Рабочая программа 3 класс психомоторика (игротерапия)
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 3 класс (1вариант) УП для детей с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Математика» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны  нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деятельности младшего школьного возраста – учебу и игру. Коррекционная направленность занятий в игровой форме помогут обучающимся в непринужденной обстановке успешно овладевать содержанием начальной ступени обучения, восполнить пробелы в знаниях. В игре ребенок преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротическое состояние и становится способным к личностному росту и развитию. Игровая терапия должна удовлетворять потребность ребенка в физической активности, игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Система отношений обеспечивает развитие у ребенка чувства безопасности, активности.

Основная цель изучения предмета «Психомоторика (игротерапия)» заключается в развитии у детей общения и способности взаимодействовать с другими детьми.

Основной формой организации занятий по психомоторики (игротерапии) является игры: дидактическая, развивающая, сюжетно-ролевая.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена с учетом физического, умственного и нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта.  Учебный предмет  «Психомоторика (игротерапия)»  ставит следующие задачи:

–  помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом;

– улучшение эмоционального состояния учащихся;

– снижение агрессивного поведения;

– коррекция интеллектуального и эмоционального развития умственно-отсталых детей;

– воспитание самостоятельности в решении поставленных задач;

– умение общаться.

Общая структура:

Программа по игротерапии предусматривает следующие разделы:

- формирование моторных и графомоторных навыков;

- формирование тактильно-двигательного восприятия;

- формирование кинестетических и кинетических ощущений;

- формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

- формирование зрительного восприятия;

- формирование представлений об особых свойствах предметов;

- формирование слухового восприятия;

- формирование пространственных представлений;

- формирование временных представлений.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Психомоторика (игротерапия )» входит в коррекционно – развивающуюся область учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 3 классе отводится 1 часа в неделю.

Из них:

в I четверти -      ч.              

во II четверти -     ч.              

в  III четверти -     ч.              

в IV четверти -     ч.         

Год -         ч.

4.Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Планируемые предметные результаты:

- понимать обращенную речи;

- соблюдать правила поведения в общественных местах;

- соблюдать правила общения со взрослыми;

-согласовывывать свои действия с условиями игры;

-соблюдать правила общения девочек с мальчиками;

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  3. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  4. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  5. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия: 

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  5. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  3. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  1. арифметические действия;
  2. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
  3. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  4. устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  5. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  6. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  7. читать; писать; выполнять действительности;
  8. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Минимальный уровень:

- понимание обращенной речи;

-согласовывание своих действия с условиями игры;

-соблюдение правил поведения в общественных местах;

- соблюдение правил общения со взрослыми;

- соблюдение правил общения девочек с мальчиками;

Достаточный уровень:

- участие в коллективном разговоре;

- отвечать на вопросы и задавать их;

-изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;

-находить для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разные заменители;

-при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.

Описание диагностического инструментария.

В программе по психомоторике (игротерапии) обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по математике в 3 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 3 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

- оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;

- оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;

- оценка «2» - не ставится.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап – промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные  диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл – обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла – обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла – обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 – 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов – обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

5. Содержание учебного предмета

  1. Формирование моторики и графомоторных навыков

Упражнения на развитие меткости: «Кольцеброс», «Дартс».

Кольцеброс, Дартс

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».

Обучение действиям по двух- и трехзвенной инструкции учителя. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения: завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание… Дидактическая игра «Поможем братишке».

ботинки со шнурками,рубашка с пуговицами

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Вырезание предметов по контуру.

контурные изображения предметов, ножницы

Работа в технике объемной и рваной аппликации. Дидактическая игра «Юный художник».

цветная бумага

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия

Определение предметов, поверхностей на ощупь, выделение их свойств и качеств: крупные, мелкие, гладкие, шершавые, колючие … Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)».

наждачная бумага, вата и др.

Работа с пластилином. Техники: раскатывание, скатывание, вдавливание..). Лепка «Овощи и фрукты».

