Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
статья на тему
В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной группе. Сейчас я в поисках нового интересного материала, по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по развитию мелкой моторики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ангарска Детский сад № 8.
Опыт работы
по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшей группы»
Воспитатель: Кузьмина Татьяна Михайловна
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми 4-5 лет. По результатам диагностического обследования (по Т.Н Дороновой) детей на начало учебного года 2015, преобладал недостаточный уровень развития мелкой моторики.
Выявив проблемы и затруднения у детей определила цель своей работы:
- подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста.
Исходя, из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- Создать условия, способствующие эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
- Содействовать развитию графических навыков и подготовке руки ребенка к овладению письмом.
- Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.
- Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Использую принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников:
1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.
3. Принцип интегрированности. Взаимосвязь с разными видами деятельности.
4. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
5.Принцип прочности. Заключается в многократном повторении и закреплении полученных умений.
Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды
2. Работа с детьми
3. Сотрудничество с родителями
4.Взаимосвязь со специалистами детского сада
5. Работа с педагогами
- Создание предметно – развивающей среды:
В группе создан центр «Ловкие пальчики», куда вошли различные картотеки, пособия, игры. Например: вкладыши различного типа, массажные мячики, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы, живой песок, картотеки с различными видами штриховок, графических заданий, диктантов, упражнений, лабиринтов. Для изготовления пособий использован природный и бросовый материал: ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др. Преимущества которых состоят в следующем: - многофункциональность;
- экономическая выгода;
- общедоступность;
-разнообразие.
- Работа с детьми:
Для работы с детьми по данному направлению разработан перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка занятий, картотек по развитию мелкой моторики.
Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные, такие как упражнения с круглой щеткой для волос, рисование пером, игры с различной крупой, костяшками от деревянных счет, пипетками, прищепками. По сравнению, с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры:
• Пальчиковая гимнастика
При выполнении гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма.
• Аквагимнастика. Специальные пальчиковые упражнения в воде.
• Пальчиковые шаги.
Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
- Игры с предметами.
Прокатить шарик (бусинку) по дорожке: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.
- Игры со счётными палочками.
Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время.
- Игры-мозаики, игры – шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
- Игры-задания с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.
В подготовительной группе, планирую, большое внимание уделять графическим упражнениям, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Особое место здесь займет штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей, гелиевых ручек. Работа в тетрадях «Веселые прописи» не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.
Рисование по клеточкам – еще одно увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагается образец графического рисунка, и он повторяет точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый дает словесную инструкцию последовательности действий. Графические диктанты способствуют правильному развитию умения действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями. Важны для выработки красивого и четкого почерка.
После проведённой мною работой, анализ уровня развития мелкой моторики у детей на начало учебного года 2015-2016 учебного года показал, что уровень повысился: средний на 13,4%, высокий на 6,4%, низкий уменьшился на 19,9%.
Совместно с детьми принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «Подводный мир», «Игрушки у Петрушки». В 4 международных конкурсах в номинациях «Лучшая поделка», «Развитие мелкой моторики рук», «Ярмарка детских поделок», «Мы фантазеры» заняли первые места.
- Работа с родителями:
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 60% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.
Разработан план работы с родителями. Организованы консультации: ««Полезные советы родителям по пальчиковым играм»», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей», « Развиваем руки, чтобы учиться писать», родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».
Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.
Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.
- Взаимосвязь со специалистами:
Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшает качество результатов работы. С каждым специалистом имеется тетрадь взаимодействия. Воспитатель по физкультуре проводит педагогическую диагностику, совершенствует моторные навыки через различные виды упражнений.
Педагог по ИЗО деятельности и художественному труду использует нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами, которые эффективно влияют на развитие мелкой моторики.
Таким образом, взаимодействие со специалистами в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.
- Работа с педагогами.
Для педагогов подготовила и провела консультации:
- «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста».
- «Уголок развития мелкой моторики в детском саду».
- Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики.
Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации, консультаций, открытые НОД).
Результаты на промежуточном этапе работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, показали высокий уровень повысился на 38, 1%, средний повысился 1,2 %, низкий уровень отсутствует.
| |
Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе), совершенствованию активной речи, словарного запаса. Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-20216-1425986825.jpg)
Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук
Уважаемые коллеги! При подготовке к занятиям, нам приходится подбирать речевой, демонстрационный материал в соответствии с определённой лексической темой. Это требует дополнительных временных за...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)
Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)
Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701703-1446569363.jpg)
Организация психолого- коррекционной работы у детей с ОВЗ путем развития мелкой моторики пальцев рук.
В нашей школе проживают и обучаются дети, которых принято называть особенными. В силу того, что каждый ребенок был вынужден с самого раннего детства столкнуться с такими недетскими проблемами, как нед...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/27/picture-662843-1677517916.jpg)
Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей через приобщение к декоративно-прикладному искусству
Задачи:- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме-провести диагностику уровня развития мелкой моторики воспитанников-создать условия, способствующие...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/19/picture-1213593-1582085435.jpg)
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-628376-1430156516.jpg)
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
По мнению ученых, самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Имен...