Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Андреева Наталья Александровна

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для обучающихся 2 класса

(1 год реализации АООП)

«Антонимы»

Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антонимы, выраженные различными частями речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание;
  • развивать фонематическое восприятие и слух;
  • совершенствовать навыки правильного чтения и письма;
  • закреплять навыки контроля  за собственной речью.

Образовательные:

  • расширить представление детей об антонимах, научить выделять антонимы в предложениях;
  • учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать навыки построения предложений.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий;
  • развивать самостоятельность и самоконтроль.

Здоровьесберегающие:

  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_protivopolozhnostey_1.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для обучающихся 2 класса

(1 год реализации АООП)

«Путешествие в страну противоположностей»

Подгруппа состоит из 4 человек.

Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма обусловленное общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Время проведения занятия: 40 мин.

Обучающимся будут нужны: карандаш простой, цветные карандаши, ручка.

Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антонимы, выраженные различными частями речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание;
  • развивать фонематическое восприятие и слух;
  • совершенствовать навыки правильного чтения и письма;
  • закреплять навыки контроля  за собственной речью.

Образовательные:

  • расширить представление детей об антонимах, научить выделять антонимы в предложениях;
  • учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать навыки построения предложений.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий;
  • развивать самостоятельность и самоконтроль.

Здоровьесберегающие:

  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Ход занятия.

Организационный этап.

Учитель-логопед: «Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное  путешествие. И вы все станете путешественниками.

Ребята, а вы уже путешествовали?»

Ответы учеников: «Да. Я ездил на море». «И я ездила, но бабушке в деревню.»

Учитель-логопед: «Хорошо. А как вы собирались в дорогу?»

Ответы учеников: «Собирали вещи, готовили еду».

Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед: «Хорошо. Но у нас ведь с нами сегодня не обычное путешествие. И собираться мы будет так же необычно. Сначала мы  выглянем в окошко. Представим, что окошко – это наш рот».

Артикуляционная гимнастика «Окошко».

Учитель-логопед: «Молодцы. Теперь нам нужно почистить зубы».

         Артикуляционная гимнастика «Чистим зубы».

Учитель-логопед: «Так хорошо. Перед долгим путешествием нужно основательно подкрепиться вкусными блинчиками».

Артикуляционная гимнастика «Блинчики».

Учитель-логопед: «Посмотрите на часы, нам как раз пора в дорогу». Артикуляционная гимнастика «Часы».

Основной этап.

Учитель-логопед: «Теперь мы с вами готовы отправляться в путешествие.  

Но куда же мы с вами поедем? Куда бы вам хотелось?».

Ответы учеников: «На море», «В волшебный лес», «В воображаемую страну».

Сюрпризный момент.

Учитель-логопед: «Ой, ребята, посмотрите…. По электронной почте нам пришло какое-то письмо. Давайте мы его прочитаем. Что-то написано, а что я не пойму. Помогите мне, пожалуйста. Я вышлю каждому копию письма. Давайте вместе его расшифруем».

Текст письма: «помогите нам скорее наш король ведь все грустнее скучно очень одному поиграть бы все ему приезжайте вы скорей и спасите нас друзей верноподданные страны»

Учитель-логопед: «А как же это письмо расшифровать?».

Ответы учеников: «Нужно расставить точки и большие буквы».

В случае если никто из учеников не отвечает, необходимо им помочь: «А может нужно найти потерявшиеся предложения? Расставить точки и большие буквы?».

Учитель-логопед: «Давайте попробуем. Возьмете, пожалуйста, ваши ручки и найдите в этом письме потерявшиеся предложения».

Учитель-логопед: «Я вижу, Даниил уже справился. Прочитай, пожалуйста, что у тебя получилось».

Даниил читает текст с выражением.

Учитель-логопед: «Похоже в какой-то стране нужна наша помощь. Давайте поможем?»

Ответы учеников: «Да».

Учитель-логопед: «А как же называется эта страна? В письме ничего не сказано, ни как она называется, ни где она находится. Как же мы ее найдем?»

Ответы учеников:  «Нам нужна карта», «Или схема».  

Учитель-логопед: «Правильно нам нужна схема. Давайте посмотрим, возможно в нашем письме было вложение. И правда, вот схема. А на обратной стороне какая-то загадка».  

Загадка на обратной стороне схемы.

Это карта не простая

Вмиг домчит она до края

Рассмотри ее скорей

И пройдет твой путь быстрей

Если слово подберёшь

Тут же карту отопрёшь

Учитель-логопед: «Что же это может быть за слово? Давайте посмотрим на карту».

Демонстрация схемы учащимся. На схеме изображены высокие деревья, низкие деревца; с одной стороны тёплый климат, с другой стороны холодный; на тёплой стороне большие и маленькие фрукты; посередине страны замок: одна его часть чёрная, другая белая.

