План работы по развитию мелкой моторики.
методическая разработка по логопедии на тему

Вилкова Наталья Александровна

План работы по развитию мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь

1 неделя: Тема «Детский сад и игрушки»

1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба» «В гости к пальчику большому» «Шарик».

2. «Фигурки из палочек» (качели).

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо , кубик).

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную).

5. «Дорисуй узор»

2 неделя: Тема «Ягоды»

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй » «Травка» «Этот пальчик «

2. «Фигурка из палочек » (корзинка для ягод).

3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).

4. Ниткография (полянка).

5. Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Грибы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Корзинка», «За грибами’

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

3. Игра с перловкой (грибы).

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов».

5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.

6. Дорисуй узор.

4 неделя: Тема «Овощи’

1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты»

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Дорисуй узор.

Октябрь

1 неделя: Тема «Перелётные птицы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Птичек стая» «скворечник» «Птенчики в гнезде»

2. Фигурки из веточек (стайки птиц)

3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).

4. «Узнай меня !» (соединить точки одной линией )

«Лебедь»

5. Дорисуй узор

2 неделя: Тема «Домашние птицы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Утята» «Гусь»

«Петушок» «Курочка».

2. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм]

3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и

выложить его рисом)

4. Самомассаж гранеными карандашами

5. Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Почта»

1. Пальчиковая гимнастика: «Гости» «Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт).

3. Работа с гуашью ( кончиком пальцев нарисовать

открытку).

4. Художественный труд (конверт)

5. Дорисуй узор.

4. неделя:

1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики», «Грабли»

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с шариками.

5. Ниткография (осенние деревья).

6. Дорисуй узор.

Ноябрь

1 неделя: Тема «Семья»

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья » «Кто приехал’

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра » Пианино».

6. Дорисуй узор.

2 неделя: Тема «Наш город»

1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох» «Колодец»

2. Фигурки из палочек (башня, дом)

3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)

4. Работа с камушками (дорога и машины)

5. Самомассаж с гранёными карандашами.

6. Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Наша Родина»

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй» «Обогрей’

2. Фигурки из палочек (солнце).

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)

5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.

6. Дорисуй узор.

4 неделя: Тема «Зима»

1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся» «Лёд» «Мороз’

2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам»

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

5. Дорисуй узор.

Декабрь

1 неделя: Тема «Зимующие птицы»

1. Пальчиковая гимнастика : «Голуби» «Воробьи»

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)

3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)

4. Ниткография (зимний лес)

5. Бисероплетение.

6. Дорисуй узор.

2 неделя: Тема «Зимние забавы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком» «Снеговик»

2. Фигурки из палочек (санки)

3. Работа с рисом (зимний пейзаж)

4. Самомассаж с шарами. 5.Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Новый год»

1. Пальчиковая гимнастика: «Праздник» «Ёлочка»

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание ( игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Дорисуй картинку.

4 неделя: Тема «Посуда и пища»

1. Пальчиковая гимнастика: «Шалун» «мы посуду мыли»

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек»

4. Игра с рисом ( из большой посуды в несколько мал.)

5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)

6. Дорисуй узор.

Январь

 2 неделя: Тема «Одежда и обувь»

1. Пальчиковая гимнастика: «варежки, сапожки, крючки»

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

3. Работа со шнуровками.

4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)

5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

6. Плетение узора из разноцветных шнурков.

7. Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Домашние животные»

1. Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки’ «Овечки» «Собака» «Кошка» «Коза»

2. Фигурки из палочек(киска)

3. Работа с перловкой ( телёнка по контуру)

4. Работа со штампами

5. Дорисуй узор.

4 неделя: Тема «Дикие животные»

1. Пальчиковая гимнастика: «Наш лужок», «Ёжик’

2. Фигурки из палочек (ёжик)

3. Ниткография.

4. Самомассаж с гранёным карандашом.

5. Дорисуй узор.

Февраль

1 неделя: Тема «Животные жарких стран»

1. Пальчиковая гимнастика : «Черепаха» «Слон»

2. Работа с камушками ( слон по контуру)

3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.

