Речевая карта
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Ф.И.О. ________________________________________________________________________________________
Дата обследования______________________________________________________________________________
Дата рождения ______________________ Возраст___________________Класс___________________________
Заключение МПК _______________________________________________________________________________
Анамнез_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие: слово________________________ фраза ____________________________________
Строение артикуляционного аппарата: губы, зубы, челюсти, прикус, небо, язык .___________________________ Слух ___________________________________________ Зрение _______________________________________
Состояние: голосовой функции____________________________________________________________________
речевого дыхания_______________________________________________________________________________
просодических компонентов речи______________________________________________________________________
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1.Проверка состояния фонематического восприятия.
ба – па | па – ба | Б. | ||
са – ша | ша – са | Б. | ||
ша – жа – ша | жа – ша – жа | Б. | ||
ца – са – ца | са – ца – са | Б. | ||
ра – ла – ра | ла – ра – ла | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па – ба-па); 0,25 – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой, заменой или пропусками; 0 баллов – невозможность выполнения пробы.
2. Исследование артикуляционной моторики.
«улыбка» | Б. | Критерии: темп выполнения, точность, симметричность, саливация, тремор, посинение.
Всего за пробу:__________ | |
«лопатка» | Б. | ||
«иголочка» | Б. | ||
«маятник» | Б. | ||
«улыбка» - «трубочка» | Б. |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5–замедленное и напряженное выполнение; 0,25– выполнение с ошибками (длительность поиска позы, объем, синкинезии, гиперкинез); 0 баллов – невыполнение движений.
3. Исследование звукопроизношения.
собака – маска – нос сено – василек – высь замок – коза зима – магазин цапля – овца – палец | Б. | шуба – кошка – камыш жук – ножи щука – вещи – лещ чайка – очки - ночь | Б. | ||
рыба – корова – топор река – варенье - дверь | Б. | Лампа – молоко – пол лето – колесо – соль | Б. | ||
другие группы звуков | Б. | Всего за пробу:__________ |
Оценка: 3 балла – безукоризненное произнесение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 – один или несколько звуков группы не автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажаются или заменяются все или несколько звуков группы.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
танкист | Б. | аквалангист | Б. | ||
космонавт | Б. | термометр | Б. | ||
сковорода | Б. | Всего за пробу:__________ |
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка: 1 балл – точное воспроизведение; 0,5 балла – замедленное по слоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова; 0 баллов – не воспроизведение.
Всего за серию (из 30 баллов)__________
Серия II. Исследование навыков языкового анализа.
Сколько слов в предложении? | Сколько слогов в слове… | ||||
День был теплый. | Б. | Дом | Б. | ||
Около дома росла высокая береза. | Б. | Карандаш | Б. | ||
Определи место звука в слове: | Сколько звуков в слове? | ||||
Первый звук в слове крыша | Б. | Рак | Б. | ||
Третий звук в слове школа | Б. | Сумка | Б. | ||
Последний в слове стакан | Б. | Диктант | Б. |
Всего за пробу:__________
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».
Оценка: 1балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Всего за серию (из 10 баллов)________
Серия III. Исследование грамматического строя речи.
1. Повторение предложений.
Птичка свила гнездо. | Б. | |
В саду было много красных яблок. | Б. | |
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. | Б. | |
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. | Б. | |
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов; 0,25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – не воспроизведение.
2. Верификация предложений.
Инструкция: я буду называть предложение и, если в них будут ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку. | Б. | |
По морю плывут корабль. | Б. | |
Дом нарисован мальчик. | Б. | |
Хорошо спится медведь под снегом. | Б. | |
Над большим деревом была глубокая яма. | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 – исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, или аграмматизмы при исправлении; 0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
мальчик, открывать, дверь | Б. | |
сидеть, синичка, на, ветка | Б. | |
груша, бабушка, внучка, давать | Б. | |
Витя, косить, трава, кролики, для | Б. | |
Петя, купить, шар, красный, мама | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 – нарушен порядок слов; 0,25 – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Птенец выпал … гнезда. | Б. | |
Почки распустились … деревьях. | Б. | |
Лена наливает чай … чашки. | Б. | |
Щенок спрятался … крыльцом. | Б. | |
Пес сидит … конуры. | Б. |
Всего за пробу:__________
Помощь: 1ая – стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2ая – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»).
