Конспект занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
В конспекте представлен дидактиеский материал по автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях, а так же различные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся на всех этапах обучения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_otkr._zanyat._zvuk_r.docx | 331.77 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с учащихся с фонетико-фонематическим
и фонематическим недоразвитием речи
Тема «Автоматизация звука [р] в слогах,
словах, предложениях»
Учитель-логопед
МБОУ «Черноморская СШ №3»
Гафарова М. К.
Цель: закрепить навыки правильного произношения звука [р] в слогах, словах и фразовой речи, навыки звукового анализа; продолжить учить согласовывать существительные с числительными; упражнять в образовании прилагательных от существительных; формировать умение пересказывать рассказ с опорой на схему, кратко и точно выражать свои мысли; развивать артикуляционную и мелкую моторику с элементами самомассажа, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление; воспитывать самоконтроль за речью, интерес к достижению результата.
Оборудование: предметные картинки, фишки, индивидуальные карточки для игры «Где спрятался звук?», пособие «Бусы», пособие «Посчитай», схематическая картинка со стрелками, массажный мяч.
Ход занятия
Оргмомент
1. Подготовка детей к занятию.
2. Актуализация опорных знаний.
Логопед: Прослушайте слова, выделите в них последний звук.
Слова: кассир, забор, пир, двор (звук [р]). Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий)
3. Сформулировать тему и цели занятия.
Основная часть
1. Подготовительные артикуляционные упражнения. (Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия, дыхательная гимнастика).
А) Артикуляционная гимнастика – «Сказка о язычке».
Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам (упр. «Часики» – улыбнуться, открыть рот, двигать языком то к левому, то к правому углу рта 2-3 раза). Проснулся язычок и пошел чистить зубки (упр. «Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка водить влево-вправо за нижними зубами, а потом за верхними зубами 2-3 раза). Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Напек он себе блинов (упр. «Блинчик» – улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно 2-3 раза). Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье, испачкал верх-нюю губу. Надо ее аккуратно облизать (упр. «Вкусное варенье» – улыбнуться, не закрывая рта, облизнуть верхнюю губу широким кончиком языка сверху вниз 2-3 раза). Хорошо позавтракал язычок! Вышел на улицу: резвился, кувыркался (упр. «Катушка» - выгнуть вверх и продвинуть вперед спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам 2-3 раза). Увидел язычок высокие качели, начал раскачиваться (упр. "Качели" - широкий кончик языка поднимается за верхние зубы 2-3 раза). Слез язычок с качелей, видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел на лошадку и поскакал (упр. «Лошадка» - поцокать, с силой прижимая язык к нёбу 2-3 раза). Устал язычок, решил вернуться домой. Вернулся домой, почистил зубки и лег спать.
Б) Дыхательные упражнения «Подул сильный ветер»
- Делаем глубокий вдох через нос, немного задерживаем дыхание, затем плавно длительно выдыхаем. Сначала в правую сторону, затем – в левую. Щечки при этом не надуваем. Вдох в два раза короче выдоха. Молодцы!
2. Пальчиковая гимнастика «Комарики» с элементами самомассажа. (Здоровьесберегающая технология: самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры).
Дарики, дарики,
(Руки складываются щепотью и описывают круги)
Ай да комарики!
Вились, кружились,
В щечки вцепились!
Кусь-кусь-кусь-кусь!
(Легкое пощипывание).
Дарики, дарики,
(Руки складываются щепотью и описывают круги)
Ай да комарики!
Вились, кружились,
В носик вцепились!
Кусь-кусь-кусь-кусь!
(Легкое пощипывание).
Дарики, дарики,
(Руки складываются щепотью и описывают круги)
Ай да комарики!
Вились, кружились,
В ушки вцепились!
Кусь-кусь-кусь-кусь!
(Легкое пищипывание).
- Закусали нас комарики.
Ай да комарики! Хлоп! (Хлопок)
3. Закрепление правильной артикуляции звука Р.
Логопед с детьми вспоминают артикуляцию звуков [р].
Будем стараться произносить звук [р] и помним, что губы растянуты в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка поднят к альвеолам, края языка прижаты к боковым зубам. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.
Изолированное произношение звуков хором и индивидуально.
– Как рычит тигр? (Р-р-р-р)
4. Речевая зарядка.
Р-р-р-р Р-р-р-р Р-р-р-р |
Учащиеся отраженно за логопедом повторяют слоги:
Ра-ро ро-ру ру-ры ры-рэ
Ры-ра ру-рэ ро-ры ра-ру
Ар ор ур ыр ир ер
Ар-ор ор-ур ур-ыр ыр-ар
Ур-ир ар-ер ыр-ор ур-ер
5. Автоматизация звука Р в словах. Дидактическая игра «Собери бусы».
