Коррекционно-развивающее занятие на тему " Наши гласные такие разные"
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Андреева Анна Владимировна

 Данное занятие направлено на обучение детей дифференцированию  понятия «звук» и «буква».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в первом классе по теме:

«Наши гласные такие разные»

(закрепляющая тема по гласным I ряда)

время проведения занятия – 40 минут

Цели:

1.Обучающие:

а) обучать детей дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

б) закрепление определения места звука в слове;

в) закрепление  навыков деления слов на слоги;

г) формировать навык составления связного высказывания.

2.Развивающие:

а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;

в) развитие мелкой моторики пальцев рук.

3.Воспитательные:

а) воспитание речевой активности детей на занятиях;

б) воспитание навыков прогнозирования.

4.Коррекционные:

а) развитие фонематического слуха;

б) развитие звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;

в) расширение активного словаря;

г) развитие высших психических функций: слухового внимания, слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: изображение домиков с гласными («Страна гласных»), наборы карточек с гласными буквами, раздаточный материал («читаем по буквам», «читаем по слогам» (двусложные слова, трёхсложные слова),  предметные картинки, мяч, звуковые карточки для  создания схем, касса букв.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Начало урока.

А) Приветствие: Л.: «Здравствуйте дети! Сегодня мы отправимся в гости в сказочную страну, и сопровождать нас будет щенок Тим. Ой, как же мы попадём в эту страну, ведь невидимые ворота закрыты на три волшебных замка?».

Б) Тим: «Каждый замок откроет специальный ключик» (выполнение дыхательной гимнастики)

Л.: 1 замок: - глубокий и медленный вдох носом, длительный и плавный выдох ртом с произнесением «о» (2 раза);

2 замок: - глубокий и медленный вдох носом, резкий, скачкообразный выдох ртом с  произнесением «у» (2 раза);

3 замок: - глубокий вдох ртом, плавный, волнообразный выдох ртом с пропеванием «а» (2 раза).

Л.: «-дзынь, дзынь, -дзынь  - замки открыли».

В) Объявление темы урока:

Л.: Дети какие звуки мы свами пропели при гимнастике (д.: а, у, о).

Л.: Молодцы! А если их можно петь, то какие это звуки? (д.: гласные).

Вы уже догадались что путешествовать мы отправимся в «Страну гласных». Мы будем гулять по волшебным улицам и выполнять задания, которые для нас приготовили наши гласные.  (Каждая пройденная улица отмечается флажком)

2. Работа с буквами.

 

Л.: Прежде чем, мы отправимся путешествовать, давайте вспомним правило речи.

Дети:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Будем чётко говорить,

И не будем мы спешить.

А) Л.: В чём отличие звуков от букв (Буквы – пишем и читаем, звуки произносим и слышим). Всё правильно. Я думаю у нас всё получится. В путь!

 

Б)  Мы попали на улицу Потеряшек. Здесь  есть многоэтажные  и одноэтажные дома  (на доске изображение домов с гласными). Жители многоэтажного дома вышли в лес за грибами и заблудились. Давайте представим, что вы стали сыщиками, и  поможем нашим потеряшкам вернуться домой. Для этого вам нужно найти наши гласные (дети собирают гласные из элементов букв). Если кто – то из вас встретит трудности, то друзья всегда окажут помощь. Какие вы молодцы! Назовите гласные буквы и звуки, которым вы помогли вернуться в свои домики (д.: о, а, у, ы, э).

В) Дети, пока вы искали потеряшек,  у Тима возникли вопросы:

- чем отличаются гласные звуки от согласных? (их можно петь)

- каким цветом обозначается гласный? (красным)

3. Жители улицы Поретяшек  хотят проверить, правильно ли вы находите их в словах. (Работа с разрезными картинками).

А) Развитие зрительного внимания и памяти:

- найдите недостающую буквы на карточке (дети собирают разрезные картинки состоящие из трёх карточек, одна из которых – гласная. Но все гласные находятся на прищепке, среди прочих букв. Снять с прищепки нужно только ту, которая подходит).

- какие это буквы (гласные).

4. Двигаемся дальше и приходим на улицу Игровую. Но улица большая, на ней есть и переулки: Хлопушкин и Называйкин (Развитие фонематического восприятия)

А) Из ряда называемых звуков хлопнуть только на гласный (и, п, г, о, а, д, у, в…)

Б) Дети выходят из-за парт становятся полукругом. Логопед бросает поочерёдно мяч. Его необходимо поймать только на гласный звук. Затем на этот же гласный/ или с этим гласным надо назвать слово (звук может быть в начале, середине, конце).

