Адаптированная рабочая программа по чтению. 1 класс с РАС
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Данная работа будет интересна для учителей коррекционных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._rabochaya_programma_po_chteniyu_1_kl_novyy.docx | 89.12 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 95»
Рассмотрено: на заседании МО протокол №1 от_ .08.2015г. | Согласовано: педсовет № 1 от 2_.08.2015г. | Утверждаю: директор МКС(К)ОУ школы-интерната №95 Л.А. Гундерчук _____________ приказ от______№____
|
Рабочая программа по учебному предмету
ЧТЕНИЕ
(название курса)
Класс: 1 а
Срок реализации: 5 лет
Разработчик программы: Соловьева Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
Квалификационная категория: первая
Педагогический стаж: 21 год
Составлена на основе базовых примерных
Программ образования учащихся
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /
Под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. -
СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
г. Нижний Новгород
2015г.
1. Пояснительная записка
Рабочая коррекционная программа для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью по предмету «Чтение» для 1 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
В основу программы по данному предмету положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Данный учебный предмет для учащихся с растройством аутистического спектра имеют практическую направленность и максимально индивидуализирована. В классе обучается 6 обучающихся, воспитанников: 6 мальчиков.
Дети с РАС испытывают огромные трудности в общении (коммуникации) и требуют к себе особого внимания, так как они лишены возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Они часто не способны использовать вербальные средства общения, у них наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающими людьми. Поэтому для формирования навыков общения, у неговорящих детей, необходимо использовать альтернативные способы коммуникации, которые помогут детям выразить свои мысли и желания, заменить звуковую речь, а окружающим – общаться с детьми, понимать их, осуществлять уход.
В основу альтернативных методик формирования коммуникативных навыков положен метод пиктограмм. Термин «пиктограмма» достаточно общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка». Целью применения пиктограмм является возможность общения неговорящего ребенка с близкими людьми. Использование пиктограмм для обучения коммуникации способствует пробуждению и развитию когнитивных возможностей, стимулирует и активизирует деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающим.
В связи с тем, что учащиеся с Рас обладают очень различными возможностями, то и выбор средств коммуникации будет зависеть как от физических, так и от интеллектуальных возможностей безречевого ребенка.
Для учащихся возможно использование методик: «Альтернативное чтение», «Глобальное чтение». Цель уроков по данной методике – научить ребенка не только «читать» пиктограммы, но и «отвечать» на вопросы, высказывать свои желания. Данная методика включает понятия, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Это такие разделы, как «Я – ребенок», «Я и моя семья», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы».
Цели программы:
• создание условий для обеспечения необходимой мотивации слушания и самостоятельного рассматривания книг-картинок;
• создание условий для формирования фундаментальной основы социального взаимодействия в системе невербальных средств общения.
Обучение учащихся выстроено по следующей схеме: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Такое обучение ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся.
В рабочей программе определены следующие задачи:
- создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности;
- создание условий для расширения словарного запаса активного и пассивного словаря, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
- создание условий для формирования первичных ценностных представлений учащихся о книгах и иллюстрациях;
- создание условий для знакомства учащихся с жестовыми, изобразительными средствами выразительности;
- создание условий для приобщения к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
- создание условий для знакомства с простыми по содержанию сказками, стихотворениями, потешками.
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- развивать фразовую речь (по возможности);
- формировать предметные и предметно – игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Работа по развитию речи и формированию навыка чтения должна строиться с учетом того, что у глубоко умственно отсталых детей, в том числе с РАС, нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении слов в предложении.
Обучение таких детей осложнено тем, что не существует утверждённых программ. За основу нашей программы взята методика Л.Г.Нуриевой. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку (игрушки, члены его семьи и т.д.). Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с фотографиями, картинками, изображающими эти предметы, для этого создаётся «Личный букварь» Наряду с букварём в конвертах у каждого ребёнка находятся карточки со словами , которые были подобраны по темам. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Достоинства этой методики очевидны, а именно:
- вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает концентрацию его внимания;
- моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание;
- соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.
