Комплекс занятий по предупреждению дисграфии
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Ляпина Наталья Валериевна

Комплекс занятий по предупреждению дисграфии в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_zanyatiy.doc765 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по предупреждению нарушений письма у учащихся 1 класса.

Исследование письма учащихся первых классов показало, что наиболее распространенными в письменных работах учащихся были ошибки на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Наиболее редко встречались ошибки, связанные с несформированностью фонемного распознавания. Основываясь на полученных данных мы разработали комплекс занятий по предупреждению дисграфии.

Комплекс занятий  составляли с использованием работ таких авторов как

Мазанова Е.В. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова; [18] [22] [23], [24], [25].

Представленный ниже комплекс коррекционно-развивающих занятий состоит из 7 фронтальных занятий. Продолжительность занятий составляет 30-35 минут.

Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.

Занятие 1.

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия.

Задачи: Вспомнить вместе с детьми гласные и согласные звуки, закрепить знания детей о звонких и глухих, твердых и мягких согласных; развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать согласные звуки, закрепить знания о парных согласных.

Оборудование: таблица «Алфавит», буквы для составления слов, индивидуальные карточки для работы (приложение 4).

Картинки: заяц, ежик, рюкзак, корова, вишня.

Ход занятия

Орг.момент.

Логопед приветствует детей. Логопед просит детей вспомнить, какие звуки относятся к гласным и согласным.

II. Основная часть

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед:  Сегодня буквы хотят пригласить вас в гости в страну Букв и Звуков. В этой стране живут  Гласные и Согласные звуки. Гласные звуки живут в красных домиках, крыши домиков окрашены  в красный  - для гласных звуков первого ряда и розовый цвет   — для йотированных гласных второго ряда. Согласных Звуки, живут в синих домиках, крыши домиков окрашены   синий цвет — для твердых согласных – и зеленый – для мягких согласных. На дверках домиков согласных звуков есть колокольчики для звонких звуков и наушники — для глухих согласных звуков.

Иногда согласные и гласные собираются в улицы Слогов. Там они вместе играют, составляют слоги, затем несут слоги на площадь, где составляют из слогов слова. На площади Слов буквы узнают значения новых слов и припоминают значения уже известных. Около дворца Грамматики составляют из слов предложения, а потом целые сказки, рассказы и сочиняют стихи.

У стен города несут службу ударение и все знаки препинания. Все они следят за порядком в Городе Звуков и Букв. Итак, в путь!

  1. Закрепление знаний о гласных звуках.

Логопед:  Мы заглянули на улицу Гласных. Гласные очень пугливы. Они спрятались в свои домики.

Какие гласные должны стоять в словах? Запишите их в квадратиках (запись на карточках). Подумайте, какого цвета должны быть домики каждой гласной.

Д[]м        к[]т       кр[]н  л[]с        к[]т       кр[]т

  1. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед:  Гласные очень обрадовались тому, что вы хорошо справились с заданием. Они так распелись, что слышны только их голоса, а согласных звуков не слышно. Рассмотрите картинки и отгадайте по голосам гласных названия предметов. Запишите их.

Логопед:   называет только гласные, дети отгадывают слова с опорой на картинки.

Картинки: заяц (а-я), ежик (е-и), рюкзак (ю-а), корова (о-о-а), вишня (и-я).4.        Закрепление знания о парных согласных.

Логопед:  Погостив немного у гласных, пойдем в гости к Согласным Звукам. Зайдем в гости парным согласным. Назовите все пары согласных по звонкости и глухости. А какие пары могут образовывать согласные по мягкости и твердости?

Парные согласные приготовили вам игру. «Правильные» слова – вставьте верно парные согласные (запись на карточках), припомнив правило о правописании парных согласных на конце и в корне слов.

