Конспект занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Гафарова Медине Казимовна

В конспекте представлен дидактиеский материал по автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях, а так же различные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся на всех этапах обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_otkr._zanyat._zvuk_r.docx331.77 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с учащихся с фонетико-фонематическим

и фонематическим недоразвитием речи

 Тема «Автоматизация звука [р] в слогах,

словах, предложениях»

Учитель-логопед

МБОУ «Черноморская СШ №3»

Гафарова М. К.

Цель: закрепить навыки правильного произношения звука [р] в слогах, словах и фразовой речи, навыки звукового анализа; продолжить учить согласовывать существительные с числительными; упражнять в образовании прилагательных от существительных; формировать умение пересказывать рассказ с опорой на схему, кратко и точно выражать свои мысли; развивать артикуляционную и мелкую моторику с элементами самомассажа, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление; воспитывать самоконтроль за речью, интерес к достижению результата.

Оборудование: предметные картинки, фишки, индивидуальные карточки для игры «Где спрятался звук?», пособие «Бусы», пособие «Посчитай», схематическая картинка со стрелками, массажный мяч.

Ход занятия

Оргмомент

1. Подготовка детей к занятию.

2. Актуализация опорных знаний.

Логопед: Прослушайте слова, выделите в них последний звук.

Слова: кассир, забор, пир, двор (звук [р]). Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий)

3. Сформулировать тему и цели занятия.

Основная часть

1. Подготовительные артикуляционные упражнения. (Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия, дыхательная гимнастика).

А) Артикуляционная гимнастика – «Сказка о язычке».

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам (упр. «Часики» – улыбнуться, открыть рот, двигать языком то к левому, то к правому углу рта 2-3 раза). Проснулся язычок и пошел чистить зубки (упр. «Чистим  зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка водить влево-вправо за нижними зубами, а потом за верхними зубами 2-3 раза). Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Напек он себе блинов (упр. «Блинчик»  – улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно 2-3 раза). Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье, испачкал верх-нюю губу. Надо ее аккуратно облизать (упр. «Вкусное варенье» – улыбнуться, не закрывая рта, облизнуть верхнюю губу широким кончиком языка сверху вниз 2-3 раза). Хорошо позавтракал язычок! Вышел на улицу: резвился, кувыркался (упр. «Катушка» - выгнуть вверх и продвинуть вперед спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам 2-3 раза).  Увидел язычок высокие качели, начал раскачиваться (упр. "Качели" - широкий кончик языка поднимается за верхние зубы 2-3 раза). Слез язычок с качелей, видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел на лошадку и поскакал (упр. «Лошадка» - поцокать, с силой прижимая язык к нёбу 2-3 раза). Устал язычок, решил вернуться домой.  Вернулся домой, почистил зубки и лег спать.

Б) Дыхательные упражнения «Подул сильный ветер»

- Делаем глубокий вдох через нос, немного задерживаем дыхание, затем плавно длительно выдыхаем. Сначала в правую сторону, затем – в левую. Щечки при этом не надуваем. Вдох в два раза короче выдоха. Молодцы!

2. Пальчиковая гимнастика «Комарики» с элементами самомассажа. (Здоровьесберегающая технология: самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры).

Дарики, дарики,

(Руки складываются щепотью и описывают круги)

Ай да комарики!

Вились, кружились,

В щечки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!

(Легкое пощипывание).

Дарики, дарики,

(Руки складываются щепотью и описывают круги)

Ай да комарики!

Вились, кружились,

В носик вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!

(Легкое пощипывание).

Дарики, дарики,

(Руки складываются щепотью и описывают круги)

Ай да комарики!

Вились, кружились,

В ушки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!

(Легкое пищипывание).

- Закусали нас комарики.

Ай да комарики! Хлоп! (Хлопок)

3. Закрепление правильной артикуляции звука Р.

Логопед с детьми вспоминают артикуляцию звуков [р].

Будем стараться произносить звук [р] и помним, что губы растянуты в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка поднят к альвеолам, края языка прижаты к боковым зубам. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.

Изолированное произношение звуков хором и индивидуально.

– Как рычит тигр? (Р-р-р-р)

4. Речевая зарядка.

Р-р-р-р

Р-р-р-р           

Р-р-р-р

Учащиеся отраженно за логопедом повторяют слоги:

Ра-ро                 ро-ру          ру-ры              ры-рэ

Ры-ра                 ру-рэ          ро-ры              ра-ру

Ар          ор           ур             ыр            ир             ер

Ар-ор                ор-ур          ур-ыр               ыр-ар

Ур-ир                ар-ер           ыр-ор              ур-ер

5. Автоматизация звука Р в словах. Дидактическая игра «Собери бусы».

