Комплекс занятий по предупреждению дисграфии
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Комплекс занятий по предупреждению дисграфии в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_zanyatiy.doc | 765 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс занятий по предупреждению нарушений письма у учащихся 1 класса.
Исследование письма учащихся первых классов показало, что наиболее распространенными в письменных работах учащихся были ошибки на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Наиболее редко встречались ошибки, связанные с несформированностью фонемного распознавания. Основываясь на полученных данных мы разработали комплекс занятий по предупреждению дисграфии.
Комплекс занятий составляли с использованием работ таких авторов как
Мазанова Е.В. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова; [18] [22] [23], [24], [25].
Представленный ниже комплекс коррекционно-развивающих занятий состоит из 7 фронтальных занятий. Продолжительность занятий составляет 30-35 минут.
Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.
Занятие 1.
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия.
Задачи: Вспомнить вместе с детьми гласные и согласные звуки, закрепить знания детей о звонких и глухих, твердых и мягких согласных; развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать согласные звуки, закрепить знания о парных согласных.
Оборудование: таблица «Алфавит», буквы для составления слов, индивидуальные карточки для работы (приложение 4).
Картинки: заяц, ежик, рюкзак, корова, вишня.
Ход занятия
Орг.момент.
Логопед приветствует детей. Логопед просит детей вспомнить, какие звуки относятся к гласным и согласным.
II. Основная часть
- Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня буквы хотят пригласить вас в гости в страну Букв и Звуков. В этой стране живут Гласные и Согласные звуки. Гласные звуки живут в красных домиках, крыши домиков окрашены в красный - для гласных звуков первого ряда и розовый цвет — для йотированных гласных второго ряда. Согласных Звуки, живут в синих домиках, крыши домиков окрашены синий цвет — для твердых согласных – и зеленый – для мягких согласных. На дверках домиков согласных звуков есть колокольчики для звонких звуков и наушники — для глухих согласных звуков.
Иногда согласные и гласные собираются в улицы Слогов. Там они вместе играют, составляют слоги, затем несут слоги на площадь, где составляют из слогов слова. На площади Слов буквы узнают значения новых слов и припоминают значения уже известных. Около дворца Грамматики составляют из слов предложения, а потом целые сказки, рассказы и сочиняют стихи.
У стен города несут службу ударение и все знаки препинания. Все они следят за порядком в Городе Звуков и Букв. Итак, в путь!
- Закрепление знаний о гласных звуках.
Логопед: Мы заглянули на улицу Гласных. Гласные очень пугливы. Они спрятались в свои домики.
Какие гласные должны стоять в словах? Запишите их в квадратиках (запись на карточках). Подумайте, какого цвета должны быть домики каждой гласной.
Д[]м к[]т кр[]н л[]с к[]т кр[]т
- Развитие фонематического восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед: Гласные очень обрадовались тому, что вы хорошо справились с заданием. Они так распелись, что слышны только их голоса, а согласных звуков не слышно. Рассмотрите картинки и отгадайте по голосам гласных названия предметов. Запишите их.
Логопед: называет только гласные, дети отгадывают слова с опорой на картинки.
Картинки: заяц (а-я), ежик (е-и), рюкзак (ю-а), корова (о-о-а), вишня (и-я).4. Закрепление знания о парных согласных.
Логопед: Погостив немного у гласных, пойдем в гости к Согласным Звукам. Зайдем в гости парным согласным. Назовите все пары согласных по звонкости и глухости. А какие пары могут образовывать согласные по мягкости и твердости?
Парные согласные приготовили вам игру. «Правильные» слова – вставьте верно парные согласные (запись на карточках), припомнив правило о правописании парных согласных на конце и в корне слов.
Индивидуальные карточки:
1 вариант: водопа_, ло_ка, тетра_ь, голу_ь, морко_ь
2 вариант: шокола_, моро_, бере_, самока_, лоша_ь
- Физминутка.
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики — Ура
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
- Работа по развитию буквенного синтеза на уровне слов.
Логопед: Мы очутились на улице Слов. Но что мы видим? Слово рассыполось! Соберите из букв ключевое слово, а потом из букв этого слова составьте как можно больше новых слов.
Буквы: Т. Е. Л. Е. В. И. З. О. Р.
III. Итог занятия
Логопед: Гласные и согласные очень довольны нашим путешествием. Они рады вашим хорошим знаниям звуков. Проводить вас вышли все жители страны Звуков и Букв. Сколько их? Давайте припомним и назовем все имена жителей. (Называют по памяти или с опорой на алфавит.)