Индивидуальные карточки:

1 вариант: водопа_, ло_ка, тетра_ь, голу_ь, морко_ь

2 вариант: шокола_, моро_, бере_, самока_, лоша_ь

  1. Физминутка.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики — Ура

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

  1. Работа по развитию  буквенного синтеза на уровне слов.

Логопед:   Мы очутились на улице Слов. Но что мы видим? Слово рассыполось! Соберите из букв ключевое слово, а потом из букв этого слова составьте как можно больше новых слов.

Буквы: Т. Е. Л. Е. В. И. З. О. Р.

III. Итог занятия

Логопед:  Гласные и согласные очень довольны нашим путешествием. Они рады вашим хорошим знаниям звуков. Проводить вас вышли все жители страны Звуков и Букв. Сколько их? Давайте припомним и назовем все имена жителей. (Называют по памяти или с опорой на алфавит.)

Занятие 2.

Тема: Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;

Задачи: учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки; закреплять знания о гласных и согласных звуках; развивать логическое мышление.

Оборудование: Картинки: кот, утка, заяц, ящерица; предметная картинка с изображением Кузи (приложение 5).

Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.

Ход занятия

Орг.момент

  1. Развитие логического мышления.

Логопед:    Ребята, послушайте загадки и отгадайте их. Запишите отгадки. Далее, вы из первых звуков отгаданного слова вы должны записать цепочку и отгадать  загаданное  слово.

Загадки:

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе, орешки я грызу

(белка)

Тихо не спеша ползу,

Домик на себе несу.

(улитка)

Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки.

(кошка)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный

(волк)

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Он летает на охоту

За лягушками к болоту

(аист)

Цепочка: БУКВА

Запись отгаданного слова на доске.

Сформулировать тему  занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

  1. Знакомство с героем занятия.

Логопед:  Отгадайте имя героя, который придет к нам на   занятие по первым буквам слов – названий картинок. Почему количество звуков и букв в имени  Кузя различно?

Картинки: кот, утка, заяц, ящерица. (Кузя)

  1. Закрепление знания о гласных звуках

Логопед: Кузя перепутал нам слова, ему очень нравятся гласные звуки, и он решил забрать их себе. Посмотрите, что из этого получилось! Таких слов не бывает, поможем Кузе вернуть гласные буквы А, О, У, И в слова.
        БРБН-…        КН-…         ЛТ-…                 ЛН-…

МШК-…        БЗР-…        РССД-…        БРН-…

ГРД-…        ВД-.. .        НТК-…        СХР-…

Ребята, запишите, что у вас получилось.

  1. Дифференциация звуков и букв в словах.

Логопед:   Молодцы! Вы хорошо умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Кузя хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.

Образец: кошка – 5 букв, 5 звуков. Заяц 4 буквы, 5 звуков. Конь – 4 буквы, 3 звука.

Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.

Работа со словами-перевертышами.

Логопед:  Кузя нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево.

 Запишите слова, которые у вас
получились.

Казак, кот, мот, топот, мир, луг, хорош, зов.

Физминутка.

«Засолка капусты».

Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).

Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки

  1. Развитие буквенного синтеза

Логопед: Кузе нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные слова» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова. Назовите и запишите составленные слова.

Слова: стекло, моряк, картон.

Логопед: Из какого слова у вас получилось наибольшее количество слов? Какие это слова?

  1. Работа по преобразованию слов.

Логопед:  Кузя так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Он предлагает последнюю игру. Прочитайте слова и добавьте к нему первую букву, чтобы получилось новое слово.

Оса, утка, усы, ужи, исток, лад, роза.

III. Итог занятия

Логопед:  Назовите образованные слова и, выбрав любую пару из них, определите количество букв и звуков в ней.

Занятие 3.

Тема: Слог. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.

Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;

Задачи: закреплять знания учащихся о слоге, о слогообразующей роли гласной; развивать словарный запас детей по теме «Животные»; закреплять навыки словообразования; научить дифференцировать, двух- трехсложные слова; развивать графомоторные функции, слуховое и зрительное восприятие, внимание и мышление.

