Игры и задания на развитие звуко-буквенного анализа.
материал (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Игры и задания
Чаще всего мы имеем смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического сходство, и их коррекция ведется параллельно друг другу.
Игры и задания на развитие звуко-буквенного анализа.
* Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на
определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы
-* гласный звук «а».
* Игра «Подумай, не торопись»,
логопед-предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - ш. (Карандаш, камыш...}
Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож. нос.)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука л/. (Мама люет Машу мочалкой.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудо чка, Бурам и но...)
* «Склеенное» слово» (выделение отдельных слов из квазислова)
шаркортнабоппитибинокльедаобезьянка
3. Сравнения слов
(выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами).
- Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?
- Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?
- Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?
- Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему? Ч*ь Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?
- Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
- Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?
- Какое слово короче: «усики» или «усы»?
• Игра «Какой звук есть во всех словах?»
Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - ж; чайник, ключ, очки ■-- ч; щетка, ящик, щавель -- щ; коса, усы, нос-с; селедка, С-илш, лось еь; коза, замок, зуб - з: зима, черкало, вазелин ~ зь; цветок, яйцо,курица - ц; лодка, стул, лампа —л; липа, лес, соль —ль; рыба.
ковер, крыло р: рис. крепость, букварь - рь.
ЛогдавД,-следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и-мягкие согласные,
• Игра «Назови первый звук в. слове.»
логопед показывает игрушку, например, Бу рати но и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя. вэ - в слове Вадик).
• Игра «Назови последний звук в слове».
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, .птенец, плащ, дом, ключ. стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а, ^потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук/ж а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
Мягкие буквы.
(направлено на запоминание формы буквы соотношения её частей и
пропорций).
Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).
5. Волшебный домик.
Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает
на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать,
какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное иод домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р. ы, б3 а, к, (рыбак, бык. рыбак, рак, бак)
6, Допиши букву.
Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента. Отгадай, кто я. Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками. ^Оборудование: Элементы букв у каждого ученика. Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук. 7» Будь внимателен.
Цель: Закрепление начертания заглавных букв.
Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.
Азбука. Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку Прописная буква. М. Г ударилась немножко И рассыпалась совсем! Потеряла буква Ю перекладинку свою! Очутившись на полу, поломала хвостик У!
Описание игр и примеры заданий
Игра «Цветные слова»
Цели:
• развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические
фигуры);
• совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Оборудование:
таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геометрических фигур.
И сполъзование:
1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает внимание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах;
2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в последовательности, соответствующей схеме.
Например: в образце 4 фигуры - желтый круг, желтый овал, желтый треугольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, называют буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в т.етрадь.
Игра «Филлворд»
Цели:
• закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письменные буквы;
• развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное вос-
приятие;
• обогaiцать словарь. Оборудование:
таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска.
Исполъзование:
логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.
в начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет местонахождение слова с ориентировкой: слева - справа, снизу - сверху. Найдя слово, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).
Игра «Волшебное чтение»
Цели:
• развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные пред-
ставления;
- совершенствовать навык чтения;
- формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснять
значения слов.
Оборудование:
карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга. Использование:
дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней нарисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его; уточнив состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).
Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца.
Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.
Игра «Ромб»
Цели:
• совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева - справа, вверху - внизу);
• развивать аналитико-синтетическую деятельность· (звукобукве.нныЙ и сло-
говой анализ и синтез).
Оборудование:
таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа). Использование:
уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию.
Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно про говорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают)
Условия: 1) все слова должны состоять только изl-го слога. Усложнение содержится во втором варианте - в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда;'
2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражающей структуру этого предложения.
Игра «Улитка»
Цели:
• развивать умение анализировать предложения на слова (определять количество слов в предложении, отделять слова друг от друга, опредеЛЯТБ последовательность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);
• закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении
пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).
Оборудование:
игровые карточки « У литка». И спользование:
детям раздаются игровые карточки с изображением «УЛИТКИ», В раковине которой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическым способом, либо обычным).
Игра «Змейка»
Игра «Змейка» - усложненный вариант игры «Улитка», количество предложений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание предлогам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написанию букв.