4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)

5. Бисероплетение ( хвост павлина)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

2 неделя: Тема «Защитники отечества»

1. Пальчиковая гимнастика :»Солдаты» «Бойцы-молодцы’

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3. Работа с рисом (салют на синем картоне)

4. Конкурс «Кто больше узелков завяжет на верёвке»

5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

3-4 неделя: Тема «Рыбы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»

2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум)

4. Работа со штампами (превращение в рыбку)

5. Работа с манкой (шторм)

6. Ниткография (волны)

7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Март

 1 неделя: Тема «Весна»

1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»

2. Работа с бумагой (скатывание) «дождик лей»

3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)

4. Ниткография (краски весны)

5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

2 неделя: Тема «Мамин праздник»

1. Пальчиковая гимнастика: «Мамочка, тюльпан’

2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)

3. Плетение (бант на коробку)

4. Бисероплетение (бусы для мамы)

5. Обрывание (план)

6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур

3 неделя: Тема «Строительные профессии»

1. Пальчиковая гимнастика: «Маляры, дом на горке»

2. Фигурки из палочек (дом и ворота)

3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)

4. Самомассаж с шариками.

5. Работа с трафаретами.

6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края

4 неделя: Тема «Школа и библиотека»

1. Пальчиковая гимнастика: «Мы писали, колокольчик’

2. Фигурки из палочек ( тетрадь, карандаш)

3. Графический диктант

4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд)

5. Выложить буквы и цифры горохом.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Апрель

1 неделя: Тема «Космос»

1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета»

2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)

3. Выложить отгадки на загадки камушками ( ракета, небо)

4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)

5. Работа с рисом

6. Дорисуй узор

2 неделя: Тема «Мебель»

1. Пальчиковая гимнастика: «Стул, стол»

2. Фигурки из палочек

3. Работа с рисом и горохом

4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)

5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

3 неделя: Тема «Бытовые приборы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Телевизор, часы, пылесос’

2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)

3. Игра с волчками (конкурс)

4. попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)

5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4 неделя: Тема «Откуда хлеб пришёл?»

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек, пекарь»

2. Фигурки из палочек (мельница)

3. Ниткография (колоски)

4. Работа с пшеном (хлеб)

5. Самомассаж с гранёным карандашом.

6. Тестопластика (крендельки)

7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Май

 1 неделя: Тема «Цветы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Цветки, мак, хризантемы

2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)

3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)

4. Работа с тычками (полевые цветы)

5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

2 неделя: Тема «День победы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Салют», «Солдаты»

2. Фигурки из палочек (танк, флаток)

3. Ниткография (вечный огонь)

4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам)

5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении

3 неделя: Тема «Насекомые»

1. Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы» «паук», «Бабочка», «Сороконожка».

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)

3. Обвести рисунок по точкам (комар)

4. Логическая цепочка со штампиком.

5. Ниткография (бабочка)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4 неделя: Тема «Каникулы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята» «Качели» «Пальчики отдыхают»

2. Фигурки из палочек (карусель)

3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать)

4. Бисероплетение (краски лета)

5. Дорисуй узор в зеркальном отражении

 

    Календарно – тематическое планирование

               по развитию мелкой моторики

                в подготовительной группе.

                                                                                            учителя – логопеда              

                                                                                            МДОУ д/с №2 «Малыш»

                                                                                            Вилковой Н.А.

ОКТЯБРЬ

1 неделя « Овощи»

1. Пальчиковая гимнастика « У Лариски две редиски»

2. Выкладывание по контуру ( крупные орехи)

3. Конструирование из проволоки

4. Дидактическая игра «Собери горох в корзинку» (проведение линий)

5. «Положи овощи на поднос» (проведение прямых линий)

6. Посади овощи на грядки (выкладывание на полосе из пластилина  мозаики, косточек, пуговиц)

7. Упражнение  на песке  « Посадим овощи »

2 неделя « Фрукты»

1. Пальчиковая гимнастика « Компот»

2. Обведение трафаретов ( груша, яблоко, слива, лимон, апельсин)

3. Конструирование из проволоки

4. Дидактическая игра « Положи в вазу фрукты»

5. « Собери урожай» ( умение убирать с дерева ( картинка) фрукты (кружки)

6. Выкладывание по контуру.