Оборудование: картинки каждому ребенку  для обозначения открытых и закрытых слогов (замок); индивидуальные карточки (приложение 6).

  Ход занятия

  Орг.момент

  1. Закрепление знания о закрытых и открытых слогах.

Логопед: Рассмотрите карточки и скажите, что это такое? Поднимите нужный символ на услышанный слог.

Слоги: оп, ву, ки, пы, , ол, гур, ан, ус, кар, ор, А, маш, а.

Развитие зрительного восприятия и мышления.

Логопед:   Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что здесь лишнее.

Картинка: медведь, заяц, лиса, волк, белка, бабочка. (лишняя бабочка, т.к. это насекомое).

Логопед: формулирует тему и пишет ее на доске

II. Основная часть

  1. Развитие словаря.

Логопед: Представьте, что вы пришли в зоопарк  и там вы увидели животных, но в надписях обозначающих, что это за животное пропущен слог, вставьте его  и запишите себе в тетрадь. Картинки животных с надписями;

Мед_дь, жи_ф, _бе-зья-на, ко_ла, кен_ру, зеб_.

Ди

Логопед: Ребята, посмотрите карточки и запишите в таблицу названия животных, в соответствующие столбики по количеству слогов.

1

2

3

 

 

 

Речевой материал: тигр, жираф, зебра, коала, крокодил, кенгуру, слон, лиса, заяц, волк.

  1. Работа по словообразованию

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови ласково»

Речевой материал: заяц, белка, лиса, обезьяна, слон.

Запишите получившиеся слова.

  1. Физминутка.

Сам, сам, самолет (два хлопка, руки в стороны),

Тут и там самолет (два хлопка, руки в стороны).

Летит самолет близко, далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперед),

Летит самолет низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).

Логопед:  Послушайте слова и, если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши один раз, если слово состоит из двух слогов – хлопните в ладоши два раза, если слово из трех слогов — хлопните в ладоши три раза.        

Слова: дом, ручка, ворона, стол, парта, молоко, рюкзак, барабан, заяц.

Логопед:  Молодцы! Вы справились с заданием, следующее задание подберите слова к заданным схемам. (Работа по вариантам).

III. Итог занятия.

Логопед: Ребята, назовите из подобранных слов такие, в которых два слога, один слог, три слога. Запишите слова в тетрадь.

Комплекс занятий по профилактике дисграфии, обусловленной нарушениями зрительного восприятия и пространственных представлений.

ЗАНЯТИЕ 4.

Тема: Дифференциация букв о – а в словосочетаниях, предложениях и тексте.

  1. Цель: Развитие у детей зрительного восприятия и гнозиса,  развитие зрительного анализа и синтеза, формирование пространственного восприятия и представлений, закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Оборудование: демонстрационные буквы о – а на доске; наборы букв о – а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на карточках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы;

ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг.момент

Логопед: Приветствует учащихся.

Логопед: Ребята,  я загадаю вам загадку и предложу два ответа, а вы выберете правильный.

Мы запомнили легко: номер первый буква (Ответ: О или А).

Логопед: Правильно, это буква А. Давайте вспомним, как пишутся прописью буква а и о. Вспомните внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

Логопед: Буква а – состоит из двух элементов, буква о – из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а – рот широко раскрывается, при произнесении о – рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

II. Основная часть

1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.

Логопед: Вставьте буквы о – а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о – а и подчеркните а – красным цветом, о – розовым.

(Кот, мак, сок, заяц, крот, шкаф, мох.)

Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар…

3.Физминутка.

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает: 

–Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова—правою ногой,
Снова—левою ногой,
После—правою ногой,
После—левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

Логопед: Молодцы ребята, следующее задание: спишите текст, вставляя пропущенные буквы а или о.

Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.

Логопед: Запишите пары слов. Какие оказались новыми для вас. Объяснение значения всех слов.

