Система работы по развитию мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе
статья (1 класс) на тему
В данном материале описываются формы и методы организации и проведения работы по развитию мелкой моторики рук детей в группе подготовки к школе. Предлагается материал, используемый в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruk_detey_v_gruppe_podgotovki_k_shkole.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию мелкой моторики рук
детей в группе подготовки к школе
Чем раньше начинается целенаправленная работа
по развитию детской руки, тем быстрее и легче овладеет
маленький человек правильной речью.
Но даже упущенные моменты поддаются
коррекции, при умело спланированной
системе упражнений,
направленных на формирование мелкой моторики руки.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Таким образом, письмо – совершенно новый вид деятельности для ребенка, начинающего школьное обучение. Большинство детей испытывают значительные трудности при овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук ребенка быстро устают; утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. По мере нарастания утомления движения кисти руки, письмо становится все более неточным: размашистым или слишком мелким. Нередко утомление сочетается с трудностями зрительно-двигательной координации. Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо провести значительную подготовительную работу.
У каждого ребенка должны быть: альбом с нелинованой бумагой, книги-раскраски, тетрадь в узкую линейку, ручка простой карандаш, цветные карандаши, ножницы, бумага белая, бумага цветная.
Подготовку детей к обучению каллиграфии я проводила в нескольких направлениях:
· Гимнастика пальцев и кистей рук;
· Ориентирование на листе бумаги;
· Формирование элементарных графических навыков
Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ребенка: умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательного выделения звуков из слова.
Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновременно во всех направлениях. Для упражнений пальцев и кистей рук можно использовать любое пособие по «пальчиковой гимнастике», выпущенное в нашей стране, или систему упражнений, предложенную в пособии «Я учусь писать». В пособии также имеются упражнения для развития умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Я использую пропись раскраску с двумя узкими строками «Мишуткина пропись»
Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится по 2–3 минуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентированию на листе бумаги целесообразно проводить в конце занятия. Развитию руки способствуют также игра с мозаикой и другими мелкими предметами, лепка, рисование, плетение, занятия ритмикой, физкультурой.
Для подготовительных графических упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Последовательность заданий рабочей тетради «Мишуткина пропись» основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта.
Прежде отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т.д. Дети обводят, например, «домик» улитки, начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать ручку от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки. Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что ребенок переходит от широких движений к все более мелким. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.
Затем дети заштриховывают различные геометрические фигуры.
Штриховка – это новый этап развития произвольной деятельности ребенка 5-6 лет. Детям приходится соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями.
Систематическое выполнение разнообразных заданий на нелинованной бумаге и штриховка позволяет детям безболезненно перейти к письму в ученической тетради. Они учатся обводить рабочую строку, рисовать в ее пределах бордюры, писать элементы букв. Для того, чтобы ребенку легче было запоминать графические образы сложных элементов букв, их связывают с реальными предметами (например, прямая с закруглением – ручка зонтика).
Звуки природы и звуки речи
«Фантазёры»
(использование природного материала для развития ручной умелости и детского творчества).
Изготовление мозаики из камешек, ракушек, пуговиц расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Этот вид ручного труда способствует не только моторному, но и умственному развитию ребёнка. Слушание звуков природы, звуков речи. Умение отличать звуки природы и звуки речи, слушать, прислушиваться.
Расскажи стихи руками
Эти занятия проводила с целью развития речевого аппарата, развития свободы и раскованности движений, образного мышления, внимания, координации речи сдвижением.
Нарисуй и расскажи
«Быстрый карандаш»
Учим рисовать на нелинованной бумаге, готовим руку ребёнка к письму, развиваем внимание. Развиваем умение рассказывать по рисунку, сочинять приключения нарисованных игрушек и предметов. Отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах, вертикальные прямые («нарисуем дождь на окне» - точка и сползающие вниз капли – вертикальные линии, «домик улитки» - начинают с самого большого витка и стараясь не отрывать ручку от бумаги проводят всё меньшие и меньшие витки, волнистые линии, полуовалы, овалы, петли на рисунках расположены так, что ребёнок переходит от широких движений к более мелким. Линии на бумаге предваряем «репетицией» предстоящего движения в воздухе.
Штриховка
Развиваем фантазию детей, учим использовать рисунки в игре. Развиваем графические навыки: учим штрихованию в одном направлении круглых форм.
