План профилактической работы учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
РАССМОТРЕНО
___________/Зиновьева Н. А../ Протокол №___
| ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Шаталовской СШ _____________/Мамичева И.С./ Приказ № 246 а
|
План профилактической и просветительской работы
учителя-логопеда на 2018/2019 учебный год
2018
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у школьников.
Просветительская деятельность учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета организуется с целью повышения уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.
Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, на которых рассказывается об особенностях развития детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытую организованную образовательную деятельность, информационный стенд для родителей (законных представителей) и педагогов со сменным материалом.
Консультативная работа учителя-логопеда школы включает консультирование родителей, учителей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытой организованной образовательной деятельности, семинаров, практикумов, мастер-классов.
Основными направлениями консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) являются:
- Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте.
- Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
- Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи).
- Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, логопедические игры и т.д.).
- Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающей деятельности в домашних условиях.
Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогают снизить количество речевых нарушений:
- Первичная профилактика.
Предупреждение речевых нарушений.
- Вторичная профилактика.
Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.
- Третичная профилактика.
Социализация детей с речевой патологией.
Логопедическая работа включает в себя несколько направлений:
- Преодоление имеющихся нарушений речи у детей;
- Предупреждение возможных вторичных нарушений речи;
- Профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;
- Совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;
- Параллельная коррекция и развитие психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
В развивающем аспекте деятельности учителя-логопеда решаются не только специфические задачи по развитию речевых процессов у
воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как
- развитие мотивации к обучению;
- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
- развитие самоконтроля за своей речью;
- развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
- речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторной координации, пространственных ориентировок;
- наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников школы к условиям школьного обучения. Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы воспитанников в процессе коррекции и развития речи у детей применяются современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
- игровые технологии в логопедической коррекции
- арт-педагогические технологии в специальном образовании
- технологии речедвигательной ритмики
- технологии коррекции психомоторного развития
- технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета создается развивающая предметно-пространственная среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.
Консультирование учителем-логопедом организуется
- индивидуальное консультирование родителей и педагогов
- групповое консультирование родителей и педагогов
- консультирование по запросам родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся в логопедическом кабинете, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.
Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.
Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников детского сада, которые не посещают логопедический кабинет. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.
Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.
Взаимодействие с педагогами школы
Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в логопедическом кабинете достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.
Только систематическое взаимодействие специалистов школы по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у учащихся школы предполагает организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.
К таким условиям относятся:
- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
- систематическое развитие предпосылок речевого развития;
- развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов школы к коррекции речи выступают:
- Закрепление речевых навыков;
- Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
- Повышение качества образовательных достижений воспитанников.
Технология реализации план профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета
Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета включает три взаимосвязанных этапа.
1 этап. Профилактический
Задача: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей младшего школьного возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям школьного образования.
Возраст учащихся: от 6,6 до 8лет.
Координатор-консультант: учитель-логопед.
Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки
Содержание этапа
Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений: - создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями; - обогащение чувственного опыта ребенка;
- развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;
- развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;
- развитие речевой функциональной системы.
Среда в классе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.
2 этап. Диагностико-развивающий
Задача: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей школьного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.
Возраст учащихся: 8-9 лет.
Координатор-консультант: учитель-логопед
Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки
.
Содержание этапа
В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности учитель-логопед совместно с учителем, музыкальным руководителем обеспечивает два основных направления работы.
Во-первых, развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения:
вопросительной, повествовательной, восклицательной.
Во-вторых, учитель-логопед обеспечивает развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи. В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые в более старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.
3 этап. Коррекционно-развивающий этап
Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.
Возраст учащихся: 9-10 лет.
Координатор-консультант: учитель-логопед
Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки
Содержание этапа
В процессе разных видов деятельности детей педагоги обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь учеников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованной образовательной деятельности, развлечений, досугов.
Каждый педагог решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.