7. Упражнение « Песочный дождик»

3 неделя « Грибы. Лесные ягоды»

1. Пальчиковая гимнастика « За ягодами»

2. Обведение трафаретов и штриховка грибов ( белый, подосиновик, лисичка)

3. Конструирование из клюквы «Гусеница»

4. Дидактическая игра « Собери грибы в корзинку» ( проведение целенаправленных линий)

5. Дидактическая игра « Собери ягоды в корзинки» ( собрать в корзину ягоды ( мозаика , пуговицы) одного цвета.

6. « Грибок под дождём»   шнуровка – продевание шнурка в отверстие по диагонали.

7. Упражнение « Выложи дорожку »

4 неделя « Игрушки»

1. Пальчиковая гимнастика « Игрушки»

2. Собери из частей целое ( разрезные картинки)

3. Выкладывание из геометрических форм ( « Чебурашка», « Ёлочка», « Домик»)

4. «Коврик для куклы» -плетение из полосок бумаги

5. Обведение трафаретов и штриховка.

6. « Собери игрушку» ( застёгивание пуговиц)

7. Игра с песком « Найди игрушку »

            НОЯБРЬ

1 неделя  « Осень»

1. Пальчиковая гимнастика « Осенние листья»

2. Обведение трафаретов и штриховка листьев деревьев

3. Выкладывание листьев  по трафарету из косточек

4. Дидактическая игра « Листопад» ( проведение прямых линий)

5. « Волшебные ниточки» ( контур листьев из ниток)

6. «Дождик» ( проведение вертикальных прямых линий)

7. Игры с песком « Узоры на песке»

2 неделя « Домашние птицы»

1. Пальчиковая гимнастика « Уточка»

2. Обведение  трафаретов и штриховка

3. « Зёрнышки для цыплят» ( мятая бумага)

4. Шнуровка « Покажи дорожку цыплёнку к маме»

5. Выкладывание из геометрических форм ( « Цыплёнок», « Курочка»)

6. « Помоги утенку переплыть через речку» ( проведение прямых  линий)

7. Игры с песком  «Гнездышки»

3 неделя « Домашние животные»

1. Пальчиковая гимнастика « Хозяюшка»

2.« Приведи собачку в домик» ( проведение прямых  линий в полосе )

3. « Угости животных»  ( проведение прямых  линий)

4. « Будка для собачки» ( Выкладывание из палочек , геометрических форм)

5. Выкладывание по контуру из косточек, пуговиц домашних животных.

6. Обводка трафаретов, штриховка.

7. Игра с песком « Кто к нам приходил?»

4 неделя « Зимующие птицы»

1. Пальчиковая  гимнастика « Кормушка»

2. Обводка трафаретов зимующих птиц

3. Игра « Разрезные картинки»

4. « Посади птичек на кормушку» (проведение прямых линий)

5. Выкладывание из геометрических форм птиц.

6. Обрывание « Птица»

7. Игра с песком « Необыкновенные следы»

                                           ДЕКАБРЬ

1 неделя « Зима»

1. Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пошли гулять»

2. Выкладывание из палочек « Снежинка»

3. Конструирование из мятой бумаги « Снежные комочки»

4. «Собери из частей целое» ( из геометрических форм « Ёлочка», « Снеговик»)

5. Выкладывание из фасоли по контуру « Снежные сугробы»

6. « Падают снежинки» — проведение прямых линий

7.  Игра с песком « Дорисуй фигуру»

 2 неделя « Одежда»

1. Пальчиковая гимнастика

2. Обводка трафаретов

3. Собери из частей целое

4. « Оденем куклу на прогулку» ( застёгивание пуговиц, молний)

5. « Составь узор на шапке» ( геометрические формы)

6. «Выложи по контуру» ( косточки, пуговицы)

7. Игра с песком  « Узор в геометрической фигуре»

3 неделя « Обувь»

1. Пальчиковая гимнастика « Обувь»

2. Обводка трафарета « обувь»

3. Выложи по контуру ( фасоль, пуговицы)

4. « Волшебные ниточки» ( « Сапожок»)

5. « Зашнуруй ботинок» — шнуровка

6. « Собери из частей целое» ( разрезные картинки)

7.  Игра на мокром песке « Отпечатки»

4 неделя « Новый год»

1. Пальчиковая гимнастика « Ёлочка»

2. Выкладывание из палочек « Ёлочка»

3. « Укрась ёлочку» ( геометрические формы)

4. Сборная игрушка « Ёлочка»

5. Обведение по трафарету и обрывание « Ёлочка»

6. Расщипывание пенопласта для украшения еловых веток.