Учитель-логопед: «Что же тут нарисовано?»

Ответы учеников: «Высокие деревья, низкие деревья, тепло, холод, чёрная половинка замка и белая, большие и маленькие фрукты».

Учитель-логопед: «Какое же слово здесь зашифровано?»

Ответы учеников: «Наоборот», «Противоположность»

Учитель-логопед: «Да ребята, это страна Противоположностей, где всё наоборот. Теперь мы знаем, куда нам нужно идти. Но как же попасть в эту страну?»

Ответы учеников: «Можно поехать на поезде», «На машине», «Полететь на самолёте».

Учитель-логопед: «Сначала поедем на машине».

Логоритмическое упражнение «Машина».

Едем, едем на машине,

обучающиеся крутят руками воображаемый руль

Нажимаем на педаль.

выставляют ногу на пятку вперёд

Газ включаем – выключаем

выставляют ногу на пятку вперёд

Смотрим пристально мы вдаль.

имитируют бинокль

Дворники счищают капли

круговые движения руками

Вправо-влево. Чистота!

повороты туловища

Волосы колышет ветер.

наклоны

Мы, ребята, хоть куда!

На замену:

         

Завели машину: ш-ш-ш.        (Вращения руками перед грудью.)

Накачали шину: ш-ш-ш.                               («Насос».)

Улыбнулись веселей

И поехали скорей.                (2 раза Вращение воображаемого руля.)

Учитель-логопед: «Машина остановилась. Дальше нужно идти пешком».

Упражнение на развитие координации движений «В путешествие идем».

В путешествие идем,

обучающиеся имитируют ходьбу на месте

От друзей, не отстаем.

На носочках по тропинке,

имитируют ходьбу на носочках

Стройные все, как рябинки.

А теперь пойдем на пятках,

имитируют ходьбу на пятках

Вот какие мы, ребятки.

повороты туловища

Ноги выше поднимаем,

имитация перешагивания препятствий

Через кочки мы шагаем.

Лужи, лужи впереди,

Через них перескачи.

Упражнение на развитие дыхания и звуковысотного слуха

«Моторы и самолеты»

Учитель-логопед: «Вот мы и пришли к самолёту. Надо заправить наш самолет».

Дыхательное упражнение «Насос» (ноги на ширине плеч, руки перед собой «держат насос». Наклон-выпрямление вперед).

Учитель-логопед: «А теперь проверим, в порядке ли моторы!». Обучающиеся произносят звук [Р] тихо и крутят перед собой руками согнутыми в локтях.

Учитель-логопед: «А теперь включаем моторы на полную мощность».

Обучающиеся произносят звук [Р]  громко, руками крутят перед собой.

Учитель-логопед: «Останавливаем моторы, проверка прошла успешно».

Обучающиеся переходят на тихое звучание, руки останавливаются.

Учитель-логопед: «Топливом заправили? Моторы проверили? Можно отправляться в путь. Самолеты на старт!»

Обучающиеся встают друг за другом, руки в стороны.

Учитель-логопед: «Разгоняемся по взлетной полосе!»

Обучающиеся медленно идут по кругу, произнося звук [У], низким голосом.

Учитель-логопед: «Взлетаем!»

Обучающиеся  бегут по кругу, произнося звук [У], высоким голосом.

Учитель-логопед: «На посадку!»

Обучающиеся переходят на медленный шаг, произнося звук [У] низко, останавливаются на одно колено и замолкают.

Учитель-логопед: «Молодцы! Посмотрите мы у самых ворот страны Противоположностей. На воротах страны висит замок. Что же нам делать?»

Ответы учеников: «Его нужно открыть», «Может там есть подсказка?»

Учитель-логопед: «Действительно на замке висит подсказка (обучающимся раздаётся задание).

Задание для того, чтобы открыть замок

Чтобы замок сей открыть необходимо слова соединить.

близкий

конец

крупный

утро

свет

разрешать

родина

далёкий

вечер

открывать

запрещать

чужбина

начало

мелкий

закрывать

темнота

Учитель-логопед: «У всех получилось?» Дети по цепочке читают соединенные слова.

Учитель-логопед: «Молодцы! Посмотрите замок открывается! Ворота распахиваются. Но будьте осторожны. Там могут быть стражники».

Показываются стражники страны. Один из них высокий и худой, другой низкий и полный, у первого длинное копье, а у другого короткое.

Учитель-логопед: «Посмотрите у каждого стражника есть лист с заданием. Чтобы стража нас пропустила, давайте выполним задания».

Задание стражника 1

Найди в стихотворении все слова противоположные по значению.

Вариант 1.

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешит

Вариант  2.

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон – чёрный, голубь – белый!»

Вариант 3.

«Добрый» - «злой» наоборот...