Занятие 2.
Тема: Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;
Задачи: учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки; закреплять знания о гласных и согласных звуках; развивать логическое мышление.
Оборудование: Картинки: кот, утка, заяц, ящерица; предметная картинка с изображением Кузи (приложение 5).
Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.
Ход занятия
Орг.момент
- Развитие логического мышления.
Логопед: Ребята, послушайте загадки и отгадайте их. Запишите отгадки. Далее, вы из первых звуков отгаданного слова вы должны записать цепочку и отгадать загаданное слово.
Загадки:
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе, орешки я грызу
(белка)
Тихо не спеша ползу,
Домик на себе несу.
(улитка)
Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки.
(кошка)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный
(волк)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый
Он летает на охоту
За лягушками к болоту
(аист)
Цепочка: БУКВА
Запись отгаданного слова на доске.
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
- Знакомство с героем занятия.
Логопед: Отгадайте имя героя, который придет к нам на занятие по первым буквам слов – названий картинок. Почему количество звуков и букв в имени Кузя различно?
Картинки: кот, утка, заяц, ящерица. (Кузя)
- Закрепление знания о гласных звуках
Логопед: Кузя перепутал нам слова, ему очень нравятся гласные звуки, и он решил забрать их себе. Посмотрите, что из этого получилось! Таких слов не бывает, поможем Кузе вернуть гласные буквы А, О, У, И в слова.
БРБН-… КН-… ЛТ-… ЛН-…
МШК-… БЗР-… РССД-… БРН-…
ГРД-… ВД-.. . НТК-… СХР-…
Ребята, запишите, что у вас получилось.
- Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: Молодцы! Вы хорошо умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Кузя хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.
Образец: кошка – 5 букв, 5 звуков. Заяц 4 буквы, 5 звуков. Конь – 4 буквы, 3 звука.
Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.
Работа со словами-перевертышами.
Логопед: Кузя нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево.
Запишите слова, которые у вас
получились.
Казак, кот, мот, топот, мир, луг, хорош, зов.
Физминутка.
«Засолка капусты».
Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).
Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки
- Развитие буквенного синтеза
Логопед: Кузе нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные слова» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова. Назовите и запишите составленные слова.
Слова: стекло, моряк, картон.
Логопед: Из какого слова у вас получилось наибольшее количество слов? Какие это слова?
- Работа по преобразованию слов.
Логопед: Кузя так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Он предлагает последнюю игру. Прочитайте слова и добавьте к нему первую букву, чтобы получилось новое слово.
Оса, утка, усы, ужи, исток, лад, роза.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите образованные слова и, выбрав любую пару из них, определите количество букв и звуков в ней.
Занятие 3.
Тема: Слог. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.
Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;
Задачи: закреплять знания учащихся о слоге, о слогообразующей роли гласной; развивать словарный запас детей по теме «Животные»; закреплять навыки словообразования; научить дифференцировать, двух- трехсложные слова; развивать графомоторные функции, слуховое и зрительное восприятие, внимание и мышление.
Оборудование: картинки каждому ребенку для обозначения открытых и закрытых слогов (замок); индивидуальные карточки (приложение 6).
Ход занятия
Орг.момент
- Закрепление знания о закрытых и открытых слогах.
Логопед: Рассмотрите карточки и скажите, что это такое? Поднимите нужный символ на услышанный слог.
Слоги: оп, ву, ки, пы, , ол, гур, ан, ус, кар, ор, А, маш, а.
Развитие зрительного восприятия и мышления.
Логопед: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что здесь лишнее.
Картинка: медведь, заяц, лиса, волк, белка, бабочка. (лишняя бабочка, т.к. это насекомое).
Логопед: формулирует тему и пишет ее на доске
II. Основная часть
- Развитие словаря.
Логопед: Представьте, что вы пришли в зоопарк и там вы увидели животных, но в надписях обозначающих, что это за животное пропущен слог, вставьте его и запишите себе в тетрадь. Картинки животных с надписями;
Мед_дь, жи_ф, _бе-зья-на, ко_ла, кен_ру, зеб_.
Ди
Логопед: Ребята, посмотрите карточки и запишите в таблицу названия животных, в соответствующие столбики по количеству слогов.
1 | 2 | 3 |
|
|
|
Речевой материал: тигр, жираф, зебра, коала, крокодил, кенгуру, слон, лиса, заяц, волк.
- Работа по словообразованию
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови ласково»
Речевой материал: заяц, белка, лиса, обезьяна, слон.
