"Слова обозначающие названия, действия, признаки предмета"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тезева Елена Михайловна

закреплять представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета.

Цель: Учащиеся получат возможность повторить понятие слово, название предмета, признак предмета, действия предмета.

Задачи:

1.закреплять представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета;

закреплять навык их практического употребления, различения;

активизировать словарь по теме «Зима»;

2. развивать фонематический слух, звукобуквенный анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, связную речь;

Корригировать мышление, память;

3. воспитывать самоконтроль, активность;

Оборудование: слайдовая презентация, индивидуальный раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы. 

Этап занятия

Содержание

Действия учащихся

Орг. Момент

Психологический настрой.

- Рада видеть вас на уроке. Чем мы занимаемся на этом уроке?

Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:

Очень любим мы учиться - …

И, конечно же, лениться - …

Выполняем все задания - …

Очень любим опоздания - …

Читаем, пишем, рассуждаем - …

Дисциплину нарушаем - …

Всем успехов пожелаем - …

И урок мы начинаем!

-Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

Учимся говорить, читать, писать без ошибок

(уч-ся стоят около парт)

Подготовительный этап

Проверка домашнего задания

-Сядет тот, кто соберёт своё рассыпанное слово.

З, м, и, а

С, г, н, е

Ь, в, г, а, ю

ка, жин, сне

з, о, р, о,м

Проверка домашнего задания….

-Сейчас я вам загадаю загадку, и вы отгадаете о каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?

*Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну так что за месяц это?

Какой зимний месяц идет сейчас?

-Назовите «соседей» февраля.

Недаром говорится, что в феврале зима с весной встречается.

Какое сегодня число и день недели?

Пальчиковая гимнастика

Открываем тетради и записываем, число, классная работа.

Минутка чистописания (? Спросить)

Зиме с каждым днём остаётся всё меньше времени морозить нас, заставлять тепло одеваться. То есть, мы можем сказать, что зима..

Уч-ся выставляют слова на доску

О зиме

Февраль

Январь, март

заканчивается

Сообщение темы

Февраль – главный защитник зимы. Он не желает уступать своё место весне –и смотрите ребята он  выстроил ледяной забор, и только мы можем приблизить весну, нужно выполнить все задания которые приготовил для нас февраль и ледяной забор растает. Поможем весне?

-Тема нашего урока «Слова – названия предметов, признаков, действий».

Мы вспомним: что знаем о зиме

Будем учиться: выделять, различать и подбирать слова – названия предметов, действий, признаков предметов.

-Каждое выполненное задание поможет разрушить ледяной забор и приблизить весну. Поможем ей?

Работа по теме

а) (Учащимся раздаются индивидуальные карточки с текстами загадок, заданиями к ним и бланками для записи отгадок)

-Отгадайте загадки о зиме. Отгадки запишите.

1. Безрукий, а рисует. Беззубый, а за нос кусает.

(подчеркни слова – действия предметов)

2. На поля и на луга до весны легли снега. Этот месяц лишь пройдёт мы встречаем Новый год. 

(поставь вопрос к отгадке)

3. Белый, а не сахар. Безногий, а идёт.

(подчеркни слова – признаки предмета)

4. Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Руки-сучки, глаза-угольки.

Холодный, большой. Кто же я такой?

(подчеркни в загадке слова-действия предмета)

5. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это …

(поставь вопрос к отгадке)

Упражнения для глаз

(На доске слова:  декабрь, снег, снеговик, снегири.)

- Назовите лишнее слово.

Почему оно лишнее?

-Как называются слова «снег, снеговик, снегири»?

б)Дидактическая игра «Добавь лучи солнцу» (работа с родственными словами с корнем –зим-)

-Назови слово по его значению. Впиши слово в клетки «лучика».

1. назови зиму ласково     (зимушка)

2. как можно назвать день зимой?     (зимний)

3. как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?     (зимующие)

4. проводить где-нибудь зиму     (зимовать)

5. место, где зимуют люди, животные     (зимовка)

-Молодцы! «Зажгли» солнышко, приблизили весну!

Мороз

Декабрь

Снег

Снеговик

Снегири

Снегири

Одушевленный предмет

Родственные

Физминутка

Носом вдох, а выдох – ртом.

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша. Как погода хороша!

Не боимся мы пороши – ловим снег, хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега вам и нам!

Мы теперь метатели. Бьём по неприятелю!

Размахнись рукой, бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Работа по теме

в) Согласование слов-предметов с признаками, действиями.

Учитель распределяет учащихся по парам. Учащиеся получают задания на карточках (3 варианта) – соединить слова в пары.

1 вариант – подбери предметы к признакам (выбирать слова из справок)

-снежный (что?)

-снежная (что?)