Технология «глобального чтения» включает следующие принципы:
• Событийной общности (установление доверительного контакта);
• Учитель+ психолог + логопед;
• Совместно – разделительная деятельность: учитель – семья (исключается авторитарность в общениях с семьёй, при этом как не может быть отдельной работы с ребёнком, так и не может быть отдельной работы с семьёй)
• Главное – это развитие и обогащение семейной ситуации.
В пропедевтический период для глубоко умственно отсталых детей проводится работа по формированию навыка учебной деятельности, уточнению слухового, зрительного восприятия, развитию мелкой моторики рук, звукопроизношения.
Одним из важнейших направлений обучению ребёнка с РАС является формирование коммуникативной функции его речи, удовлетворение его коммуникативной потребности. С этой целью мы используем средства альтернативной коммуникации PECS. В основу альтернативных методик формирования коммуникативных навыков положен метод пиктограмм. Термин «пиктограмма» достаточно общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка». Целью применения пиктограмм является возможность облегчения процесса коммуникации ребенка с РАС с близкими людьми. Использование пиктограмм для обучения коммуникации способствует пробуждению и развитию когнитивных возможностей, стимулирует и активизирует деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающим, формирование адекватных речевых коммуникаций.
В связи с тем, что учащиеся с РАС обладают очень различными возможностями, то и выбор средств коммуникации будет зависеть как от физических, так и от интеллектуальных возможностей ребёнка.
Параллельно с обучениям ребёнка альтернативным видам коммуникации целесообразно вести обучение чтению по трём направлениям:
1. Аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.
2. Послоговое чтение.
3. Глобальное чтение.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Социально-бытовая ориентировка», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.
Обучение в заявленной последовательности «Альтернативному чтению» учащихся этой возрастной категории ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые функции учащихся. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащихся.
Содержание программы:
Добуквенный период
1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса .
2. Специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется на уроке учителем). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.
3. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха.
Развитие звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание, и т. д.). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.); 3-4 звуков (там, мама и т. д.). Называние слов по предъявленным предметам, картинкам. Составление простых предложений из 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» - употребляются учителем. Учащиеся должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действие по предложенной картинке и вопросам учителя.
4. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующие словесное обозначение. выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
5. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно распологать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.
Букварный период.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчётливое произнесение их в изолированной позиции, а так же различие их в начале или конце слова ( в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ах, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су ), сравнение их. Саставление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данного учителем.
письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в образовательную область «Филология», которая представлена учебными предметами: «Письмо», «Чтение», «Развитие речи», является частью учебного плана. Количество часов: в неделю - 2 ч, в год - 66 ч.
1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | 2015-16 уч. год |
18 ч | 14 ч | 18 ч | 16 ч | 66 ч |
4. Характеристика познавательных особенностей учащихся конкретного класса
Обучающиеся 1 а класса имеют в анамнезе умственную отсталость, а также нарушения аутистического спектра. Обучающиеся испытывают огромные трудности в общении (коммуникации) и требует к себе особого внимания, так как лишены возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности социально приемлемым способом.
Понимают обращённую речь, но не способны использовать функциональную речь. Главная проблема при наличии вербальной речи – отсутствие реакции на соответствующие сигналы, поступающие от физической и социальной среды. В основе лежит сложность создания совместного контекста. Поэтому для формирования навыков общения у обучающтихся с аутизмом необходимо использовать альтернативные способы коммуникации, которые помогут ему выразить свои мысли и желания, освоить устную речь, а окружающим – общаться с детьми, понимать их, осуществлять уход.
5.Предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение».
Обучающийся должен уметь:
- осмысливать простые изображения;
- показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
- использовать систему знаков в социальном окружении;
- устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
- самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;
- выстраивать пиктограммы в логический ряд, представляющий собой графически оформленное предложение или небольшие тексты.
- Делить простые предложения на слова.
- Делить слова на слоги (с открытым слогом).
- Выделять из слов гласные и согласные звуки «А», «О», «У», «М». Различать их в словах (узнавание называние слов, в которых данный звук имеется).
