Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
план-конспект урока по логопедии (4 класс)

Оганесян Сирануш Геворковна

Цели:
Образовательные: учить дифференцировать звуки Ж-Ш изолированно, в сло-гах, словах, предложенияхучить соотносить звуки Ж-Ш с буквами и символами; 
Коррекционные: развивать фонематический слух на основе выделения звуков в речевом потоке, память, логическое мышление на основе упражнений анализа и синтеза ; обогащать словарный запас; развивать интеллектуальные способности;
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: Карточки с символами, наглядное пособие «Цветик – семицветик», цветные карандаши, предметные картинки насекомых (шмеля и жука).


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diff._zh-sh.docx186 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

 «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Учитель-логопед Оганесян С.Г.

Цели:
Образовательные: учить дифференцировать звуки Ж-Ш изолированно, в сло-гах, словах, предложенияхучить соотносить звуки Ж-Ш с буквами и символами; 
Коррекционные: развивать фонематический слух на основе выделения звуков в речевом потоке, память, логическое мышление на основе упражнений анализа и синтеза ; обогащать словарный запас; развивать интеллектуальные способности;
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: Карточки с символами, наглядное пособие «Цветик – семицветик», цветные карандаши, предметные картинки насекомых (шмеля и жука).

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Улыбнемся, день хороший и похлопаем в ладоши. 

2. Вводная беседа. К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под ее ногами, темные проталины на снегу видны, видно очень теплые ноги у весны. На улице еще холодно, иногда идет снег, а в душе тепло и радостно от приближения теплых весенних дней. Поэтому мне хочется пригласить вас погреться на сказочную поляну, где тепло и светит солнышко.

3. Введение в тему: А совершить путешествие мне помогут мои друзья: 

Вы догадаетесь, кто это, если правильно выделите первые звуки в словах:

Желание утро красота ЖУК Назовем его Жора.

Шутка мак енот люди ь ШМЕЛЬ Назовем его Шура.

И, конечно, вы догадались какой звук любит жук Жора? ( Ж), а шмель Шура ? (Ш)

4. Объявление темы урока. Запись в тетрадях: согласные Ж-Ш. 

- Охарактеризуй звуки: Работа с зеркалами. Уточнение артикуляции звуков Ж-Ш. Итак, звуки Ж-Ш (согласные, шипящие, твердые), а в чем отличие? (Ж – звонкий, а Ш - глухой) - Сегодня к концу занятия мы вырастим необычный цветок. А что это за цветок, вы догадаетесь, если поставите буквы по порядку на свои места http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_m1d56bb8a.gif

- Что у вас получилось? (семицветик)

- Почему так называется цветок? ( семь лепестков)

- Назовите их: (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) Показ образцов цветов -7.

- Что происходило с помощью цветка? (Исполняли желания)

- Кто написал сказку о семицветике? (Валентин Катаев) 

После выполнения каждого задания на цветок приклеиваем лепесток.

Мы будем совершать путешествие, перелетая с цветка на цветок, а задания нам будут давать цветы. Мы будем учить , а вы обучаться. Знания вам всегда пригодятся.

5. Развитие фонематического слуха. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слов. Закрепление знаний норм орфографии.

Стоят в лугах сестрички , золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_m2466762f.gif

Какие слоги нельзя образовать? (ЖЭ,ШЭ,ШЫ,ЖЫ) Почему? http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_m1d968d49.gif


6. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слов.

http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_5e397fca.gif


Музыкальная пауза. Игра-соревнование. (ЖУ - ШУ).

- Из каких яиц не вылупится цыпленок? http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_7501309d.gif

- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!

7. Развитие логического мышления. Коррекция звуко-буквенного анализа.

Второй цветок: Эй, звоночки, синий цвет, - с язычком, а звону нет. (Колокольчики) 

8. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания 

Обозначим звонкий звук Ж- колокольчиком, глухой звук Ш – наушниками.

- Вставь в слова соответствующие символам буквы Ж-Ш.

