик»
Логопед. Посмотри внимательно, все ли животные на своем месте?
(Мальчик рассматривает рисунки.)
Логопед. В чьем дупле сидит лиса?
Мальчик. Лиса сидит в беличьем дупле.
Логопед. В чью нору надо отправить лису?
Мальчик. Лису надо отправить в лисью нору.
Логопед. В чьей норе сидит волк?
Мальчик. В лисьей норе сидит волк.
Логопед. Куда ты отправишь волка?
Мальчик. Я отправлю волка в логово. (И т.д.)
9. Игра «Чья тень?»
На компьютере игра «Чья тень?» Соотнести изображения тени с изображением животного: зайца, белки, медведя, лисы, волка.
10. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.(Картинный материал)
У ребенка на столе картинка с изображением дикого животного, рассказать чей хвост, лапы, голова, и др.
11. Итог, оценка деятельности ребенка.
Подводится итог, оценивается деятельность ребенка.
Логопед подводит итог занятия, поощряет улыбкой ребенка, который активно работал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные».
Конспект интегрированного урока музыки и логопедического занятияучителя музыки Дубровиной Л.А.и учителя-логопеда Кравченко В.Е.Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий .
Слова-действия Конспект логопедического занятия по теме ...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»
Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...
Конспект занятия-викторины на основе лексической темы "Дикие животные нашей страны".
Данное занятие проводилось 20 апреля 2016 года в ЦССВ "Южный" с детьми разного возраста (бывший детский дом 8 вида № 9).Занятие подготовлено и проведено учителем-логопедом Скворцовой Т.В. и ...
"Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста"
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...