Некоторые приемы и виды работ по развитию мелкой моторики мышц пальцев у учащихся 1 класса.(ЗПР)
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
У многих детей первого класса (ЗПР) отмечается нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук, поэтому в системе работы на каждом занятии вводятся упражнения, связанные с развитием данных функций. В системе коррекционно - компенсаторной работы по преодолению моторной недостаточности очень значимы специальные упражнения, о которых я и хочу рассказать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Некоторые приемы и виды работ по развитию мелкой моторики мышц пальцев у учащихся 1 класса.
(из опыта работы)
У многих детей первого класса (ЗПР) отмечается нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук, поэтому в системе работы на каждом занятии вводятся упражнения, связанные с развитием данных функций. Даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других форм деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальной. Изменение мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук, делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости движения становятся неточными. Иногда эти нарушения сочетаются с расстройством зрительно- двигательной координации. В таких случаях письмо ребенка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв (дисграфия).
В системе коррекционно - компенсаторной работы по преодолению моторной недостаточности очень значимы специальные упражнения, среди которых можно особенно отметить упражнения в конструктивной деятельности. В процессе конструктивной деятельности развиваются наряду с двигательными умениями различные стороны познания пространства: навыки пространственной ориентировки ( как мысленной, так и практической), пространственные представления о форме и величине предметов, об их пространственном расположении, соотношении друг с другом. После выполнения заданий по конструированию предмета, серии предметов, различных изделий важно осмысление понятий: высокий- низкий; широкий- низкий; над- под. Конструировать можно и целые картинки. Осмысливая последовательность изображаемых действий, дети постигают причинно- следственные и временные связи. Сначала с детьми анализируем понятие, представленное в образе, а затем вербальное воплощение его.
Рисунок, графическая символизация – это предпосылки к правильному чтению, а затем письму слов. Полезны для закрепления образа рисование, обводка, срисовывание ( по образу и по памяти), дорисовывание. Оцениваем не столько результат, сколько правильность движения руки. Весь комплекс упражнений по развитию общей и тонкой моторики пальцев и кистей рук можно разделить на 3 части:
- пальцевая гимнастика;
- упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
- работа в тетрадях.
Последовательность упражнений может меняться. Обычно пальцевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в начале занятия. Начинается она с разминки пальцев рук: сжимание в кулак и разжимание пальцев, сильное пожимание руки учителя и притягивание к себе. Затем идут упражнения на расслабление пальцев и кистей рук, имитирующие различные действия « Погладь котенка», « Веселые мастера», « Качаем лодочку», «Веселый оркестр», « Курочка пьет воду», « Зайчик», « Кольцо». Можно использовать упражнения на растягивание рук, сложенных « пальцы в пальцы»,в стороны( разрывание цепи); поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук; выполнение решетки из 2-х пальцев ( средний и указательный) каждой руки и попеременное укладывание их; соединение пальцев рук: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д. ; имитация движений « шитье на игрушечной машинке» ; шнуровка; завязывание узелков; застегивание пуговиц и т. д. Использую упражнение « Кошка выпускает когти», регулирующее мышечный тонус, а также упражнения на расслабление и напряжение различных мышц тела, например, свободное раскачивание руками, потряхивание рукой или ногой, опускание руки как « пустого рукава»; имитационные движения : « Самолеты летят», « Птицы летят», « Полоскание белья и т. д. С удовольствием дети выполняют эти упражнения в виде игры.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: подражание, выполнение речевой инструкции и т.д. Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие произвольного внимания и автоматизацию действий:
- « пальчики поздоровались»;
- зайчик- кольцо- упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую;
- « ладонь- кулак».
Когда дети осваивают комплексы простых движений, усложняются задания, появляются задания с более сложной ритмической организацией движения. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной « кинетической» мелодии. Такими движениями могут быть: хлопки, постукивание по столу и т. д. в заданном ритмо - темпе. Эти задания сначала выполняются совместно с учителем и детьми (показ, слуховое восприятие). Движения, цель которых – выработка навыков произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, начинаются с простейших инструкций: « Я хлопну один раз - поднимите одну руку; хлопну два раза - две руки». Затем предлагаются за стукну один раз - поднимаете красный флажок (левую руку); стукну два раза - поднимаете синий флажок( правую руку)». Графические работы в тетрадях способствуют лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовят руку ребенка к письму. Для выработки точности и твердости работы руки лучшее задание - узоры, которые обводят, продолжают, видоизменяют, чередуют различные элементы. Трудно сделать точную копию увиденной фигуры, буквы, цифры.
