Методика предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Короткова Лариса Сергеевна

В работе раскрыты направления по подготовке к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Институт развития образования республики Татарстан

Кафедра коррекционной педагогики

Методика предшкольной подготовки

детей старшего дошкольного возраста,

не посещающих дошкольные учреждения  

Методическое пособие

                                                       

                                                                Выполнила:  Короткова Л.С.

                                                                                                              учитель- логопед

                                                                    I квалификационной категории

                                                                                      ЦДиК г. Нижнекамск

                                                                                                          Рецензент:

                                                                     Кандидат социологических наук

                                                                                                           Реут М.Н.

г. Казань

2008 г.

Короткова Л.С.- учитель- логопед Нижнекамского муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико- социальной помощи «Центр диагностики и консультирования», педагогический стаж работы 36 лет.

Рецензент:   Реут М.Н., кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики ИРО РТ.

Пособие адресовано родителям дошкольников 5- 6 лет, гувернёрам, воспитателям коррекционных учреждений и детских домов, логопедам.

Содержание:

Введение                                                                                                            3-6

Глава I. Научно- теоретические основы изучения слогового и                                звукобуквенного анализа у детей с общим недоразвитием речи                                                                              

I.1. Проблемы нарушения слогового и звукобуквенного анализа у            

детей с общим недоразвитием речи.                                                               7-10

I.2. Особенности формирования звуковой стороны речи у шестилетних  детей.                                                                                                                11-14                                                                                                

Выводы.                                                                                                            

Глава II. Исследование уровня слогового и звукобуквенного анализа               у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование.                                                                  

II.1. Организация обследования.                                                                     15

II.2. Методика обследования.                                                                       16-19

II.3. Результаты обследования.                                                                      

Выводы.                                                                                                            20

Глава III. Методика коррекции нарушений слогового и звукобуквенного

анализа.                                                                                                             21  

III.1.1. Развитие ручной моторики.                                                             22-24                                                                    

III.1.2. Развитие ритма.                                                                                 24-26    

III.1.3. Развитие фонематического восприятия.                                         26-29    

III.1.4. Развитие слоговой структуры слова.                                              29-34      

III.1.5. Развитие звукобуквенного анализа.                                                34-42        

III.2. Результаты логопедической работы по развитию слогового и             звукобуквенного анализа.                                                                             43-44

Сравнительные таблицы.                                                                              45-49      

Библиография.                                                                                               50-51      

Введение

     С каждым годом растёт число детей с отклонениями в речевом развитии. Оно достигает уже 60% от всех детей дошкольного возраста.

         Здоровье ребёнка закладывается в утробе матери, во время беременности. Именно в это время определяется дальнейший жизненный цикл состояния здоровья человека. Вызывает озабоченность тот факт, что более 56% от числа родившихся больные дети. При рождении ребёнка негатив в здоровье можно скорректировать. Но дошкольный возраст и  оставляет отпечаток нездоровья на фоне имеющихся отклонений и снижения иммунитета.

         На страницах специальной печати, в том числе журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук» неоднократно, с тревогой, сообщается о нездоровой тенденции, появившейся  в нашем обществе на грани XX- XXI веков- замедление темпа физического и интеллектуального развития детей.

         Причины, обусловившие замедление темпа физического и интеллектуального развития, множественны:

                - злоупотребление фармацевтическими препаратами;

                - некачественное питание беременных;

                - отягощённая наследственная патология беременности и родов;

                - анемия и неврозы у родителей и др.

         Это биологические факторы, но есть ещё факторы и социально-

экономические:

                - массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и здравниц;

                - отступление от санитарных норм в режиме воспитания и образования;

                -   недостаточное количество узких специалистов в системе

дошкольного образования (психологов и логопедов);

3

                - занятость родителей (отчасти их безграмотность, беспечность в вопросах воспитания детей);

                - перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации;

                - падение уровня жизни в целом и по стране.

       Выявлен рост заболеваемости речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Эти дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, дефекты произношения.

       А ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Из практики можно сказать, что около 47% детей старшего дошкольного возраста имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения различны и по- разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в будущей учёбе неизбежно, особенно если ребёнку- логопату своевременно не оказать помощь.

       Пусть каждый взрослый ответит на вопрос: а большое ли внимание мы уделяем развитию речи ребёнка?

       Вначале,  пока ребёнок мал, мы ловим каждое его новое слово, учим правильно произносить слова, исправляем его речевые ошибки. Но как только ребёнок начал самостоятельно говорить, мы успокаиваемся, считая, что всё в порядке. Взрослые думают, что вполне достаточно того, что ребёнок находится среди говорящих взрослых и сможет самостоятельно овладеть всеми сложностями родного языка.

      К.И. Чуковский писал: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребёнок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удаётся в такое изумительно короткое время овладеть

своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми

4

тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, всё же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни».

       В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать в дальнейшем причиной неуспеваемости ребёнка в школе.  

      Родители не всегда имеют точное представление о том, что должны знать и уметь дети шестого (седьмого) года жизни. Зачастую к ребёнку предъявляются завышенные, а, может быть, и заниженные требования.

      Родители стараются обогатить знания детей сложной информацией, не столь необходимой ребёнку на данном этапе, упуская необходимое и главное.

     Обследуя речь детей старшего возраста, мы выявили, что у 48% детей имеется нарушение слогового анализа и у 45% - нарушение звукобуквенного анализа и синтеза.

     Данные речевые нарушения требуют раннего выявления и комплексного медико- педагогического воздействия. И меры по своевременному устранению данного дефекта должны быть своевременны.

     Общее недоразвитие речи- дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все

компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

     В настоящее время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных психолого- педагогических задач.

     Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный

И.Н.Садовниковой, выделяют 2 основные группы специфических ошибок:

   1- ошибки на уровне буквы и слога ( звукобуквенный и слоговой анализ и

5

синтез);

     2- ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез).

     С учётом выше сказанного, была определена проблема:

                 1. Методика обучения детей слоговому и звукобуквенному анализу недостаточно разработана.

                 2. Отсутствие комплексного подхода в коррекционной работе.

                 3. Позднее начало коррекционной работы.

     Объект исследования- дети подготовительной группы детского сада №68 г.Нижнекамска с нарушениями слогового и звукобуквенного анализа.

     Решение данной проблемы составило цель исследования:

   1. Найти верные пути коррекционной работы по слоговому и звукобуквенному анализу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

   2. Изучить возможности и динамику коррекции фонематических нарушений.

     Предмет исследования:

слоговой и звукобуквенный анализ у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

     Гипотезой выступило предположение о том, что комплексный подход в коррекционной работе с учётом индивидуальных и компенсаторных возможностей ребёнка позволяет более успешно устранить речевые нарушения, что является предупреждением нарушения письменной речи.

     В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

                 1. Выявить уровень развития слогового и звукобуквенного анализа у детей с общим недоразвитием речи.

                 2. Разработать систему и содержание коррекционной работы по

слоговому и звукобуквенному анализу.