Пары слов: стал – стол, сам – сом, кратко – кротко, почка – пачка, полки – палки, вол – вал.

Работа на уровне предложения

Логопед: Ребята,  спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Огород

У нас больш. Й огор. Д. Там мы выр. Щиваем р. Зные. Вощи. В густой зелени краснеют помид. Ры. На одной грядке растёт морк. Вь. Большую пл. щ. дь заним. Ет карт. Фель.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите из текста сначала слова с буквой а, а затем – с буквой о.

ЗАНЯТИЕ 5.

Тема: Дифференциация букв и – ы в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цель: Развитие у детей зрительного восприятия и гнозиса,  развитие зрительного анализа и синтеза, формирование пространственного восприятия и представлений, закрепить знания о способе образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях; усовершенствовать навыки различения букв ы и  и; закрепить правило правописания жи, ши.

Оборудование: Сигнальные карточки на доске  ы – в красном квадрате, и - в зеленом квадрате. Картинка Чебурашка (приложение 7).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг.момент

Логопед: Приветствует учащихся.

Логопед: Ребята,  Сегодня к нам в гости придет герой известного мультфильма. Отгадайте, кто это? Я загадаю вам загадку:

Он был когда-то «странной Игрушкой безымянной»,

Пока зелёный крокодил

Его к себе не пригласил. (Чебурашка).

Ребята, Чебурашка пришел к нам учиться. Он много не знает. Мы будем ему помогать.

Сегодня на занятии мы научимся различать звуки. Попробуйте угадать, какие это звуки.

Чебурашка очен мил.

Он с мылом лапки мыл.

Ребята, скажите: Какие похожие слова вы услышали в этих строчках? Какими звуками они отличаются?

II. Основная часть

Работа  над артикуляцией, восприятие на слух звуков [ы]-[и].

Ребята, послушайте, как я произнесу звуки: [ы]-[и]..

Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?

(Гласные. Им ничего не мешает. Они не встретили преграду на своем пути, их можно петь.)

Школьники выговаривают: ы-ы-ы, и-и-и.

Оба звука гласные. А чем же они отличаются?

Давайте произнесем эти звуки и понаблюдаем, в каком положении будет язык, губы, зубы.

[ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются;

[и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.

Хорошо, ребята, вы научились различать  эти звуки. А теперь мы поучимся вместе с Чебурашкой  различать буквы.

На доске логопед пишет буквы ы-и.

Логопед: Чем похожи эти буквы? А в чем различие?

Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Что это за буква?». Нужно соседу по парте написать на спине буквы и или ы. Ребенок отгадывает.

Дифференциация звуков и букв в слогах и словах.

Ребята, послушайте слоги: ры, вы, мы, лы, кы, пы. Какой гласный звук вы слышали?

Какую букву вы  выбираете? (Ы)

Послушайте другие слоги: ри, ви, ми, ли, ки, пи. Какой гласный звук вы слышали?

Какую букву вы  выбираете? (И)

От чего это зависит?

Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Выбери правильную букву».

Дети слушают слова и поднимают соответствующую карточку.

Пыль, пила, кит, сыр, Мила, мыло, рык, рис, Дина, липа.

Ребята, а какую букву выберем для слова»жить»? (Вспомним правило: жи-ши пиши с буквой и. Звуки [ж], [ш] – твердые, но пишем и.)

Далее, игра продолжается.

Бык, шить, шипы, сито, зима, выть, жираф, тигр, миска, уши, пила, сыт, животные, шишка, кисть, ритм, фишка, Рита.

Логопед: Следующее задание: Записать слова в тетрадь, составить предложения. Слова для записи: рысь-рис, мыла-Мила, забыть-забить, пылить-пилить.

 3.Физминутка.

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке).

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Логопед: вставьте пропущенную букву.