Логопед: Ребята, давайте соберем бусы вот с этими картинками. Последняя буква предыдущее слова будет являться первой буквой следующего слова.
Словарь: Торт – труба – арбуз – забор – рак – кактус – сарафан – носорог – грабли – игрушки.
6. Упражнение на развитие слухового внимания. Игра «Определи, что лишнее». (Технология игрового обучения).
Логопед: Назови все картинки. Скажи, какая картинка лишняя в каждом домике. Назови ее. Объясняют, почему она лишняя. Назови остальные картинки в каждом домике одним словом.
7. Физминутка.
Определение наличия звука Р в словах.
Игра «Будь внимательным!»
Логопед: Давайте отдохнем. Игра на внимательность. Я буду называть слова. Если услышите звук [р] в словах, подпрыгните, если нет – покачайте «отрицательно» головой.
Слова: матрос, книга, кролик, ромашка, листы, радио, телефон, салфетка, крыло, журнал, вилка, волосы, фарфор.
8. Определение позиций звука Р в словах. Дидактическая игра «Веселый поезд»
Логопед называет слова, а дети определяют место звука [р] в словах. Уточняется значение незнакомых слов.
Слова: роза, арка, тигр, карта, боксер, руль, верба, ромб, кассир, картина.
Индивидуальная карточка:
9. Образование относительных прилагательных. Дидактическая игра «Какой, какое?»
Логопед: - Помогите повару. Назови, какой сок, и пюре у него получится.
(Сок из арбуза – арбузный, сок из персика – персиковый, из смородины – смородиновый, из винограда – виноградный, из груши – грушевый, пюре из картофеля – картофельное, из гороха – гороховое, из моркови – морковное).
10. Зрительная гимнастика.
Логопед: - Выполним упражнения для снятия зрительного напряжения:
Друг другу повернитесь
И широко улыбнитесь!
А теперь немного поморгайте,
Поочередно с каждым глазом помигайте.
Опять немного поморгайте,
Глаза закройте, просто отдыхайте.
А вот теперь глаза
Зажмурьте вы.
Откройте широко,
Где очутились мы?
11. Развитие навыков согласования существительного с числительным. Дидактическая игра «Посчитай».(Технология дифференцированного обучения)
Логопед: У каждого из вас по две предметные картинки. Посчитайте эти предметы до 5. Но счет будет не последовательным, а по таблице:
1 | 2 | 5 |
Например: один кирпич, три кирпича, пять кирпичей.
Картинки: ведро, тетрадь, топор, ручка, катер, ватрушка, корзина, корона, шар, гитара.
12. Дидактическая игра с массажным мячом «Скажи наоборот»
Логопед кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
Узкий – широкий Длинный – короткий
Мягкий – твердый Больной – здоровый
Храбрый – трусливый Медленный – быстрый
Веселый – грустный Сухой – мокрый
Ясный (день) – пасмурный Легкий (вопрос) – трудный
13. Автоматизация звука Р во фразовой речи.
- Сейчас мы составим рассказ из нескольких предложений. Я задаю вопрос вы составляете предложение. Внимательно смотрим на картинку (учащиеся составляют предложения). А теперь весь рассказ расскажет Настя.
14. Рефлексия.
Логопед: Какие виды работ вам больше понравились? Какие задания вызвали затруднения? Довольны ли вы своей работой на занятии?
На парте перед вами два смайлика: один – с улыбающимся лицом, другой – с грустным. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.
Итог занятия
С каким звуком мы работали? Дайте характеристику звука [р]. Чему вы научились на занятии?
Список использованной литературы
1. Азова Е.А., Чернова О.О. учим звуки [р], [р']. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 32 с.
2. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст / авт.-сост. О.В. Тырышкина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 239 с.
3. Крупенчук О.И. Логопедические задания для автоматизации и дифференциации сонорных звуков [л], [л'], [р], [р'], [й]. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 176с: ил.
4. Современный логопедический урок: опыт работы / авт.-сост. Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 231 с.
5. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.
Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...
Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи в первом классе по теме:Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях....
Презентация "Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях"
Презентация "Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях"...
Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»
Подгрупповое логопедическое занятиеТема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»...
Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях
СамоанализПодгруппового логопедического занятия потеме «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»...
Конспект и презентация подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.
Подгрупповое логопедическое занятие по закреплению навыка произнесения звука с использованием элементов игровой технологии (сборка автомобиля)....
Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...