7.  Игра с песком « Песочный круг»

                  

 ЯНВАРЬ

 3 – 4 недели « Мебель»

1. Пальчиковая гимнастика « Много мебели в квартире»

2. « Соедини точки» ( мебель)

3. Выкладывание из палочек ( стол, стул, кровать)

4. « Собери из частей целое» ( разрезные картинки)

5. Дорисуй недостающую часть мебели.

6. Выкладывание из геометрических форм мебели

7.  Игра с песком « Моя комната»

                                                      ФЕВРАЛЬ                                                                     

 

1 неделя  « Профессии»

1. Пальчиковая гимнастика « Что принёс нам почтальон»

2. Выкладывание из палочек ( конверт, почтовый ящик)

3. « Пишем письмо» ( рисование волнистых линий)

4. Обведение по контуру  « Самолет»

5. Выкладывание из геометрических форм « Машина»

6. Выкладывание по контуру «Весы»

7. Игра с песком  « Песочные строители»

2 неделя « Дикие животные»

1. Пальчиковая гимнастика « Сидит белка на тележке»

2. Обведение трафаретов животных

3. Шнуровка « Помоги зайчику найти дорожку»

4. Игрушки – застёжки ( заяц, медведь)

5. « Следы лисы в лесу» ( рисование извилистой линии)

6. Выкладывание по контуру животных ( фасоль, орехи, пуговицы)

7. Игра с песком  Сказка « Три медведя»

3 неделя « Транспорт»

1. Пальчиковая гимнастика « Мчится поезд»

2. Обводка трафаретов транспорта

3. « Дорисуй недостающие части» ( колёса, фары)

4. Выкладывание из палочек ( самолёт, корабль)

5. « Машина едет в гараж» ( проведение прямых линий)

6. Собери из частей целое ( машина , поезд)

7. Игра с песком  « Найди цифру»

4 неделя « Комнатные растения»

1. Пальчиковая гимнастика « На окне в горшочках»

2. Обведение трафаретов цветов ( бегония, фиалка)

3. Выкладывание из мозаики цветов

4. Аппликация из мятой бумаги « Герань»

5. Выкладывание по контуру ( пуговицы)

6. Рисование коротких палочек « Иголки у кактуса»

7. Игра с песком  « Посади цветы»

                                                  МАРТ

1 неделя «Мамин праздник»

1. Пальчиковая гимнастика « Как у нас семья большая»

2. « Помоги Незнайки собрать букет» ( геометрические формы)

3. « Цветок для мамы» ( цветок на пуговицах)

4. « Поможем маме поставить заплатки» ( геометрические формы)

5. Выкладывание по контуру « Солнышко лучистое»

6. Изготовление красивой скатерти для мамы ( плетение из бумаги )

7.  Игра с песком « Красивые узоры»                                                                                       

2 неделя  « Семья»

1. Пальчиковая гимнастика « Семья»

2. Обведение трафарета человека ( с дорисовыванием глаз, носа, рта)

3. Выкладывание из палочек « Дом, в котором мы живём»

4. Украшение коврика ( геометрические формы)

5. Рисование прямых коротких палочек «Забор у дома»

6. « Переберём крупу для каши»

7. Игра с песком  « Мы едем в гости»

 3 неделя « Весна»

1. Пальчиковая гимнастика « Кап, кап, кап»

2. Обрывание из бумаги « Капельки»

3. « Весенняя капель» ( проведение отрывистых линий)

4. « Ручейки весенние» ( проведение волнистых линий)

5. «Солнышко лучистое» ( прищепки по кругу)

6.  Игра на песке « Песочный круг»

4 неделя « Перелётные птицы»

1. Пальчиковая  гимнастика « Ласточка»

2. Обведение трафаретов ( скворец, грач, ласточка)

3. « Птички летают» ( рисование волнистых линий)

4. Собери из частей целое  ( Птица из геометрических фигур)

5.  « Яички в гнезде» ( смятие  бумаги)

6. Выкладывание из геометрических форм  « Скворечник»

7. Игра с песком  « Следы»

