Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников
методическая разработка (логопедия) по теме

 

Тема проекта:

 

 Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников.

 

Описание проблемы:

 

Каждый ребенок пришедший в школу должен прежде всего овладеть грамотой т.е научиться писать и считать. Это необходимое условие для усвоения других предметов.

Для успешного овладениями этими процессами должны быть сформированные необходимые для этого предпосылки:

  • Полноценное  овладение речевыми звуками (правильное произношение, умение различать на слух, определять присутствие и место заданных звуков в слове);
  • Достаточный словарный запас;
  • Сформированная  грамматическая система, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять и образовывать от одних слов другие;
  • Владение связной речью;
  • Сформированные зрительно-пространственные представления (о форме, величине, расположении в пространстве предметов);
  • Полноценные психические функций (память, внимание, мышление);
  • Сформированная тонкая ручная моторика.
  • Развитый фонематический слух.

Чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Письменная речь является отражением устной речи. Письменная речь не может быть «богаче и умнее» устной.

 

Анализ  причин неуспеваемости в первых классах по обучению грамоте показал, что у 30% детей столкнувшихся с трудностями  небыли сформированы предпосылки   для овладения грамотой. Категория этих детей имела ряд речевых нарушений до школы и им не была оказана логопедическая помощь по разным причинам. Среди таких детей много неорганизованных, не посещающих детские дошкольные учреждения, либо родители таких детей проявляли логопедическую некомпетентность, что мешало им вовремя обратиться за консультацией к специалисту. Впервые речевые нарушения этих детей были выявлены школьным логопедом, в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. С первых дней обучения эти дети начали отставать, не преодоленные отставания наслаивались, разрастались и образовали, в конечном счете, неуспеваемость.

 

Проектная идея:

 

Предполагаем, что решить данную проблему возможно за счет своевременного выявления речевых нарушений будущих первоклассников, осуществления коррекционной помощи  и

консультационной помощи  родителям и учителям.

 

Цели:

 

К концу реализации проекта дети смогут:

  • Чисто произносить все звуки речи.
  • Различать на слух все звуки речи.
  • Владеть простыми формами фонематического анализа (определяют наличие, место звука в слове).
  • Усвоить основные правила словообразования и словоизменения (образовывать множественное число имён существительных, согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными, потреблять предлоги, образовывать имена существительные при помощи уменьшительных суффиксов, глаголы при помощи приставок, относительные, притяжательные прилагательные)
  • Обогатить словарный запас, систематизировать по частям речи предметы (имена существительные), признаки (имена прилагательные), действия и состояния предметов (глаголы), признаки этих действий и состояний (наречия).
  • Родители будут иметь представления о речевой готовности ребёнка, получат рекомендации о устранении речевых нарушений если это нужно.
  • Учителя получат представления о речевой готовности класса и рекомендации по устранению речевых нарушений.

 

 

Задачи

  1. Выступить на родительском собрании будущих первоклассников по теме «Что такое речевая готовность к школе» с предложением пройти логопедическое обследование всем детям.
  2. Провести обследование речи будущих первоклассников.
  3. Составить ИКРП на каждого ребёнка с речевым нарушением.
  4. Организовать занятия согласно ИКРП.
  5. Провести консультации для родителей по результатам диагностики.
  6. Провести консультации для учителей будущих первоклассников о уровне речевой готовности класса, и выдать рекомендации по устранению речевых нарушений.
  7. Провести сравнительный анализ речевой готовности к обучению в начале работы с будущими первоклассниками февраль 2012 и по окончанию июнь 2012г.
  8. В конце 2013чебного года провести анализ эффективности деятельности на основе изучения успеваемости по чтению и письму, детей прошедших коррекцию речи.

 

План мероприятий:

 

Содержание деятельности и мероприятия.

Предполагаемый результат.

Сроки

Участники.

1.Выступление на родительском собрании.

Родители получат знания о том, что такое речевая готовность, приведут детей до школы на логопедическую диагностику.

 

Январь 2012.

Учителя, родители будущих первоклассников, учитель – логопед.

2.Обследование речи будущих первоклассников.

На каждого будущего первоклассника имеются данные об уровне речевого развития.

 

Январь, февраль 2012г

Учитель – логопед.

3.Составление ИКРП

На каждого нуждающегося  ребёнка составлена ИКРП согласно выявленного речевого дефекта.

 

Февраль 2012г.

Учитель – логопед.

4.Коррекционная работа  с детьми, зачисленными на занятия.

Будущие  первоклассники имеют более высокий уровень речевого развития, что в дальнейшем облегчит усвоение программного материала.

 

Февраль – июнь 2012г

Учитель – логопед, родители.

 

5Индивидальное консультирование родителей.

Родители имеют представления о уровне речевой готовности ребёнка, и рекомендации по устранениям имеющихся речевых нарушений.

Февраль – июнь 2012г

Учитель – логопед, родители.

6.Индивидальное консультирование педагогов.

Педагоги владеют информацией о уровне речевой подготовки будущих учеников, о возможных проблемах усвоения программного материала, имеют рекомендации по их устранениям.

Сентябрь 2012г.

Учитель – логопед, педагоги.

7. Проведение  сравнительного анализа речевой готовности к обучению в начале работы с будущими первоклассниками февраль 2012 и по окончанию июнь 2012г.

 

Определена динамика речевого уровня будущих первоклассников.

Июнь 2012г

Учитель – логопед.

 

 

 

 

 

 

 

8.Анализирование эффективности деятельности на основе изучения успеваемости по чтению и письму, детей прошедших коррекцию речи.

 

Получены  результаты анализа эффективности деятельности.

Май 2013г.

Учитель – логопед, педагоги.

 

Инструменты оценки эффективности реализации проекта.

 

Показатели

Инструменты.

Форма.

1.100% детей  зачисленных на логопедические занятия имеют чистое  произношение звуков.

Логопедический альбом для обследования Иншакова И..А

«Обследование звукопроизношения»

 

Индивидуальная.

2. 100% детей зачисленных на логопедические занятия различают на слух все звуки речи

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие.

 

Индивидуальная.

3.100% зачисленных на занятия детей владеют простыми формами фонематического анализа

Методика диагностики речевых нарушений школьников Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной”.

 

Индивидуальная

4.100% детей усвоили основные правила словообразования и словоизменения.

 Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие.

Индивидуальная

5.100% Родителей (детей зачисленных на логопедические занятия) проинформированы о речевой готовности ребёнка, получили рекомендации о устранении речевых нарушений если это нужно.

 

 

 

Тестирование

               

Индивидуальная беседа

6.100% педагогов будущих первоклассников  проинформированы о  речевой готовности класса и получили рекомендации по устранению нарушений.

 

Тестирование

Индивидуальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимые ресурсы:

  1. Инструментарий для формирования
    • Звукопроизношения
    • Лексико-грамматического строя речи.
    • Фонематического восприятия, звукового анализа.
    • Словаря.
  2. Альбомы для обследования
  3. Наличие методической литературы «Готовность ребёнка к обучению в школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная коррекция речевых нарушений

Рекомендации по предупреждению и коррекции речевых нарушений детей родителями....

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с речевыми нарушениями

Консультация практического характера для родителей будущих первоклассников, у которых имеются речевые нарушения...

речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений

В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...

Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов - эффективное средство коррекции речевых нарушений.

Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические  песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ. В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с...