Предшкольная подготовка детей, не посещающих ДОУ.
методическая разработка (1 класс)
Цель занятий: Диагностика и развитие потенциальных возможностей детей, не посещающих ДОУ
Задачи:
- развитие основных психических функций в процессе формирования учебно-игровой деятельности;
- обеспечение социально-психологической адаптации к новой образовательной среде;
- формирование познавательной мотивации и предпосылок к учебной деятельности;
- выявление динамики развития основных психических функций детей;
- определение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Структура занятий включает в себя диагностику и развитие:
- интеллектуальных способностей;
- внимания, памяти, речи;
- зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
- внутренней учебной мотивации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предшкольная подготовка детей, не посещающих ДОУ.
Баламутова Елена Ивановна
педагог-психолог МБОУ «СОШ №56» г.Курска
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым
всему этому научиться.
(Венгер Л.А)
Цель занятий: Диагностика и развитие потенциальных возможностей детей, не посещающих ДОУ
Задачи:
- развитие основных психических функций в процессе формирования учебно-игровой деятельности;
- обеспечение социально-психологической адаптации к новой образовательной среде;
- формирование познавательной мотивации и предпосылок к учебной деятельности;
- выявление динамики развития основных психических функций детей;
- определение психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Структура занятий включает в себя диагностику и развитие:
- интеллектуальных способностей;
- внимания, памяти, речи;
- зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
- внутренней учебной мотивации.
Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме. Во время моих занятий устанавливаю дружелюбный, непринужденный контакт с детьми. Большинство индивидуальных занятий проходят в игровой форме. Эмоциональная атмосфера и поддержка помогает детям расслабиться, снять напряжение. На занятиях проходит диагностика и развитие интеллекта. Я использую такие методики, как опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасика , тест Керна – Йерасика, тест Э.ф.Замбицявичене. На развивающих занятиях дети определяют последовательность событий, складывают разрезанную картинку из 9-10 частей; находят и объясняют отличия между предметами и явлениями, находят среди предложенных предметов лишний, объясняют свой выбор, у детей развивается кругозор. (6 слайд) На занятиях по диагностике памяти использую методику «Заучивание 10 слов» А.Р Лурии, методику «Запомни пару», тест кратковременной памяти и умозаключений. На развивающих занятиях дети запоминают 6-10картинок, рассказывают по памяти прочитанное литературное произведение, стихи, содержание картины, повторяют в точности текст, состоящий из 3-4 предложений. красно-черную таблицу, таблицы Шульте, методику изучения концентрации и устойчивости внимания Пьерона-Рузера . На развивающих занятиях дошкольники находят 5-6 отличий между предметами, удерживают в поле зрения 8-10 предметов, выполняют самостоятельно задание по предложенному образцу. На занятиях дети с удовольствием произносят звуки, определяют место звука в слове, используют в речи сложные предложения разных видов, составляют рассказы по серии сюжетных картинок не менее чем из 6-7 предложений, делят слова на слоги. пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, использую методики: «Графичекий диктант», «Домик», «Узор», «Рисование по точкам». Дети
рисунки, не выходя за контуры; ориентируются в тетради в клетку; ориентируются в пространстве и на листе бумаги (вправо - влево, вверх - вниз и т. д.). ( 9 слайд)Диагностика учебной мотивации включает в себя рисуночный тест «Что мне нравится в школе», методика изучения мотивации Н.Л.Белопольской. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. ( 10 слайд) Помимо диагностических и развивающих занятий я провожу работу с родителями: это родительские собрания и индивидуальные консультации, на которых в случае необходимости даю рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить ребенка к школе. (11 слайд) Я проводила сравнительный анализ уровня развития основных психических процессов в начале года и в конце. В результате видно, что уровень памяти возрос: высокий уровень на 13 %, средний на 17 % и низкий на 30%. ( 12 слайд) Также вырос уровень внимания: высокий уровень на 15 % средний на 17%, низкий на 32%. (13 слайд)Есть динамика развития и уровня развития речи: высокий – на 17%, средний на1%, низкий на 18%. (14 слайд) Уровень зрительно-моторной координации возрос: высокий на 8%, средний на 15 % и низкий на 13 %. ( 15 слайд) В целом уровень мотивации к концу года значительно увеличился: высокий на 15%, средний на 17% и низкий на 32 %. |
В результате сравнительного анализа основных психических функций дошкольников на начало 2013года и конец 2014 года, у большинства домашних детей видно повышение уровня интеллектуального развития, памяти, внимания, речи, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, выраженной внутренней учебной мотивации. Это говорит о продуктивности занятий с педагогом-психологом, логопедом, учителями музыки, ИЗО, физической культуры, учителями начальной школы. Таким образом, все мы работаем над реализацией главной цели программы «Школа будущего первоклассника» «Дошколенок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)
Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....
Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа
Предшкольная подготовка детей, одной из направлений психолого-педагогического сопровождения, которое я осуществляю в условиях приемственности в нашей прогимназии....
Презентация выступления по теме: « Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа»
Презинтационный материал по подготовке детей к школе...
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...
Образовательная программа по предшкольной подготовке детей.
"Школа дошколят"...
Методика предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад
В работе раскрыты направления по подготовке к школе....