ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
В плане прописаны этапы и содержание коррекционной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_korrektsionnoy_raboty_uchitelya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ
ГРУППЫ: дети 1 класс с общим недоразвитием речи, не резко выраженным общим недоразвитием речи (1 год обучения)
дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием.
ЦЕЛИ: 1. Преодоление нарушений в звуковой стороне речи (звукопроизношение, фонетическое восприятие, фонематический анализ и синтез)
- Формирование речевых предпосылок к овладению грамотой у детей с нарушением речи.
- Профилактика нарушений чтения и письма у первоклассников.
ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ:
1- ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ:
- развитие и совершенствование анализаторов зрительного, слухового, двигательного, речеслухового и речедвигательного;
- формирование нормативного объема зрительной и слуховой памяти;
- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
- формирование и развитие мыслительных операций (обобщения, классификации, исключения, сравнения, выделение главного прич.-следственных связей);
- формирование внимания как умственного действия контроля.
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
- формирование представлений о схеме тела;
- обучение ориентировке в пространстве (большом, малом, на листе бумаги);
- формирование умения понимать пространственные отношения, выраженные предлогами и наречиями;
- формирование основных пространственных понятий, значимых для письма (клетка, строчка, поля, ряд, столбец);
- формирование понятий о линейном ряде;
- формирование основных временных представлений (времена года, дни недели, время суток, раньше - позже, старше - младше, вчера, сегодня, завтра, до, после).
- КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,
- развитие и совершенствование артикулярного праксиса;
- постановка отсутствующих, или искаженных звуков на базе совершенствования артикуляционной маторики (выработка точных, дифференцированных движений органов речи);
- уточнение произношения всех звуков речи;
- формирование навыка осознанного контроля за работой артикуляционных органов на основы развития кинестетических ощущений как предпосылки для овладения грамматическими понятиями «звук», «гласный звук», «твердый и
мягкий согласный», «звонкий и глухой согласный», «ударный и безударный гласный».
- дифференциация звуков в произношении.
- ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ (БОСПРРИЯТИЕ СЛУХА.
ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА)
- формирование умения осознавать фонемную и слоговую структуру слова на слух (с опорой на схему, числовой ряд);
- дать представление о слове как линейной последовательности слогов и фонем;
- научить определять место звука в слове, проводить количественный, порядковый и позиционный фонематический анализ;
- дифференцировать на слух и с опорой на кинестетические ощущения;
- Согласные и гласные.
- Твердые и мягкие согласные.
- Звонкие и глухие согласные
Согласные, сходные по артикуляционным признакам (свистящие-шипящие,
африкаты, заднеязычные, сонорные и тотированные звуки).
- ФОРМИРОВАНИЕ БУКВЕННОГО АНАЛИЗА - СИНТЕЗА
- научить опознавать графемы русского алфавита и соотносить их с соответствующими звуками;
- развивать графомоторные функции;
- научить определять количество и порядок слов в предложении;
- формировать первичный орфографический навык записи предложения (большая буква, точка)
К концу коррекционного обучения у учащегося должны быть:
- сформирована направленность на звуковую сторону речи;
- поставлены и отдифференцированы на слух и в произношении все звуки;
- сформированы навыки звукового анализа и синтеза (количество, порядок звуков в слове) слогового анализа и синтеза, преобразования слов путем замены звуков и букв;
- сформировано умение определять акустические и артикулярные характеристики звуков (гласный-согласный, звонкий -глухой согласный, твердый мягкий согласный, ударный -безударный гласный), введены в активный словарный запас соответствующие грамматические термины.
Распределение тем по часам (группы с ОНР, НВ, ОНР, 90 часов в год)
Подготовительный период -12 ч.
Гласные звуки и буквы -6 ч.
Согласные звонкие и глухие -39 ч.
Сонорные согласные - 9ч.
Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2 ряда и мягким знаком -15 ч.
Согласные - африкаты и [ щ ] - 9ч.
Распределение тем по часам ( группы ФФН, ФН, 60 часов в год.)
Подготовительный период -8 ч. Гласные звуки и буквы -4 ч. Звонкие - глухие согласные - 26 ч. Сонорные согласные -6 ч.
Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2 ряда с ь - 10ч. Согласные - африкаты и [ Щ ] - 6 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...
Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...
Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...
Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.
Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи....