Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия детенышей животных.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. | Бадмаева Светлана Гомбожаповна |
Группа (класс, | 3 класс с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III уровня. |
Тема занятия | Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия детенышей животных. |
Тип занятия | Урок усвоения новых знаний. |
Используемые методы, приёмы, технологии | проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений. |
Цель занятия | Формирование умения образовывать существительные в единственном и множественном числе, обозначающие названия детенышей. |
Результаты | Предметные результаты:
Личностные УУД: - адекватное оценивание своих усилий Регулятивные УУД: - умение принимать, сохранять учебную задачу, - умение планировать свою деятельность; -умение адекватно оценивать свою деятельность Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; -умение договариваться при выполнении совместной деятельности Познавательные УУД: развитие орфографической зоркости, - развитие речевой активности детей, - расширение объема памяти, - развитие мышления; - развитие зрительного и слухового внимания; |
Оборудование | Для логопеда: Картинный материал, мяч, карточки со словами Для обучающихся: карточки с заданием. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | Методы и приемы работы | ||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность обучающихся | ||
1. Этап Мотивация учебной деятельности. | Игра "Узнай и назови". - Назовите одним словом - Каким синонимом можно заменить это существительное? | Учащиеся называют "по цепочке" животных, начиная свой ответ со слов: "Я узнаю:". - Животные -звери | Фронтальный, индивидуальный | |
2.Актуализация знаний | Игра «Кем был раньше»
На доске: Суффикс - часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов.) | Вызов уже имеющихся знаний. Организация игры. -Кем раньше был слон? -Кем раньше была лиса? - Какая часть слова помогла нам образовать новые слова,? - Дайте определение. Что такое суффикс? | Дети называют детенышей заданных животных - слоненок -лисенок Отвечают на вопросы. - Суффикс. -Часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов. | фронтальный |
3.Этап Открытие новых знаний | Доска:
| Игра "Собери словечко". Составьте слова из данных букв
После составления слова открывается предметная картинка. Запишите полученные слова в тетрадь. | Еж, лось, лев, волк, медведь. Запись слов в тетрадь с объяснением орфограмм. | фронтальный индивидуальный |
Предметные картинки.
| Упражнения в словообразовании. 1. Письменное упражнение. Задание: от существительных м.р. образуйте названия самок этих животных. Разбите слова по составу. - Какие суффиксы помогли нам образовать названия самок животных? 2.Задание: назови самку и её детенышей. (демонстрация картинок) 3. Игра с мячом "Человеческие дети знают всех зверят на свете". - Я называю самку, а вы , возвращая мяч, называете детёныша.
4. Письменное упражнение в словообразовании. Образуйте от существительных мн. ч. сущ.ед.ч.
- Разберите слова по составу. - При помощи какой части слова мы смогли образовать от существительных м.р. название самок животных и названия детёнышей животных в ед. и мн.ч. - Какие суффиксы нам в этой работе помогали? | Запись слов.
(-их, -иц)
Лосенок, тигренок, волчонок, львенок, медвежонок, верблюжонок, барсучонок, слоненок. - ежонок, - лосёнок, - львёнок, - волчонок, - медвежонок. При помощи суффикса -онок, -ёнок, -ат, -ят | Фронтальный индивидуальный Фронтальный индивидуальный индивидуальный Фронтальный индивидуальный Фронтальный | |
физминутка | Повторяют упражнения по образцу | Фронтальный | ||
4.Этап Применение знаний | Карточки для индивидуальной работы … семья. Жил в лесу… . Вместе с ним жила … . У них был … . Рядом с ними жила ещё одна … семья. | Составление рассказов. 1. Составление рассказа по образцу. Задание: прочитайте деформированный текст. … семья. Жил в лесу… . Вместе с ним жила … . У них был … . Рядом с ними жила ещё одна … семья. - Какому животному не соответствует первое предложение? Посмотрите на картинки, подумайте и назовите это животное. Картинка со львом временно убирается. Как назвать остальных животных? Отгадайте загадку. "Зверь лесной Составим рассказ со словом "заяц": | Читают текст на карточках - это лев. -Лесные Заяц Заячья семья. Жил в лесу заяц. Вместе с ним жила зайчиха. У них был зайчонок. Рядом с ними жила ещё одна заячья семья. | Фронтальный |
. Демонстрация картинки с изображением саванны. | -Подойдите к доске и выберите картинку с понравившимся животным и составьте про него рассказ по образцу и запишите текст. 2.Словарная работа. - Где живёт лев? Найдите значение этого слова в толковом словаре и прочитайте. 3.Составление рассказа цепной организации. а) - Льва называют - "царём зверей". Почему? - "Царю зверей" мы уделим особое внимание. - Назовите самку льва, назовите детёныша. Соедините слова по смыслу, чтоб получились предложения. Составление рассказа. - Как можно назвать этот рассказ? в) Распространение предложений. - Добавьте к каждому предмету подходящий признак. - Если я говорю: "Лев", каким Вы его представляете? И т.д. | Каждый учащийся составляет рассказ о "своём" животном и записывает в тетрадь. Лев живёт в саванне. Работа с толковым словарем "САВАННЫ" - тропические степные равнины с редко растущими деревьями и кустарниками. Рассуждения детей. В саванне жил лев. У него была львица. Львица родила львёнка. Львёнок подрос и стал царём саванны. -"Львиная семья" Составление рассказа с использованием прилагательных. | индивидуальный Фронтальный Фронтальный индивидуальный Фронтальный индивидуальный | |
5. Рефлексия | - Какая часть слова сегодня нам помогала в образовании новых слов? - Какие суффиксы вы запомнили? | - суффикс. -их, -иц, -онок, -ёнок, -ат, -ят | Фронтальный |
Литература.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.
Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...
Программка "Угадай детеныша животного"
Тестирующая программка угадывания названий животных по изображениям их детенышей.Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.В режиме тестирования ребенку показываются ...
Дифференциация слов, обозначающих название, действие и признак предмета
Занятие для учащихся 1-2 классов с диагнозом: " Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
Технологическая карта урока РЯ "Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Названия и клички животных" 2 класс
Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Названия и клички животных»Цели деятельности учителя: формировать умение писать с ...
"Слова обозначающие названия, действия, признаки предмета"
закреплять представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета...
«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»
Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение и закрепление знаний. Имена существительные обозначающие название птиц"
План-конспект учебного занятия регионального конкурса интегрированных уроков «Практика интеграции»...