Вкусный с..р, синий к..т, холодная з..ма, резиновая ш..на, серые мыш.., послушный с..н, острые ш..пы, еловая ш..шка.

  1. Итог занятия.

Ребята, чему мы сегодня научились? Охарактеризуйте звуки [ы]-[и], и буквы ы-и.

Спасибо молодцы.

Комплекс занятий по профилактике дисграфии, обусловленной   несформированностью лексико-грамматического строя речи

ЗАНЯТИЕ 6.

Тема:  Формирование морфологических обобщений. Распространение предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета.

Цель: Развитие грамматического строя речи, формирование морфологических и синтаксических обобщений.

Задачи: развитие слогового анализа; развитие синтаксического анализа-синтеза: развитие грамматического строя речи, употребления существительных в косвенных падежах, словоизменение существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг.момент

Логопед: Приветствует учащихся, затем просит отгадать загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Логопед:  Сегодня мы будем учиться составлять предложения к схемам по теме «Зима».

II. Основная часть

  1. Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Согласование прилагательного с  существительным в роде, числе и падеже.

Логопед.

Если зимой холодно, то зима, какая? (Холодная)

Если зимой много снега, то зима, какая? (Снежная)

Если зимой стоят большие морозы, то зима, какая? (Морозная)

  1. Развитие грамматического строя речи. Словоизменение существительных.

Логопед. Что? Зима. А чего нет? (Зимы) Чему? (Зиме) Чем?(Зимой) О чем? (О зиме)

Логопед. Что? (холод) Нет чего?(Холода) Чему? (Холоду) Чем? (Холодом)  О чем? (О Холоде)

  1. Развитие грамматического строя речи, словоизменение прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже ( наблюдение за окончаниями прилагательных).

Зима (какая?) морозная. День (какой?) морозный. Утро (какое?) морозное. (Дети записывают словосочетания в тетрадь, логопед на доске)

  1. Формирование представлений о структуре предложения, составление простого нераспространенного предложения по схеме.

Логопед предлагает схему для составления предложения : сказуемое + подлежащее (Наступила зима.) Сколько слов в этом предложении?

Логопед. Назовите первое слово (наступила), назовите второе слово (зима).

(Дети записывают предложение в тетрадь)

  1. Развитие общей моторики, слухового восприятия, внимания, памяти.

Логопед. Услышишь существительное во множественном числе – присядь, в единственном числе – встань на носки, руки  подними вверх.

Логопед. Снежинки – варежка – шапки – шуба – снеговик – морозы.

  1. Распространение предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета, анализ предложения.

Логопед предлагает схему предложения: сказуемое + определение + подлежащее и просит изменить первое предложение так, чтобы оно соответствовало второй схеме. (Наступила морозная зима.)

  1. Развитие слогового анализа

Логопед предлагает разбить на слоги 2 слово в предложении и назвать поочередно 1,2,3,4 слоги. (мо – роз – на – я)

8. Развитие синтаксической системы – восстановление деформированного предложения, подбор схемы к предложению.

Логопед. Предложение рассыпалось. Собери слова, чтобы получилось предложение. Лепят, снеговика, дети. ( Дети лепят снеговика)

(Дети записывают предложение в тетрадь.)

Затем подбирают верную схему к этому предложению из трех предложенных. (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее, подлежащее + сказуемое + дополнение)

Итог занятия.

Логопед: Ребята, чему мы сегодня научились?

Комплекс занятий по профилактике дисграфии, обусловленной   нарушениями фонемного распознавания

ЗАНЯТИЕ 7.

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы С – Ш.

Цели: Развитие слуховых дифференцировок С-Ш в словах, в предложениях тексте.

Задачи:   закреплять знания детей о согласных звуках; познакомить детей с буквами С – Ш; учить выделять звуки С – Ш в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами и символами; познакомить детей со сравнительной характеристикой, звуков С – Ш, нормами их артикуляции; развивать навыки зву-кобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память; закреплять знания норм орфографии.