-снежное (что?)

-снежные (что)

(слова для справок: поле, сугробы, горка, ком)

2 вариант – подбери признаки к предметам:

-солнце (какое?)

-мороз (какой?)

-снежинка (какая?)

-лыжи (какие?)

(слова для справок: трескучий, тусклое, быстрые, красивая)

3 вариант – подбери действия к предметам

-вьюга (что делает?)

-снег (что делает?)

-солнце (что делает?)

-снежинки (что делают?)

(слова для справок: светит, воет, сверкают, падает)

(Учащиеся выполняют взаимопроверку)

-Молодцы!

Какие слова подбирала первая пара?

Какие слова подбирала вторая пара?

Какие слова подбирала третья пара?

г) Работа с учебником и в тетради.

Составление предложений.

-Молодцы! Признаки зимы вы знаете хорошо. Умеете различать, подбирать слова – названия предметов, признаков, действий предметов.

Вы выполнили много заданий на уроке, а значит, мы сможем легко преодолеть ледяную преграду. Мы ждём весну, знаем, какие изменения в природе она принесёт.

- А теперь сравним зиму с весной.

Закончите и запишите полученные предложения.

Самостоятельный подбор слов и запись полных предложений.

Подчеркнуть слова-признаки.

*Зима холодная, а весна … .

Зимой солнце тусклое, а весной … .

Зимой день короткий, а весной … .

Зимой на землю падает снег, а весной … .

Зимой снег лежит, а весной … .

Зимой растения спят, а весной … .

(Выполнение самопроверки)

Тёплая

Яркое

Длинный

Дождь

Тает

Растут

Итоги занятия

-Вот мы и преодолели ледяную преграду для весны!

Что помогло нам сделать это?

-Какие слова вы учились называть, различать, подбирать?

Выполняли задания

Названия предметов, признаков, действий предмета

Выставление оценок

Домашнее задание

1 вариант – подбери предметы к признакам (выбирать слова из справок)

-снежный (что?)

-снежная (что?)

-снежное (что?)

-снежные (что)

(слова для справок: поле, сугробы, горка, ком)

2 вариант – подбери признаки к предметам:

-солнце (какое?)

-мороз (какой?)

-снежинка (какая?)

-лыжи (какие?)

(слова для справок: трескучий, тусклое, быстрые, красивая)

3 вариант – подбери действия к предметам

-вьюга (что делает?)

-снег (что делает?)

-солнце (что делает?)

-снежинки (что делают?)

(слова для справок: светит, воет, сверкают, падает)

1 вариант – подбери предметы к признакам (выбирать слова из справок)

-снежный (что?)

-снежная (что?)

-снежное (что?)

-снежные (что)

(слова для справок: поле, сугробы, горка, ком)

2 вариант – подбери признаки к предметам:

-солнце (какое?)

-мороз (какой?)

-снежинка (какая?)

-лыжи (какие?)

(слова для справок: трескучий, тусклое, быстрые, красивая)

3 вариант – подбери действия к предметам

-вьюга (что делает?)

-снег (что делает?)

-солнце (что делает?)

-снежинки (что делают?)

(слова для справок: светит, воет, сверкают, падает)

Вь ю га

С  г  н  е

З  м  и  а

у  П  р  а  г

З  м  и  а

С  г  н  е

ь  В  г  а  ю

ка  жин  С не

з  о  р  о  М

е  т  р  В  е

е  т  р  Ве

Мо  ро  з

Загадки:

 1. Безрукий, а рисует. Беззубый, а за нос кусает.

(подчеркни слова – действия предметов)

2. На поля и на луга до весны легли снега. Этот месяц лишь пройдёт мы встречаем Новый год.

(поставь вопрос к отгадке)

3. Белый, а не сахар. Безногий, а идёт.

(подчеркни слова – признаки предмета)

4. Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Руки-сучки, глаза-угольки.

Холодный, большой. Кто же я такой?

(подчеркни в загадке слова-действия предмета)

5. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это …

(поставь вопрос к отгадке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация слов, обозначающих название, действие и признак предмета

Занятие для учащихся 1-2 классов с диагнозом: " Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Согласование слов, обозначающих названия предметов, и слов – действий.

Методическая разработка урока по русскому языку...

Урок русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа

Конспект урока русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа...

Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета" (4 класс)

Закрепление представлений о словах, обозначающих названия предметов, действий и признаков предмета, навыка их практического употребления, различения, а также активизация словаря по теме "Зима&quo...

Конспект урока русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»

Конспект урока русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»

Презентация к уроку русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»...

Демонстрационные таблички по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков"

Наглядно-демонстрационный материал по теме "Слово"  предназначен для начальных классов коррекционной школы (без названий частей речи)....