                 3. Определить и экспериментально обосновать правильность выбранного пути.

6

    Глава I. Научно- теоретические основы изучения слогового и звукобуквенного анализа у детей с общим недоразвитием речи.

I.1. Проблемы нарушения слогового и звукобуквенного анализа у детей с общим недоразвитием речи.

     Общее недоразвитие речи- системное нарушение, которое характеризуется    нарушениями     звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов,   грамматического   строя   речи.

.     Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно- психической и познавательной деятельности, поэтому очень часто у детей с общим недоразвитием речи имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций- внимания, восприятия, памяти, мышления.

     Дефицит речевых средств создаёт проблемы и при адаптации детей в его дальнейшей школьной жизни.

     Разработка содержания и методов обучения основывается на тщательном изучении закономерностей речевого развития учащихся ( Р.Е.Левина, Л.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, И.К.Колпаковская, Г.В.Чиркина).

    Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением (Р.Е.Лурия, А.Н.Корнев, И.Н.Садовникова и др.)                                         Одной из предпосылок является недостаточная сформированность

7

 фонематических процессов (А.Н.Гвоздев, Л.Е.Журова, Г.А.Каше, А.Р.Лурия, Р.Е.Левина, Е.Ф.Соботович, Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин).

      Среди основных причин, вызывающих недоразвитие фонематического восприятия, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская (1982), Л.С.Цветкова (1988) и др. называют нарушения в деятельности левой височной области коры головного мозга вследствие родовых травм или воспалительных заболеваний в раннем детстве. А при незрелости или избирательном повреждении моторных центров, располагающихся в лобных отделах коры больших полушарий, могут возникнуть трудности произвольной регуляции, точности и целенаправленности движений пальцев и кистей рук.                                     А.Р. Лурия говорил: «Микронарушения в деятельности отдельных зон мозга могут передаваться и по наследству, что провоцирует возникновение у детей трудностей при овладении грамотой на фоне достаточно благополучного общего развития».        

     Системное нарушение всех компонентов речевой деятельности характеризуется следующими проявлениями:

- наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике;

- ограниченный словарный запас;

- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи;

- нарушением звуко- слоговой структуры;

- страдает связная речь.

       У детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи.

      В содержании обучения произношению решаются три основных

задачи:

 1- формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия;

 2- развитие ритмической и звуко- слоговой структуры речи;

8

 3- развитие навыков анализа звукового состава слова.

     Большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. При этом значимость слогового анализа обусловлена прежде всего тем, что в будущем на начальных этапах ребёнок учится писать по слогам, а слоги синтезировать в слово и на основе этого объединения узнавать слова.

      Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги; затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.

       Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные из слова, т.к. количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Степень сложности слогового анализа слова во многом зависит от характера составляющих его слогов и их произносительной трудности.

      Чем более слиты в произношении звуки слога, тем легче выделить слог из слова. В открытом слоге звуки теснее слиты в произношении, чем в обратном или закрытом. Поэтому дети легче выделяют открытые слоги и затрудняются в выделении обратных и закрытых слогов. Закрытый слог более труден, т.к. звуки, составляющие его, менее слиты в произношении и более независимы

друг от друга. Вследствие этого разделить обратный или закрытый слог на составляющие его звуки легче, и в процессе слогового деления дети часто выделяют вместо одного слога два, называя звуки:

У-Т-К-А, К-О-Ш-К-А.

      Таким образом, в процессе коррекционной работы необходимо особое внимание обращать на выделение обратного и закрытого слога как единого целого.

       Л.М.Козырева писала: «В связи с недоразвитием фонематических

процессов у детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый лёгкий вид: выделение звука из слова   в

том случае, если звук стоит в сильной позиции».

9

     Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением:

Аист, Окунь, Утка.

     Нередко нужно прибегать  к  утрированному произнесению слова  с  усилением голоса на выделяемые звуки, чтобы добиться ответа. Встречаются ошибки при выделении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога:

МАК, КОТ, СУП, СЫР и т. д.

      Наибольшие трудности вызывает выделение безударного гласного из конца слова: вместо гласного звука обычно выделяется целый слог:

СУМ- КА, ШАП- КА, ВЕТ- КИ и т. д.

     Трудно детям «оторвать» согласный от гласного в начале слова, если этот согласный взрывной (к, г). В данном случае тоже выделяют слог:

КО- ТЫ, ГО- РЫ и т. п.

     Таким образом, одной из характерных ошибок первоклассников,

испытывающих трудности формирования письма, при проведении звукового анализа является подмена его слоговым анализом.

      Л.М.Козырева говорила: «При выполнении слогового анализа слова у детей встречается много ошибок. Им, в первую очередь, трудно различить понятия «слог» и «звук», т.к. оба они обозначаются как «часть слова».

     Следующая сложность при расчленении слова на слоги состоит в том, что некоторые сонорные звуки (л’, н’, м’, р’, й) воспринимаются ими как слогообразующие, т.к. могут произноситься с призвуком гласного звука. В таком случае слово «руль» будет делиться на два слога: ру- ль, так же как и ко- нь, ча- й и т.д.     Много ошибок допускают первоклассники при делении слов на слоги, если в слове оказываются два гласных звука рядом например, в слове «аист» они не выделяют два слога.

10

I.2. Особенности формирования                   звуковой стороны речи у шестилетних детей

      Говоря о развитии ребёнка старшего дошкольного возраста, стоит обратить внимание взрослых на то, что на РЕЧЕВОЕ развитие ребёнка следует обращать внимание С РОЖДЕНИЯ. Конечно, наш малыш не начнёт сразу говорить слова и произносить предложения. Психологи знают, что дети, по каким- либо причинам не получившие в этом возрасте должного речевого развития, затем с огромными трудностями навёрстывают упущенное, долго отстают от своих сверстников не только по развитию речи, но и по развитию мышления, эмоций и чувств. Поэтому особая задача взрослых- постоянно обращать внимание на речевое развитие ребёнка, начиная с самого раннего возраста.

      Одной из важнейших функций является функция общения, и зарождается речь ребёнка именно в его общении со взрослым.

      Вопросы усвоения ребёнком звуковой стороны речи заслуживают серьёзного внимания в теории и практике речевого обучения детей. В работах А.Н. Гвоздева, К.И. Чуковского и др. отмечается, что ещё в раннем детстве именно звуковая сторона речи становится предметом детского внимания. Ребёнок 2- 3 лет интересуется фонетической точностью слова, придумывает песенки из разного набора звуков. Играя со звучащим словом, ребёнок развивает свой слух, укрепляет артикуляционный аппарат, контролирует своё произношение, приближая его к произношению взрослых людей, чётко и ясно звучащая речь которых всегда служит образцом.     Усвоение звуковой стороны слова- сложный процесс. Ребёнок замечает, что слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки (фонемы) от других, слышит их в словах, учится произносить звуки сам, правильно их воспроизводить в слове. Но хотя он «замечает разницу в отдельных звуках», самостоятельно разложить слово на составляющие его

11

звуки не может. В дальнейшем ребёнок уже не просто слышит и произносит звуки, а специально учится слушать и вслушиваться в звуки, из которых состоит речь; учится вычленять их из слова, анализировать звуковую и слоговую структуру, осознавать ударение.

