Предшкольная подготовка детей, не посещающих ДОУ.
методическая разработка (1 класс)

 Баламутова Елена Ивановна

Цель занятий: Диагностика и развитие потенциальных возможностей детей, не посещающих ДОУ

Задачи:

  • развитие основных психических функций в процессе формирования учебно-игровой деятельности;
  • обеспечение социально-психологической адаптации к новой образовательной среде;
  • формирование познавательной мотивации  и предпосылок к учебной деятельности;
  • выявление динамики развития основных психических функций детей;
  • определение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Структура занятий включает в себя диагностику и развитие:

  1. интеллектуальных способностей;
  2. внимания, памяти, речи;
  3. зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
  4. внутренней учебной мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Предшкольная подготовка детей, не посещающих ДОУ.

Баламутова Елена Ивановна

                                                    педагог-психолог  МБОУ «СОШ №56» г.Курска

        Быть готовым к школе –

                                                                                  не значит уметь читать,

                                                                       писать и считать.

Быть готовым к школе –

                                                                               значит, быть готовым

                                                                                 всему этому научиться.

(Венгер Л.А) 

Цель занятий: Диагностика и развитие потенциальных возможностей детей, не посещающих ДОУ

Задачи:

  • развитие основных психических функций в процессе формирования учебно-игровой деятельности;
  • обеспечение социально-психологической адаптации к новой образовательной среде;
  • формирование познавательной мотивации  и предпосылок к учебной деятельности;
  • выявление динамики развития основных психических функций детей;
  • определение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Структура занятий включает в себя диагностику и развитие:

  1. интеллектуальных способностей;
  2. внимания, памяти, речи;
  3. зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
  4. внутренней учебной мотивации.

Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Во время моих занятий устанавливаю дружелюбный, непринужденный контакт

с детьми. Большинство индивидуальных занятий  проходят в игровой форме.

Эмоциональная атмосфера и поддержка помогает детям расслабиться, снять

напряжение. На занятиях проходит диагностика и развитие интеллекта. Я использую

 такие методики, как опросник ориентировочного теста школьной зрелости

Я. Йерасика , тест Керна – Йерасика, тест Э.ф.Замбицявичене. На развивающих

занятиях  дети  определяют  последовательность событий, складывают разрезанную

картинку из 9-10 частей; находят  и объясняют отличия между предметами и

явлениями, находят среди предложенных предметов лишний, объясняют свой выбор,

 у  детей  развивается кругозор.

(6 слайд) На занятиях по диагностике памяти  использую методику «Заучивание 10 слов»

А.Р Лурии, методику «Запомни пару», тест кратковременной памяти

 и умозаключений. На развивающих занятиях дети запоминают 6-10картинок,

рассказывают по памяти прочитанное литературное произведение, стихи,

содержание картины, повторяют в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Диагностика внимания включает в себя методику «Корректурная проба»,

красно-черную таблицу, таблицы Шульте, методику изучения концентрации и

устойчивости внимания Пьерона-Рузера . На развивающих занятиях дошкольники

находят  5-6 отличий между предметами, удерживают в поле зрения

8-10 предметов, выполняют самостоятельно задание по предложенному образцу.  
 ( 7 слайд)Для диагностики речи использую «Тест словаря», методику Эббингауза.

 На занятиях дети с удовольствием произносят   звуки, определяют место звука в

 слове, используют в речи сложные предложения разных видов, составляют

рассказы по серии сюжетных картинок не менее чем из 6-7 предложений, делят

слова на слоги. 
( 8 слайд)
 На диагностических занятих по определению уровня зрительно-

пространственного восприятия и зрительно-моторной  координации,

использую методики:

«Графичекий диктант», «Домик», «Узор», «Рисование по точкам». Дети


копируют в точности узор или движение; штрихуют  или раскрашивают

 рисунки, не выходя за контуры; ориентируются в тетради в клетку;

ориентируются в пространстве и на листе бумаги (вправо - влево, вверх - вниз и т. д.).

( 9 слайд)Диагностика учебной мотивации  включает в себя рисуночный тест

«Что мне нравится в школе», методика изучения мотивации Н.Л.Белопольской.

Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям,

 самому себе.

( 10 слайд) Помимо диагностических и развивающих занятий я провожу работу с

родителями: это родительские собрания и индивидуальные консультации, на

которых в случае необходимости даю рекомендации, как лучше  за оставшееся

время подготовить  ребенка к школе.

(11 слайд) Я проводила сравнительный анализ уровня развития основных психических

процессов в начале года и в конце. В результате видно, что уровень памяти возрос:

высокий уровень на 13 %, средний на 17 % и низкий на 30%.

( 12 слайд) Также вырос уровень внимания: высокий уровень на 15 % средний на

17%, низкий на 32%.

(13 слайд)Есть динамика развития и уровня развития речи: высокий – на 17%,

средний на1%, низкий на 18%.

(14 слайд) Уровень зрительно-моторной координации возрос:

высокий на 8%, средний на 15 % и низкий на 13 %.

( 15 слайд) В целом уровень мотивации к концу года значительно увеличился:

высокий на 15%, средний на 17% и низкий на 32 %.

    В результате сравнительного анализа основных психических функций дошкольников на начало 2013года и конец 2014 года, у большинства домашних детей видно повышение уровня интеллектуального развития, памяти, внимания, речи, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, выраженной  внутренней учебной мотивации. Это говорит о продуктивности занятий с педагогом-психологом, логопедом, учителями музыки, ИЗО, физической культуры, учителями начальной школы. Таким образом, все мы работаем над реализацией главной цели программы «Школа будущего первоклассника»  «Дошколенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)

Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....

Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа

Предшкольная подготовка детей, одной из направлений психолого-педагогического сопровождения, которое я осуществляю в условиях приемственности в нашей прогимназии....

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой  детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...

Методика предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад

В работе раскрыты направления по подготовке к школе....