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – помощь не помогает.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.
Один дом, а если их много, то это – дома. | Один дом, а много чего? – домов. | ||||
Один стол, а много – это … | Б. | Один стол, а много чего? - | Б. | ||
стул | Б. | стул | Б. | ||
окно | Б. | окно | Б. | ||
звезда | Б. | звезда | Б. | ||
ухо | Б. | ухо | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.
Всего за серию (из 30 баллов)________
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.
1. Детеныши животных.
Инструкция: у кошки – котята, у а …
козы | Б. | Собаки | Б. | ||
волка | Б. | Курицы | Б. | ||
утки | Б. | Свиньи | Б. | ||
лисы | Б. | Коровы | Б. | ||
льва | Б. | Лошади | Б. |
Всего за пробу:__________
2. Образование прилагательных от существительных.
2.1. Относительных.
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
шляпка из соломы | Б. | кисель из клюквы | Б. | ||
горка изо льда | Б. | салат из моркови | Б. | ||
варенье из вишни | Б. | суп из грибов | Б. | ||
варенье из яблок | Б. | лист дуба | Б. | ||
варенье из слив | Б. | лист осины | Б. |
Всего за пробу:__________
2.2. Качественных. 2.3. Притяжательных.
Если днем жара, то день жаркий, а если … | У собаки лапа собачья, а у … | |||||
мороз | Б. | Кошки | Б. | |||
солнце | Б. | Волка | Б. | |||
снег | Б. | Льва | Б. | |||
ветер | Б. | Медведя | Б. | |||
дождь | Б. | Лисы | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – само коррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Всего за серию (из 30 баллов)________
Серия V. Исследование связной речи.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик» (3 картинки).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.
Рассказ ребенка: _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Всего за пробу:__________
Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, либо рассказ незавершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – баз аграмматизмов, но наблюдается стереотипное оформление, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я почту небольшой рассказ, запомни и перескажи его.
Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего за пробу:_________
Критерий смысловой целостности: 5 баллов воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – незначительное сокращение, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажение смысла, включение посторонней информации; 0 баллов пересказ не доступен.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 - аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ недоступен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ недоступен даже по вопросам.
Всего за серию (из 30 баллов)__________
Всего за весь тест (из 130 баллов)__________
Исследование процесса чтения.
Характер чтения______________________________________________________________________________
Способ чтения________________________________________________________________________________
Понимание прочитанного_______________________________________________________________________
Исследование процесса письма.
- Списывание
- Количество ошибок__________________________________________________________________
- Характер ошибок____________________________________________________________________
- Письмо под диктовку
- Количество ошибок__________________________________________________________________
- Характер ошибок____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Рекомендации _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ_________________________
№ | Норма | Кол-во баллов | Успешность в % | |
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи | ||||
Фонематическое восприятие | ||||
Артикуляционная моторика | ||||
Звукопроизношение | ||||
Звуко-слоговая структура слова | ||||
Серия II. Исследование навыков языкового анализа | ||||
Серия III. Исследование грамматического строя | ||||
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования | ||||
Серия V. Исследование связной речи | ||||
Оценка за весь тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи
Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...
Речевая карта.
Образец заполнения речевой карты....
Речевая карта дошкольника
речевая карта дошкольника с ОНР...
Речевая карта Мазановой.
Используем с 1 класса....
Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи
Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...
Речевая карта для учащихся 2-4 классов
Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....
Речевая карта (младшие школьники)
Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...