      А.Н. Гвоздев говорил: « Одним из условий, содействующим полноценности речевого развития детей, выступает ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА («ПИТАТЕЛЬНАЯ» СРЕДА)». Он имел ввиду ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ.

     Е.И. Тихеева напоминала: «Прежде, чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, следует позаботиться о развитии, упорядочении своей речи».

     Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас для дальнейшего обучения и языковые грамматические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются. Полученные данные свидетельствуют, что готовность к слоговому и звукобуквенному анализу у логопатов- дошкольников почти в два раза хуже,

чем у нормально говорящих детей.  

      Развитие речи ребёнка немыслимо без развития его фонематического слуха, т. е. умения слышать и вычленять в слове отдельные звуки- фонемы, а в предложении- слово как единицу речи. Это умение особенно важно для подготовки ребёнка к обучению в школе.                                                          

     Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Однако, если ребёнок в возрасте 5- 6 лет произносит: КАВАРАДА (сковорода), МИЦИНЕР (милиционер), ВАЧИК (водопроводчик), АКВАРИ (аквариум),

БАРИЛИНА (балерина), ЭСВАТОР (экскаватор), ПЕПАХНУЛА

12

(перепорхнула), ВЕСИПИДИТ (велосипедист), КАРВЫ (ковры), СПЕПИЛ

 (слепил)- следует обратить серьёзное внимание на подобные стойкие нарушения слоговой структуры слова. Конечно же, ребёнку просто необходима помощь взрослых. Слоговая структура занимает особое место в языковой  системе. Об этих стойких ошибках писали: Т.Г. Егоров, Н.Х.Швачкин, Р.Е. Левина, А.К. Маркова и др. Они отмечали влияние формирования слоговой структуры и на ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА.

       Р.Е. Левина писала в своих работах: «Слогообразование тесно связано с возникновением предложений в речи. Слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция звука».

       Д.Б. Эльконин подтверждал: «Овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаём основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом».                                  А.Н. Гвоздев, Т.Г. Егоров отмечали, что в русских словах, где два- три

согласных звука стоят рядом, их восприятие и произношение дополнительно затруднено.

      А.К. Маркова указывала: «Овладение слоговой структурой слова связано с мотивационной стороной деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием фонематического восприятия. Искажение слогового состава слова затрудняет общение детей, усвоение ими слогового и звукобуквенного анализа, а затем и грамоты».

      Не следует забывать, что развитие ФОНЕТИКИ, ЛЕКСИКИ и ГРАММАТИКИ тесно связано со СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА.

       Наличие нарушения слоговой структуры является ключевым симптомом общего недоразвития речи.

13

Выводы.

   Таким образом, общее нарушение речи является сложным речевым расстройством. Одним из ведущих дефектов является нарушение слогового и звукобуквенного анализа слов.

14

Глава II. Исследование уровня слогового и звукобуквенного анализа у школьников. Экспериментальное исследование.

II.1. Организация обследования.

                 - Обследование проводилось с 03.09.07 г. по 05.09.07 г.

                 - Обследование проводилось на базе детского сада №68  г.Нижнекамска.

                 - В обследовании приняло участие 8 детей в возрасте 6 лет.

                 Приступая к обследованию слогового и звукобуквенного анализа, мы познакомились с результатами медицинского исследования физического слуха детей, чтобы исключить сурдологический дефект.

                 

                 Обследование проводилось в 7 этапов:

                 1. Обследование ритма.                

                 2. Обследование фонематического слуха.

                 3. Воспроизведение слогов.

                 4. Обследование слоговой структуры  в словах.

                 5. Обследование слоговой структуры в предложениях.

                 6. Обследование звукобуквенного анализа.

                 7. Обследование звукобуквенного синтеза.

                 

                 Оценка.

                 Оценивались результаты по 4-х балльной системе.

                 4 б- справился с заданием самостоятельно.

                 3 б- небольшие ошибки, которые исправил сам.

                 2 б- смог выполнить только часть задания.

                 1 б- не справился с заданием.

15

II.2. Методика обследования.

     Данное обследование слогового и звукобуквенного анализа опирается на рекомендации Российского Государственного педагогического университета, опубликованные в работе Г.А.Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей», на работу «Методы обследования речи детей» под ред. Н.А.Чевелёвой и Т.Б.Филичёвой, а также на работу «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у дошкольников» под ред. Р.И.Лалаевой, Л.В.Венедиктовой.

1. Восприятие и воспроизведение ритма.

2. Обследование фонематического слуха.

3. Воспроизведение ряда слогов на переключение с разным ритмико- интонационным рисунком.

4. Обследование слоговой структуры в словах:

А). Выделение звука на фоне слова.                

Б). Самостоятельное называние картинок.

В). Определение количества слогов в словах на слух, с помощью картинок и слов, произнесённых по слогам.

Г). Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Д). Определение количества звуков в словах.

Е). Определение места звука по отношению к другим звукам слова.                

5. Обследование слоговой структуры в предложениях.

6. Обследование звукобуквенного (фонематического) анализа.

А) Выделение звука на фоне слова.

Б). Выделение первого звука из слова.

В). Выделение последнего звука из слова.

Г). Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Д). Определение количества звуков в словах.

Е). Определение места звука по отношению к другим звукам слова.

16

7. Обследование звукобуквенного (фонематического) синтеза.

А). Назвать по очереди звуки в словах.

Б). Назвать слитно слово, произнесённое с паузами после каждого звука.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1 ЗАДАНИЕ.  Восприятие и воспроизведения ритма.

Инструкция: «Слушай внимательно! Я буду стучать, а ты потом постучи так же!»

I- II        I- III         II- III         I- III- I- II         III- II- I

2 ЗАДАНИЕ.  Фонематический слух.

Инструкция: «Я буду произносить слоги, а ты потом повторишь за мной!»

Да- та- да          ба- па- ба             за- са- за            га- ка- га         ча- ца- ча

та- да- та           па- ба- па            са- за- са             ка- га- ка          ца- ча- ца

за- жа- за           ша- са- ша          ра- ла- ра            ла- ра- ла          ва- фа- ва

3 ЗАДАНИЕ.  Воспроизведение ряда слогов на переключение с разным ритмико- интонационным рисунком.

Инструкция: «Повтори за мной!»