Логопед: Ребята, давайте соберем бусы вот с этими картинками. Последняя буква предыдущее слова будет являться первой буквой следующего слова.  

Словарь: Торт – труба – арбуз – забор – рак – кактус – сарафан – носорог – грабли – игрушки.

6. Упражнение на  развитие слухового внимания. Игра «Определи, что лишнее». (Технология игрового обучения).

Логопед: Назови все картинки. Скажи, какая картинка лишняя в каждом домике. Назови ее. Объясняют, почему она лишняя. Назови остальные картинки в каждом домике одним словом.

7. Физминутка.

Определение наличия звука Р в словах.

Игра «Будь внимательным!»

Логопед: Давайте отдохнем. Игра на внимательность. Я буду называть слова. Если услышите звук [р] в словах, подпрыгните, если нет – покачайте «отрицательно» головой.

Слова: матрос, книга, кролик, ромашка, листы, радио, телефон, салфетка, крыло, журнал, вилка, волосы, фарфор.

8. Определение позиций звука Р в словах. Дидактическая игра «Веселый поезд»

Логопед называет слова, а дети определяют место звука [р] в словах. Уточняется значение незнакомых слов.

Слова: роза, арка, тигр, карта, боксер, руль, верба, ромб, кассир, картина.

Индивидуальная карточка:     

108718081_1.jpg

9. Образование относительных прилагательных. Дидактическая игра «Какой, какое?»

Логопед: - Помогите повару. Назови, какой сок, и пюре у него получится.

(Сок из арбуза – арбузный, сок из персика – персиковый, из смородины – смородиновый, из винограда – виноградный, из груши – грушевый, пюре из картофеля – картофельное, из гороха – гороховое, из моркови – морковное).

10. Зрительная гимнастика.

Логопед: - Выполним упражнения для снятия зрительного напряжения:

Друг другу повернитесь 

И широко улыбнитесь!

А теперь немного поморгайте,

Поочередно с каждым глазом помигайте.

Опять немного поморгайте,

Глаза закройте, просто отдыхайте.

А вот теперь глаза

Зажмурьте вы.

Откройте широко,

Где очутились мы?

11. Развитие навыков согласования существительного с числительным. Дидактическая игра «Посчитай».(Технология дифференцированного обучения)

Логопед: У каждого из вас по две предметные картинки. Посчитайте эти предметы до 5. Но счет будет не последовательным, а по таблице:

1

2

5

689ce95068a4941ce063e94b34b7becf.jpg

Например: один кирпич, три кирпича, пять кирпичей.

Картинки: ведро, тетрадь, топор, ручка, катер, ватрушка, корзина, корона, шар, гитара.

12. Дидактическая игра с массажным мячом «Скажи наоборот»

Логопед кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

Узкий – широкий                             Длинный – короткий

Мягкий – твердый                           Больной – здоровый

Храбрый – трусливый                     Медленный – быстрый

Веселый – грустный                        Сухой – мокрый

Ясный (день) – пасмурный              Легкий (вопрос) – трудный 

13. Автоматизация звука Р во фразовой речи.

- Сейчас мы составим рассказ из нескольких предложений. Я задаю вопрос вы составляете предложение. Внимательно смотрим на картинку (учащиеся составляют предложения). А теперь весь рассказ расскажет Настя.http://userdocs.ru/pars_docs/refs/98/97003/97003_html_m280b6ef6.jpg

У Веры в руках корзинка.
В корзинке много помидоров, огурцов, морковки и картошки.
Помидоры, огурцы, морковка и картошка растут в огороде.

14. Рефлексия.

Логопед: Какие виды работ вам больше понравились? Какие задания вызвали затруднения? Довольны ли вы своей работой на занятии?

На парте перед вами два смайлика: один – с улыбающимся лицом, другой – с грустным. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.

images (1).pngГрустный_смайлик.png

Итог занятия

С каким звуком мы работали? Дайте характеристику звука [р]. Чему вы научились на занятии?

Список использованной литературы

1. Азова Е.А., Чернова О.О. учим звуки [р], [р']. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 32 с.

2. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст / авт.-сост. О.В. Тырышкина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 239 с.

3. Крупенчук О.И. Логопедические задания для автоматизации и дифференциации сонорных звуков [л], [л'], [р], [р'], [й]. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 176с: ил.

4. Современный логопедический урок: опыт работы / авт.-сост. Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 231 с.

5. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.  Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей.  – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи в первом классе по теме:Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях....

Презентация "Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях"

Презентация "Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях"...

Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Подгрупповое  логопедическое занятиеТема  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях

СамоанализПодгруппового  логопедического занятия  потеме  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Конспект и презентация подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.

Подгрупповое логопедическое занятие по закреплению навыка произнесения звука с использованием элементов игровой технологии  (сборка автомобиля)....

Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...