III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений

Формирование ощущений от статистических, динамических поз частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Пойми меня».

Выразительность телодвижений: имитация повадок животных. Инсценирование школьных событий.

IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

Комбинирование различных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Строители».

геометрический конструктор

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам: длинный и широкий, узкий и короткий.

полоски разной величины

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

сериационные ряды предметов по величине

Цветовой спектр. Тёплые и холодные тона. Составление полосок разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик - семицветик».

цветные полоски разной насыщенности

Узнавание предмета по его частям. Дорисовывание незаконченных изображений предметов. Дидактическая игра «Угадай, что, кто это?».

Незаконченные изображения предметов

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, «Лего»).

V. Формирование зрительного восприятия

Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз: рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки).

образцы бардюров

равнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами, свойствами. Дидактическая игра «Что изменилось?».

Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор».

образцы узоров

VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов

Формирование осязания, словесное обозначение (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

грелка, утюг, чайник

Различение пищевых запахов и вкусов. Дидактическая игра «Угадай, что это?».

овощи и фрукты

Формирование дифференционных ощущений: легче – тяжелее. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. Дидактическая игра «Продавец».

различные предметы

Определение свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость, вязкость). Дидактическая игра «Пойми меня».

крупы, соль, сахар, мука

VII. Формирование слухового внимания, памяти.

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди - сзади). Дидактическая игра «Откуда звук?».

Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу.

Музыкальные детские инструменты

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра « Мы – барабанщики».

барабан

VIII. Формирование пространственных представлений

Ориентировка в пространстве (улица, класс), вербализация пространственных отношений. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь».

Деление листа бумаги на глаз, на 2, 4 равные части. Расположение и перемещение предметов на поверхности листа, парты в разных положениях.

лист бумаги. мелкие предметы, игрушки

Моделирование пространственного положения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

игрушечная мебель предметы заменители

IX. Формирование временных представлений

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».

модель часов

Объемность времени: сутки, неделя, месяц, год.

модели: суток, дней недели, времен года с названиями месяцев

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

модели: суток, дней недели, времен года с названиями месяцев.

  1. Тематический план

п\п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

Наглядность

Словарь

I. Формирование моторики и графомоторных навыков

1

Упражнения на развитие меткости: «Кольцеброс», «Дартс».

2

Кольцеброс

Дартс

кольцеброс,

дартс

2

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

3

Обучение действиям по двух- и трехзвенной инструкции учителя. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

1

4

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения: завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание… Дидактическая игра «Поможем братишке».

2

ботинки со шнурками,

рубашка с пуговицами

шнурок

пуговица

5

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Вырезание предметов по контуру.

1

контурные изображения предметов, ножницы

штриховка

6

Работа в технике объемной и рваной аппликации. Дидактическая игра «Юный художник».

1

цветная бумага

аппликация

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия

7

Определение предметов, поверхностей на ощупь, выделение их свойств и качеств: крупные, мелкие, гладкие, шершавые, колючие  Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)».

     1

наждачная бумага,

вата

крупные

 мелкие

гладкие

 шершавые

 колючие

8

Работа с пластилином. Техники: раскатывание, скатывание, вдавливание..). Лепка «Овощи и фрукты».

1

пластилин

раскатывание

скатывание вдавливание

III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений

9

Формирование ощущений от статистических, динамических поз частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Пойми меня».

1

иллюстрации

части тела

10

Выразительность телодвижений: имитация повадок животных. Инсценирование школьных событий.

1

таблицы с изображений поз животных

повадки животных

IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

11

Комбинирование различных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Строители».

1

геометрический конструктор

форма

12

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам: длинный и широкий, узкий  и короткий.

1

полоски разной величины

длинный

широкий

узкий

короткий

13

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1

сериационные ряды предметов по величине

величина

14

Цветовой спектр. Тёплые и холодные тона. Составление полосок разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик - семицветик».