путакама                           пта                            мна                       мно

бутакаво                           фта                            мну                       мны

4 ЗАДАНИЕ.  Воспроизведение слов разной структурной сложности:

ёлка                     пушка                      мотоцикл                  строительство

паук                    бабушка                   телевизор                  аквариум

стол                    скамейка                  хоккеист                   милиционер

стул                    карандаш                 велосипед                 регулировщик

шарф                  приёмник                игрушечный              водопроводчик

5 ЗАДАНИЕ.  Самостоятельное называние картинок:

табуретка           смородина              поросёнок                 стрекоза

учительница      жеребёнок              колокольчик             ящерица

17

обезьяна             пирамида

6 ЗАДАНИЕ. Определение количества слогов в словах:

а) мыть               кровать                  ласточка                     веселее

б) отобрать картинки, в названии которых 3 слога:

дом, собака, зонт, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед

в) назвать слово, произнесённое по слогам:

ско- во- ро-да                     за- мо- ро- жен- ный                        по- то- лок

ка- на- ва                            по- лу- чи- ла                                    те- ле- фон

                                      ко- тё- нок                          бу- ма- га

7 ЗАДАНИЕ. Инструкция: «Повтори за мной предложение!»

                  Ребята слепили снеговика.

                  Мы играли на ковре.

                  Хоккеисты играют в хоккей.

                  Водопроводчик чинит водопровод.

                  Экскурсовод проводит экскурсию.

                  Физкультурники идут на парад.

                  Библиотекарь выдаёт книги.

                  Тётя пьёт горькое лекарство.

                  На перекрёстке стоит милиционер.

                  Космонавт управляет космическим кораблём.                                                                                                    

8 ЗАДАНИЕ.   Выделение звука на фоне слова.

Ребёнок должен поднять флажок (букву, сигнальную карточку, если в слове слышит нужный ему звук.                

9 ЗАДАНИЕ. Выделение первого звука из слова.

Какой первый звук в словах:

астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный.

 10 ЗАДАНИЕ.  Выделение последнего звука из слова.

Какой последний звук в словах:

18

мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга.

11 ЗАДАНИЕ.  Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Где слышится звук Р в словах:

ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор.

Где слышится звук Ц в словах:

цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыплёнок, перец.

12 ЗАДАНИЕ.  Определение количества звуков в словах.

Сколько звуков в словах:

дым, каша, шапка, крышка, черёмуха, стена, овцы, калитка, диктант.

 13 ЗАДАНИЕ. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.

Какой по счёту звук Р в словах:

рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия.

Назови соседей звука Ш в словах (какой звук слышится перед, после звука Ш):

кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.

 14 ЗАДАНИЕ.  Назвать по очереди звуки в словах:

мак, рука, стол, кошка.

  15 ЗАДАНИЕ.  Назвать слитно слово, произнесённое с паузами после каждого звука:

ч- а- с                 п- ы- ль                     т’- м- а                        п- а- р- к

з- в- у- к            ф- у- т- б- о- л           с- т’- и- х’- и              г- в- о- з- д’- и

п- л- о- щ- а- д’- и

         

  

19

Выводы.

      У дошкольников с общим недоразвитием речи нарушения слогового и звукобуквенного анализа и синтеза обусловлены органическим характером поражения нервной системы. В структуре генезиса трудностей овладения в дальнейшем навыками письма и чтения у детей выделяется дисфункция межанализаторных связей, проявляющаяся в слабости слухо- зрительно- двигательных координаций. Недостаточность этих функций связана как с непосредственно патофизиологическими  механизмами речевых дефектов (недоразвитие фонематического восприятия и речевой моторики), так и со свойственными для них нарушениями общей моторики, незрелостью зрительного восприятия и зрительно- пространственного анализа и синтеза.

      Ведущим симптомом речевого дефекта при общем недоразвитии речи является нарушение слогового и звукобуквенного анализа, что является фонематическими нарушениями. А это ведёт к нарушению всей языковой системы, а в частности отрицательно влияет на успешное овладение старшими дошкольниками навыками письма и чтения.

     Коррекция речевого нарушения должна проводиться в зависимости от структуры дефекта, его этиологии, патогенеза. Для этой цели необходимо подобрать адекватную методику, учитывая компенсаторные и индивидуальные возможности ребёнка, интегрировать коррекционную работу в общеразвивающий процесс.

                       

20

Глава III. Методика коррекции нарушений слогового и звукобуквенного анализа.

III.1. Содержание коррекционной работы по исправлению нарушений слогового и звукобуквенного анализа.

      Нарушение слогового и звукобуквенного анализа является нарушением фонематического восприятия и поэтому коррекционная работа будет строиться на целенаправленной коррекционной работе по преодолению данных нарушений.

      Л.М.Козырева пишет: «Недоразвитие фонематических процессов задерживает формирование навыков звукового анализа».

      Т.С. Килессо, В.В.Воронкова, А.И. Богомолова причинами нарушения слогового и звукобуквенного анализа называют нарушение деятельности анализаторов.

      В.К. Орфинская выделяла этап слухо- произносительной дифференциации фонем.

      М.Е. Хватцев отмечает: «В результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний».

      Одной из распространённых групп ошибок в письме являются: замены  на письме одних букв другими, а также пропуски, перестановки, добавления букв и слогов. Эти ошибки составляют примерно 67 %.

      Изучив выше перечисленных авторов, которые занимались данной проблемой, мной был составлен план работы:

             1. Развитие ручной моторики.            

             2. Развитие ритма.

             3. Развитие слоговой структуры.

             4. Развитие звукобуквенного анализа.

21

            III.1.1. Развитие ручной моторики.

   Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребёнка.

   Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течение всего занятия.

   Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства под контролем взрослого. Мной были выбраны следующие упражнения со словами.

Упражнения со словами.

            1. Сжимание- разжимание кулачков.

                Пальчики делают зарядку,

                Чтобы меньше уставать.

                А потом они в тетрадке

                Будут буковки писать.

            2. Напряжение- расслабление пальцев.

                Крепко пальчики сплетём

                И соединим ладошки.

                А потом, как только можем,

                Крепко- накрепко сожмём.

            3. Сгибание- разгибание пальцев.

                Пальцы- маленький отряд-

                Бодро выстроились в ряд.

                Все из нашего полка

                Достают до потолка.

( Упражнение выполняется стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы).

             4. Упражнения для запястья.

                 Нашу руку разогнём,

                 Вверх ладонью повернём,

22

                 Пальцы на себя потянем-

                 Выгибать запястье станем.

              5. Упражнения для ладоней.

                  Руки вытянем вперёд,

                  А потом свои ладошки

                  Развернём наоборот

                  И похлопаем немножко.

               6. Разминание пальцев одной руки другой рукой.

                   Мы приходим в огород.

                   Это что у нас растёт?

                   Ухватив за хвостик ловко,

                   Тянем спелую морковку.

                7. Разные движения пальцами.

                    Пара ножниц есть у нас,

                    Пригодятся нам не раз.

                    Кто из нас такой отважный,

                    Кто разрежет лист бумажный?

                8. Сгибание и разгибание всех пальцев вместе и по очереди.

                    Кто из пальчиков ловчее?

                    Ручку кто держать умеет?

                    Пальцы дружно отвечают,

                    Головами все кивают.

                9. Гимнастика с предметами.