Запишите получившиеся слова.
- Физминутка.
Сам, сам, самолет (два хлопка, руки в стороны),
Тут и там самолет (два хлопка, руки в стороны).
Летит самолет близко, далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперед),
Летит самолет низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
Логопед: Послушайте слова и, если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши один раз, если слово состоит из двух слогов – хлопните в ладоши два раза, если слово из трех слогов — хлопните в ладоши три раза.
Слова: дом, ручка, ворона, стол, парта, молоко, рюкзак, барабан, заяц.
Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием, следующее задание подберите слова к заданным схемам. (Работа по вариантам).
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, назовите из подобранных слов такие, в которых два слога, один слог, три слога. Запишите слова в тетрадь.
Комплекс занятий по профилактике дисграфии, обусловленной нарушениями зрительного восприятия и пространственных представлений.
ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: Дифференциация букв о – а в словосочетаниях, предложениях и тексте.
- Цель: Развитие у детей зрительного восприятия и гнозиса, развитие зрительного анализа и синтеза, формирование пространственного восприятия и представлений, закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
Оборудование: демонстрационные буквы о – а на доске; наборы букв о – а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на карточках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг.момент
Логопед: Приветствует учащихся.
Логопед: Ребята, я загадаю вам загадку и предложу два ответа, а вы выберете правильный.
Мы запомнили легко: номер первый буква (Ответ: О или А).
Логопед: Правильно, это буква А. Давайте вспомним, как пишутся прописью буква а и о. Вспомните внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.
Логопед: Буква а – состоит из двух элементов, буква о – из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а – рот широко раскрывается, при произнесении о – рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.
II. Основная часть
1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.
Логопед: Вставьте буквы о – а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о – а и подчеркните а – красным цветом, о – розовым.
(Кот, мак, сок, заяц, крот, шкаф, мох.)
Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар…
3.Физминутка.
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
–Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова—правою ногой,
Снова—левою ногой,
После—правою ногой,
После—левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Дети выполняют движения по заданию логопеда.
Логопед: Молодцы ребята, следующее задание: спишите текст, вставляя пропущенные буквы а или о.
Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Запишите пары слов. Какие оказались новыми для вас. Объяснение значения всех слов.
Пары слов: стал – стол, сам – сом, кратко – кротко, почка – пачка, полки – палки, вол – вал.
Работа на уровне предложения
Логопед: Ребята, спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
Огород
У нас больш. Й огор. Д. Там мы выр. Щиваем р. Зные. Вощи. В густой зелени краснеют помид. Ры. На одной грядке растёт морк. Вь. Большую пл. щ. дь заним. Ет карт. Фель.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите из текста сначала слова с буквой а, а затем – с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 5.
Тема: Дифференциация букв и – ы в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цель: Развитие у детей зрительного восприятия и гнозиса, развитие зрительного анализа и синтеза, формирование пространственного восприятия и представлений, закрепить знания о способе образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях; усовершенствовать навыки различения букв ы и и; закрепить правило правописания жи, ши.
Оборудование: Сигнальные карточки на доске ы – в красном квадрате, и - в зеленом квадрате. Картинка Чебурашка (приложение 7).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг.момент
Логопед: Приветствует учащихся.
Логопед: Ребята, Сегодня к нам в гости придет герой известного мультфильма. Отгадайте, кто это? Я загадаю вам загадку:
Он был когда-то «странной Игрушкой безымянной»,
Пока зелёный крокодил
Его к себе не пригласил. (Чебурашка).
Ребята, Чебурашка пришел к нам учиться. Он много не знает. Мы будем ему помогать.
Сегодня на занятии мы научимся различать звуки. Попробуйте угадать, какие это звуки.
Чебурашка очен мил.
Он с мылом лапки мыл.
Ребята, скажите: Какие похожие слова вы услышали в этих строчках? Какими звуками они отличаются?
II. Основная часть
Работа над артикуляцией, восприятие на слух звуков [ы]-[и].
Ребята, послушайте, как я произнесу звуки: [ы]-[и]..
Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?
(Гласные. Им ничего не мешает. Они не встретили преграду на своем пути, их можно петь.)
Школьники выговаривают: ы-ы-ы, и-и-и.
Оба звука гласные. А чем же они отличаются?
Давайте произнесем эти звуки и понаблюдаем, в каком положении будет язык, губы, зубы.
[ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются;
[и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.