                                            АПРЕЛЬ    

 1 неделя « Посуда»

1.  Пальчиковая гимнастика « Помощники»

2.  Обведение трафаретов ( чашка, кастрюля)

3. « Собери из частей» ( разрезные картинки)

4. « Сервировка стола» ( проведение прямых линий)

5. « Выложи по контуру» ( чайник, тарелка, кастрюля)

6. « Украшение посуды» ( Геометрические формы)

7.  Игра с песком  « Секрет»

2 неделя « Аквариумные рыбки»

1. Пальчиковая гимнастика « Рыбка»

2. Выкладывание из геометрических форм

3. Выкладывание из палочек

4. « Дорисуй так, чтобы получилась рыбка»

5. Обведение трафаретов рыб

6. Рисование волнистых линий « Рыбка плавает»

7. Игра с песком « Песочный телеграф»

3 неделя « Насекомые»

1. Пальчиковая гимнастика « Пчела»

2. Обведение трафаретов

3. Выкладывание из мозаики, палочек

4. Нанизывание крупных бус « Гусеница»

5. « Посади бабочку на цветок» ( целенаправленные линии)

6. Выкладывание по контуру « Бабочка» ( пуговицы, косточки, фасоль)

7. Игра с песком « Превращение букв»

4 неделя « Первые весенние цветы»

1. Пальчиковая гимнастика « На лужайке поутру»

2. Обведение трафаретов ( подснежник, мать – и – мачеха)

3. «Мимоза» — аппликация из мятой бумаги

4. « Посади бабочку на цветок» ( целенаправленные линии)

5. « Одуванчик» ( прищепки по кругу)

6. Выкладывание цветов из мозаики, косточек, пуговиц.

7.  Игра с песком « Дорожка из счётных палочек»

                                               

                                                 

                                                          Май

     1. Совершенствование развития  мелкой моторики , зрительно — двигательной координации

- Обучение детей выделению каждого пальца на руке и называть его.

Пальчиковые игры с речевым  сапровожением ( стихами, потешками, скороговорками). Упражнения на сгибание и разгибание отдельно каждого пальца и сжимание кулаков: « Сорока – белобока», « Апельсин», « Белка»;

- Обучение согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук. Этому способствуют пальчиковые игры « Бутон», « Воздушный шарик », « Цветок », « Капуста», « Бабочка», « Рыбка» и т.д

- Стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с карандашом. Использование пальчиковых игр с ребристым карандашом ( карандаши разных размеров, диаметров). Действия детей руками сопровождаются стихами: « Волшебный карандаш», « Мостик», « Зонтик» и т.д.

- Обучение наматыванию и разматыванию нитей на клубок ( катушку). Игры: « Разноцветные клубки», « Намотай нитки на шарик», « Размотай катушку» и др.

- Обучение захватыванию мелких или сыпучих материалов, указательным типом хватания. Задания: « Угости белочку орехами», « Выложи дорожку из мозаики», « Построй мостик из палочек » и др.

- Выкладывание предметов по заданным ориентирам из палочек( ёлку, домик по заданному на листе образцу), в ячейки на доске, в прорези, вдоль линий, шнура и т.д. Применялись дидактические игры и упражнения « Построй забор», « Проложи тропинку», « Сделай железную дорогу» и т.д.

- Обучение выполнению специфических действий пальцами: кручение, нанизывание, щелчки, вращения и др. Дидактические игры: « Весёлый волчок», « Закрутим гайку»,

« Игры с фантиками», « Бусы для куклы», « Гирлянда на ёлку», « Фонарики», а также специальные мелкие игрушки: волчок, пирамидки, детский конструктор, игрушки – попрыгунчики;

- Формирование умения выполнять действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую при использовании чашки, деревянной ложки, половника, воронки. Для выполнения данных действий детям предлагали следующие игры: « Повар», « В гостях», « Аквариум»

- Обучение пересыпанию сыпучих материалов ( перловой крупы, гороха, фасоли) рукой, ложкой. Игры: « Спрячь игрушку», « Покорми птичек», « Баба сеяла горох»

2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

  - Обучение выкладыванию изображений предметов на столе из плоских палочек. Педагого учит работать по подражанию действиям взрослого, по образцу, затем по речевой инструкции. Игровые задания: « Выложи ёлочку», « Построй лесенку», «Сделай домик», « Построй забор»,       « Выложи дорожку», « собери колодец», « сделай ворота».