                    Мы ручку правильно берём,

                    Кладём на средний палец,

                    Теперь большим её прижмём,

                    А указательным ведём,

                    Чтобы она качалась.

               

23

              10. Сжимание края стола кончиками пальцев.

                     Мы на парту пальчик ставим.

                     Снизу- четверо друзей.

                     А теперь сильнее давим-

                     Будут пальчики сильней.

III.1.2. Развитие ритма.

    Ритм организует двигательную деятельность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует всё тело. Слуховое восприятие ритмических сигналов развивает слуховую память, стимулирует деятельность слухового анализатора. Ритм регулирует не только движение, но и слово. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями способствуют развитию двигательной памяти, внимания и речи

   Для детей с системными речевыми нарушениями, выражающимися в общем недоразвитии речи, характерно несовершенство слухо- зрительно- двигательной координации.

   Каждый ребёнок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Чаще дети говорят в ускоренном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи. Иногда звуки и слоги проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчётливо. Из ритмических движений используются отхлопывание, притопывание, прыжки. Допускается отстукивание ритмов ногами,

отхлопывание руками или одной рукой по какому- нибудь предмету.

   Сложным видом работы является восприятие и воспроизведение ритмов стихотворений или небольших текстов.

   Последовательность работы:

   - прослушивание ритма стихотворения;

24

  - отхлопывание его;

   - прослушивание текста стихотворения;

   - отхлопывание ритма в сопровождении проговаривания;

   - воспроизведение текста стихотворения с движениями;

   - воспроизведение стихотворения без движений.

   В работе над ритмом выделили 2 задачи:

             1) восприятие простых и сложных ритмов;

             2) воспроизведение простых и сложных ритмов.

   Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствует их автоматизации, а это исключает напряжение в двигательном аппарате, что положительно сказывается на качестве речи.

Простые ритмы

Сложные ритмы

!!-!

!-!!

!!-!-!

!-!-!!

!-!!!

                          !-!!-!

                           !-!!!!-!

                           !!!-!!-!

                           !-!!!-!!!

                           !-!-!!  

!!!-!-!

!-!!-!!

!-!!!-!

!!-!!!-!

                        !!-!!!-!!!

                        !!!-!!-!!

                        !-!!-!!!

                        !!!-!!-!

                        !-!!!-!-!!

25

Прослушать серию звуков и определить их число;

прослушать, запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания.

Сосчитай удары.

    Логопед предлагает детям закрыть глаза и внимательно (про себя) сосчитать, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).

Молоточки.

   Логопед предлагает детям по очереди отстучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок. За каждый правильно

повторенный ритм игрок может получить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных.

Ритмические рисунки.

   Перед началом игры логопед объясняет детям, как можно с помощью знаков «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками- паузы между сериями сигналов.

I-ii

I-ii-II

II-ii-II

III-iii

iIi-iIi

   Игровое задание- прослушать предлагаемые логопедом ритмические рисунки и зарисовать их. Обратное задание- воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.

   

III.1.3. Развитие фонематического восприятия.

   Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что

26

ученики не различают фонем родного языка, на письме смешивают гласные I и II ряда, звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, пропускают буквы, слоги в словах, переставляют буквы и слоги, вставляют лишние буквы и слоги, совершают много ошибок на грамматические правила.

   Работа строится их 6 этапов:

   I- узнавание неречевых звуков;

  II- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

 III- различение слов, близких по звуковому составу;

 IV- дифференциация слогов;

  V- дифференциация фонем;

 VI- развитие навыков элеиентарного звукового анализа.

Игры I этапа.

  1. «Горячо- громко» (прячут игрушку).
  2. «Где звонит колокольчик?»
  3. «Как играет на барабане большой и маленький зайчик».
  4. «Что я делаю?» (стучать карандашом о стакан, греметь игрушкой с кнопками, переливаю воду, перелистываю страницы и т.д.)
  5. Предметы (стучать по ним): стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок (от 2 до 5 штук).
  6. Мяч стучит об пол, шарик в стеклянной банке, керамической кружке, рвать газету.

Игры II этапа.

  1. «Кто позвал?»
  2. Дети произносят: «Ау!» (то громче, то тише, ближе- дальше) по очереди (мяукает котёнок, гудит пароход, играет дудочка, плачет мальчик или девочка и др.)
  3. «Три медведя».
  4. «Кто как кричит?»

27

Игры III этапа.

  1. Картинка ВАГОН. Можно хлопнуть в ладоши или поднять красный флажок, если слово названо неправильно:

ВАГОН- ВАКОН- ФАГОН- ВАГОН- ФАКОН- ВАГОМ и т.д.

  1. На наборном полотне- картинки, названия которых звучат очень похоже:

РАК, ЛАК, МАК, БАК

СОК, СУК
ДОМ, КОМ, ЛОМ, СОМ
КОЗА, КОСА
ЛУЖИ, ЛЫЖИ

    Логопед называет 3- 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки в названном порядке.

   3) Картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка.

* Поставить картинку под той, которая звучит очень похоже.

Ком              бак              сук              ветка              каток              горка

Дом              рак              лук             клетка            платок            корка

Сом              мак             жук             пятка             листок            норка

Лом              лак             бук              плётка            моток             марка

Игры IV этапа.

   1) «Что здесь лишнее?»

НА- НА- НА- ПА

НА- НО- НА

КА- КА- ГА- КА

ПА- БА- ПА- ПА

   2) «Повтори за мной» (громко, обычным голосом и шёпотом).

   3) «Скажи наоборот» (громко, обычным голосом и шёпотом).

   4) «Одинаковые или разные слоги» (громко, обычным голосом и шёпотом).

Используются зелёные и красные кружки (верно- неверно).

28

Игры V этапа.

   ВНАЧАЛЕ- ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

КАРТИНКИ:   ПОЕЗД ГУДИТ (У- У- У),     ДЕВОЧКА ПЛАЧЕТ (А- А- А), ПТИЧКА ПОЁТ (И- И- И).

   Звуки можно произносить кратко. Можно включать и другие гласные звуки:    О, Ы, Э, но дети должны выделять лишь те звуки, которые им предложит логопед.

   ПОЗЖЕ- ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ.

Игры VI этапа.

   1) Определить количество ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. У детей красные кружки. Логопед произносит: А, АУ, ИОУ.

Дети кладут столько кружков, сколько звуков произнёс логопед.

   2)  А- красный кружок;

        У- жёлтый кружок;                      Можно брать и другие гласные звуки.

        И- зелёный кружок.

   Логопед произносит: АУ, УИ, УА, АИ, АУИ, АИУ, УИА, УАИ, ИАУ.

   Позже- СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.. (вначале берутся согласные звуки в конце слова, взрывные: В, Ж, Л, Т, К, П, М).

   3) «Назови последний звук в слове» (по картинкам).

   4) «Разложи картинки» (например, Т и К): кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т.д.)

   5) «Доскажи словечко»:

ТАН .    ПАУ .    ВЕНИ .    и т.д.

