Звук и буква «С»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Автоматизации звука «С» в слогах и словах.
«Путешествие кляксы».
Цель: закрепить произношение звука «С» в слогах и словах.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука «С»;
- Автоматизация звука [С] в слогах и словах;
- Учить договаривать слова;
- Упражнять в определении наличия звука в слогах;
- Упражнять в образовании существительных единственного числа, в В. падеже;
- Учить определять место звука в слове.
- Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие мелкой моторики, самомассаж лица, развитие внимания, мышления.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия;
- Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.
- Воспитание усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование: зеркало, игра «рыбалка», синий карандаш.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Здравствуй Слава! Сегодня мы с тобой отправимся в гости, а вот к кому, ты узнаешь, отгадав загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … (ХУДОЖНИК)
- Правильно это художник (вывешиваю на доску картину)
- Ой, посмотри, художник писал картину, но неожиданно у него упала кисточка с синей краской и получилась вот такая синяя клякса. Клякса ожила, и ей стало скучно на листе, и она отправилась в путешествие.
2. Развитие мелкой моторики.
Навстречу кляксе выкатились колючие ежики, давай с ними поиграем:
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на иголочки)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
3. Артикуляционные упражнения и самомассаж лица.
Попала Клякса в комнату кривых зеркал! И отражение кляксы принимает разнообразные формы: в заборчик, лопаточку, горку, качели, зубную щетку. Ребенок выполняет артикуляционные упражнения, картинки к которым показывает логопед.
Покривлялась клякса и пошла на улицу.
А там начался дождик. (упр: точечный массаж лица)
Капля первая упала – кап! Разглаживаем одну бровь
И вторая побежала – кап! Разглаживаем вторую бровь
Капельки кап – кап запели, Разглаживаем крылья носа
Намочились лица, Поглаживаем лоб от середины и ведем до подбородка
Мы их вытерли слегка…. Трем щеки
Плечами дружно поведем, Поднимаем плечи
И все капельки стряхнем. Встряхивание капель со щек.
Начался сильный дождик, потекли ручьи. Испугалась клякса, что ее смоет, спряталась под зонтик и стала передразнивать ручей: «С-С-С, С-С-С».
Чтобы прогулка вместе с кляксой была более интересной мы с тобой возьмём звук «С».
4. Игра «Договори слово»
Но вот вышло солнышко, ручьи утекли и на полянке выросли вот такие грибы. А грибы не простые, а с картинками. Я буду называть часть слова, а ты попробуй закончить слово звуком «С». А затем произнеси, какое слово получиться.
Нос, Лес, Ананас, Автобус, Глобус.
5. Игра «Рыбалка»
Молодец! Теперь Клякса отправляется в путешествие по морю. А там много рыбы! Клякса решила наловить рыбу, но не всю, а ту, на которой слог со звуком «С». Давай поможем кляксе.
ас – ос – ма – ра – су – сы – ан – со - ус
6. Игра «Узнай по тени»
Ну вот, на пути в лесу Кляксе встретился Лев! У него много друзей. Но они все спрятались и видны только их тени. Давай поможем Кляксе узнать по тени животного, птицу или рыбу и назвать, кого ты видишь!
Слона;
Лису;
Гуся;
Сову;
Собаку;
Сома
7. Определи место звука в слове.
Клякса приготовила тебе еще одно задание, давай определим, где стоит звук «С» в
начале, в середине или в конце слова.
Раскладываю карточки со словами – слон, лиса, гусь.
8. Оценка детской деятельности
Но вот уже стемнело, ты и Клякса прошли большой путь, но она устала и ей пора отправляться домой. Давай поместим кляксу в ее домик на палитре. Клякса, какого цвета? Значит ее домик здесь. Тебе нужно закрасить эту ячейку, каким цветом? Тебе понравилось путешествовать, вместе с Синей Кляксой? Какой звук ты сегодня брал с собой в путешествие?
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
в 2«А» классе.
Тема: «Автоматизация звука С в слогах и словах».
Занятие проводилось с ребенком 2 «А» класса, с диагнозом грубое системное недоразвитие речи.
Данное занятие организовано в соответствии с планом и учетом индивидуальных особенностей. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения и коррекции.
Цель занятия: закрепить произношение звука «С» в слогах и словах.
Задачи: - Коррекционно-образовательные:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука «С»;
- Автоматизация звука [С] в слогах и словах;
- Учить договаривать слова;
- Упражнять в определении наличия звука в слогах;
- Упражнять в образовании существительных единственного числа, в В. падеже;
- Учить определять место звука в слове.
- Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие мелкой моторики, самомассаж лица, развитие внимания, мышления.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия;
- Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.
- Воспитание усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.
Считаю, что поставленные цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Цель выполнялась в единстве с коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачами. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой.
В начале занятия был проведен организационный момент, который настроил ребенка на доброжелательную атмосферу на протяжении всего занятия.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. Первое с чего мы начали это развивали мелкую моторику рук.
При выполнении артикуляционной гимнастики, развивали подвижность губ, языка, укрепляли мышцы языка и лица. А так же для закрепления произношения звука С, проговаривали его изолированно.
В задании «Рыбалка» учились видеть звук – С в слогах, выделять и проговаривать данный звук.
В игре «Тени» упражнялись в образовании существительных единственного числа, в В. падеже., далее развивали анализ и синтез, где ребенок определял место звука, определяя его фишками.
Анализируя деятельность Славы, хочется отметить, что, не смотря на его быструю утомляемость, с заданиями он справился. Имеющиеся знания и умения, использовал в полной мере. На занятии был внимателен, организован.
Считаю, что коррекционно-развивающие задачи выполнены практически в полном объеме и цель занятия достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...