Дифференциация слов, обозначающих название, действие и признак предмета
план-конспект урока (логопедия, 2 класс) на тему

Цымбалова Лариса Владимировна

      Занятие для учащихся 1-2 классов с диагнозом: " Общее недоразвитие речи 3 уровня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:       Дифференциация, слов, обозначающих название, действие

                                             и признак предмета.

Цели:            1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и  признак предмета, правильно ставить вопросы к этим словам.

                              2. Практическое усвоение форм согласования слов.

                              3. Активизация словаря. Лексическая тема «Весна».

                              4. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов.

                              5. Развитие психических функций (внимания, памяти, мышления).

Ход занятия.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

                    Дети под музыку входят в класс, встают около своих рабочих мест.

      - Ребята, прежде, чем начать наше занятие, давайте проведем интеллектуальную разминку. Постарайтесь быстро ответить на вопросы: кто это? что это? Кто правильно ответит – садится.

  1.  Начало дня? (утро)
  2.  Из него видно, что делается на улице (окно).
  3.  Опасная часть коровы? (рога).
  4.  Где можно увидеть себя? (зеркало, вода, фото)
  5.  Маленький друг Карлсона? (Малыш)
  6.  Стол школьника? (парта)
  7.  Полосатая африканская лошадка? (зебра)
  8.  У птицы это – крыло, а у человека? (руки)
  9.  У собаки – морда, а у человека? (лицо)
  10.  У конфеты – фантик, а у человека? (одежда)
  11.  11.У машины – мотор, а у человека? (одежда)
  12.  У рыбы – жабры, а у человека? (лёгкие)

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОВТОРЕНИЕ.

- Молодцы! Сегодня на занятии мы будем различать слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки. Внимание! Подберите слова к моим вопросам. Кто? Что? Что делает? Какая? Какое? Какие?    

                                                                   Ответы детей.

- Молодцы!            

                                                      3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

                   Работа со словами, обозначающими названия предметов.

  1. Прослушайте слова, скажите, что они обозначают?

Мяч, кипарис, здание, стол, крот, зяблик, кенгуру, шуба

       (все эти слова обозначают названия предметов)

- Какой вопрос мы ставим, когда хотим узнать название предмета? (Кто? Что?)

- О каких предметах мы спрашиваем кто это ? (о  живых) Приведите примеры

- О каких предметах мы спрашиваем что это? ( о неживых) Приведите примеры.

  1. - Откройте конверт №1. Возьмите карточки с вопросами. Прослушайте слова, обозначающие предметы, покажите карточкой, какой вопрос нужно к ним поставить.

                             Сук – барсук                          роза – Рома

                             Галка – палка                        рука – ручей

                            Света – цветок                       бабочка – бабушка

  1. - Покажите схему слова, обозначающего предмет. Прослушайте разные слова. Услышав среди них название предмета, просигнальте схемой.        

                             Мак, тетрадь, стол, собака, спит, книга, солёный, поёт, рисует, кислый, птица, конфета, горячий, молодое, кипит, школа, детвора.

  1. - Поиграем в игру «Будь внимательным». Я называю слово-предмет, вы определяете в этом слове последний звук и придумываете на этот звук своё слово-предмет.

             Рак, самолёт, малина, сок, пижама, карандаш, троллейбус, окно.

  - Молодцы! Вы правильно определяли звуки и называли предметы. Но чтобы больше узнать о самом предмете,  нужны ещё и другие слова. Давайте поговорим о них.

                    Работа со словами, обозначающими действие предмета.

  1. - Отгадайте загадку:      

          Рано встаёт, громко поёт, солнце встречает, нам поднимает. (Петух)

  1. – Что делает петух? (встает, поет, встречает, поднимает).  Что обозначают эти слова?

           (действие предмета)

Слова выписываются на  доске, детям предлагается прочесть их по «цепочке»

- Какие вопросы мы задаем, когда хотим узнать о действии предмета?

- Когда мы задаем  вопрос что делает? (когда говорим об одном предмете). Приведите примеры.

- Когда мы задаем вопрос что делают? (когда говорим о нескольких предметах). Приведите примеры.

3.– Откройте конверт № 2. Возьмите карточки с вопросами. Прослушайте слова-действия.   Поставьте к ним вопрос, покажите карточку с вопросом.                

                           

         Бежит – бегут, рисуют – рисует, поет – поют,  дует – дуют, молчит – молчат.

                                  - Молодцы! А теперь продолжите сами:

         Льет - ….,      моют -…,        роют - …,      пьет - ….