Цели:
• совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения;
• развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы);
• совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с
заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).
Оборудование:
«змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка. И спользование:
логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри туловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых соединены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале предложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предложения (либо графически - в виде схем, либо обычным способом).
Игра «Путешествие ПО предложениям»
Цели:
- развивать оптико-пространственные представления;
- совершенствовать навык чтения;
- формировать навыки языкового анализа и синтеза;
- активизировать слуховую память. Оборудование:
таблицы с координатами (буквы и цифры сверху и слева), цветные кружки (по 8) для каждого ребенка.
Использование:
логопед раздает детям игровые таблицы, обращает их внимание на координаты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя
их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или их схематическое отображение).
В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив последовательность слов.
С составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти.
Игра «Загадки времен года»
Цели:
- совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета);
- развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление пред-
ложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании); • формировать грамматически прав ильную речь.
Оборудование:
таблицы 6 х 6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.
Использование:
логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Игра «Кирпичная стенка»
,
Цели:
- закреплять знания о предложении, его правильном написании;
- развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать
анализу предложений по словам);
- совершенствовать оптико-пространственные представления;
- способствовать развитию грамматически правильной речи. Оборудование:
игровые карточки «Кирпичная стенка,). Использование:
получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это можно сделать, составив предложения (одно, два или три), при этом на кирпичах не должно остаться ни одного слова.
Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте - слова используются в исходной форме.
Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).
Игра «Паутинка»
Цели:
• развивать навыки слогового анализа и синтеза;
· формировать умение анализировать предложение по словам;
- совершенствовать оптико-пространственные представления детей;
- закреплять навык чтения слогов и слов. Оборудование:
карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова). Использование:
данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте - текст загадки.
Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети ВЫписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).
Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают предложение (текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее.
Игра «СОТЫ»
Цели: -
- формировать навыки Слогового анализа и синтеза;
- развивать оптико-пространственные представления;
- закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кис-
ти руки.
Оборудование:
карточки-рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка. Использование:
логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рассматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число.
Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог
(например, первый) и вписывают его в окошко сот.
Данная игра имеет два варианта.
Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом). Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах.
Игра «Сложные слова»
Цели:·
- закреплять знания о Сложных словах;
- формировать навык чтения и оптИко-простра.нственные представления;
- обогащать словарь.
Оборудование:
таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для Поиска. Использование:
каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать записанные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.
Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без пока~щ списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверяя их с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.
Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать его
с помощью корней слова.
Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные, на-
зывают все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.
Игра «Родственники»
Цели:
- закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах;
- совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность;
- закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в том
числе и в корне слова).
Оборудование:
карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без про-
пусков.
И сполъзование:
детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то,
что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).
В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать про вер очные слова.
«Змейка»
«Улитка»
Игра «Филлворд»
БУКВЫБ,Д
п | о | б | е | д | а | Д | Д | у | б |
б | д | е | б | р | и | р | Д | б | б |
а | б | а | н | Д | а | о | и | е | о |
н | б | о | б | е | д | б | к | д | д |
д | е | б | а | р | Д | ь | о | у | р |
е | Д | б | г | а | Д | а | б | и | о |
р | р | е | и | р | б | ь | р | н | с |
о | о | Д | н | о | с | т | а | - | т |
л | б | л | ю | Д | Ц | е | 3 | - | Ь |
Ь | б | л | о | н | Д | и | н | к | а |
п | о | б | е | д | а | д | д | у | б |
б | д | е | б | р | и | р | д | б | б |
а | б | а | н· | д | а | о | и | е | о |
II | б | о | б | е | д | б | ~ | д | д |
д | е | б | а | р | д | Ь | О | У | Р |
е | д | б | г | а | д | а | б | и | о |
р | р | е | и | р | б | Ь | Р | II | С |
О | О | д | II | О | С | т | а | - | т |
л | б | .п | ю | д | Ц | е | 3 | - | .Ь |
Ь | б | л | о | II | д | и | II | ~ | а |
СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
Началом этого этапа послужит подготовительная работа по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»), опишем некоторые из них:
- «Колокольчик». Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.