     Далее- см. задания следующего раздела- «Развитие слоговой структуры».

Развитие слоговой структуры.

    М.Е. Хватцев отмечал, что процесс последовательного вычленения и сочетания звуков в словах различной слоговой структуры лежит в основе формирования навыков письма и чтения.

29

Задачами данного раздела являются:

                 1. Умение делить слова на слоги.

                 2. Вычленять из слова заданный слог.

                 3. Определять количество слогов в слове.

                 4. Наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.

   Для преодоления перестановок, пропуска и недописывания слогов и букв, т.е. нарушения структуры слова, были использованы следующие приёмы:

                  1. Многократное произнесение слова вслух, затем слоговой анализ слова, после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового

ритма.

                  2. Запись слов с проговариванием.

                  3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов.

   Работа по преодолению нарушений слогового анализа и синтеза построена на четырёх этапах:

I этап- выделение гласного звука из слога.

  На данном этапе использовала следующие задания:

           1. Назвать только гласный звук слова.

           2. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.

           3. Записать только гласные буквы слогов.

           4. Придумать слог с соответствующей гласной.

           5. Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.

            6. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

II этап- выделение гласных звуков из слова.

   На этом этапе использовала задания:

            Назвать гласные звуки слова (на начальном этапе- односложные слова: ус, мак, волк, двор; далее берутся двусложные и трёхсложные слова).

            Задания:

30

           1. Назвать гласные звуки слова (произношение слов не отличается от написания: лапа, лужа, домик, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста).

           2. Записать на схеме только гласные данного слова ( кошка _о_а).

           3. Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.

           4. Разложить картинки под гласными буквами (сук, нос, стол, пол, сом,

бровь, лоб, стул, сыр, дым, лес, хлеб, рак, мак).

           5. Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы (_а_а,  _о_а,  _у_а). К схемам предлагаются картинки: муха, кошка, ложка, астра, лапа, луна, окна, утка, рука, корка, лодка, каша, мама, рама, лужа.

           6. Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.

III этап- закрепление действия слогового анализа и синтеза.

   Задания:

           1. Повторить заданное слово по слогам, сосчитать количество слогов.

           2. Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру (1, 2, 3). Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трёхсложные, простые и со стечением согласных: сад, стол, лыжи, рыба, сахар, крыса, крышка, машина, самолёт, капуста.

           3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, берёза, вилка.

            4. Игра «Поезд». Дети должны разместить слова- картинки в трёх вагонах (в зависимости от количества слогов).

            5. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.

31

            6. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Записать слоги в слово (или предложение) и прочитать (машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука- Мама купала Лару).

            7. Определить пропущенный слог в названии картинки: - ва, до- га,  ра- та, бел- , - ведь, ка- Даш, - рог, по- да.

           8. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, кА, пус; воз, ро, па; прос, ша, ква, то; руш, пет, кА; вар, мо, са.

           9. Определить слово (или предложение), произнесённое по слогам

(маль- чи- ки   иг- ра- ют   в   фут- бол).

          10. Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трёх слогов.

          11. По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трёх слогов.

IV этап- формирование действий слогового анализа и синтеза                          в умственном плане.

          1. Придумать слова с двумя или тремя слогами.

          2. Придумать слово с определённым слогом в начале слова .

          3. Придумать слово с определённым слогом в конце слова.

          4. Определить количество слогов в названиях картинок (картинки не называются).

          5.Поднять цифру в соответствии с количеством слогов в названии картинки (картинки не называются).

          6. По сюжетной картинке (слова на ней не называются) назвать слово из одного, двух или трёх слогов.

          Определение количества слогов в заданном логопедом слове,

последовательное называние первого и последующих слогов;

группировка картинок в зависимости от количества слогов в их названиях.

Молчанка.

            У каждого ученика- карточки с цифрами 1, 2, 3. Перед началом игры

32

из числа игроков выбирается помощник- «наблюдатель». Затем логопед называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим). За неверные ответы «наблюдатель» раздаёт ученикам штрафные фишки, за каждую из которых по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

Найди «вкусное» слово.

            Логопед предлагает ученикам отметить день рождения куклы Наташи

и помочь ей накрыть стол к чаю, поставив побольше лакомств. Но, выбирая их, надо помнить, что их названия должны состоять только из двух или трёх слогов. Повторять то, что названо, нельзя. Победителем игры считается тот, кто назовёт больше правильных слов (можно использовать для подсчёта слов фишки).

Цветочный магазин.

            Игровой материал- картинки с изображением цветов, которые выстраиваются на наборном полотне. Это- «цветочный» магазин, а цветные фишки- «деньги». Логопед объясняет, что каждый может купить для себя цветы, только необходимо правильно рассчитаться с «продавцом», т.е.

отдавать за каждый столько фишек- «монет», сколько слогов в слове- названии цветка. Выигрывает тот, кому удастся «купить» без ошибок наибольшее количество цветов.

Слог- шаг.                                                                                                                 Логопед предлагает по очереди каждому ребёнку сделать 1, 2 или 3 шага

 вперёд. Ученик должен вспомнить слово, в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложили сделать.

Добавление разных звуков, слогов к одному и тому же

исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова.

Полсловечка за тобой!                                                                                        Логопед, обращаясь по очереди к каждому ученику, произносит первый слог

33

 двухсложного слова. Ученик должен закончить слово, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры.

Придумывание с опорой на картинки или самостоятельно

слов с заданным количеством слогов,

чтение «рассыпавшихся» слогов.

Путаница.

            Создаётся игровая ситуация: зайчик неправильно составил из слогов слова: ба- ры, ва- со, за-ко, ба- со- ка, ро- во- на и т.д. Детям предлагается

исправить ошибки. (Аналогично- ученики могут складывать имена).

Слоговая цепочка.

            Начиная игру, логопед записывает на доске двусложное слово по слогам (ок- но). Далее дети по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего (ок- но,   но- ра, ра- на, на- вес…). Выигравшим будет тот, кто последним закончит цепочку и больше всех назвал слов.

Установление соотношения между звуковым

и знаковым составом слов.

Найди картинку к схеме.

            Логопед предлагает детям установить соответствие между словами- названиями картинок и соответствующими схемами слов (лев, слон, коза, собака, кошка). Выигрывает тот, кто это сделал точнее и быстрее.

            В экспериментальной работе были также широко использованы различные таблицы, игры и задания для уточнения и коррекции слоговой структуры слов О.В. Епифановой.

         III.1.4. Развитие звукобуквенного анализа.

           Фонематический анализ- выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной

34

формой является вычленение первого и последнего звука из слова,

 определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).

          Работу по развитию фонематического анализа и синтеза проводила в три этапа.

                   I этап- выделение (узнавание) звука на фоне слова.

         Умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, от произносительных особенностей звукового ряда.

           Ударные гласные узнаются легче, чем безударные. И легче

выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. С большим трудом выделяют его из конца слова. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука. Исследователи указывают, что согласные звуки выделяются легче.