Вводятся персонажи, которые использует не только учитель-логопед, но и разные педагоги в процессе проведения уроков и организации досуга.
Обеспечивается осознание детьми языковых явлений. Для этого дети вводятся в воображаемую ситуацию и действуют по ее законам. Широко используется персонификация игровых персонажей, например, Звукоешка, который связывается в сознании детей с определенными речевыми упражнениями. С их помощью не только создается игровая ситуация и тем самым повышается мотивация воспитанников, но и формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.
План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета школы включает следующие разделы:
· Диагностика проблем речевого развития воспитанников;
- Профилактика речевых нарушений у воспитанников 6-7 лет;
- Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей) и педагогов.
План мероприятий, направленных на профилактику
речевых нарушений у детей
месяц | Коррекционно- | Профилактическая | |
Работа с учителями | Работа с родителями | ||
сентябрь | Обследование различных сторон психофизического развития детей. Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы. Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации. | Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей. | Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий. Консультации по результатам обследования. |
октябрь | Коррекционно-логопедическая работа с детьми: -развитие фонематического слуха -развитие артикуляционной моторики -формирование правильного звукопроизношения -совершенствование грамматического строя речи -обогащение и активизация словарного запаса -работа над слоговой структурой слова - развитие связной речи -развитие высших психических процессов -развитие мелкой моторики | Участие в работе психолого-педагогического консилиума. Консультативно-информационная помощь воспитателям. Посещение групповых, индивидуальных занятий. | Проведение тематических родительских собраний. Консультативно-информационная помощь родителям: - организация индивидуальных занятий с ребёнком -речевой аппарат, строение, функции -методика проведения артикуляционной гимнастики |
ноябрь | Коррекционно-логопедическая работа с детьми: -развитие фонематического слуха -развитие артикуляционной моторики -формирование правильного звукопроизношения -совершенствование грамматического строя речи -обогащение и активизация словарного запаса -работа над слоговой структурой слова - развитие связной речи -развитие высших психических процессов -развитие мелкой моторики | Консультативно-информационная помощь воспитателям. Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий. Участие в работе психолого-педагогического консилиума. | Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. Консультирование. |
декабрь | Коррекционно-логопедическая Мониторинг речевого развития детей. | Консультативно-информационная помощь воспитателям. Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий. Участие в работе психолого-педагогического консилиума. | Консультации по запросам. Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. |
январь | Корректировка комплектования группы детей, посещающих логопедические занятия, на основе данных, полученных в ходе обследования. | Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе. Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий. | Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. |
февраль | Коррекционно-логопедическая | Консультативно-информационная помощь воспитателям и специалистам. Создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в группах. Участие в работе психолого-педагогического консилиума. | Консультации. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционной работе. |
март | Коррекционно-логопедическая работа. | Консультативно-информационная помощь воспитателям и специалистам. Участие в работе психолого-педагогического консилиума. | Консультации. Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. |
апрель | Коррекционно-логопедическая работа с детьми. -развитие фонематического слуха -развитие артикуляционной моторики -формирование правильного звукопроизношения -совершенствование грамматического строя речи -обогащение и активизация словарного запаса -работа над слоговой структурой слова - развитие связной речи -развитие высших психических процессов -развитие мелкой моторики | Участие в работе психолого-педагогического консилиума. Консультативно-информационная помощь воспитателям. Посещение групповых, индивидуальных занятий. | Консультативно-информационная помощь родителям. |
май | Коррекционно-логопедическая работа с детьми. Анализ коррекционной работы за год. Определение задач на новый учебный год. | Составление цифрового и аналитического отчёта. Выступление на итоговом педагогическом совете. | Консультирование родителей |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_profilakticheskoy_raboty.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
РАССМОТРЕНО
___________/Зиновьева Н. А../ Протокол №___ | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Шаталовской СШ _____________/Мамичева И.С./ Приказ № 246 а |
План профилактической и просветительской работы
учителя-логопеда на 2018/2019 учебный год
2018
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у школьников.
