Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики рук для обучающихся 1 класса для детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Флягина Наталья Сергеевна

Цель: Организация групповых, речевых игр направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- Корректировать зрительно-слуховое внимание на основе сосредоточения на речи и действиях говорящего. Учить использовать доступные жесты (отдельные слова) для передачи сообщения;

 - развивать произносительную сторону речи;

- развивать   словарный запас, умение сравнивать и анализировать предметы посредством речи;

- воспитывать чувство радости от совместной деятельности.

    - учить детей элементам самомассажа рук;

- упражнять в подборе слов – признаков; в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; в образовании антонимов.  

Занятие для обучающихся 1 класса по программе для задержки психического развития, вариант 7.2.  Также этот конспект можно использовать для обучающихся начального общего образования по программам умственной отсталости и тяжёлых множественных нарушений в развитии в рамках альтернативной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического  занятия по развитию мелкой моторики рук.

Цель: Организация групповых, речевых игр направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

- Корректировать зрительно-слуховое внимание на основе сосредоточения на речи и действиях говорящего. Учить использовать доступные жесты (отдельные слова) для передачи сообщения;

 - развивать произносительную сторону речи;

- развивать   словарный запас, умение сравнивать и анализировать предметы посредством речи;

- воспитывать чувство радости от совместной деятельности.

    - учить детей элементам самомассажа рук;

- упражнять в подборе слов – признаков; в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; в образовании антонимов.  

Ход занятия.

I.Организационный момент.

- Ребята, что нужно делать, чтобы четко говорить? (Надо пальчикам дружить).

II. Основная часть.

- Сегодня с пальцами играем

И речь свою мы развиваем.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть.

Игра «Времена года»  

-Мячик смело ты кати, Время года назови. (Дети прокатывают мяч Называя времена года)

 Игра «Собери льдинки» - упражнять в подборе слов – признаков.

- Разложите цветные «льдинки» по формочкам.

Щепоточкой пальцы ты сложи,

Льдинки в форму собери.

Льдинку в формочку кладем,

Слово – признак назовем.

Зима (какая?) – снежная, холодная, суровая, вьюжная, ветреная, морозная, ледяная и т.д.

Весна….  Лето……  Осень …….

Пальчиковая гимнастика. 

 ( самомассаж пальцев рук)

- После льдинок у вас, наверное, замерзли руки. Давайте их разогреем.

Если замерзают руки, Медленно растирать одну ладонь о другую.

Начинаем их тереть.

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки, Растирать ладони все быстрее и быстрее.

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки,

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня,

Вот, потрогайте меня. Протянуть вперед раскрытые ладони.

Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком) – упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Комок массажный ты поймай,

Да словечко приласкай.

Зима – зимушка, метель – метелица, снег – снежок, лед - ледок, снеговик – снеговичок, ветер – ветерок, санки – саночки, мороз – морозец, комок (снежный – комочек), лист-листочек, дерево-деревце, ягода-ягодка.

Игра «Лесной переполох»

В весенний, ясный

Теплый день                        

(Дети стоят вокруг педагога

Педагог читает стихи.

Междометия произносят дети.

Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой должна быть интонация.)

На голый лес

Упала тень.

Охватил зайчонка

Страх – ах, ах, ах:

- Страшный коршун

В небесах – ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей – эй, эй, эй!

- Берегитесь

Злых когтей -  эй, эй, эй!

Там, где коршун, -

Там беда – да, да, да!

Острый клюв –

Не ерунда – да, да, да!                  

(Дети изображают игру на барабане.

Увеличивают силу голоса)

Заяц лапой

Бьет в чурбан – бан, бан, бан!

Как в огромный

Барабан – бан, бан, бан!              

 (Дети разбегаются по группе и прячутся)

Полетел сигнал

Тревоги

Над землей:

Уноси скорее ноги – ой, ой, ой!

Игра «Наоборот» (с массажером) – упражнять в образовании антонимов.

Чудо – валик прокати,

Наоборот ты мне скажи.

Тепло – холодно сильный (мороз) – слабый

ясный (день) – пасмурный зима – лето весело – грустно.

Физминутка. «Снежок»

Раз, два, три, четыре, Сгибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок лепили. «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони вместе,

И совсем – совсем не сладкий. Гладят одной ладонью другую.

Раз подбросим. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают.

Два – поймаем.  «Приседают», ловят «снежок».

Три – уроним  Встают, роняют «снежок».

И…сломаем.  Топают.

 Игра «Нарисуем узор» (рисунки на песке) - развитие связной речи.

Мы в художников играли

И узоры рисовали.

Что ты нарисовал?

Я нарисовал большого, белого, сказочного снеговика, а ты……

Итог занятия.

Дети что мы делали на занятии?

        ( Дружно с пальцами играли.

И они нам помогали.

Чтобы речь свою развить

Будем с пальцами дружить)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика «Работа с цветными камешками» и ее значение для развития мелкой моторики у учащихся младших классов "

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости поз...

Развитие мелкой моторики у учащихся начальных классов.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую мот...

Упражнения для развития мелкой моторики рук (в коррекционном классе VIII вида)

Подобраны материалы., которые помогут учителю для работы над мелкой моторикой рук...

Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме: «Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»

Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди...

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

Рекомендации для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами"

Рекомендации, которые должен учитывать педагог на уроках трудового обучения....

Развитие мелкой моторики рук у обучающихся подготовительного специального (коррекционного) класса 7 вида

Доклад на тему" Развитие мелкой моторики рук  у обучающихся подготовительного  специального  (коррекционного) класса 7 вида "            ...