«сладкий», значит – «горький», вот!

грустно – «весело», конечно,

Так как справились успешно!

Учитель-логопед: «С первым мы заданием справились. Давайте немножко отдохнём».

Физкультминутка

Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Обучающиеся плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи ты нам дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

А не то  пойдешь домой.

Дополнительно

Раз, два — выше голова

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

Учитель-логопед: «Хорошо. Посмотрите второй стражник нам протягивает задание».

Задание стражника 2

Вариант 1

Разбей слова по слогам, подчеркни все гласные буквы.

Смелый, трусливый, день, ночь, право, лево, тепло, холодно, высоко, низко, далеко, близко, сладкий, горький, широкий, узкий, толстый, тонкий, полный, худой.

Вариант 2.

Собери потерявшиеся слоги и получи как можно больше слов противоположностей.

Сме         хо        мок       лый   рый    лод       су   ный     хой

Учитель-логопед: «Молодцы! Смотрите, стражники нас пропускают. Мы преодолели все препятствия. Теперь мы сможем помочь грустному королю. Но где же он? Посмотрите на картинки и найдите короля».

Детям предлагаются картинки разных сказочных королей и одна из них король Антоним (в его внешнем виде часть одежды длинная часть короткая).

Учащиеся находят короля и объясняют свой выбор.

Учитель-логопед: «Правильно! Но как же нам к нему обратиться? Обращаться к королю нужно обязательно по имени. Как вы думаете, его зовут?

Ответы учеников: «Наоборот.», «Противоположность».

Учитель-логопед: «Имя короля зашифровано. Чтобы его узнать, разгадаем головоломку. У нас есть шифр и ключ к ней. Если вы её разгадаете, мы поговорим с королём».

 

Шифр

1а, 2в, 3г

Ключ

а

б

в

г

1

ан

ка

мы

ный

2

на

ло

то

ной

3

га

ки

ши

ним

Отгадка: Антоним

           Учитель-логопед: «Замечательно! Вы справились. Теперь мы можем поговорить с королем.

Учитель-логопед: «Ваше величество, Антоним!  Расскажите нам, пожалуйста, что с Вами случилось?»

Антоним: «И день, и ночь хожу я здесь

То вправо я пойду, то влево

Но скучно мне и слов не счесть   

И даже не хочу я есть

Веселья нет и грустно здесь.»         

          Учитель-логопед: «Посмотрите, какой грустный король! Давайте ему поможем. Как мы можем развеселить короля?»

Ответы учеников: «Рассказать шутку», «рассказать весёлую историю».

Учитель-логопед: «А чтобы его развеселить, мы все вместе придумаем весёлый рассказ наоборот. В этом рассказе обязательно должны быть слова, которые противоположны по значению. Королю Антониму они очень нравятся. Эти слова так и называются антонимы. Я начну, а каждый из вас по цепочке продолжит рассказ». Учащиеся придумывают по 2-3 предложения.

Учитель-логопед: «Жили были большой и маленький карандаши. Один из них был  взрослый, а другой маленький……»

Учащиеся продолжают рассказ. Когда рассказ закончен, король радуется и веселиться.

Антоним: «Спасибо вам ребята! Развеселили вы меня!  Теперь я очень вас прошу, никогда не забывать моих друзей и верноподданных – слова антонимы. Иначе мне снова станет грустно».

Учитель-логопед: «Хорошо король, мы будем помнить слова антонимы. Ребята, нам пора возвращаться домой».                      

Заключительный этап.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,

Влево шаг и … (вправо) шаг, шаг вперёд – шаг … (назад).

Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем,

Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем).

Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём.

Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем).

А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем.

Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры!

Рефлексия.

Учитель-логопед: «Вот мы с вами и вернулись. Посмотрите, у вас на столе лежат разные картинки с противоположным значением (грустный, веселый смайлики; открытая книга – много узнал, закрытая книга – ничего не узнал, палец вверх – понравилось, палец вниз – не понравилось занятие.). Оставьте на столе только те, которые подходят к вашему настроению на нашем занятии, остальные переверните.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель-логопед: «Вы все молодцы. Дома я попрошу вас вспомнить еще раз наше путешествие и нарисовать короля Антонима. Возможно, вы нарисуете его в замке или гуляющим по стране. И обязательно расскажите своим родителям о нашем волшебном путешествии».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Посуда"

Данное занятие подготовлено для учащихся 3-го класса коррекционной школы (8 вида). Длительность заняти - 40 минут...

Конспект коррекционно-развивающего интегрированного обобщающего занятия по теме «Времена года. Осень» в 1-х классах.

Повторение и закрепление ранее изученного материала, стимулирование учебных навыков с использованием театральной игры....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...

Наглядный материал к конспекту коррекционно-развивающего подгруппового занятия "Антонимы".

Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антони...