Одновременно дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. Узоры даются по принципу: от простого к сложному. Перед выполнением узоров необходимы подготовительные упражнения, позволяющие ориентироваться на листе, находить пересечение линий и т.д., например:
- кто сумеет правильно ставить точки в клеточках (в центре клеток)? Поставьте 2,3,4 точки и т.д. (точки можно ставить под счет);
- кто умеет ставить точки на пересечении линий? (Задать можно любое число от 2 до 10, а в качестве контрольного задания – достроить треугольник по двум сторонам из точек);
- кто может провести прямую (снизу вверх, сверху вниз) вертикальную (уточнить термин) линию в тетради точно по линейке? (Можно длиной в 1 клетку, 2,3, 4 и т.д.);
- кто может нарисовать маленькие кружочки в 1 клетку, 2, 3,4и т.д.? Целый ряд или в колонку;
- кто нарисует маленький квадрат со стороной в 1 клетку, в 2клетки,3,4и т.д.?
На данном этапе работы очень хорошо использовать «Рамки и вкладыши Монтессори», поскольку они позволяют: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение; готовит детей к овладению письмом и рисованием; вырабатывать умения проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу, на глаз; различать границы фигур и видеть линии- контуры. Одновременно дети знакомятся с геометрической терминологией. Важно, чтобы графические задания имели образно- смысловую значимость, поэтому для рисования выбирают такие объекты, как волны, радуги, клубы дыма, чешуйки у рыб. На этом этапе используется контурное раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для закрашивания, вырезание по прямой линии цветных полосок, а также фигур по контору. Необходимо осуществлять постепенный переход по заданной схеме действия. Например: «Нарисуй волны большие и маленькие, три больших и три маленьких». Учащимся предлагают дорисовать орнаменты и лабиринты с постепенным нарастание сложности.
Большую пользу развитию мелкой моторики приносит разнообразная предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на специальных рамках; нанизывание колец на тесьму; сортировка бусинок и т.д., а также работы с мозаикой и различными наборами конструкторов. Работа с ними способствует развитию двигательной умелости и совершенствованию конструктивных навыков учащихся. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений и т.д.) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного двигательного действия и даже конкретной деятельности в целом. В процессе систематической работы осуществляется тесное взаимодействие двигательной сферы со всеми психическими процессами, эмоциональными особенностями ребенка. Очень любят учащиеся составлять фигурки из счетных палочек и других деталей со стихотворным сопровождением. Вот некоторые задания:
- «Очки». Очки помогают книгу читать, писать, рисовать, готовить, вязать;
- «Мельница». Мельница крыльями машет вдали. Будет мука, чтоб пирог испекли.
Развитию мелкой моторики уделяется внимание не только на уроках, и на занятиях по логопедии, а также при подготовке и проведении досуговых занятий и детских праздников, таких как «Встреча Нового года», «Проводы зимы», «Пушкинский бал»: дети делали гирлянды, заштриховывали панно, готовили элементы игрушек, части декораций и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)
Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...
План коррекционно-индивидуальной работы по развитию мелкой моторики рук у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методическая разработка по развитию мелкой моторикирук....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-947651-1505624491.jpg)
Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/05/picture-998558-1528169739.jpg)
Система работы по развитию мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе
В данном материале описываются формы и методы организации и проведения работы по развитию мелкой моторики рук детей в группе подготовки к школе. Предлагается материал, используемый в работе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/12/picture-330501-1470994543.jpg)
Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики рук для обучающихся 1 класса для детей с ЗПР
Цель: Организация групповых, речевых игр направленных на развитие мелкой моторики рук.Задачи:- Корректировать зрительно-слуховое внимание на основе сосредоточения на речи и действиях говорящего. ...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/09/picture-1551255-1736424860.jpg)
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями 9-11 лет
Задачи:1. Тренировать кисти, пальцы рук, повышать их подвижность, гибкость, ловкость, точечные умения через игры и упражнения для тренировки пальцев, в том числе с речевой деятельностью.2. Закреплять ...