Хорошо, ребята, вы научились различать эти звуки. А теперь мы поучимся вместе с Чебурашкой различать буквы.
На доске логопед пишет буквы ы-и.
Логопед: Чем похожи эти буквы? А в чем различие?
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Что это за буква?». Нужно соседу по парте написать на спине буквы и или ы. Ребенок отгадывает.
Дифференциация звуков и букв в слогах и словах.
Ребята, послушайте слоги: ры, вы, мы, лы, кы, пы. Какой гласный звук вы слышали?
Какую букву вы выбираете? (Ы)
Послушайте другие слоги: ри, ви, ми, ли, ки, пи. Какой гласный звук вы слышали?
Какую букву вы выбираете? (И)
От чего это зависит?
Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Выбери правильную букву».
Дети слушают слова и поднимают соответствующую карточку.
Пыль, пила, кит, сыр, Мила, мыло, рык, рис, Дина, липа.
Ребята, а какую букву выберем для слова»жить»? (Вспомним правило: жи-ши пиши с буквой и. Звуки [ж], [ш] – твердые, но пишем и.)
Далее, игра продолжается.
Бык, шить, шипы, сито, зима, выть, жираф, тигр, миска, уши, пила, сыт, животные, шишка, кисть, ритм, фишка, Рита.
Логопед: Следующее задание: Записать слова в тетрадь, составить предложения. Слова для записи: рысь-рис, мыла-Мила, забыть-забить, пылить-пилить.
3.Физминутка.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке).
- Самостоятельная работа учащихся.
Логопед: вставьте пропущенную букву.
Вкусный с..р, синий к..т, холодная з..ма, резиновая ш..на, серые мыш.., послушный с..н, острые ш..пы, еловая ш..шка.
- Итог занятия.
Ребята, чему мы сегодня научились? Охарактеризуйте звуки [ы]-[и], и буквы ы-и.
Спасибо молодцы.
Комплекс занятий по профилактике дисграфии, обусловленной несформированностью лексико-грамматического строя речи
ЗАНЯТИЕ 6.
Тема: Формирование морфологических обобщений. Распространение предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета.
Цель: Развитие грамматического строя речи, формирование морфологических и синтаксических обобщений.
Задачи: развитие слогового анализа; развитие синтаксического анализа-синтеза: развитие грамматического строя речи, употребления существительных в косвенных падежах, словоизменение существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг.момент
Логопед: Приветствует учащихся, затем просит отгадать загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Логопед: Сегодня мы будем учиться составлять предложения к схемам по теме «Зима».
II. Основная часть
- Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Логопед.
Если зимой холодно, то зима, какая? (Холодная)
Если зимой много снега, то зима, какая? (Снежная)
Если зимой стоят большие морозы, то зима, какая? (Морозная)
- Развитие грамматического строя речи. Словоизменение существительных.
Логопед. Что? Зима. А чего нет? (Зимы) Чему? (Зиме) Чем?(Зимой) О чем? (О зиме)
Логопед. Что? (холод) Нет чего?(Холода) Чему? (Холоду) Чем? (Холодом) О чем? (О Холоде)
- Развитие грамматического строя речи, словоизменение прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже ( наблюдение за окончаниями прилагательных).
Зима (какая?) морозная. День (какой?) морозный. Утро (какое?) морозное. (Дети записывают словосочетания в тетрадь, логопед на доске)
- Формирование представлений о структуре предложения, составление простого нераспространенного предложения по схеме.
Логопед предлагает схему для составления предложения : сказуемое + подлежащее (Наступила зима.) Сколько слов в этом предложении?
Логопед. Назовите первое слово (наступила), назовите второе слово (зима).
(Дети записывают предложение в тетрадь)
- Развитие общей моторики, слухового восприятия, внимания, памяти.
Логопед. Услышишь существительное во множественном числе – присядь, в единственном числе – встань на носки, руки подними вверх.
Логопед. Снежинки – варежка – шапки – шуба – снеговик – морозы.
- Распространение предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета, анализ предложения.
Логопед предлагает схему предложения: сказуемое + определение + подлежащее и просит изменить первое предложение так, чтобы оно соответствовало второй схеме. (Наступила морозная зима.)
- Развитие слогового анализа
Логопед предлагает разбить на слоги 2 слово в предложении и назвать поочередно 1,2,3,4 слоги. (мо – роз – на – я)
8. Развитие синтаксической системы – восстановление деформированного предложения, подбор схемы к предложению.
