Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам по предупреждению и преодолению трудностей в обучении, возникающих в условиях ФГОС.
рабочая программа (2 класс) на тему

Кольниченко  Галина Александровна

Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов; низкий уровень познавательных потребностей; школьной мотивации и наличие признаков средовой дезадаптации у детей.

Предлагаемый курс  предназначен для развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи младшего школьника, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО, должность:               Кольниченко Г.А., учитель начальных классов

 Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам по предупреждению и преодолению трудностей в обучении, возникающих в условиях ФГОС.

                                     Пояснительная записка

    Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта  по существу превращает педагогическое образование в  психолого-педагогическое образование, что приводит к необходимости такого содержания обучения, которое позволит осуществить в процессе образовательной деятельности  ориентацию на  развитие учащихся, учёт   их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала, формирование у школьников универсальных учебных действий .   В связи с этим в системе образования отмечается переход от массового унифицированного обучения, направленного на передачу определенного набора знаний, умений и навыков, к образованию дифференцированному, ориентированному на максимальные возможности конкретного ребенка вне зависимости от его исходного уровня в развитии и подготовки.

  Следует отметить, что спектр распространённых проблем школьников, испытывающих затруднения в обучении на сегодняшний день  чрезвычайно широк это:

1). Низкая успеваемость, конфликтные отношения с учителями и сверстниками

 2). Снижение школьной мотивации

         3). Неорганизованность  и многое другое.

Предлагаемый курс  предназначен для развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения . Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов; низкий уровень познавательных потребностей; школьной мотивации и наличие признаков средовой дезадаптации у детей.

 Цель:

 -формирование у детей нравственных ориентиров через отношение к себе, к близким, к своему делу

-получение навыков самооценивания, анализа жизненных ситуаций, навыков принятия решения, рефлексия своих действий, чувств, целей, построение собственных взаимоотношений с другими, как взрослыми, так и сверстниками;

-организация процессов самопознания; актуализация и формирование потребности учащихся в саморазвитии; осознание учащимися своего места в мире и среди других людей

- формирование коммуникативной компетенции учащихся

Задачи:

- создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску, умению анализировать, догадываться, рассуждать.

- помочь ребёнку осознать себя как личность, помочь выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей.

-развитие уверенности; повышение самооценки; ответственности;

- формирование социально-коммуникативных качеств и свойств личности, которые позволят успешно адаптироваться в семье, в среде одноклассников;

- формирование группового сплочения, взаимодействия на основе сотрудничества;

- активизация познавательных потребностей и познавательной активности через решение творческих задач;

-развитие познавательных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, развития речи, воображения) и их произвольности;

- формирование школьной мотивации

    Курс включает 17 занятий с второклассниками . Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Форма проведения занятий:

-   по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

-  по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая и деловая игра;

     -     по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические.

Интегрированные  задания из различных областей знаний: русского языка, математики, окружающего мира, экологии проводятся в виде игры. В начале каждого занятия проводятся коррекционно-развивающие пятиминутки

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

- воспитание системы межличностных отношений;

    Таким образом, целью обучения является развитие познавательных потребностей и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления), повышение уровня интеллектуальных способностей, повышение уровня школьной мотивации

Планируемые результаты:

Личностными результатами являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической  деятельности любого человека;

-  воспитание чувства справедливости, ответственности;

-  развитие самостоятельности суждений;

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

- учиться выражать свои мысли, аргументировать;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

- учиться высказывать свое предположение ;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- в диалоге с учителем  учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы своих сверстников, исходя из выработанных критериев

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 

Познавательные УДД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

- перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УДД:

     - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

- учиться выражать свои мысли;

- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

- строить причинно-следственные цепочки;

     - сравнивать предметы по заданному свойству;

      - устанавливать общие признаки;

     -наделять предметы новыми свойствами;

     - переносить свойства с одних предметов на другие.