- «Далеко-близко». Кто-то из детей стоит то близко, почти вплотную к водящему, который стоит с закрытыми глазами, то отходит от него и называет его имя. Водящий должен узнать, кто это сделал.
2. Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отстукивание ладонями по столу, отхлопывание в ладоши, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.
Виды работ:
а) сравнение ритмов: / //, //…..// /;
б) узнавание ритмов и соотнесение с определенным ритмическим рисунком;
в) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
- отстукивание простого ритма состоящего из двух компонентов (///, //, ///).
- воспроизведение сложных ритмов, состоящих из трех и более компонентов (//, //, //, ///, ///).
- ритмы можно отхлопать в ладоши, отстукивать по какой-либо поверхности (столу, книге и т.д.).
г) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: /, //, ////;
д) произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
е) воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ - ) и коротких (барабан, бубен – символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: - +, + + - и т.д.;
ж) инсценировки сказок: вкратце рассказывается сказка. Реплики произносятся то низким, то средним, то высоким голосом. Ребенок должен угадать, кто говорит.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак-ребро-ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро (правая рука) и т.д.
6. Упражнения на переключения (графические): .+.+, 0-0-.
По мере формирования вышеуказанных навыков, начинаем параллельно вести работу на вербальном материале.
1. Уровень гласных звуков. Виды работ:
- пропевание серии звуков, с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв: А, У, И, О; ИА, АУ; АУИ, ИУА; АУИА, ИУАО; АИА, ИАИ;
- узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- отстукивание логопедом ритма. Ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: ааа, ааа, ааа.
- дифференциация гласных звуков. Логопед предлагает положить голову на парту и обращается к детям: «Поднимите голову, если услышите звук [ и ]», сам произносит примерно следующие цепочки:
[ и ] – [ и ] – [ ы ] – [ и ]
[ ы ] – [ и ] – [ ы ] – [ и ]
[ ы ] – [ ы ] – [ ы ] – [ и ]
Аналогично работаем с каждым звуком, затем даем звуки в сочетаниях с гласными, а потом с согласными:
- дифференциация согласных в сочетании с гласными по принципу:
звонкие-глухие (например, дети должны поднять правую руку, если услышат слог «ду». Логопед произносит: «ту-ду-гу» и т.д.);.
твердые-мягкие (например, предлагаем поднять левую руку, если произносится мягкий звук. Логопед читает: «ас-ась-ат-сэ-се» и т.д.).
Точно также строится упражнение на различение оппозиционных звуков:
[ с ] – [ ш ]; [ л ] – [ р ]; [ з ] – [ ж ].
2. Уровень слогов. Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков:
- сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
- назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- наращивание слогов: «Скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со…);
- уменьшение слогов: «Скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су…);
- чтение цепочки слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са;
- чтение и повторение серии слогов:
а-са, а-со, а-со, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
у-са, у-со, у-су, у-сы;
- запоминание и повторение: са-со-со, со-са-со, со-са-са (аналоично – с ударением на каком-то слоге);
- повторение, чтение слогов со стечением согласных:
ста, сто, сту, сты, аст, ост, уст, ыст;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
са-ста, со-сто, су-сту, сы-сты;
ста-тса и т.д.
- воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога
первоначально берем одинаковые слоги | ||
та-та-та | са-са-са | ва-ва-ва |
затем изменяем гласную | ||
та-ту-ты | са-со-сы | да-до ды |
изменяем согласную | ||
па-ба-ва | ка-да-за | ва-па-та |
изменение согласной и гласной | ||
кы-ту-ва | кы-до-зу | су-па-ша |
- игры с кубиком: «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпало на кубике, запиши их;
задания типа:
- придумай слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
- «Скажи наоборот» (игры с мячом): са-ас, тса-«аст»;
- беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных;
- определение лишнего слога:
ла-ма-ма-ма
па-па-па-ба
фа-ва-фа-фа
3. Уровень слова
- подбор слов на заданный слог в определенной позиции:
САни | поСАдка | лиСА |
- составление слогов с использование цветных фишек, а также обратное задание: по данной схеме придумать слог.