Раскрашивание
Готовим руку ребёнка к письму, развиваем внимание, зрительную память. Приготовим бумагу в клетку, цветные карандаши. Раскрашивают коврики с рисунками из геометрических фигур, полосок. Рассматривают образцы шарфиков, с одной стороны украшенных рисунком. Рисуют такой же узор на другом конце шарфа, раскрашивают.
Графический диктант
Совершенствуем пространственную ориентировку, внимание, графический навык письма по клеточкам. Готовим бумагу в клетку, карандаш.
Рисуем штрихами
Учим рисовать штрихами. Штрихуем на картинке дождь и тучу, лучики у солнца, «натягиваем провода между столбами», рисуем прямые дорожки, извилистую лесную тропинку, соединяем ровными
прямыми линиями героев сказок «Колобок», «Золотой ключик», «Репка». Учим дорисовывать ниточки к шарикам, рисовать штрихами заборчик, лесенки, елочку, деревья, окна, флажки, каёмку для платочка, большие бублики, комки снега, колёса машины, колобков на дорожке и т.д. Выполняя эти задания, дети учатся, а учитель помогает в этом, удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз в определённом ритме. Чтобы у детей не пропал интерес задания можно варьировать, использовать цветные ручки.
Буквенные кружева
Письмо в тетради в косую линию. Дети учатся обводить рабочую строку, рисовать в её пределах бордюры,
их связывают с реальными предметами.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой. Подготовка к письму элементов букв.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с заруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
К концу года дети должны:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
В моём классе у детей плохо развита рука. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки получаются неровными, линии «дрожащими, нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке», расстояние между элементами не выдерживается. Всё это натолкнуло меня к необходимости создания своей программы по развитию мелкой моторики рук.
Развитие графического навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности о том, что дети не видят строки, границы, клетки. Есть «леворукие» дети. Поэтому я провожу работу по развитию мелкой моторики руки по авторской программе.
В программе предусмотрены: пальчиковые игры, физические упражнения для развития детской руки, упражнения в рисовании, ракрашивании, штриховке, использование природного материала для развития ручной умелости детского творчества; движение и речь, «расскажи стихи руками», гимнастика для рук, игры с палочками, развивающие тонкую координация движений рук и формирующие пространственные представления, обучение письму.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гимнастика для рук
Сложить руки ладонями вместе
и вытянуть их перед собой;
развести кисти рук в стороны,
не размыкая запястий.
Сложить руки ладонями и
предплечьями вместе перед
собой; развести предплечья
в стороны, не размыкая ладоней
Руки согнуть, кисти к плечам;
сделать несколько круговых
движений назад,
затем вперёд и снова назад.
Руки в стороны, сгибать и
разгибать руки в локтевых
суставах, кисти сжаты в кулаки;
повторить упражнение из
положения руки вверх.
Руки вытянуть перед собой,
кисти расслаблены,
сделать круговые движения
кистями.
Руки вытянуты вперёд,
напряжены, поочерёдно
сжимать и разжимать
пальцы правой и левой
руки в кулак.
Руки вытянуты вперёд,
пальцы сцеплены,
сделать пружинящие
движения кистями рук вперёд.
Сжать пальцы рук в кулак
и вращать кистью в разные стороны.
Поставьте руки на локти,
выпрямите кисти рук,
плотно прижмите пальцы
друг к другу и медленно
опускайте их к ладони.
Руки положите на стол
перед собой, поочерёдно
сгибайте большие,
указательные, средние,
безымянные, мизинцы.
Умница
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел
Ловкий зайка
Один, два, три, четыре, пять.
Вышел зайка погулять.
Что нам делать, как нам быть?
Нужно заиньку ловить!
Снова будем мы считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Вдоль по реченьке
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
(волнообразные горизонтальные движения рукой вперед грудью.
Волнообразные движения правой и левой рукой от плеча вперед)
Выше бережка головушку несёт
(левая рука согнута в локте на уровне груди, кисть свободно опущена. Правая рука согнута в локте, прижата к груди, кисть собрана в щепоть, напоминает голову лебедя)
Белым крылышком помахивает,
( руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кистями рук выполняются взмахи.)
На цветы водицу стряхивает.
( руки согнуты в локтях, кисти свободно опущены, несколько раз потрясите кистями.)
Цветы
Наши алые цветы
Распускают лепестки.
(Локти прижаты и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чашечки)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
( Кисти в виде чаши делают движения по часовой и против часовой стрелки)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
(Пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку.)
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Кисти рук виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево.)
Музыканты
Я на скрипочке играю,
Тили-тили, тили-тили.