Просветительская деятельность учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета организуется с целью повышения уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.
Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, на которых рассказывается об особенностях развития детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытую организованную образовательную деятельность, информационный стенд для родителей (законных представителей) и педагогов со сменным материалом.
Консультативная работа учителя-логопеда школы включает консультирование родителей, учителей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытой организованной образовательной деятельности, семинаров, практикумов, мастер-классов.
Основными направлениями консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) являются:
- Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте.
- Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
- Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи).
- Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, логопедические игры и т.д.).
- Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающей деятельности в домашних условиях.
Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогают снизить количество речевых нарушений:
- Первичная профилактика.
Предупреждение речевых нарушений.
- Вторичная профилактика.
Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.
- Третичная профилактика.
Социализация детей с речевой патологией.
Логопедическая работа включает в себя несколько направлений:
- Преодоление имеющихся нарушений речи у детей;
- Предупреждение возможных вторичных нарушений речи;
- Профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;
- Совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;
- Параллельная коррекция и развитие психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
В развивающем аспекте деятельности учителя-логопеда решаются не только специфические задачи по развитию речевых процессов у
воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как
- развитие мотивации к обучению;
- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
- развитие самоконтроля за своей речью;
- развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
- речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторной координации, пространственных ориентировок;
- наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников школы к условиям школьного обучения. Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы воспитанников в процессе коррекции и развития речи у детей применяются современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
- игровые технологии в логопедической коррекции
- арт-педагогические технологии в специальном образовании
- технологии речедвигательной ритмики
- технологии коррекции психомоторного развития
- технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета создается развивающая предметно-пространственная среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.
Консультирование учителем-логопедом организуется
- индивидуальное консультирование родителей и педагогов
- групповое консультирование родителей и педагогов
- консультирование по запросам родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся в логопедическом кабинете, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.
Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.
Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников детского сада, которые не посещают логопедический кабинет. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.
Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.
Взаимодействие с педагогами школы
Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в логопедическом кабинете достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.
Только систематическое взаимодействие специалистов школы по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у учащихся школы предполагает организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.
К таким условиям относятся:
- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
- систематическое развитие предпосылок речевого развития;
- развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов школы к коррекции речи выступают:
- Закрепление речевых навыков;
- Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
- Повышение качества образовательных достижений воспитанников.
Технология реализации план профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета
Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета включает три взаимосвязанных этапа.
1 этап. Профилактический
Задача: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей младшего школьного возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям школьного образования.
Возраст учащихся: от 6,6 до 8лет.
Координатор-консультант: учитель-логопед.
Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки
Содержание этапа
Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений: - создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями; - обогащение чувственного опыта ребенка;
- развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;
- развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;
- развитие речевой функциональной системы.
Среда в классе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.
2 этап. Диагностико-развивающий
Задача: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей школьного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.
Возраст учащихся: 8-9 лет.
Координатор-консультант: учитель-логопед
Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки
.
Содержание этапа
В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности учитель-логопед совместно с учителем, музыкальным руководителем обеспечивает два основных направления работы.
Во-первых, развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения:
вопросительной, повествовательной, восклицательной.
Во-вторых, учитель-логопед обеспечивает развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи. В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые в более старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.
3 этап. Коррекционно-развивающий этап
Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.
Возраст учащихся: 9-10 лет.
Координатор-консультант: учитель-логопед
Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки
Содержание этапа
В процессе разных видов деятельности детей педагоги обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь учеников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованной образовательной деятельности, развлечений, досугов.
Каждый педагог решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.
Вводятся персонажи, которые использует не только учитель-логопед, но и разные педагоги в процессе проведения уроков и организации досуга.
Обеспечивается осознание детьми языковых явлений. Для этого дети вводятся в воображаемую ситуацию и действуют по ее законам. Широко используется персонификация игровых персонажей, например, Звукоешка, который связывается в сознании детей с определенными речевыми упражнениями. С их помощью не только создается игровая ситуация и тем самым повышается мотивация воспитанников, но и формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.