Оборудование: буквы С – Ш (запись на доске); символы для , картинки с изображением героев: Свистун и Шептун (приложение 8).

I. Орг.момент

1. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

Логопед:  Ребята, прочитайте предложения и скажите какие наиболее часто встречаются вам буквы и звуки.        

Буква Ш- Шипящая, Иногда- Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка Шкварчащая.

  Букву С люблю я очень,

С буквы С пишу «Сыночек». Что ещё? Сказать  Сумей-ка!

Сок, и Солнце, и Скамейка.

Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

  1. Знакомство с героями занятия.

Логопед:   Ребята сегодня к нам на занятие пришли два брата: Шептун и Свистун.

Давайте поможем им вспомнить как произносятся звуки [с] и [ш ].

Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой.

Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой.

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Составь слово»

Я называю вам слова, а вы по первым буквам составляете новое слово. Запишите эти слова и выделите буквы С — Ш.

шорох, арбуз, лиса, аист, шимпанзе (Шалаш);

сад, арка, небо, кот, индюк (Санки).

Логопед:  Молодцы, вы справились с заданием.        .

  1. Развитие слуховой памяти.

Логопед:  Послушайте слова и запишите в левый столбик слова со звуком [с], а в правый со звуком [ш ].

Слова: сахар, шорох, шалун, сито, шар, сова, сыр, шарф, самосвал, шуба.

  1. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слога.

Логопед:   Ребята, давайте поможем Шептуну составить слоги со звуком [ш ],  а Свистуну со звуком [с].

Дети составляют слоги с гласными А, У, И, Ю, Е.

  1. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова

Логопед:  А теперь помогите нашим героям поменять в словах звук [ш ],   на  звук [с].  Прочитайте и запишите новые слова.

Шок – сок, шайка – сайка, мишка – миска, кашка – каска, башня – басня, наш – нас, крыша – крыса.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

Логопед: Ребята, помогите Свистуну и Шептуну составить словосочетания из перепутавшихся слов, запишите словосочетания в тетрадь, подчеркните буквы С и Ш.

Мышь высокая

Башня серая

Карандаши сладкий

Сахар цветные

Штанишки тихий

Шорох короткие

Физминутка.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
        Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо.)
        Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
        Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
        В классе радугу построим,
         Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
        Вправо, влево повернем,
     А потом скатимся вниз.(Посмотреть вниз.)
     Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

  1. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.

Логопед: Ребята я прочитаю вам предложения,  а вы скажите можно ли это назвать текстом. (Запись на доске).

Ушёл Саша в школу. Пушок шалун. У Саши была собака Пушок. Собаку оставил дома. На пол упали чашка, ложка, нож. Пушок сорвал салфетку со стола.

Логопед: Ребята, составьте рассказ из этих предложений и запишите в тетрадь.

Исправленный текст:

У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок шалун. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож.

 Итог занятия.

Логопед:   Назовите из текста слова, которые понравились Свистуну и Шептуну.  Какие буквы и звуки любит каждый из них?

Приложение 1.

Наглядный материал к 1 занятию.

Приложение 2.

Наглядный материал к 2 занятию.

Приложение 3.

Наглядный материал к 3 занятию.

Приложение 4.

Наглядный материал к 5 занятию.

и

ы

Приложение 5.

Наглядный материал к 7 занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников

Тема проекта:  Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...

Занятия для предупреждения дисграфии в 1-4 классах

Упражнения для предупреждения пропуска букв в письме у обучающихся...

Комплекс упражнений для предупреждения речевых ошибок.

Данный материал можно использовать на уроках русского языка в начальных классах....

конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

в данном конспекте много различных упражнений для предупреждения дисграфии у ребенка. В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Наблюдаются пропуски г...

Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)

Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, Россия Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьев...

Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой) Тема: ОВОЩИ. Предлоги НА — С (СО)

Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, РоссияКонспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)Тем...