- Читать глобально названия предметов в соответствие с изученными лексическими темами:
Обучающийся должен знать:
- членов своей семьи и ближнего окружения;
- обобщающие слова: игрушки, овощи, фрукты, дикие и домашние животные, школьные и гигиенические принадлежности; семья, времена года.
- содержание изученных литературных произведений;
- графические изображения: времени года, явлений природы, времени суток, обобщающих слов.
6. Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Чтение».
- формировать навыки социально адекватного поведения;
- формировать социально приемлемые навыки коммуникации;
- формировать навыки социальности: умение делить пространство, умение разделять фокус внимания, навыки саморегуляции, навык разделённого удовольствия.
7.В процессе реализации программы у обучающегося формируются следующие
базовые учебные действия:
Группа БУД действий | Перечень учебных действия | Образовательная область | Учебный предмет |
Личностные учебные действия | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением | Филология | Чтение |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия | Филология | Чтение | |
самостоятельность в выполнении учебных заданий | Филология | Чтение | |
Использование социально приемлемых правил поведения в обществе | Филология | Чтение | |
Коммуникативные учебные действия | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик) | Филология | Чтение |
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем | Филология | Чтение | |
Обращаться за помощью и принимать помощь | Филология | ||
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию | Филология | Чтение | |
сотрудничать со взрослыми разных социальных ситуациях | Филология | Чтение | |
конструктивно взаимодействовать с людьми | Филология | Чтение | |
Использовать социально приемлемые формы поведения в учебных ситуациях | Филология | Чтение | |
Регулятивные учебные действия | входить и выходить из учебного помещения со звонком | Филология | Чтение |
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) | |||
пользоваться учебной мебелью | |||
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) | |||
работать с учебными принадлежностями | |||
Самостоятельно использовать расписание активностей на уроке | |||
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | |||
Познавательные | Учебно-управленческие умения:
| Филология |
Чтение |
Учебно-информационные умения:
| |||
Учебно-логические умения (учебно-интеллектуальные умения): 3.1.Ограничивать вещь или процесс от других вещей и процессов. 3.2. Определять существенные признаки изучаемого объекта по установленной учителем точке зрения. 3.3. Осуществлять качественное и количественное описание объекта. |
8. Содержание программы учебного предмета «Чтение».
Деятельность по реализации рабочей программы осуществляется через:
- «чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах;
- «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на CD – диски);
- «чтение видеоизображений» (изображений на CD – дисках, видеофильмов: мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных).
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв — от 0,5 до 2 сантиметров.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых обучается ребёнок, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.
ВИДЫ РАБОТ:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных). Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ученика требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку . Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.
2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.
3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
Тематика предложений:
- схема тела,
- план комнаты.
4. чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.
Глобальное чтение позволит выяснить, насколько ребёнок понимает обращённую речь, позволит преодолеть негативное отношение к занятиям, даст уверенность в своих силах.
Параллельно с глобальным чтением слов на первом году обучения идет ознакомление с буквами: А У О М С Х Ш. Дети учатся находить их в словах, которые читают глобально, составлять и читать из них слоги. По мере изучения буквы помещаются в кармашки разрезной кассы для дальнейшей работы по формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов.
Работа по глобальному чтению слов проводится одновременно на уроках развития речи и логопедических занятиях.
10.Система оценки достижений обучающегося в результате освоения программы по учебному предмету «Чтение».
Диагностика сформированности академических знаний по темам рабочей программы «Чтение».
Предметные результаты.
Уровни выполнения заданий:
Результаты овладения программным материалом выявляются в ходе выполнения обучающимся разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Степень самостоятельности обучающегося (в условных единицах - баллах):
5 - самостоятельно,
4 - самостоятельно по образцу,
3 - самостоятельно по инструкции,
2 - с небольшой или значительной физической помощью,
1 - вместе со взрослым.
Обучающемуся предлагается выполнить 10 заданий, отмечаются задания, которые выполнены:
- с помощью учителя,
- с частичной помощью,
- самостоятельно.
В таблице учитываются только самостоятельно выполненные задания.
В (высокий уровень) 5 баллов – 80% - 100%;
ВС (выше среднего) 4 балла – 51 %– 80%;
С (средний) 3 балла 31% - 50%;
НС (ниже среднего) 2 балла – 11% - 30%;
Н (низкий) 0 – 1 балл – 10%.
Мониторинг усвоения лексических тем (глобальное чтение).
- Названия предметов по лексической теме «Мир растений».
Баллы | капуста | баклажан | огурец | морковь | картофель | яблоко | груша | слива | лимон | банан |
5 | ||||||||||
4 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
1 |
- Названия предметов по лексической теме «Явления природы».
«Осень».
Баллы | лес | листопад | дерево | трава | куст | облако | поле | грибы | погода | дождь |
5 | ||||||||||
4 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
1 |
- Названия предметов по лексической теме «Я в школе».
Баллы | школа | учитель | кабинет | парта | урок | перемена | тетрадь | ручка | карандаш | краски |
5 | ||||||||||
4 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
1 |
Усвоение глаголов по теме «Я в школе».
Баллы | заниматься | смотреть | читать | писать | рисовать | обводить | соединять | лепить | клеить | резать |
5 | ||||||||||
4 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
1 |
«Зима».
Баллы | погода | снег | лёд | Новый год | сказка | метель | Дед Мороз | снегурочка | ель | подарки |
5 | ||||||||||
4 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
1 |
«Весна»
Баллы | погода | птица | солнце | капель | сосулька | цветы | лужа | ветка | гнездо | листва |
5 | ||||||||||
4 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
1 |
«Лето».
Баллы | погода | пляж | река | дорога | мяч | песок | игра | трава | дача | дрова |
5 | ||||||||||
4 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
1 |
- Названия предметов по лексической теме «Мир животных».
Баллы | собака | кошка | корова | свинья | курица | волк | лиса | лось | кабан | воробей |
5 | ||||||||||
4 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
1 |
- Названия предметов по лексической теме «Я ребёнок».
Баллы | человек | мальчик | девочка | друг | друзья | игрушки | руки | ноги | голова | тело |
5 | ||||||||||
4 | ||||||||||
3 | ||||||||||
2 | ||||||||||
1 |
- Названия предметов по лексической теме «Моя семья».
Баллы | мама | папа | бабушка | дедушка | брат | сестра | семья | дом | отдых |
5 | |||||||||
4 | |||||||||
3 | |||||||||
2 | |||||||||
1 |
Обобщённый мониторинг усвоения лексических тем:
Период | Программные темы | |||||
«Я в школе» | «Мир растений» | «Явления природы» | «Мир животных» | «Я ребёнок» | «Моя семья» | |
Сентябрь 2015г. | ||||||
Май 2016г. |
Метапредметные достижения (БУД).
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий, и на этой основе осуществить осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Личностные достижения.
Шкала оценивания продвижения обучающегося в условных единицах:
0 баллов –нет продвижения;
1 балл –минимальное продвижение;
2 балла –среднее продвижение;
3 балла –значительное продвижение.
Мониторинг базовых учебных действий:
1 а класс | Предмет: чтение. Учитель: Соловьева И.Ю. | ||||||||||
Группа БУД | Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | |||||||||
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия | самостоятельность в выполнении учебных заданий | Использование социально приемлемых правил поведения в обществе | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик) | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем | Обращаться за помощью и принимать помощь | слушать и понимать инструкцию к учебному заданию | сотрудничать со взрослыми разных социальных ситуациях | конструктивно взаимодействовать с людьми | Использовать социально приемлемые формы поведения в учебных ситуациях | |
Сент. 2015г. | |||||||||||
Май 2016г. |
1 а класс | Предмет: чтение. Учитель: Соловьева И.Ю. | ||||||||||||||||||
Группа БУД | Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия. | |||||||||||||||||
входить и выходить из учебного помещения со звонком | ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) | пользоваться учебной мебелью | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) | работать с учебными принадлежностями | Самостоятельно использовать расписание активностей на уроке | передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | Учебно-управленческие | Учебно-информационные | Учебно-логические (учебно-интеллектуальные) | ||||||||||
Сент. 2015г. | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | |||||||
Май 2016г. |
Дидактическое оснащение учебного предмета «Чтение»:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- дидактические тематические материалы для осуществления глобального чтения;
- доска с мобильным визуальным картиночным расписанием учебной деятельности на весь день;
- Настенная классная доска для букв разрезной азбуки. Она заполняется буквально по мере её изучения.