УК, КО А, УТКА, УРНАЛ, АПКА, АСМИН, МА А. 

- Отгадайте загадки, в словах – отгадках определите позицию звука.

Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Не зверь, не птица – всего боится. Половит мух и в воду – плюх. (Лягушка)

- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!

9. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слов и словосочетаний. Третий цветок: На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у до- рожки. (Одуванчик) Развитие мышления (анализ, синтез). http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_7322581c.gif


Слуховой графический диктант.

Желтая бабочка, большой жук, книжный шкаф, красная шапочка, смешной рассказ. 

http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_m406cbcaf.gif

- Собери половинки игрушек. Составь и прочитай полученные слова, определи наличие звонких и глухих звуков, назвать количество слогов в словах. Гру-ша Е-жи Шап-ка Жи-вот Ка-мы-ши


- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!


10. Зрительная гимнастика.

11. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне предложений. 

Развитие пространственной ориентировки, зрительного восприятия.

Четвертый цветок: Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь. Ярко синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек)

http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_m4f1ccf66.gif


- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!


12. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне предложений. 

Пятый цветок: Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку. (Мак)

- Подружи буквы со словами в предложении. http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_7a6f5d0b.gif


http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_330d7f77.gif

- Дописанное слово в первом предложении имеет звонкий или глухой согласный звук?

13 . Физминутка:

На лужайке по утру мы затеяли игру,

Ты – ромашка, я – вьюнок. Становитесь в наш венок.

1, 2, 3, 4 –раздвигайте круг пошире.

14Развитие логического мышления. 

Все знакомы с нами: Яркие, как пламя. 

Мы однофамильцы с мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими алыми … (Гвоздиками)

Собери скороговорку

http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_12/204/d-203115/7z-docs/1_html_m54f9c713.gif

Пропедевтическое задание (понятие «обращение» выделить)

- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!


  1. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне предложений. 


Коррекция лексико-грамматических навыков.

Седьмой цветок: На зеленых шнурочках белые звоночки. (Ландыши

Исправь ошибки. Бабушка вязать шерстяные носки.

Женя жарить рыбу на сковороде.


Повтори чистоговорку.

Хорош садовник, хорош и крыжовник. 

- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!

Назовите цвета лепестков!

16. Рефлексия:


1. Мы вырастили цветик – семицветик. Возьмите те цветные карандаши, в названиях которых есть звуки «Ж», «Ш» и нарисуйте свой портрет в центре цветка. Музыкальное сопровождение.

- Давай пройдемся медленно по лугу. 

И «Здравствуй» скажем каждому цветку.

Ты должен над цветами поклониться не для того, 

чтоб рвать их иль срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица 

И доброе лицо им показать.

Разместите свои цветки на полянке. Пусть общение с природой приносит нам радость. А семицветик пусть исполнит ваши желания. 

- С какими звуками мы работали ? Охарактеризуйте их.

- Какие цветы вам давали задание?

- Нужно ли рвать в лугах цветы?

- Как нужно относиться к природе? (Бережно, с любовью)

- Понравилось ли вам занятие?

- Чтобы вы хотели сказать всем детям?

Дети читают стихи.

- Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай.

- Не обижай ни птахи, ни сверчка.

Не покупай для бабочки сачка.

- Люби цветы, леса, простор полей – все, что зовется Родиной твоей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж".

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж" (коррекция акустической дисграфии)....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков п и б в словах."

Конспект индивидуального логопедического занятия  "Дифференциация звуков п и б в словах."...

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Цели:Образовательные: учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сра...

Конспект индивидуального логопедического занятия " Дифференциация звуков [ш-ж ] в стихотворении.

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [ ш-ж ] в стихотворении " День рождения у кошки"....

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация [В]-[НА]»

Цели: Образовательные: -формировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов В, НА;-формировать представление о предлоге, как об отдельном слове;-формировать навык правильного...

Конспект группового логопедического занятия дифференциация звуков [Ч-Щ]

Дифференциация согласных звуков [Ч] –[Щ], конспект занятия...