4  - Назовите действия, которые могут совершать следующие предметы (логопед показывает картинки):

 Образец:  кто?         жук                    что делает?                        Летит, ползет, жужжит

                                      Мак                                                      цветет, пахнет, растет, благоухает

                                      Повар                                                  варит, печет, жарит, готовит, кормит,

                                      Учитель                                               учит, хвалит, объясняет

                                      Звезда                                                 сияет, светит, горит, мерцает.

                                      Дети                  что делают?           играют, смеются, бегают, шалят

                                      Машины                                             едут, сигналят, возят.  

5 – А теперь отгадайте загадку:

                                                                  Тает снежок, ожил лужок,  день прибывает,

                                                                        когда это бывает?

      (на усмотрение логопеда – добавить загадки на тему «Весна»)

-Правильно!  Покажите схему слова-действия. Молодцы. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.

6.- Прослушайте предложения, запишите схему каждого слова. Образец на доске: Наступил март _____   _____.

                                   Бегут ручьи. Солнце светит. Зеленеет травка. Поют птицы.

       Дети поочередно выполняют задание на доске и в тетради.

7. –  Прочитайте слова  на плакате и составьте свое предложение о весне.

               Слова на плакате: птица, летят , светит, зеленеет, солнце, дети, травка, радуются

- Молодцы!

                                                             ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

                                                       (на усмотрение логопеда)

                                 Работа со словами, обозначающими признак предметов.

  1. – Весна – чудесное время года. Многие поэты и художники посвятили ей свои произведения. Прослушайте стихотворение Алексея Толстого о весне:

                       Вот уж снег последний в поле тает,

                       Теплый пар восходит от земли,

                       И кувшинчик синий расцветает,

                       И зовут друг друга журавли.

                       Юный лес, в зеленый дым одетый,

                       Теплых гроз нетерпеливо ждет.

                       Все весны дыханием согрето,

                       Всё кругом и любит, и поёт.

  1. – Понравилось вам это стихотворение? Какие слова употребляет автор для описания предметов и явлений природы в этом стихотворения? (ответы детей). Прослушайте стихотворение еще раз и постарайтесь запомнить слова-описания.

  1. – На доске написаны слова из этого стихотворения, обозначающие предметы и явления природы. Попробуйте вспомнить  слова-описания к каждому  из них, поставьте вопросы.

                          Снег –                        последний

                          Пар –                         тёплый

                          Кувшинчик –            синий

                          Лес –                         юный

                          Дым –                       зеленый

  1. – Молодцы! Давайте уточним: какие вопросы мы ставим к словам, когда хотим узнать их признаки или описать их? Покажите схему слов, обозначающих признак предмета.

  1.  – Поиграем в игру. Я буду называть вам слово-признак, а вы будете придумывать противоположное ему слово. Например: тихая – громкая.

      Печальная, горячий, белое, грязный, трусливый, мягкий, слабое, широкий, старый, скучная, неряшливый.

  1. – Молодцы! Следующая игра называется «Подбери по смыслу». На карточках написаны                         слова в два столбика. Задача: подобрать к слову, обозначающему предмет, из первого столбика, слово-действие, а затем слово-признак из второго столбика. Поставьте вопросы к каждому слову из второго столбика

                   Подснежник                                                    рыхлый

                   Снег                                                                    Нежный

                   Небо                                                                   просыпается

                   Медведь                                                           звенят

                   Ландыши                                                          пробивается

                   Ручейки                                                             душистые

                   Травка                                                                тёплое

                   Солнышко                                                         голубое

  1. – Прочтите предложение на доске. Поставьте к каждому слову вопрос. Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните слова условными линиями. Сделайте звукослоговой анализ слова капели.

                                     Звенят бодрые капели, воробьи повеселели.

                              4   И Т О Г    З А Н Я Т И Я.

       -Вот и закончилось наше занятие. С какими словами мы сегодня работали? Что понравилось? Что было трудным? О каком времени года мы сегодня говорили? Задание на дом: нарисовать красивую картинку о весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.

Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...

"Слова обозначающие названия, действия, признаки предмета"

закреплять представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета...

Согласование слов, обозначающих названия предметов, и слов – действий.

Методическая разработка урока по русскому языку...

Урок русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа

Конспект урока русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа...

Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета" (4 класс)

Закрепление представлений о словах, обозначающих названия предметов, действий и признаков предмета, навыка их практического употребления, различения, а также активизация словаря по теме "Зима&quo...

Демонстрационные таблички по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков"

Наглядно-демонстрационный материал по теме "Слово"  предназначен для начальных классов коррекционной школы (без названий частей речи)....