- Разрезные буквы.
- Наборное полотно для составления слогов, слов, предложений из букв, слогов разрезной азбуки.
- Касса слогов.
- Слоговые таблицы.
- Наборы предметных, ситуативных, сюжетных картинок.
- Индивидуальные кассы, буквы, слоги.
- Кружки красного и синего цветов для звуко - буквенного анализа.
- сменное индивидуальное расписание учебных активностей на парте на каждый урок;
структурирование учебных материалов (индивидуально для каждого) при помощи папок, файлов, контейнеров;
- индивидуально адаптированные дидактические материалы, необходимые для изучения программы;
- индивидуальные альбомы для альтернативной коммуникации PECS;
- тематические аудио и видеоматериалы;
- детские книги, сказки;
- настольный театр.
10. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического оборудования
1. Баряева Л. Б. Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Я – ребёнок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: ДРОФА, 2007.
2. Детские книжки со стишками, потешками.
3. Звучащие игрушки.
4. Зеркала: большое и маленькие.
5. Картон.
6. Карточки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в свих играх-занятиях.
7. Клей.
8. Куклы разных размеров.
9. Игрушки резиновые, пластмассовые, мягкие, изображающие животных.
10. Пиктограммы из серии части тела: «нос», «голова», «ухо», «глаза».
11. Магнитофон, аудиокассеты с записями детских песен.
12. Массажные кольца.
13. Мешочек из мягкого материала.
14. Мешочки для ходьбы с наполнителями.
15. Музыкальные инструменты: барабан, бубен.
16. Ручки шариковые, простые и цветные карандаши.
17. Полифункциональное игровое оборудование: коврик «Гофр», ребристая доска, сенсорная тропа.
18. Фотографии детей.
19. Цветная бумага.
Список литературы
1. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафиева , 2005.
2. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми //Изд. АПН РСФСР.-М., 1961.
3. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. – М,: ДРОФА, 2008
4. Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе, 1994.
5. ЗикеевА.Г. Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе. 2004.№5.
6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.
7. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПБ, 2003.
8. Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская. – СПБ, 2008.
9. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
10. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.
11. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПБ, 2004.
Календарно тематическое планирование
по предмету альтернативное чтение
1 класс II вариант (2 часа в неделю - 66 часов)
№ темы | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть (18 часов) | |||
1 | Привитие учащимся навыков учебной деятельности. | 1 | |
2 | Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи. Я в школе. | 2 | |
3 | Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Я в школе. | 1 | |
4 | Развитие речевого слуха. Я в школе. | 1 | |
5 | Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание). Я в школе. | 1 | |
6 | Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у). Я в школе. | 1 | |
7 | Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из двух звуков (ау, ах,). Я в школе. | 1 | |
8 | Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из двух звуков ( му, уа). Я в школе. | 1 | |
9 | Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из двух звуков (ау, ах, му, уа ). Я в школе. | 1 | |
10 | Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из 3 звуков (там, тут и т.д.). Мир растений. | 1 | |
11 | Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из 4 звуков (мама, папа и т.д.). Мир растений. | 1 | |
12 | Называние слов по предъявленным предметным картинкам. Мир растений. | 1 | |
13 | Составление простых предложений из 2-слов. Мир растений. | 1 | |
14 | Составление простых предложений из 3-слов. Мир растений. | 1 | |
15 | Составление простых предложений из 2 слов. Деление этих предложений на слова. Мир растений. | 2 | |
16 | Повторение ранее изученного материала. Мир растений. Я в школе. | 1 | |
2 Четверть (14часов) | |||
1 | Повторение ранее изученного материала. Мир растений. Я в школе. | 1 | |
2 | Выделение в устной речи звуков «а» в начале слов. Мир растений. | 1 | |
3 | Выделение в устной речи звуков «у» в начале слов. Мир растений. | 1 | |