            Задания:                                

           1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

           2. Разделить страницу на две части. С одной стороны записать букву, с другой стороны поставить чёрточку. Логопед читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если в слове нет звука, то крестик ставится под чёрточкой.

           3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.

           4. Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.

           5. Показать картинки, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой.

           6. По сюжетной картинке назвать слова со звуком … .

           7. Придумать слова со звуком … .

35

           8. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду, игрушки, в названии которых есть звук … .

           9. Добавить слог со звуком …, чтобы получилось слово. В каком по

счёту слоге звук … ?

         10. Дополнить предложение словами, в которых имеется звук … с опорой на картинки:

          Мама посадила на грядке … (свекла, лук, морковь).

          В нашем лесу растут … (дубы, сосны, берёзы).

          На клумбе расцвели … (маки, тюльпаны, розы).

          В цирке мы видели … (лев, тигр, слон).

          В саду созрели вкусные … (яблоки, груши, сливы).

          На лугу пасутся … (овцы, козы, коровы).

          Мама купила … (книга, ведро, шапка).

          11. Игра в лото. Каждая карточка разделена на 4 квадрата, в которых нарисованы картинки на слова, имеющие и не имеющие звук … . У детей- фишки, которыми они должны закрыть картинку, в названии которой есть звук … .

II этап- вычленение первого и последнего звука.

            Задания по вычленению первого ударного гласного:

           1. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, узкий, Оля, утро, иней, Ира.

           2. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.

           3. Подобрать слова, которые начинаются на гласный А, О, У.

           4. Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные А, О, У. Картинки: мышка, окно, астра, улица, осы, улей, аист, азбука, утка, угол.

           5. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова

36

(аист, облако, уши, астра, осы, улей, азбука, утка).

           Задания по вычленению первого согласного из слова:

          1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов, которые начинаются с заданного звука.

          2. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

           3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с

 данного звука.

           4. Изменить первый звук слова на другой (Гость- Кость, Моль- Соль).

           5. Лото «Необычные цветы».На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.

           6. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.

           7. Лото «Какой первый звук?» Детям предлагаются карточки на слова. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

           8. Игра «Найди картинку». Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.

           9. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

           Определение конечного согласного в слове.

           Вначале проводится на обратных слогах (ум, ам, ух, ус). Далее предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами:

37

ам- сам, ом- сом, ук- сук, уп- суп и т.д. Позже предъявляются слова.

            Действие считается закреплённым, если ученик, не называя слова, может определять конечную согласную.

            При определении конечного согласного звука используются те же

виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

            Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

            Уточняют, если звук не первый и не последний, то он находится в

середине. Используется полоска «светофор», разделённая на 3 части: красная левая часть- начало слова, средняя часть жёлтого цвета- середина слова, правая зелёная часть полоски- конец слова.

            Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных- двусложных словах (А- аист, два, мак). Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.

            В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

            Задания по определению места звука в слове.

            1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук …

В один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой- в середине, в третий- в конце.

            2. Подобрать слова, в которых звук … в начале слова.

            3. Подобрать слова, в которых звук … в конце слова.

            4. Подобрать слова, в которых звук … в середине слова.

            5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук …

            6. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, в названии которых звук … в конце или середине слова.

            7. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука …                                                                                                                       8. Игра «Светофор». Логопед называет слова. Ученики ставят фишки на

38

 левую красную, жёлтую или зелёную правую часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.

            9. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на звук … и картонные полоски, разделённые на три части. На одной трети полоски (в

начале, в середине или в конце) написана буква. В ходе игры логопед называет слова. Ученики определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.                    

III. Развитие сложных форм фонематического анализа

(определение количества, последовательности,

и места звука в слове).

            Работа по данному разделу проводится в три этапа.                          

            I этап- формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

            II этап- формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

            III этап- формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

            Виды работ по закреплению фонематического (звукобуквенного анализа):

            1. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капуста и др.

            2. Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч…а, кры…а,

с…ин…а, но…ни…ы.

            3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.

            4. Выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков или записать их.

            5. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы

39

получились разные слова.

            6. Подобрать слова с определённым количеством звуков (с тремя звуками, с четырьмя, с пятью звуками).

            7. Выбрать предметные картинки, в названии которых определённое

количество звуков.

            8. По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков.

            9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово (КОФТА).

          10. Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова (чёлка- Пчёлка);

б) добавляя звук в конце слова (бок- бокС);

в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом- сок- сук- суп- сух- сох-…

г) переставляя звуки: пила- липа, карп- парк;

Можно использовать стихи:

                   Я- дерево. В родной стране

                  Найдёшь в лесах меня повсюду,

                  Но слоги переставь во мне-

                  И воду подавать я буду. (Сосна- насос).

           11. Какие слова можно составить из букв слова: … крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира).                              

           12. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: … дом- мак- кот- топор- рот…

           13. Игра в кубик. На гранях кубика разное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово.

           14. Слово- загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки: … К . . . . (кошка).

           15. Составление графической схемы предложения и слова.

40

       16. Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке:

нос- сон              лес- сел                     сор- рос               кот- ток

           17. Разгадывание ребусов.

           18. Разложить предметные картинки под цифрами в зависимости от

количества звуков в их названии.

            19. Какой звук выпал из слова: … пилка- пила.

            20. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву:

луна- стол (л).

            21. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами: прямоугольник- слово, квадрат- слоги, кружочки- звуки; заштрихованные кружочки- согласные, незаштрихованные- гласные звуки.

             22. Придумать слова к графической схеме.

             23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

             24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду, мебель, одежду, птиц, слово- название которых соответствует приведённой схеме.

             25. Добавить картинку.

А) найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображённых на карточке;

Б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке.

             26. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки цифры.

             27. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках.

             28. Игра в «ромашку». На доске- контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Надо выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят из … звуков и вставить в прорези ромашки.

41

             29. Вписать недостающие первые три буквы в названия предметов на схеме. Картинки: ложка, линейка, вилка, банка, мишка, мешок, песок и др.

             30. Вписать названия предметов в данную схему. Предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют,

так и не соответствуют данной схеме.

            31. Составить слово из первых звуков названий картинок.

            32. Игра «Как называется цветок?» На лепестках цветка нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук.

 

42

III.2. Результаты логопедической работы по развитию слогового и звукобуквенного анализа.

    Коррекционная работа с детьми строилась на основе личностно- ориентированного подхода с учётом компенсаторных возможностей каждого ребёнка на принципах комплексности, системности, научности, постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому).

      В структуре генезиса трудностей овладения слоговым и звукобуквенным анализом и синтезом у детей с общим недоразвитием речи выделяется дисфункция межанализаторных связей, проявляющаяся в слабости слухо- зрительно- двигательных координаций.

      Установлено, что поэтапная, последовательная, спланированная с учётом структуры дефекта коррекционная работа даёт значительную динамику в речевом развитии ребёнка, достигается более высокая эффективность и стабильность результатов.

