АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ 2 класс
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Комкова Екатерина Александровна

Данная программа  внеурочной деятельности имеет коррекционную направленность.Курс предназначен для учащихся 2 класса.Целью уроков  произношения является: воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2_kl_proiznoshenie.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №120 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194295, Санкт-Петербург, пр. Художников , д.24корп. 2.

Тел. 559-25-34, www.school120spb.ru

__________________________________________________________________

«ПРИНЯТО»

Педагогический совет

ГБОУ школы № 120

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Протокол № 1

от «30» августа 2019года

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

ГБОУ школы № 120

Выборгского района

Санкт-Петербурга

______________/____________/

«30» августа 2019года

«УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора

ГБОУ школ№ 120

Выборгского района

Санкт-Петербурга

__________Григорьева В.М.

от «31» августа 2019 года

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ

2 класс

Название курса        Произношение 

Направленность       Коррекционная

Класс/уровень           2-В, 2-Г классы, ОВЗ ТНР

               

        РЕЕСТРОВЫЙ НОМЕР

Составил(а):

Комкова  Екатерина Александровна

Учитель - логопед

Санкт-Петербург

2019 г

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая программа курса повнеурочной деятельности «Произношение» составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2015);
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образованияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014;
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  4. Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
  5. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся 1-2 классов с тяжелым нарушением речи ГБОУ школы №120 на 2019–2020 учебный год;
  6. Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт–Петербурга на 2019–2020 учебный год;
  7. Программы коррекционного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» ГБОУ школы № 120

Используется учебно-методический комплект:

Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская «Произношение: мир звуков» для 1 классов.

Направленность программы курса внеурочной деятельности

Данная программа  внеурочной деятельности имеет коррекционную направленность.

Курс предназначен для учащихся 2 класса.

Цель программы

Целью уроков  произношения является: воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

Задачи программы

-формировать правильное речевое дыхание;

-развивать артикуляционную и общую моторику;

-формировать и закреплять навык правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях;

-автоматизировать и дифференцировать мягкие, твёрдые, звонкие и глухие согласные; мягкость согласных с помощью гласных е, ё, ю, я. и;

-овладеть звуковым анализом и синтезом слова;

-развивать ритмическую и звуко - слоговую структуру слова;

-уточнять и обогащать словарь с учётом программы;

-закреплять формы словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций, дифференцирования предлогов, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и их дифференцирования, образование прилагательных от существительных);

-развивать связную речь (пересказ, рассказ-повествование, описание с использованием наглядности, ).

2. Общая характеристика курса

      Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР: - произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем). Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта; - освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса). Во II классе завершается формирование произносительной стороны речи. Осуществляется автоматизация навыков произношения в различных коммуникативных ситуациях. В моделируемых лингвистических условиях закрепляются структурно-системные связи между звучанием и лексическим значением слова, его грамматической формой. Проводится коррекция нарушений письменной речи. Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

 Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем. В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие ручной и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

- усвоение и закрепление основных правил русского языка.

Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы: Первый этап — обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте. Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа явля¬ются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении (гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; согласные [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], для дифференциации на одном занятии выбирается пара звуков, отличающихся одним дифференциальным признаком, и их различение требует от 2-х до 5-ти занятий), развитие элементарных форм фонематического анализа. Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухопроизносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.

В процессе формирования произношения учитываются следующие дидактические      принципы:

1.обучение нормативному произношению всех звуков русского языка на основе учета речевого развития учащихся, типичных и индивидуальных особенностей речи детей с разными формами речевых расстройств;

2 реализация задач формирования у учащихся речевого общения и активной речевой практики на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка;

3 создание оптимального соотношения между осознанным усвоением речи и степенью автоматизированности речевой деятельности;

4. обучение русскому языку на основе формирования практических языковых обобщений;

5. этапность и концентричность в подаче учебного материала.

Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи. В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку. К концу II класса у обучающихся с ТНР должны быть в основном устранены нарушения звуковой стороны речи (дефекты звукопроизношения, нарушения звукослоговой структуры не только простых, но и сложных слов, нарушения просодической стороны речи). Сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи.

3. Основное содержание курса

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

план

факт

1

Дифференциация гласных и согласных звуков

19

2

Дифференциация шипящих,  свистящих звуков  и сонорных звуков.

34

3

Парные звонкие и глухие согласные

15

Итого:

68 ч

В  учебном плане ВУД на уроки произношения во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. В год 68 учебных  часов.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Содержание программы внеурочной деятельности «Произношение» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Личностные результаты 

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.  

2. Целостное восприятие окружающего мира.  

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  

4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  

5. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.  

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  

Метапредметные результаты 

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.  

3. Использование знаково-символических средств представления информации.  

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 

 5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.  

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.  

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.  

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  

9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.  

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».  

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.  

         12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение». 

  1. Календарно – тематическое планирование

ТЕМА

Кол-во часов

ДАТА

Виды и формы контроля

ПЛАН

ФАКТ

1

Гласные звуки и буквы.

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

2

Йотированные гласные (Е-Ё-Ю-Я).