4 | Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Мир растений. | 1 | |
5 | Выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). Мир растений. | 2 | |
6 | Последовательное изучение звуков и букв. Явление природы. | 1 | |
7 | Изучение звука и буквы «а». Явление природы. | 1 | |
8 | Правильное и отчётливое произнесение (а) в изолированной позиции. Явление природы. | 1 | |
9 | Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв. Явление природы. | 1 | |
10 | Различение звука «а» в начале слова. Явление природы. | 1 | |
11 | Различение звука «а» в конце слова. Явление природы. | 1 | |
12 | Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа), чтение этих слов с протяжным произношением. Явление природы. | 1 | |
13 | Изучение звука и буквы «у». Правильное и отчётливое произнесение (у) в изолированной позиции. Явление природы. | 1 | |
III четверть (18 ч) | |||
1 | Повторение ранее изученного материала. Мир животных. | 1 | |
2 | Образование и чтение прямых и боратных слогов (ау, уа), сравнение их. Мир животных. | 1 | |
3 | Составление слов «ау», из букв разрезной азбуки, чтение их. Мир животных. | 1 | |
4 | Составление слов «уа» из букв разрезной азбуки, чтение их. Мир животных. | 1 | |
5 | Изучение звука и буквы «о». Правильное и отчётливое произнесение в изолированной позиции. Мир животных. | 1 | |
6 | Развитие движений кисти и пальцев рук.Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв. Мир животных. | 1 | |
7 | Различение звука «о» в начале и в конце слова. Мир животных. | 1 | |
8 | Письмо основных элементов рукописных букв в тетради с помощью учителя. Мир животных. | 1 | |
9 | Изучение звука и буквы «м». Правильное и отчётливое произнесение в изолированной позиции. Мир животных. | 1 | |
10 | Письмо основных элементов рукописных букв в тетради самостоятельно. Мир животных. | 1 | |
11 | Различение звука «м» в начале и в конце слова. Мир животных. | 1 | |
12 | Образование и чтение прямых и обратных слогов ( ма, му), сравнение их. Мир животных. | 1 | |
13 | Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у). Мир животных. | 1 | |
14 | Составление слов со слогами (ам, ма, ум, му) из букв разрезной азбуки, чтение их. Мир животных. | 2 | |
15 | Изучение звука и буквы «с» в начале и в конце слова. Мир животных. | 1 | |
16 | Различение и чтение прямых и обратных слогов (ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Мир животных. | 1 | |
17 | Повторение ранее изученного материала. Мир животных. IVчетверть (15 часов) | 1 | |
1 | Повторение ранее изученного материала. Я ребенок | 1 | |
2 | Чтение прямых слогов (ас, ос, ус, са, со, су). Я ребенок | 1 | |
3 | Чтение обратных слогов (ас, ос, ус, са, со, су). Я ребенок | 1 | |
4 | Составление слов со слогами (ас,ос, ус, са, со,су) из букв разрезной азбуки, чтение их. Я ребенок | 2 | |
5 | Усвоение печатного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данного учителем. Я ребенок | 1 | |
6 | 1 | ||
7 | Рассматривание семейных фотографий. Усвоение узнавать родных и называть их. Я ребенок | 1 | |
8 | Чтение сказки «Мойдодыр». Я ребенок | 1 | |
9 | Образование из усвоенных звуков и букв слов (ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением. Моя семья. | 1 | |
10 | Просмотр мультфильма «Теремок», разыграть ее содержание по ролям. Моя семья. | 2 | |
11 | Чтение произведения «Федорино горе» К.Чуковского. Моя семья. | 1 | |
12 | Образование и чтение прямых и обратных слогов (ах, ох, ух, ха, хо). Моя семья. | 1 | |
13 | Составление слов со слогами (ах, ох, ух, ха, хо) из букв разрезной азбуки, чтение их. Моя семья. | 1 | |
14 | Просмотр документального фильма о природе, животных . Повторение ранее изученного материала. Моя семья. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...
Адаптированная рабочая программа по чтению для 4 класса
Рабочая программа по чтению...
адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс
адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида
Программа составлена на учебный год, содержит коррекционные задачи....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 2 классов
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по чтению (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII...
Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по чтению 2 Класс
Рабочая программа...