1

цветные полоски

разной

насыщенности

цвет

тон

теплый

холодный

15

Узнавание предмета по его частям. Дорисовывание незаконченных изображений предметов. Дидактическая игра «Угадай, что, кто это?».

1

незаконченные

изображения предметов

части

16

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, «Лего»).

1

пазлы, лего

деталь

V. Формирование зрительного восприятия

17

Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз: рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки).

1

образцы бардюров

бардюр

18

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами, свойствами. Дидактическая игра «Что изменилось?».

1

дидактический материал

к качество

свойство

19

Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор».

1

образцы узоров

узор

VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов

20

Формирование осязания, словесное обозначение (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

1

грелка, утюг, чайник

температура

21

Различение пищевых запахов и вкусов. Дидактическая игра «Угадай, что это?».

1

овощи и фрукты

запас

вкус

22

Формирование дифференционных ощущений: легче – тяжелее. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. Дидактическая игра «Продавец».

1

различные предметы

ладонь

вес на глаз

23

Определение свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость, вязкость). Дидактическая игра «Пойми меня».

1

крупы, соль,  сахар, мука

твердость

 сыпучесть

 растворимость

 вязкость

VII. Формирование слухового внимания, памяти.

24

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди - сзади). Дидактическая игра «Откуда звук?».

1

справа - справа

 спереди - сзади

25

Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу.

1

музыкальные

детские инструменты

звуковой сигнал

26

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра « Мы – барабанщики».

1

барабан

барабан

ритм

VIII. Формирование пространственных представлений 

27

Ориентировка в пространстве (улица, класс), вербализация пространственных

отношений. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь».

1

улица

класс

28

Деление листа бумаги на глаз, на 2, 4 равные части. Расположение и перемещение предметов на поверхности листа, парты в разных положениях.

1

лист бумаги.мелкие предметы, игрушки

пара

29

Моделирование пространственного положения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

1

игрушечная мебель предметы заменители

мебель

IX. Формирование временных представлений 

30

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».

1

модель часов

секунда

минута

час

31

Объемность времени: сутки, неделя, месяц, год.

1

модели: суток, дней недели, времен года с названиями месяцев

сутки

неделя

месяц

год

32

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

1

модели: суток, дней недели, времен года с названиями месяцев

весна

лето

осень

зима

  1. Учебно – методическое обеспечение

Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин,  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.;

«Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида /    Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009г.

 Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия

- Кольцеброс

- Дартс

- Модели со шнуровкой,  с пуговицами

- Контурные изображения предметов

- Плакаты с изображений поз животных

- Игрушечная мебель предметы заменители

- Модель часов

- Геометрический конструктор

- Полоски бумаги разной величины, разной цветовой насыщенности

- Сериационные ряды предметов по величине

- Незаконченные изображения предметов

- Пазлы, лего

- Грелка, утюг, чайник

- Крупы, соль,  сахар, мука

- Музыкальные детские инструменты

Технические средства обучения

-Ноутбук

-Принтер-ксерокс

-Мультимедийный проектор

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по психомоторике (игротерапии) уч-ся 3 класса

за  полугодие

Фамилия имя уч-ся

Предметные результаты

Средний   бал

Тип  оценки

Уровень

понимание обращенной речи;

соблюдение правил поведения в общественных местах;

соблюдение правил общения со взрослыми;

согласовывание своих действия с условиями игры;

соблюдение правил общения девочек с мальчиками;

Средний   бал

Тип  оценки

Уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психомоторике

№ Раздел Тема урокаКол-во  часовКал. срокиОбщеучебные ЗУНСпециальные ЗУНоборудование  I четверть 18  1Развитие вниманияЗнакомство с предметом104.09   2...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...

Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 3 класса

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недо...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Актуальностью данного курса обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается   как система развиваю...

Рабочая программа 4 класс психомоторика (игротерапия)

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 вариант УП для детей с нарушением интеллекта....