           

       Тематический план занятий с учащимися 2 класса

Название темы

Количество часов

Задачи  занятия

1. Разноцветное путешествие

1

Развитие внимания, логического мышления, пространственной ориентации

2. Смотри, слушай, запоминай

1

Расширение объём памяти, зрительное и слуховое восприятие

3. Приглашаем гостей  

1

Формирование речевого управления поведением

4. Цветик - семицветик

1

Расширение словарного запаса, создание положительного эмоционального фона

5. Школа домашних животных

1

Развитие наблюдательности, памяти, артистических способностей

6. В  стране вообразили

1

Развитие творческого мышления, воображения

7. Теремок «Смекалка»

1

Развитие связной речи, логического мышления активизация словарного запаса

8. Душевные чувства

1

Развитие познавательной активности, способность действовать в соответствии с правилами

9. Давайте жить дружно

1

Осознание индивидуальности и ценности каждого члена команды

10. В стране Фантазии

1

Развитие воображения, умения логически мыслить, умение строить свою речь.

11. Эти удивительные предметы

1

Развитие мышления, памяти

12. Забавные фигурки

1

Развитие  умения проводить самоконтроль, находить ошибки и исправлять их у себя и у других;

развивать абстрактное мышление

13. Что мы знаем о себе

1

Развивать эмоциональную сферу учащихся;

развивать память учащихся посредством заучивания стихотворений

14. Здесь мы живём

1

Развитие памяти, воображения

15. Забавная гусеница

1

Развитие внимания, памяти, пространственной ориентации

16. Коллекция заморочек

1

Развитие нестандартного мышления, речи, навыков коммуникативного общения

17. Межпланетное путешествие

1

Развитие познавательного интереса, памяти, мышления

                 

      План - конспект    коррекционно – развивающего  занятия

                                    «Смотри, слушай, запоминай»

Класс: 2

Учитель Кольниченко Г.А.

Цель: формирование познавательной активности учащихся

Задачи:

 - расширять объем памяти;

 - развивать зрительное и слуховое восприятие;

 - развитие концентрации внимания, мышления, активного словарного  

    запаса;

•  развивать умение выделять признаки предметов, способствующие их    

    запоминанию;

•  воспитывать наблюдательность.

                                              Ход занятия:

I. Организационный момент:

        Ты в класс вошел,

Ты сел за стол.

        Я очень рад,

 Что ты пришел.

Упражнение «Комплименты»

Сказать комплимент своему соседу

II.  «Что нам помогает узнать мир?»

— Закройте глаза. Хочется ли вам увидеть, что я делаю?

— Закройте уши. Хочется ли вам услышать музыку, которая звучит?

— Попробуйте определить на ощупь, что лежит в мешочке.

III. Работа в парах.

Игра «Точки »

 Дети на листочках бумаги ставят 20 точек в разных местах листочка. Затем меняются листочками с соседом по парте. Нужно соединить  точки линией так, чтобы получилось  какое – нибудь изображение  человека, животного или предмета. Затем угадывают, что получилось.

IV. Самостоятельная работа «Проверь себя».

— Равны ли отрезки? (Определить на глаз, а затем проверить путем измерения линейкой.)

V. Работа по группам.

1.  Игра «Назови слова»

Класс делится на группы.

Задание: первая группа называет слова, обозначающие деревья, вторая  - слова, обозначающие цветы.

  2. «Чья группа быстрее?»

— Сколько человек «спрятал» художник?

VI. Работа с картинками

- Посмотрите  на рисунки. Какие звуки с ними связаны? Закройте  глаза.      Вспомни эти  звуки и скажи, что было нарисовано.

VII. Игра «Кот и мыши» («мыши» со звучащими игрушками).

VIII. Итог занятия.

 Упражнение «Повторенье – мать ученья».

Ход: Передавая мячик друг другу, дети говорят что узнали, поняли на занятии, какие трудности им пришлось преодолеть, что больше понравилось и почему?

IX. Рефлексия «Музыкальная шкатулка».

Дети сидят на коврике. Закрывают глаза. Слушают музыку (голоса птиц в музыкальном сопровождении). После прослушивания становятся в круг и рассказывают, что они представили во время прослушивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение родителей младших школьников в условиях введения ФГОС

Статья из сборника  « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС»...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается проблема учебной мотивации и адаптации школьников 1–4 классов. Исследована динамика уровня учебной мотивации в МБОУ «СОШ № 2» г.Олекмиснка Республика Саха (Якутия)...

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй. «Педагогика должна стать наукой для всех: и дляучителей, и для родителей»В.А. Сухо...

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников

Психолого-педагогические особенности развития младших школьниковМладший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и с...

Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника

В данном документе представлены диагностики личности младшего школьника...