- работа с таблицами типа:
. А | С . |
- Игра «Живые слоги»
Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, слог называется сразу).
- составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца слова и т.д.
Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ. Придумаем слово с данным слогом: УМница, УМный, Умник.
Поменяем местами картинки и выясним, какой теперь слог получился?
Увидели – МУ. Вспомним слова с этим слогом:
МУка, МУха, МУзей, МУсор – в начале слова.
ЭМУ, почеМУ, панаМУ (взял) – в конце слова.
ЗаМУтить, заМУчить, приМУла – в середине слова.
- составление слов из первых слогов слов-названий картинок.
- называние первого звука слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, диван, кошка, окна, канава, капуста).
- запись на схеме только гласных звуков слова.
Например: кошка __о___а
- выкладывание картинок под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова (сук, нос, стол, пол, сом, дым, лес, рак, мак).
- раскладывание картинок под различными графическими схемами, на которых написаны только гласные буквы.
А________; О_________; У_________; О А___________
- повторение заданного слова по слогам. (сосчитать количество слогов).
- определение количества слогов в названных словах (показанных картинках). Поднять соответствующую цифру. Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трехсложные, простые и со стечением согласных. Слова предъявляются в случайном порядке.
- Игра «Поезд».
Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трех слогов.
- название цветов, деревьев, животных, посуды или мебели в названии которой – два или три слога.
- выделение первого слога из названий картинок, его запись. Объединение слогов в предложение и прочтение.
- определение пропущенного слога слова. детям предъявляются соответствующие карточки.
- составление слова из слогов, данных в беспорядке.
- выделение из предложений слов, состоящих из двух, трех слогов.
- называние по сюжетной картинке слова из одного, двух, трех слогов. Предварительно называются предметы, изображенные на сюжетной картинке.
- называние слова с заданным количеством слогов.
Анализ слова: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука) низ – вниз; шил – сшил.
- чтение слов, лишены смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например: аоракадаора).
- называние лишнего слова: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
- «построение» слова путем соединения слогов с помощью стрелок:
МО----------> ЛО----------> КО
- образование из двух слов одного: лед, колоть (ледокол).
- составление слов со слогами данными в таблице: Маша, лапа, ура, уши, рама, наши.
МА | РА | НА | ША |
У | ЛА | ШИ | ПА |
- составление слов лишенных смысла? из слогов, записанных на карточке, их прочтение.
- придумывание слов заканчивающихся на ЧОК.
- называние любого слова. Придумывание слова на один слог длиннее (короче). Аналогичное задание с картинками (подбор катринок).
- определение лишнего слова:
точка-точка-дочка-точка
кнопка-стопка-кнопка-кнопка
коза-коза-коза-коса
Этап выделения первого, последнего звука из слова
Когда некоторые положительные результаты коррекционных занятий отмечаются учителем, можно переходить к следующему этапу работы по выделению звука на фоне слова:
- поднять руку или карточку с буквой, если в слове имеется заданный звук.
- отобрать предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.
- назвать по сюжетной картинке слова с заданным звуком.
- придумать слова на данный звук.
- добавить слог с данным звуком, чтобы получилось слово.
- назвать животных, овощи, фрукты, игрушки, растения, посуду, в названии которых есть заданный звук.
- зашифровать слова: логопед произносит слова. Дети пишут букву в тетради, если в слове есть заданный звук. Если в слове нет этого звука, то ставится черточка. Предъявляются слова, в которых звук произносится в начале, в середине или в конце слова.
- дополнить предложение словами, в которых содержится указанный звук с опорой на картинки или без опоры.
Например: логопед называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на звук Р и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке … (свекла, лук, морковь). В нашем лесу растут … (дубы, сосны, березы).
Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.
- Игра «Лото».
Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие заданный звук и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквами. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии заданный звук и закрывают картинку буквой, если он там присутствует, и цветными квадратами – если нет данного звука.
Следующим звеном в работе по формированию навыков звуко-слогового анализа является работа по выделению первого ударного гласного звука. Сначала гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Нами используются такие картинки: больной показывает горло врачу – [ а ]; девочка с перевязанной щекой – [ о ]; воющий волк – [ у ]. При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребенка обращается на положение губ (раскрыты, вытянуты трубочкой, похожи на баранку и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голоса, затем с естественной артикуляцией и интонацией. Рекомендуем следующие задания по вычленению первого ударного гласного:
- определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, Оля, утро, иней, Ира.
- найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
- подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного А, У, О.
- отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные.
Предлагаются например, картинки, на которых нарисована мышка, окна, астра, усы, улитка, осы, утка, угол.
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова. предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.
- Игра «Лото».
Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением утки закрывается буквой У.
Вычленить первый согласный звук из слова первоклассникам гораздо труднее, чем согласный на фоне слова. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет «ша». Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова.
Примерные задания на вычленение первого согласного звука:
- подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.
- выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
- назвать по сюжетной картинке слова, которые начинаются с заданного звука.
- изменить первый звук слова. Логопед называет слово. Дети определяют первый звук слова. далее им предлагается заменить этот первый звук в слове на другой.
Например: в слове гость заменить звук г на звук к (кость), в слове карта заменить звук к на звук п (парта).
- лото «Необычные цветы».
На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображением различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют к контуру, только те лепестки, в названии картинок которых содержится данный звук.
- вписать первую букву в схему слова под картинкой.
Д___ ____ ___
- лото «Какой первый звук?»
Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся с заданного звука и соответствующие им буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.
- «Найди картинку».
Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с того же звука, и кладут на пустую карточку.
- отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
Далее проводится работа по определению конечного согласного в слове, сначала на обратных слогах, таких например, как ум, ам, ух, ох, ус.
Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированные действия по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам-сам, ом-сом, ук-сук, уп-суп и т.д.
При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.
Этап закрепления навыков фонематического анализа и синтеза
На этом этапе переходят к определению места звука в слове (начало, середина, конец).
Вначале предлагают определить место ударной гласной в односложных-двусложных словах: например, место звука а в словах аист, два, мак. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.
В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове:
- разложить в три ряда картинки, в названии которых есть заданный звук: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой в середине слова, в третьей – в конце.
- подобрать слова, в которых заданный звук будит стоять в начале (середине, конце) слова.
- назвать животных, овощи, растения, цветы, посуду или игрушки с заданным местом звука в слове.
- подобрать по сюжетной картинке слова с заданным местом звука в слове.
- Игра «Светофор».
Логопед называет слова. ученики ставят фишки на левую красную, желтую или зеленую правую часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
- Игра «Лото».
Предлагаются карточки с картинками на заданный звук и картонные полоски, разделенные на три части.
|
| |||
| ||||
|
На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры логопед называет слова. ученики определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.
Завершающим звеном логопедической работы по формированию сложных форм фонематического анализа и синтеза, являются следующие упражнения. (Данные виды заданий проводятся в тесной связи с обучением чтению и письму).
Эта работа проводится в несколько этапов:
Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без ее предъявления.
Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.
- составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.
- вставить в данные слова пропущенные буквы: руч…а, кры…а, с…ин…а, но…ни…ы.
- подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
Например: придумать слова в которых звук К был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте.
- выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.
- добавить 1,2,3,4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова.
Например: па - -пар, пары, парад, паруса; ко- -кот, коза, кошка, корова.
- подобрать слова с определенным количеством звуков.
- выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.
- подобрать по сюжетной картинке слова с определенным количеством звуков.
- подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске.
к | о | ш | к | а |
кот | он | шар | ком | аист |
- преобразовать слова:
а) добавить звук в начале слова. Логопед задает вопрос: «Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук в начале слова?».
Примерные слова: рот-крот, мех-смех, челка-пчелка, Оля-Коля, Аня-Ваня, осы-косы, луг-плуг;
б) добавляя звук в конце слова:
Примерные слова: бок-бокс, вол-волк, пар-парк, пол-полк, стол-столб;
в) изменяя звук слова (цепочка слов): сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон; коса-роса-роза-Рома-рама-мама-Маша-Саша-каша.
г) переставляя звуки:
пила-липа карп-парк кот-ток
палка-лапка гора-рога дар-рад
В работе по преобразованию слов можно использовать следующие четверостишия:
С ч над морем я летаю,
С г в машине я бываю. (чайка-гайка)
С м меня ты надеваешь,
С л собакой называешь. (майка-лайка)
- найди слово в слове: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, рак, Ира, икра, арка).