Логопед. Предложение рассыпалось. Собери слова, чтобы получилось предложение. Лепят, снеговика, дети. ( Дети лепят снеговика)
(Дети записывают предложение в тетрадь.)
Затем подбирают верную схему к этому предложению из трех предложенных. (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее, подлежащее + сказуемое + дополнение)
Итог занятия.
Логопед: Ребята, чему мы сегодня научились?
Комплекс занятий по профилактике дисграфии, обусловленной нарушениями фонемного распознавания
ЗАНЯТИЕ 7.
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы С – Ш.
Цели: Развитие слуховых дифференцировок С-Ш в словах, в предложениях тексте.
Задачи: закреплять знания детей о согласных звуках; познакомить детей с буквами С – Ш; учить выделять звуки С – Ш в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами и символами; познакомить детей со сравнительной характеристикой, звуков С – Ш, нормами их артикуляции; развивать навыки зву-кобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память; закреплять знания норм орфографии.
Оборудование: буквы С – Ш (запись на доске); символы для , картинки с изображением героев: Свистун и Шептун (приложение 8).
I. Орг.момент
1. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
Логопед: Ребята, прочитайте предложения и скажите какие наиболее часто встречаются вам буквы и звуки.
Буква Ш- Шипящая, Иногда- Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка Шкварчащая.
Букву С люблю я очень,
С буквы С пишу «Сыночек». Что ещё? Сказать Сумей-ка!
Сок, и Солнце, и Скамейка.
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
- Знакомство с героями занятия.
Логопед: Ребята сегодня к нам на занятие пришли два брата: Шептун и Свистун.
Давайте поможем им вспомнить как произносятся звуки [с] и [ш ].
Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой.
Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Составь слово»
Я называю вам слова, а вы по первым буквам составляете новое слово. Запишите эти слова и выделите буквы С — Ш.
шорох, арбуз, лиса, аист, шимпанзе (Шалаш);
сад, арка, небо, кот, индюк (Санки).
Логопед: Молодцы, вы справились с заданием. .
- Развитие слуховой памяти.
Логопед: Послушайте слова и запишите в левый столбик слова со звуком [с], а в правый со звуком [ш ].
Слова: сахар, шорох, шалун, сито, шар, сова, сыр, шарф, самосвал, шуба.
- Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слога.
Логопед: Ребята, давайте поможем Шептуну составить слоги со звуком [ш ], а Свистуну со звуком [с].
Дети составляют слоги с гласными А, У, И, Ю, Е.
- Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова
Логопед: А теперь помогите нашим героям поменять в словах звук [ш ], на звук [с]. Прочитайте и запишите новые слова.
Шок – сок, шайка – сайка, мишка – миска, кашка – каска, башня – басня, наш – нас, крыша – крыса.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Логопед: Ребята, помогите Свистуну и Шептуну составить словосочетания из перепутавшихся слов, запишите словосочетания в тетрадь, подчеркните буквы С и Ш.
Мышь высокая
Башня серая
Карандаши сладкий
Сахар цветные
Штанишки тихий
Шорох короткие
Физминутка.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз.(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.
Логопед: Ребята я прочитаю вам предложения, а вы скажите можно ли это назвать текстом. (Запись на доске).
Ушёл Саша в школу. Пушок шалун. У Саши была собака Пушок. Собаку оставил дома. На пол упали чашка, ложка, нож. Пушок сорвал салфетку со стола.
Логопед: Ребята, составьте рассказ из этих предложений и запишите в тетрадь.
Исправленный текст:
У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок шалун. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож.
Итог занятия.
Логопед: Назовите из текста слова, которые понравились Свистуну и Шептуну. Какие буквы и звуки любит каждый из них?
Приложение 1.
Наглядный материал к 1 занятию.
Приложение 2.
Наглядный материал к 2 занятию.
Приложение 3.
Наглядный материал к 3 занятию.
Приложение 4.
Наглядный материал к 5 занятию.
и | ы |
Приложение 5.
Наглядный материал к 7 занятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников
Тема проекта: Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...
Занятия для предупреждения дисграфии в 1-4 классах
Упражнения для предупреждения пропуска букв в письме у обучающихся...
Комплекс упражнений для предупреждения речевых ошибок.
Данный материал можно использовать на уроках русского языка в начальных классах....
конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
в данном конспекте много различных упражнений для предупреждения дисграфии у ребенка. В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Наблюдаются пропуски г...
Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)
Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, Россия Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьев...
Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой) Тема: ОВОЩИ. Предлоги НА — С (СО)
Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, РоссияКонспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)Тем...