Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка младшего школьного возраста на основе лексической темы «Дикие животные».
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Красносельская Любовь Геннадиевна

Коррекционно-образовательные задачи:

- развивать фонематический строй речи;

-формировать ритмическую сторону речи;

- развивать мышление на материале описательных загадок;      

-расширить знания детей о диких животных;

-активизировать словарь по теме;

 -формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от  существительных;

-закрепить навык образования притяжательных прилагательных;

          Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать восприятие, внимание, память, мышление;

          Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка младшего школьного возраста на основе лексической темы «Дикие животные».

Тема : «Употребление притяжательных прилагательных»

Цель: совершенствование грамматического строя речи через употребление притяжательных прилагательных и включение их в словосочетания и предложения.

Коррекционно-образовательные задачи:

- развивать фонематический строй речи; 

-формировать ритмическую сторону речи;

- развивать мышление на материале описательных загадок;        

-расширить знания детей о диких животных;

-активизировать словарь по теме;

 -формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от  существительных; 

-закрепить навык образования притяжательных прилагательных;

          Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать восприятие, внимание, память, мышление;

          Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением диких животных(слайды), их жилищ, разрезные картинки, следы диких животных(слайды), схемы для рассказывания. Оборудование: картины «Лес» с изображениями жилищ диких животных; контурные однотонные изображения диких животных: волка, лисы, зайца, оленя, белки; контурные следы животных(слайды); картинки: заячьи уши, лисий хвост, беличьи лапы, волчье туловище, оленьи рога(слайды);Рисунки для игры «Чья тень?»; цветные изображения животных;  

                                                        Ход занятия:

1.Организационный момент.(сюрпризный)

Ребенок сидит за партой. Логопед даёт установку, на то, что он должен угадать загадку и назвать животное, при правильном ответе появляется изображение. Логопед загадывает загадки. Загадки о диких животных. (слайды)

При трудностях ребенок должен выбрать соответствующую картинку и назвать её. Например, это олень. Олень дикое животное и т.д.

Фонематический строй речи

2.Выдели звук на фоне слова.

Выдели звук на фоне слова. Инструкция:  Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (ЛЬ). :лес, лапа, белка, олень, заяц, лиса, солнышко, волк;

Формирование ритмической стороны речи.

3.Покажи карточку с цифрой - сколько ударов ты слышишь(бубен)

1 11 111 1111(с опорой на наглядность)

Воспитание мягкой голосоатаки.

4.Пропеть гласные звуки (со средней силой голоса) Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у».

У_У, АУ - АУ, АИУ- АИУ,УИА-УИА.

Графическое восприятие буквы.

5. «Волшебный мешочек»: угадай букву по контуру ощупывая(Л,М,Н,С)

6. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала. Перед ребенком на слайдах выставляются картинки с изображением недостающих деталей животного, ребёнок образует прилагательное притяжательное и говорит чье это .

Логопед обращает внимание мальчика на то, как по-разному называют части тела у разных животных. Даются соответствующие образцы. Например:

  • Это уши зайца, они чьи? — Это заячьи уши.
  • Это хвост лисы, он чей? — Это лисий хвост.
  • Это хвост белки, он чей? — Это беличий хвост.
  • Это рога оленя, они чьи?   _ Это оленьи рога.

          Это шкура волка, она чья? — Это волчья шкура. И т.д

Игра «Чьи следы?» Логопед. Чьи это следы, помогут догадаться сами животные.

Слайды с деталями (Уши, хвост, лапы и т.д) мальчик дает свои объяснения

(На экране следы зверей..)

Закрепление. Логопед с ребенком хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода

7. Физминутка.              

Сидит  белка на тележке, ( Хлопки ладонями попеременно и удары кулачками друг о друга попеременно)

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке ,          (Загибают пальцы по одному начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

 8. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия. Игра «Подбери домик»

Логопед. Посмотри внимательно, все ли животные на своем месте?

(Мальчик рассматривает рисунки.)

Логопед. В чьем дупле сидит лиса?

Мальчик. Лиса сидит в беличьем дупле.

Логопед. В чью нору надо отправить лису?

Мальчик. Лису надо отправить в лисью нору.

Логопед. В чьей норе сидит волк?

Мальчик. В лисьей норе сидит волк.

Логопед. Куда ты отправишь волка?

Мальчик. Я отправлю волка в логово. (И т.д.)

9. Игра «Чья тень?»

На компьютере игра «Чья тень?» Соотнести изображения тени с изображением животного: зайца, белки, медведя, лисы, волка.

10. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.(Картинный материал)

 У ребенка на столе картинка с изображением дикого животного, рассказать чей хвост, лапы, голова, и др.

11. Итог, оценка деятельности ребенка.

  Подводится итог, оценивается деятельность ребенка.

Логопед подводит итог занятия, поощряет улыбкой ребенка, который активно работал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные».

Конспект интегрированного урока музыки и логопедического занятияучителя музыки Дубровиной Л.А.и учителя-логопеда Кравченко В.Е.Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий .

Слова-действия                         Конспект логопедического занятия по теме ...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»

Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...

Конспект занятия-викторины на основе лексической темы "Дикие животные нашей страны".

Данное занятие проводилось 20 апреля 2016 года в ЦССВ "Южный" с детьми разного возраста (бывший детский дом 8 вида № 9).Занятие подготовлено и проведено учителем-логопедом Скворцовой Т.В. и ...

"Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста." Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района" 2016-2017 учебного, №7

     Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...