Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников и школьников с нарушениями речи.
консультация по логопедии
Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников и школьников с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zvuko_bukvennyy_analiz.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В настоящее время, по исследованиям ЮНЕСКО, растет количество детей, имеющих речевые нарушения (алалия, дизартрия, ринолалия, дислалия и др.). Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия.
Слайд2
Этиология нарушений разная.
При дизартрии нарушена вся произносительная сторона речи, что отличает ее от других нарушений речи. Полноценное восприятие фонем необходимо для правильного произношения, а также овладение в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи. Успешность обучения грамоте зависит от понимания ребенком звуковой и смысловой стороны слова. Звукопроизношение, чтение и письмо - связывающие формы речевой деятельности а именно звуко - буквенного анализа.
Слайд3
Слайд4
Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени
- На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).
- Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
- Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
4.После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов
Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов типа СГС (суп) и СГСГ (косы).
Основной период обучения грамоте учащихся с речевыми нарушениями можно разделить на 3 этапа (слайд №5):
Теперь рассмотрим это более детально.
- Структурный звуковой анализ (слайд №6):
-Произнеси слово в замедленном темпе без ударения
-Выдели первый структурный элемент в полном слове, назови его и охарактеризуй. – слияние “ки”, которое состоит из двух звуков: мягкого согласного звука [к’] и гласного звука [и].
-Обозначь выделенный структурный элемент условным значком
- Выдели второй структурный компонент в полном слове, назови его и охарактеризуй (в слове “кит” – звук [т] – твёрдый согласный
Далее дети переходят на более высокую ступень в овладении звуковым анализом слова.
2.Фонетический разбор слова, подразумевающий последовательное выделение звуков в слове методом усиленного интонирования. (слайд №7)
Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:
1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;
2. Интонационно выдели звук в слове
3. Назови этот звук отдельно;
4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.
При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:
-. Определи, гласный он или согласный;
-. Если согласный, то твердый или мягкий;
6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;
7. Обозначь выделенный звук фишкой.
Слайд №8 Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов
Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе»: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Они кричат по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делится слово.
- Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]
Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.
Слайд №9 Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др.
Учитывая, что учащиеся часто пропускают при записи гласные буквы, оставляя от слов лишь опорные согласные, необходимо показать роль гласных звуков в слове.
Слайд №10
Дети должны усвоить три основные позиции гласных звуков в слове. Рассмотрим это на примере [а]
- [а] [аист] – вне слияния – в русских словах в основном встречается в начале слова, в словах с нерусскими корнями может стоять после гласного “авиатор”.
- [мак] – в слиянии после твердого согласного.
- [м’ач] – в слиянии после мягкого согласного.
Если не сформировать четкое узнавание [а], [о], [у], [э] в трех позициях, то создаются искусственные трудности дифференцированного обозначения на письме гласных звуков буквами “а-я”, “о-ё”, “у-ю”, “э-е”.
Для детей с нарушениями речи очень важна дифференциация обозначения мягкости согласных звуков буквой «ь» и гласными буквами
слайд №11
- Мягкость согласного в слиянии обозначается гласными буквами “я”, “е”, “и”, “ё”, “ю”, которые после согласной буквы обозначают звуки [а], [э], [и], [о], [у]; Мягкость согласного вне слияния обозначается «ь»
После того, как дети научатся слышать в слове все гласные звуки, целесообразно перейти к практическому усвоению ударения. Практика показывает, что дети с речевыми нарушениями испытывают затруднения в выделении даже ударного гласного. Крайне важный момент в работе по звуковому анализу – научить детей совершенно четко дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные, обозначенные одной и той же буквой. Это представляет собой наиболее сложную проблему
слайд №12
Очень важно соблюдать нарастающую сложность звуко-слогового состава слова при выборе его для анализа
3 этап – фонетико-орфографический анализ – подготовка учащихся к фонетическому разбору слова, который осуществляется в 5 классе. Он нацелен, с одной стороны, на развитие орфографической зоркости учащихся, с другой – на освоение правил правописания
Принципиально важно начинать анализ слова с характеристики каждого звука, а затем переходить к обозначению их на письме буквами, а не наоборот.
Дети с речевыми нарушениями часто допускают ошибки на пропуск букв. Если начинать проводить анализ слова с его написания, тогда весь последующий разбор может пойти на дефектной основе. Даже если слово записано без ошибок, то и в этом случае последующий разбор будет осуществляться с опорой на букву
Буквенно-звуковой разбор не может обеспечить развития фонематических способностей ученика, т.к. не требует от него слышания слова. А без слышания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В работе представлены теоретические подходы к проблеме формирования фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи на примере логопеди...
Игры для развития звуко-буквенного анализа.
Игры для развития звуко-буквенного анализа....
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Материал для использования учителями -логопедами на занятиях по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза слов....
Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.
Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза....
Упражнения для развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учащихся 2-3 классов
Упражнения направлены на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учеников 2-ых, 3-их классов. Исползовать данные упражнения можно как на коррекционных логопедических занятиях, так и ...
Развитие звуко - буквенного анализа и синтеза
Конспект занятия для обучающихся 1 класса...