- Развитие целостного восприятия предметного изображения. Применялись задания и упражнения: « Вставь  в домик окна», « Подвбери к коврикам заплатки», « Раздай детям шары», 2 выложи из цветов полянку», « сложи из цветных полосок предмет», « Собери паровозик» и т.д.

- Обучение сравнению парных предметов или картинок ( выбор из 3-4) « Найти похожую игрушку», « Подбери такую же картинку», « Найди пару» ( перчатки, носки, ботинки).

  3. Совершенствование ориентировки на листе бумаги.

- Обучение выкладыванию изображений предметов на столе из палочек. По речевой инструкции игровые задания: « Выложи елочку», « Построй лесенку», «Сделай домик», «Выложи дорожку».

- Обучение ориентировки на плоскости (доске), формулирование умения работать по образцу. У детей формировали ориентировку: вверх-вниз, лево-право, середина. Игровые задания: «Выложи тучки вверху, ручейки внизу», « Выложи елочку в середине, внизу зверюшек », « Разложи солнышко наверху, травку — внизу ».

- Формирование ориентировки на листе бумаги. Дидактическая игра « Вертушка», « Разложи игрушки на местах»,  «Щенки разбежались»,  «Котята с клубками» им наглядные трафареты, перемещающиеся по направлениям вверх-вниз ( птица слетела с ветки на землю, солнце садится за тучу), « слева- направо» (машина едет, пароход плывет, самолет летит).

4. Развитие слухового внимания и слухомоторной координации.

- Обучение выполнению определенных движений руками под речевые сигналы. Дети произносили на выдохе гласный звук и действовали по подражанию действиям взрослого. Игровые задания « наматывание клубка», « разматывание шланга», «надувные шарики».

- Обучение проведению непрерывной линии в ограниченном пространстве: мелом на доске ( мальберте, листе бумаги) под произносимые звуки. Игровые задания: « Пчелки летят в улей –ж-ж-ж», « Комарики летят к фонарику –з-з-з», « Самолет идет на посадку –и-и-и», « Змейка ползет –ш-ш-ш» и т.д.

5. Формирование базовых графических навыков.

- Обучение проведению различных линий-дорожек ( прямых, ломаных, волнистых) в ограниченном пространстве и в направлениях: сверху- вниз, слева- направо . Детей проводить различные линии в горизонтальных и вертикальных направлениях. Игровые задания: « Вниз по горке», «Волны на море», «Серпантин на елке», « Мостик через речку», «Забор», «Елочки» и т.д.

-Обучение проведения линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией. Задания6 « Дорожка к гаражу», «Дорожка для колобка», « Шпалы для железной дороги», «Мостик через речку», «Забор вокруг дома».

- Обучение обводке линий по контуру и штриховка простых геометрических форм (круг, квадрат, овал, треугольник), ориентируясь на указатель- стрелку. Игровые задания: « Снеговик», « Облака», « Домик», « Неваляшка».

- обучение выкладыванию узоров из плоских геометрических форм на столе ( в ограниченном пространстве на деревянной доске, альбомном листе), с последующей зарисовкой этих узоров. Дидактические задания и упражнения: « Сложи и дорисуй узор», « Выложи и зарисуй- грибок- елочка », « Сложи и нарисуй молоток ( стул, стол, елочку, неваляшку)».

    Календарно – тематическое планирование

               по развитию мелкой моторики

                           в старшей группе.

                                                                                          учителя – логопеда                                                                                                      

                                                                                          МДОУ д/с №2 «Малыш»

                                                                                          Вилковой Н.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...

Система работы по развитию мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В данном материале описываются формы и методы организации и проведения работы по развитию мелкой моторики рук детей в группе подготовки к школе.  Предлагается материал, используемый в работе....

Некоторые приемы и виды работ по развитию мелкой моторики мышц пальцев у учащихся 1 класса.(ЗПР)

У многих детей первого класса (ЗПР) отмечается нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук, поэтому в системе работы на каждом занятии вводятся упражнения, связанные с развитием данных функций....

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности». 2016-2017 г.

Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и моло...