5. (Развитие звуко - буквенного анализа). Продолжая путешествие, дети наткнулись на препятствие - речушка.

Л.: «Вот речушка на пути, боязно туда идти. Тим, выручай».

Тим: «Это заколдованная речка, просо так не пройти. Нам нужна помощь того, кто живёт в этой реке».

Л.: «А кто там живёт?».

Тим: «Вот это и надо узнать. Для этого надо выделить первые звуки в словах, а затем назвать получившееся слово. Если верно справились с заданием, то сразу появится мост, по которому можно продолжит путешествие».

Детям предлагаются картинки: щит, улитка, крот, арбуз (щука).

Щука спрашивает:

- Сколько гласных в моём названии?

Молодца, а вот и мостик.

 

Наше путешествие продолжается по улице Звуко - Слоговой.  Что помогают определять в словах гласные звуки и буквы?

(Количество слогов).

Прослушать слова, определить какие гласные есть в этих словах, записать буквы в тетрадь:

А)  КОТ, СЫР, ДОМ, ЖУК

- сколько гласных в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (односложные);

Б) ШАРЫ, ГУСИ, ПОНИ

- какие гласные есть в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (двусложные).

Гласным очень интересно наблюдать за тем, как вы успешно справляетесь с их заданиями. Нам усложнили задачу: жители страны хотят посмотреть, как вы умеете составлять звуковые схемы. Из двусложных разрезных картинок находим шары (дети по заданию логопеда анализируют слово шары: называем все звуки по порядку [ш],[а], [р],[ы]; выкладываем звуковую схему).

В) ИНДЮКИ, АВТОБУС, МАЛИНА

- какие гласные есть в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (трёхсложные).

6. Физминутка «А, О, У, И»

 

Мы в лес пошли,                    дети маршируют на месте.

Топор нашли,                         остановиться, руки в «замок».

Дрова рубили :                       ноги на ширине плеч, руки в «замок».

- Ах! Ох! Ух! Их!                   энергичные наклоны с произношением

                                                                                слогов на выдохе.

7.Развитие фонематического восприятия с использованием таблицы гласных

Тим: «Эту улицу пройдёт лишь тот, кто умеет колдовать: одно слово в другое превращать».

Л.: «Ребята, нам очень нужно постараться. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать и расколдовывать» (на плакате попарно висят схемы, в которых отсутствуют гласные, дети отгадывают загадку и прикрепляют эту отгадку к плакату, а затем сравнивают два слова по звукам).

Чудо – юдо великан
На спине везёт фонтан. (Кит)

Они нужны не для красы.

Без них поймать мышонка сложно,

И в темноте споткнуться можно.

Нужны котёночку … (Усы)

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу. (Мишка)

Друг на дружке ровно в ряд 
Эти кубики стоят, 
В каждом есть окно и вход, 
В каждом кто-нибудь живет. (Дом)

Глазищи, усищи, хвостище, 
А моется - всех чище. (Кот) 

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы)

Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки. (Мышка)

Серое сукно

Тянется в окно,

Вьётся, извивается,

В небо устремляется. (Дым)


                 

к

и

т

к

о

т

д

о

м

д

ы

м

у

с

ы

о

с

ы

м

и

ш

к

а

м

ы

ш

к

а

                                                   

8. Окончание занятия, подведение итогов.

- В какой стране мы были сегодня в гостях?

- Чем мы с вами сегодня занимались? Чему научился Тим?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Что бы вы хотели услышать в следующий раз?

9. Рефлексия.

Вот и незаметно для нас завершилось  путешествие по сказочной стране. В конце пути нас встречает светофорчик. Давайте вспомним работу проделанную на занятии и поднимем нужный цвет (зелёный – я справился; жёлтый  - я испытывал небольшие трудности; красный – я неоднократно встречался с трудностями, мне ещё необходимо работать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-игра о толерантности "Мы такие разные, но мы вместе" 2 класс

Занятие в доступной игровой форме расширяет знания второклассников о толерантности. Ситуации из жизни, любимые герои мультфильмов помогут ребятам вывести главное правило толерантности. Учащиеся учатся...

Внеклассное занятие «Планета толерантности. Мы все такие разные, но…»

Цель занятия: формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственных ценностей...

Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"

Тема:   «Овощи и фрукты».Цель:  уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи ·         Развивать связную речь  дет...

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для об...

Фронтальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Предлоги ПЕРЕД, ЗА, ИЗ-ЗА»

Формирование представления о смысловой значимости предлогов.Уточнение пространственного значения предлогов за, из-за, перед. Формирование навыков предложного управления. Обучение правильному использов...