Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
план-конспект урока по логопедии (4 класс)
Цели:
Образовательные: учить дифференцировать звуки Ж-Ш изолированно, в сло-гах, словах, предложениях, учить соотносить звуки Ж-Ш с буквами и символами;
Коррекционные: развивать фонематический слух на основе выделения звуков в речевом потоке, память, логическое мышление на основе упражнений анализа и синтеза ; обогащать словарный запас; развивать интеллектуальные способности;
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: Карточки с символами, наглядное пособие «Цветик – семицветик», цветные карандаши, предметные картинки насекомых (шмеля и жука).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diff._zh-sh.docx | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
«Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
Учитель-логопед Оганесян С.Г.
Цели:
Образовательные: учить дифференцировать звуки Ж-Ш изолированно, в сло-гах, словах, предложениях, учить соотносить звуки Ж-Ш с буквами и символами;
Коррекционные: развивать фонематический слух на основе выделения звуков в речевом потоке, память, логическое мышление на основе упражнений анализа и синтеза ; обогащать словарный запас; развивать интеллектуальные способности;
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: Карточки с символами, наглядное пособие «Цветик – семицветик», цветные карандаши, предметные картинки насекомых (шмеля и жука).
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Улыбнемся, день хороший и похлопаем в ладоши.
2. Вводная беседа. К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под ее ногами, темные проталины на снегу видны, видно очень теплые ноги у весны. На улице еще холодно, иногда идет снег, а в душе тепло и радостно от приближения теплых весенних дней. Поэтому мне хочется пригласить вас погреться на сказочную поляну, где тепло и светит солнышко.
3. Введение в тему: А совершить путешествие мне помогут мои друзья:
Вы догадаетесь, кто это, если правильно выделите первые звуки в словах:
Желание утро красота ЖУК Назовем его Жора.
Шутка мак енот люди ь ШМЕЛЬ Назовем его Шура.
И, конечно, вы догадались какой звук любит жук Жора? ( Ж), а шмель Шура ? (Ш)
4. Объявление темы урока. Запись в тетрадях: согласные Ж-Ш.
- Охарактеризуй звуки: Работа с зеркалами. Уточнение артикуляции звуков Ж-Ш. Итак, звуки Ж-Ш (согласные, шипящие, твердые), а в чем отличие? (Ж – звонкий, а Ш - глухой) - Сегодня к концу занятия мы вырастим необычный цветок. А что это за цветок, вы догадаетесь, если поставите буквы по порядку на свои места
- Что у вас получилось? (семицветик)
- Почему так называется цветок? ( семь лепестков)
- Назовите их: (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) Показ образцов цветов -7.
- Что происходило с помощью цветка? (Исполняли желания)
- Кто написал сказку о семицветике? (Валентин Катаев)
После выполнения каждого задания на цветок приклеиваем лепесток.
Мы будем совершать путешествие, перелетая с цветка на цветок, а задания нам будут давать цветы. Мы будем учить , а вы обучаться. Знания вам всегда пригодятся.
5. Развитие фонематического слуха. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слов. Закрепление знаний норм орфографии.
Стоят в лугах сестрички , золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Какие слоги нельзя образовать? (ЖЭ,ШЭ,ШЫ,ЖЫ) Почему?
6. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слов.
Музыкальная пауза. Игра-соревнование. (ЖУ - ШУ).
- Из каких яиц не вылупится цыпленок?
- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!
7. Развитие логического мышления. Коррекция звуко-буквенного анализа.
Второй цветок: Эй, звоночки, синий цвет, - с язычком, а звону нет. (Колокольчики)
8. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания
Обозначим звонкий звук Ж- колокольчиком, глухой звук Ш – наушниками.
- Вставь в слова соответствующие символам буквы Ж-Ш.
УК, КО А, УТКА, УРНАЛ, АПКА, АСМИН, МА А.
- Отгадайте загадки, в словах – отгадках определите позицию звука.
Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
Не зверь, не птица – всего боится. Половит мух и в воду – плюх. (Лягушка)
- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!
9. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слов и словосочетаний. Третий цветок: На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у до- рожки. (Одуванчик) Развитие мышления (анализ, синтез).
Слуховой графический диктант.
Желтая бабочка, большой жук, книжный шкаф, красная шапочка, смешной рассказ.
- Собери половинки игрушек. Составь и прочитай полученные слова, определи наличие звонких и глухих звуков, назвать количество слогов в словах. Гру-ша Е-жи Шап-ка Жи-вот Ка-мы-ши
- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!
10. Зрительная гимнастика.
11. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
Развитие пространственной ориентировки, зрительного восприятия.
Четвертый цветок: Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь. Ярко синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек)
- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!
12. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
Пятый цветок: Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку. (Мак)
- Подружи буквы со словами в предложении.
- Дописанное слово в первом предложении имеет звонкий или глухой согласный звук?
13 . Физминутка:
На лужайке по утру мы затеяли игру,
Ты – ромашка, я – вьюнок. Становитесь в наш венок.
1, 2, 3, 4 –раздвигайте круг пошире.
14. Развитие логического мышления.
Все знакомы с нами: Яркие, как пламя.
Мы однофамильцы с мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими алыми … (Гвоздиками)
Собери скороговорку.
Пропедевтическое задание (понятие «обращение» выделить)
- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!
Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
Коррекция лексико-грамматических навыков.
Седьмой цветок: На зеленых шнурочках белые звоночки. (Ландыши)
Исправь ошибки. Бабушка вязать шерстяные носки.
Женя жарить рыбу на сковороде.
Повтори чистоговорку.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
- Ты, расти, расти, цветок, распускайся, лепесток!
Назовите цвета лепестков!
16. Рефлексия:
1. Мы вырастили цветик – семицветик. Возьмите те цветные карандаши, в названиях которых есть звуки «Ж», «Ш» и нарисуйте свой портрет в центре цветка. Музыкальное сопровождение.
- Давай пройдемся медленно по лугу.
И «Здравствуй» скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами поклониться не для того,
чтоб рвать их иль срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Разместите свои цветки на полянке. Пусть общение с природой приносит нам радость. А семицветик пусть исполнит ваши желания.
- С какими звуками мы работали ? Охарактеризуйте их.
- Какие цветы вам давали задание?
- Нужно ли рвать в лугах цветы?
- Как нужно относиться к природе? (Бережно, с любовью)
- Понравилось ли вам занятие?
- Чтобы вы хотели сказать всем детям?
Дети читают стихи.
- Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай.
- Не обижай ни птахи, ни сверчка.
Не покупай для бабочки сачка.
- Люби цветы, леса, простор полей – все, что зовется Родиной твоей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж".
Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ш - Ж" (коррекция акустической дисграфии)....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков п и б в словах."
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков п и б в словах."...
Конспект логопедического занятия :Дифференциация согласных звуков [В]-[В′] –[Ф]-[Ф′] в слогах, словах.
Логопедическое занятие на различение согласных звуков....
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Г]-[К]»
Цели:Образовательные: учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сра...
Конспект индивидуального логопедического занятия " Дифференциация звуков [ш-ж ] в стихотворении.
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [ ш-ж ] в стихотворении " День рождения у кошки"....
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация [В]-[НА]»
Цели: Образовательные: -формировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов В, НА;-формировать представление о предлоге, как об отдельном слове;-формировать навык правильного...
Конспект группового логопедического занятия дифференциация звуков [Ч-Щ]
Дифференциация согласных звуков [Ч] –[Щ], конспект занятия...