(Левая рука – к плечу. Кистью правой руки имитируем движение смычка)
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили, тили-тили.
(Движения подушечками пальцев кистей рук по столу.)
А теперь на барабане,
Бум-бум-бум, трам-трам, трам-трам
(удары ладонями по крышке стола.)
В страхе зайки разбежались по кустам
(Движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев)
Лошадки
Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни.
По дорожке белой гладкой
Скачут пальцы, как лошадки
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе ладонями вниз. На счёт «раз, два, три, четыре» - поочерёдное продвижение то левой, то правой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)
Машинистки
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И похрюкивают,
И постукивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
(Руки лежат на столе. В темпе чтения стихотворения выполняются легкие движения кистями рук. Пальцы быстро двигаются, имитируя «печатание на пишущей машинке».)
Упражнения в раскрашивании, в рисовании, штриховке).
Расскажи и нарисуй.
Учим рисовать по клеточкам, развиваем умение рассказывать по рисунку, сочинять приключения нарисованных игрушек и предметов.
Солнышко покажись, красное снарядись! Чтобы год от года давала нам погода Тёплое летечко, грибы в берестечко, Ягоды в лукошко Зелёного горошка | ||||
| ||||
Ах ты радуга-дуга, ты высока и туга! Не дай дождичка, дай нам вёдрышка. Чтобы деткам погулять, Чтоб теляткам поскакать, Нужно солнышко, колоколнышко! | ||||
Мотылёк-витилёк, Принеси нам ветерок: От ворот в поворот Гнать кораблик в ручеёк. Вей, вей ветерок, натяни парусок, Гони стружок с запада на восток. Улитка, улитка, высунь рожки! Дадим лепёшки, свиньи ножки,каши горшок, Хлеба ворошок! | ||||
Отгадай и нарисуй
Учим отгадывать загадки, рисуем по клеткам.
С виду - клин, Развернёшь – блин. | ||||
Красная девица Сидит в темнице, Коса – на улице. | ||||
Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. | ||||
Стоят в лугах сестрички - Золотой глазок, Белые реснички. | ||||
Чёрный Ивашка - | ||||
Деревянная рубашка, | ||||
Где носом проведёт, | ||||
Там заметку кладёт. | ||||
Стоит Антошка | ||||
На одной ножке. | ||||
Ног нет, а хожу, Рта нет – а скажу, Когда спать, Когда вставать | ||||
Был шар бел. | ||||
Ветер дунул - | ||||
Шар улетел. | ||||
Графические упражнения. Штриховка.
Выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Нарисуйте штрихами на картинке дождь и тучу.
Нарисуйте лучи у солнышка.
Перед вами столбы, «натяните провода», нарисуйте их.
Соедините ровными прямыми линиями
Рисуем и готовим руку к письму.
На первоначальном этапе обучения письму, детей прежде всего затрудняет техника письма, умение правильно и чётко изображать письменные знаки. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность.
Мозаика
Из деталей разнообразной формы и цвета можно выложить чудесные узоры. Можно познакомить с мозаичным искусством и попробовать выложить с ними вместе несложные работы, при этом использовать гальку, цветную плитку, кусочки пластмассы, цветную бумагу.
Из камешков, кусочков красного и белого кирпича, керамической плитки можно оформить небольшой участок двора. Из других материалов можно выполнить мозаичное панно.
Расскажи стихи руками.
Развиваем свободу и раскованность движений, образное мышление, внимание, координацию речи с движением.
Читаем стихи, считалки, придумываем выразительные жесты к их содержанию. Постепенно стихи заучиваются. Рассказываем их, сопровождая характерными движениями. Превращаем чтение в интересную игру.
Пять малышей.
Один малыш качается в саду,
два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь стучат ещё четыре.
С пятью другими тоже всё в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .
Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....
Система работы по развитию мелкой моротики у детей младшего школьного возраста
quot;Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию детской руки, тем быстрее и легче овладеет маленький человек речью и навыками письма. Но даже упущенные моменты поддаются коррекции при ...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСС...
Развитие мелкой моторики у детей на занятиях по предшкольной подготовке
Развитие мелкой моторики у детей на занятиях по предшкольной подготовке...
Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...
Бисероплетение - как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе
В статье описывается положительное влияние бисероплетения на активизацию мелкой моторики рук, на развитие мелких мышц кисти, воображение, фантазию, памяти, развитие пространственного мышле...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности». 2016-2017 г.
Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и моло...