- образовать от записанного на доске слова цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – том -
- Игра в кубик.
На гранях кубика различное количество точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.
- «Слово-загадка».
На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово.
Например: к…. (крыша).
- составить графическую схему предложения и слова.
____________________________________________ предложение
______________ _____________ ________________ слово
______ _______ ______ ______ ________ _______ слоги звуки
- назвать слово, в котором буквы будут расположены в обратном порядке:
нос–сон лес–сел сор–рос
кот–ток дар–рад топ–пот
- заполнить схему.
- вписать буквы в кружки.
Например: вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать слово, которое получилось (книга).
- разгадать ребус.
Ко100чка, 40а и т.д.
- разложить предметные картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии.
- определить какой звук выпал из слова: крот-кот, лампа-лапа, мушка-мука.
- назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:
луна – стол - л
кино – игла - и
лампа – мышь - м
окно – дом - о
нос - Анна - н
- разложить картинки в соответствии с данными графическими схемами. Логопед раздает картинки. Дети их называют, определяют количество слогов, структуру каждого слога. Затем после предварительного разбора дети кладут картинку к соответствующей схеме.
- придумать слово к графической схеме.
- выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
- назвать деревья, цветы, животных, посуду, мебель, одежду, слово-название которых соответствует приведенной схеме.
- добавить картинку.
а) Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображенных на карточке.
Например: картинки с изображением лодки и ложки. Дети подбирают картинку, в названии которой 5 звуков.
б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке.
- определить количество звуков в названии предметов на карточке и положить под картинки соответствующие цифры.
8 | 3 | 4 |
- определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. Например, детям предлагаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем логопед дает следующие задания: назвать слово, в котором после Л слышится К, после М произносится К, перед Л находится И и т.д.
- Игра «Ромашка».
На доске – контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Детям дается задание выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят, например, из пяти звуков, и вставить их в прорези «ромашки».
- вписать недостающие первые три буквы в названия предметов на схеме. Предлагаются картинки: ложка, линейка, лейка, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, сорока, майка, мышка, мешок, лужок, песок, замок, каток, носок.
- вписать названия предметов в данную схему. Предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют, так и не соответствуют схеме. Например предлагается схема и следующие картинки: линейка, лодка, лейка, ложка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.
Л_____________А
Л_____________А
Л_____________А
- составить слово из первых звуков названий картинок.
- Игра «Как называется цветок?»
детям предлагается изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук.
- подобрать слова к данной рифме. Например: сок-лесок, носок, поясок, голосок…; сы-весы, часы, усы, носы.
- образовать новые слова из данного логопедом имеющего сложную слоговую структуру. Например: игры на придумывание других слов с данными слогами, буквами.
па | рик | ма | хер | ска | я |
палец | рикша | машина | Херсон | скамейка | яма |
Слово «парикмахерская» можно предложить прочесть, изменив порядок слогов. Произнесение бессмысленных слов хорошо развивает навык чтения. Дается инструкция: прочесть слово, поменяв местами 3-й и 1-й слоги – марикпахерская и т.д.
Прочесть это слово по слогам, начиная с конца: яскахермарикпа.
Прочесть слово, пропустив 1-й или несколько заданных слогов, например, 2-й и 4-й: памаская.
- работа с изографами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал для 4 класса по русскому языку: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) анализа".
Карточки для работы в 4 классе по теме: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) разбора"....
Игры для развития звуко-буквенного анализа.
Игры для развития звуко-буквенного анализа....
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Материал для использования учителями -логопедами на занятиях по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза слов....
Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.
Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза....
Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников и школьников с нарушениями речи.
Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников и школьников с нарушениями речи....
Упражнения для развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учащихся 2-3 классов
Упражнения направлены на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учеников 2-ых, 3-их классов. Исползовать данные упражнения можно как на коррекционных логопедических занятиях, так и ...
Развитие звуко - буквенного анализа и синтеза
Конспект занятия для обучающихся 1 класса...