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

3

Дифференциация гласных и согласных звуков.

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

4

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

5

Дифференциация  [ Б – Б’]

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

6

Дифференциация   [ Д – Д’]

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

7

Дифференциация [П – П’]

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

8

Дифференциация  [ Г – Г']

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

9

Дифференциация  [К– К’]

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

10

Дифференциация  [ З– З’ ]

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

11

Дифференциация  [ С – С’] 

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

12

Дифференциация  [ Т - Т']

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

13

Дифференциация  [Х – Х’]

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

14

Дифференциация  [Ф-Ф’]

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

15

Дифференциация  [В-В’]

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

16

Мягкие согласные [М’- Н’]

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

17

Ь и Ъ знаки.

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

18

Звук и буква Й.

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

19

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

20

Буквы Ж-Ш .Дифференциация [ Ж - Ш]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

21

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

22

Звук [Ч’], буква Ч.

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

23

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

24

Звук [Щ’] и буква   Щ

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

25

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

26

Звук [Ц]и буква  Ц

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

27

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

28

Дифференциация звуков [Ж-Ч’-Щ’-Ц]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

29

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

30

Дифференциация звуков [Ш-Ж-Ч’-Щ’].Правописание жи-ши, ча-ща,чу-щу.

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

31

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

32

Дифференциация звуков [Ш-Ж-С-З]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

33

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

34

Дифференциация [Т-Ц]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

35

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

36

Дифференциация  [ З - Ж ]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

37

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

38

Дифференциация  [ С’–Щ’]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

39

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

40

Дифференциация  [ Щ’-Ч’ – Т’]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

41

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

42

Дифференциация  [Ц- Ч’ – Щ’ ]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

43

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

44

Дифференциация  [ Щ’-Ч’-С’-С-Ц]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

45

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

46

Дифференциация   [ Ц – Щ']

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

47

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

48

Дифференциация [ Ч - С' ]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

49

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

50

Дифференциация  [ С – Ц ]

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

51

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

52

Дифференциация  [ Р – Л ]и  [Р’-Л’].

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

53

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

54

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.  Дифференциация    [ Б - П ] 

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

55

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

56

Дифференциация  [ В - Ф ] 

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

57

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

58

Дифференциация  [ Г   - К ] 

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

59

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

60

Дифференциация  [ Д – Т ] 

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

61

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

62

Дифференциация  [ З – С ] 

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

63

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

64

Дифференциация  [ Ж – Ш ] .

2

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

65

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

66

Построение, четкое и слитное произношение предложений из слов, указанной сложности с соблюдением правил интонации

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

67

Логическое ударение

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

68

Обобщающий урок.

1

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

6. Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения курса по внеурочной деятельности «Произношение»:

Ученик научится:

- четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией;

- удерживать артикуляционную позу;

-правильно произносить гласные и согласные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных, а также в сочетании слогов разного типа с оппозиционными звуками, слоговых  рядах с чередованием (ударных и неударных слогах, гласных и согласных), без чередования, в двух- и трехсложных словах, отдельных четырехсложных.

-дифференцировать согласные.

- запоминать и выполнять 3 – 4 простые речевые инструкции.

- воспроизводить ритмические структуры.

- уметь определять позицию звуков в слове.

- знать изученные звуки. Уметь выделять данные звуки в начале середине в конце слова.

-воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения и тексты.

- демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, правильную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений, рассказов.

  1. Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1.Чиркина Г.В., Российская Е.Н. «Произношение. Мир звуков». Учебник для специальных (коррекционных) школ. 2 класс. Издательство «Аркти» 2014 год

2. Косинова Е.М. «Домашний логопед», Москва, Росмэн 2009 год

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей» Москва 2007

4.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Издательство «Москва», 1991 год

Дополнительная литература

1. Елена Мазанова: «Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников». В двух частях. Издательство «Гном» Москва, 2015 2. Елена Мазанова: « Учусь не путать буквы. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии». В двух частях. Издательство «Гном» Москва, 2015

3. Елена Мазанова: «Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии» Издательство «Гном» Москва, 2015

4. Елена Мазанова: «Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения язык.анализа и синтеза». Издательство «Гном» Москва, 2015.

5.Алексеева О.С. :Различаем звуки и буквы (картотека заданий логопеда 1-4 классы.) КАРО СПБ  2017.

6. В. Буйко, Г. Сыропятова: Речевые игралочки , Изд.дом ЛИТУР.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс. «Начальная школа 21 века»

Адаптированная рабочая прграмма по математике (для интегрированного класса). 3 класс. Программа "Начальная школа 21 века". В программе расписаны на каждый урок УУД + вид деятельности для детей с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по чтению. 1 класс с РАС

Данная работа будет интересна для учителей коррекционных школ....

адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  чтению  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс (8 вида)

Рабочая программа составлена на основе "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы", авторы составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В...

Адаптированная рабочая программа по технологии 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования...

Адаптированная рабочая программа по математике, 3 класс

Рабочая программа по математике для третьего класса составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (1-4 классы, автор Бгажнокова И.М.) «Просвещение»...