    Проведённое экспериментальное исследование контрольной и экспериментальной группы в начале учебного года показало, что наибольшие трудности у детей обеих групп вызывали такие задания: отстукивание ритма,

Воспроизведение слогов с разным ритмико- интонационным рисунком, произношение слов разной сложной структуры, самостоятельное называние картинок, определение места в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам. Некоторые дети (из обеих групп) не только затруднялись с выполнением данных заданий, но и не смогли их выполнить.

     В конце учебного года мы можем видеть совсем иные показатели.

    Слоговой и звукобуквенный анализ у детей контрольной группы улучшился. Большинство детей выделяли слоги и звуки, но иногда допускали ошибки в разборе более сложных слов и воспроизведении более сложных

43

ритмов, что говорит о недостатках фонематического восприятия.

     В экспериментальной группе дети допускали единичные ошибки в слоговом и звукобуквенном анализе, справлялись с заданиями разной степени сложности.

    Не было ошибок в восприятии и воспроизведении сложных ритмов. Лишь у одного ребёнка иногда в звукобуквенном анализе были затруднения.

     (Результаты обследования- цифровые таблицы и гистограммы- контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце учебного года, сравнительная гистограмма результатов контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце учебного года даны в конце работы).

     Проведённая в указанной последовательности работа с детьми создаёт условия для успешного усвоения в дальнейшем грамотного чтения и письма. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о слоговом и звуковом составе слова и содействовать закреплению навыков фонематического анализа и синтеза.

     Работа проводилась в тесном сотрудничестве логопеда, воспитателей и родителей.

     Установлено, что поэтапная, последовательная, спланированная с учётом структуры дефекта коррекционная работа даёт значительную динамику в речевом развитии ребёнка, достигается более высокая эффективность и стабильность результатов.

     Таким образом, проведённое исследование позволило определить и экспериментально обосновать правильность выбранных методик и содержание коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи по формированию слогового и звукобуквенного анализа.  

             

   

44

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ        03.09.2007г. – 05.09.2007г.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

п/п

Фамилия, имя ребёнка

З А Д А Н И Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ср.

балл

1

Лунёва Таня

2

2

2

2

2

2

2

4

4

3

2

2

1

2

3

2,3

2

Минеев Инсаф

1

1

2

1

1

2

2

3

3

2

1

1

1

2

3

1,7

3

Осипов Владик

1

3

3

2

2

3

3

4

4

4

3

2

2

3

4

2,9

4

Сиразиева Дилия

2

2

2

2

3

3

3

4

4

4

2

2

2

3

4

2,8

                                                                                                                                                                 

                                                                                               СРЕДНИЙ БАЛЛ: 2,4

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

п/п

Фамилия, имя ребёнка

З А Д А Н И Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ср.

балл

1

Глушков Руслан

1

2

2

2

2

3

3

4

4

4

2

2

2

3

4

2,7

2

Лисицын Сергей

1

2

2

1

1

2

2

3

4

3

2

1

1

2

3

2,0

3

Новиков Артём

2

2

2

1

2

2

2

4

4

4

2

2

2

3

3

2,5

4

Салихова Ксюша

2

2

3

2

3

3

3

4

4

4

2

2

2

3

4

3,3

                                                                                                                                                                 

                                                                                              СРЕДНИЙ БАЛЛ: 2,6

45

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ        14.05.2008г. – 16.05.2008г.    

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

п/п

Фамилия, имя ребёнка

З А Д А Н И Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ср.

балл

1

Лунёва Таня

4

3

3

3

4

4

3

4

4

4

3

3

3

3

4

3,5

2

Минеев Инсаф

3

3

4

3

3

3

3

4

4

4

3

3

3

3

4

3,3

3

Осипов Владик

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4,0

4

Сиразиева Дилия

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4,0

                                                                                                                                                                 

                                                                                              СРЕДНИЙ БАЛЛ: 3,7

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

п/п

Фамилия, имя ребёнка

З А Д А Н И Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ср.

балл

1

Глушков Руслан

3

3

3

3

3

4

3

4

4

4

3

3

3

3

4

3,3

2

Лисицын Сергей

3

3

3

2

3

3

3

4

4

3

3

2

3

3

4

3,1

3

Новиков Артём

3

3

3

2

3

3

3

4

4

4

3

3

3

3

3

3,1

4

Салихова Ксюша

4

4

4

3

3

4

4

4

4

4

3

3

3

4

4

3,7

                                                                                                                                                                 

                                                                                              СРЕДНИЙ БАЛЛ: 3,3

46

47

48

49

Библиография.

 

1. Аксёнова А.К., Якубовская. Дидактические игры. Москва, 1991г

 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Москва, 1995г

 3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва, 1991г

 4. Волкова Г.А. Методика психолого- логопедического обследования детей с нарушениями речи. Санкт- Петербург, 2006г

 5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. Санкт- Петербург, 1993г

 6. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1- 4 классах. Москва, 1990г

 7. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах. Москва. 2006г

 8. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Санкт- Петербург. 1997г  

 9. Давайте поиграем. /Под ред. Касабуцкого Н.И., Москва, 1991г.

10.Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе. Москва, 2007г  

11. Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004г

12. Дурова Н.В. Фонематика. Москва, 2002г

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 2004г

14. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей. Москва, 1999г

15. Комплексная психолого- логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. /Под ред. Мастюковой Е.М. Москва, 2002г

16. Логопедия в школе. Москва- Ростов- на Дону, 2004г

17. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт- Петербург, 2001г

18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва,

2001г

50

19. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. Москва, 2003г

20. Лалаева Р.И. Нарушения устной и письменной речи и пути их коррекции.      Санкт- Петербург, 1998г

21. Логопедия. /Под ред. Волковой Л.С. Москва, 1989г/  

22. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Москва, 1999г

23. Оморокова М.И., Рапопорт И.А.. Постоловский И.З., Преодоление трудностей. Москва, 1990г

24. Основы логопедической работы с детьми. Москва, 2002г

25. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. Москва, 1997г

26. Парамонова Л.Г. Упражнения на развитие письма для подготовки ребёнка к школе. Вятка, 2005г

27. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов- на Дону, 2002г

28. Полякова М. А. Вопросы логопедии. Москва, 2007г

29. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994г

30. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Москва, 2004г

31. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. Москва, 2003г

32. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Москва, 2006г

33. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Москва, 1991г.

34. Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва, 1989г

35. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном учебном учреждении. Москва, 1990г

36. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов- на Дону, 2001г

37. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1983г

51

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)

Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....

Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа

Предшкольная подготовка детей, одной из направлений психолого-педагогического сопровождения, которое я осуществляю в условиях приемственности в нашей прогимназии....

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой  детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...

Предшкольная подготовка детей, не посещающих ДОУ.

Цель занятий: Диагностика и развитие потенциальных возможностей детей, не посещающих ДОУЗадачи:развитие основных психических функций в процессе формирования учебно-игровой деятельности;обеспечение соц...