ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
консультация (1 класс)

Баранова Юлия Валентиновна

Игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Они побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry._formirovanie_grammaticheskogo_stroya.docx188.61 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

Игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Они побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия.

СЛОВО.

ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ

Игра «Кто что делает?»

Цель. Дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Оборудование. Карандаш, бумага.

Описание игры. Логопед приглашает одного из детей к себе и дает ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, - и спрашивает у детей: - Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом.

Затем логопед дает другие задания ребенку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, логопед говорит: «Вы мне назвали много разных слов: прыгает, играет» (два слова). «Какое первое слово?» - «Прыгает». – «Какое второе слово?» - «Играет». Далее логопед говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос».

Варит. (Что делает?)

Шьет. (Что делает?)

Бежит. (Что делает?)

Смеется. (Что делает?)

Игра «Что нам почта принесла?»

Цель. Закреплять в речи детей слова, обозначающие действия.

Оборудование. Сюжетные картинки, сумка почтальона, конверты.

Описание игры. Логопед заранее раскладывает в конверты по одной или две сюжетные картинки и кладет эти конверты в сумку почтальона. Детям логопед сообщает о том, что пришло много писем всем детям. Для того чтобы эти письма разнести, нужен почтальон. Из числа детей выбирается почтальон, который разносит письма всем детям. Затем логопед говорит, что письма эти не простые, а письма-картинки и дети должны выполнить следующее задание: внимательно посмотреть на картинку и ответить одним словом на вопрос «что делает?». Дети рассматривают картинки поочередно и называют только одно слово, обозначающее действие, например: «поливает», «строит», «лает», «подметает», «рисует» и т.д. Наиболее активным детям, не допустившим ошибок при ответе, логопед говорит, что они будут почтальонами в следующий раз, когда придет почта.

Существительные

Кто в тереме живет?

Цель. Учить детей правильно употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Оборудование. Картонный домик с дверью, которая может открываться и закрываться, метки всех детей группы, нарисованные на твердой бумаге.

Описание игры. Логопед поочередно ставит на дверях домика метки детей и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Дети, которые узнают метку, называют имя и фамилию.

Как мы одеваемся?

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование. Предметы детской одежды.

Описание игры. Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например платок, юбку, платье, перчатки, майку, брюки и др., и тихо называет его только логопеду, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Потом логопед рассказывает о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя…» Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой он задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.

Прилагательные

Что такого же цвета?

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.

Описание игры. Логопед показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зеленый свитер, зеленая шляпа, зеленая трава и т. д. Выигрывает тот, кто больше назовет предметов данного цвета.

Угадай, что это?

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимениями.

Оборудование. Натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.

Описание игры. Логопед показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей: Это – яблоко. Оно круглое (твердое).

Глаголы

Все трудятся.

Цель. Учить детей употреблять глаголы настоящего времени 3 лица единственного числа.

Оборудование. У детей большие карты с изображением нескольких сюжетных рисунков. У логопеда маленькие карточки с изображением аналогичных сюжетов.

Примерная тематика рисунков:

Шофер ведет машину.

Врач лечит ребенка.

Пожарный тушит пожар.

Сапожник чинит туфли.

Продавец взвешивает яблоки.

Повар печет пироги.

Каменщик строит дом

Плотник строгает доску.

Дворник подметает улицу.

Учитель учит детей.

Садовник поливает цветы.

Описание игры.

Логопед. У кого на картинке продавец?

Ребенок. У меня продавец.

Логопед. Что делает продавец?

Ребенок. Продавец взвешивает яблоки.

Логопед за правильные ответы дает  ребенку карточку или фишку. У кого больше карточек или фишек, тот выигрывает.

Числительные

Волшебный мешочек.

Цель. Учить детей использовать в речи количественные числительные в пределах 10.

Оборудование. Картинки с изображением животных. На каждой картинке должно быть одно животное или группа животных (2-10).

Описание игры. Картинки нужно положить в мешочек. Ребенок просовывает руку в мешочек, выбирает одну картинку и говорит, сколько на ней нарисовано животных, например: «Один зайчик» (или три курочки и шесть цыплят). Если ребенок правильно определил число животных, он может оставить картинку себе, если нет, кладет ее опять в мешочек и вытягивает другую.

Местоимения

Я – Ты

Цель. Учить детей спрягать глаголы.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Логопед сообщает детям, что сегодня они отправятся в магазин «Игрушки». Дети подходят к столу, на котором лежат игрушки. Логопед говорит детям о том, что он продавец, а они покупатели. Покупатели по очереди выбирают понравившуюся игрушку. Педагог спрашивает: «Что ты купил?» Ребенок отвечает: «Я купил куклу». Затем покупатель поворачивается к детям и спрашивает у них: «Что я купил?» Один из детей отвечает: «Ты купил куклу» и т.д. Самый активный из детей при повторении игры может  стать продавцом.