План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета школы включает следующие разделы:
∙ Диагностика проблем речевого развития воспитанников;
- Профилактика речевых нарушений у воспитанников 6-7 лет;
- Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей) и педагогов.
План мероприятий, направленных на профилактику
речевых нарушений у детей
месяц | Коррекционно- | Профилактическая | |
Работа с учителями | Работа с родителями | ||
сентябрь | Обследование различных сторон психофизического развития детей. Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы. Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации. | Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей. | Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий. Консультации по результатам обследования. |
октябрь | Коррекционно-логопедическая работа с детьми: -развитие фонематического слуха -развитие артикуляционной моторики -формирование правильного звукопроизношения -совершенствование грамматического строя речи -обогащение и активизация словарного запаса -работа над слоговой структурой слова - развитие связной речи -развитие высших психических процессов -развитие мелкой моторики | Участие в работе психолого-педагогического консилиума. Консультативно-информационная помощь воспитателям. Посещение групповых, индивидуальных занятий. | Проведение тематических родительских собраний. Консультативно-информационная помощь родителям: - организация индивидуальных занятий с ребёнком -речевой аппарат, строение, функции -методика проведения артикуляционной гимнастики |
ноябрь | Коррекционно-логопедическая работа с детьми: -развитие фонематического слуха -развитие артикуляционной моторики -формирование правильного звукопроизношения -совершенствование грамматического строя речи -обогащение и активизация словарного запаса -работа над слоговой структурой слова - развитие связной речи -развитие высших психических процессов -развитие мелкой моторики | Консультативно-информационная помощь воспитателям. Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий. Участие в работе психолого-педагогического консилиума. | Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. Консультирование. |
декабрь | Коррекционно-логопедическая Мониторинг речевого развития детей. | Консультативно-информационная помощь воспитателям. Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий. Участие в работе психолого-педагогического консилиума. | Консультации по запросам. Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. |
январь | Корректировка комплектования группы детей, посещающих логопедические занятия, на основе данных, полученных в ходе обследования. | Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе. Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий. | Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. |
февраль | Коррекционно-логопедическая | Консультативно-информационная помощь воспитателям и специалистам. Создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в группах. Участие в работе психолого-педагогического консилиума. | Консультации. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционной работе. |
март | Коррекционно-логопедическая работа. | Консультативно-информационная помощь воспитателям и специалистам. Участие в работе психолого-педагогического консилиума. | Консультации. Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. |
апрель | Коррекционно-логопедическая работа с детьми. -развитие фонематического слуха -развитие артикуляционной моторики -формирование правильного звукопроизношения -совершенствование грамматического строя речи -обогащение и активизация словарного запаса -работа над слоговой структурой слова - развитие связной речи -развитие высших психических процессов -развитие мелкой моторики | Участие в работе психолого-педагогического консилиума. Консультативно-информационная помощь воспитателям. Посещение групповых, индивидуальных занятий. | Консультативно-информационная помощь родителям. |
май | Коррекционно-логопедическая работа с детьми. Анализ коррекционной работы за год. Определение задач на новый учебный год. | Составление цифрового и аналитического отчёта. Выступление на итоговом педагогическом совете. | Консультирование родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Годовой план учителя-логопеда разбит на формы работы...
План работы учителя-логопеда на учебный год
План оформлен в таблицу (5 страниц) и имеет следующие разделы: диагностика, организационная работа, коррекционно-развивающая работа, консультативно-просветительская работа, самообразование и методичес...
План работы учителя-логопеда в школе
Планирование работы учителя-логопеда в школе на учебный год по месяцам с темами консультаций, бесед....
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год
В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....
Годовой план работы учителя-логопеда
Предлагаю Вашему вниманию годовой план работы школьного учителя-логопеда....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ
В плане прописаны этапы и содержание коррекционной работы...
План методической работы учителя – логопеда
План методической работы учителя -логопеда на учебный год...