Я – Мы

Цель. Учить детей согласовывать местоимения с глаголами. Учить правильно изменять форму глагола в зависимости от числа.

Оборудование. Фишки.

Описание игры. Логопед читает двустишия, в которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Дети повторяют эти двустишия так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе.

  1. Я бегу, бегу, бегу,

Я на месте не стою.

(Мы бежим, бежим, бежим,

Мы на месте не стоим.)

  1. Я гуляю, загораю,

Землянику собираю.

(Мы гуляем, загораем,

Землянику собираем.)

  1. На скамейке я сижу

И о чем-то говорю.

(На скамейке мы сидим

И о чем-то говорим.)

Логопед может читать эти стихи, употребляя глаголы и местоимения во множественном числе. В этом случае дети заменяют множественное число на единственное.

За правильный ответ ребенок получает фишку. Дети, набравшие большее количество фишек, являются победителями.

Наречия

Когда это бывает?

Цель. Закреплять правильное употребление наречий с временными значениями.

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки на все времена года.

Описание игры. Логопед показывает картинки и спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег, когда листья желтые и т.д. Если ребенок правильно назвал время года, он получает картинку.

Предложение. Простые предложения

Составь предложение.

Цель. Учить детей составлять простые предложения.

Оборудование. Окружающие предметы.

Описание игры. Логопед дает детям поочередно задания, и они по действиям составляют предложения, например: «Петя, полей цветы». Ребенок выполняет задание. Дети проговаривают, что делает Петя: «Петя поливает цветы».

«Оля, собери кубики». Выполняется задание. Дети проговаривают, что делает Оля: «Оля собирает кубики».

«Маша, принеси куклу». Дети проговаривают, что делает Маша: «Маша принесла куклу». И т. д.

Логопед следит за тем, чтобы дети не опускали слова в предложении.

Простые распространенные предложения

Человек и животные.

Цель. Закреплять умение пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. Развивать навык диалогической речи.

Оборудование. Маски лошади, коровы, овцы, собаки, петуха, курицы.

Описание игры. Логопед читает детям сказку «Человек и животные». «Животные и птицы пришли к человеку и сказали: «Дай нам работу». – «А что вы умеете делать?» - спросил человек. Лошадь сказала: «Я буду возить грузы».

Корова сказала: «Я буду давать молоко».

Овца сказала: «Я буду давать шерсть».

Собака сказала: «Я буду охранять дом».

Курица сказала: «Я буду нести яйца».

«Хорошо, я вам дам работу», - сказал человек. «А кто нас утром будить будет?» - спросили животные. Тут петух крикнул: «Я рано утром буду петь и всех будить».

После прочтения сказки логопед распределяет роли среди детей и раздает им маски. Инсценируется диалог.

Предлоги в предложениях

Что где растет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом НА.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед начинает фразу, дети ее заканчивают и повторяют целиком.

Ромашки растут на … (лугу).

Орехи растут на … (дереве).

Яблоки растут на … (яблоне).

Цветы растут на … (клумбе).

Морковь растет на … (грядке).

Дополни.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами В, НА, С, ИЗ, ПОД и различать их.

Оборудование. Избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (игрушки или картинки).

Описание игры. Дети сначала называют предметы. Логопед расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала ее (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать».

Сложные предложения

Кто у кого?

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Описание игры. Логопед раздает по две картинки с изображением детенышей домашних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.

Образец: Телята у коровы, а козлята у козы.

Закончи предложение.

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед, демонстрируя детям две картинки с изображением фруктов и овощей, начинает предложение, а дети должны его закончить и повторить целиком.

Лимон кислый, а арбуз … (сладкий).

Дыня сладкая, а редька … (горькая).

Рыба соленая, а сахар … (сладкий).

Виноград сладкий, а лук … (горький).

Перец горький, а мед … (сладкий).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В условиях работы школьного логопедического пункта или ЦПМСС, когда логопедическое обследование ребенка необходимо провести в крайне ограниченное время, мы столкнулись с необходимостью оптимизации диа...

"Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста." Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района" 2016-2017 учебного, №7

     Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем...

Карточки на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие направлено на развитие речи...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...

Родительское собрание с использованием ИКТ: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

Цель:• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;• привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук....

Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

 Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию инто...