Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа
методическая разработка на тему

Добролюбова Елена Васильевна

Предшкольная подготовка детей, одной из направлений психолого-педагогического сопровождения, которое я осуществляю в условиях приемственности в нашей прогимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predshkolnaya_podgotovka_detey_v_usloviyakh.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

« Предшкольная подготовка детей в условиях                      

                  детский сад – начальная школа»

     

                                                                                                 

                                                                                                   Выступление на районном

                                                                                                    методическом объединении

                                                                                                    педагогов-психологов  по теме:

                                                                                                   «Психологическая готовность            

                                                                                                                              к обучению в школе. Критерии.              

                                                                                                                             Диагностика. Анализ.              

                                                                                                                             Дальнейшая работа педагога –

                                                                                                                             психолога».     

                                                                                                   Подготовила  и провела

                                                                                                   педагог-психолог

                                                                                                   МАОУ «Прогимназия 29»

                                                                                                   Добролюбова Е.В.

                                                   

                                                             

2013 год

         При рассмотрении вопроса о значении и содержании предшкольной подготовки детей необходимо выйти за рамки самого дошкольного периода, не замыкаться в нем, не смотреть на ребенка только с позиции актуального периода развития, а заглянуть в завтрашний день ребенка, увидеть, что его ждет в ближайшем будущем и какие трудности ему придется преодолевать. А ему предстоит стать школьником, учеником и его основные трудности будут связаны с учением, и не учитывать этого сейчас, в дошкольном периоде, нельзя. Такой подход ни в коей мере не умаляет самоценности данного возрастного периода развития, напротив, заботясь о будущем психологическом благополучии ребенка, мы, учитывая его возрастные возможности и потребности, должны создать условия для полноценного психического развития ребенка в настоящем.

    Отвечая на вопрос, зачем нужна предшкольная подготовка, можно сказать, что она необходима, чтобы обеспечить формирование у ребенка психологической базы для последующего, качественного усвоения школьных знаний. Но ее содержанием, безусловно, не должны быть школьные умения читать, писать, считать, наличие которых у поступающих учиться в школу детей, как показывает школьная практика, не является гарантией их успешного обучения в будущем.

      Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей с которыми дети сталкиваются в школе:

          примерно 20% детей из класса могут пропускать буквы в письменных  работах

Причины:

- низкий уровень развития фонематического слуха;

- слабая концентрация внимания;

- несформированность приемов самоконтроля;

- индивидуально-типологические особенности личности.

             19% - допуск орфографических ошибок.

Возможные причины:

- низкий уровень развития произвольности;

- низкий уровень объема внимания;

- низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

            17% - невнимательность и рассеянность.

Причины:

- низкий уровень произвольности;

- низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

          14,8% - трудности при решении математических задач.

Причины:

- плохо развито логическое мышление;

- слабое понимание грамматических конструкций;

- несформированность умения ориентироваться на систему признаков;

- низкий уровень развития образного мышления.

          13,5% - затруднения при пересказывании текста.

Причины:

- несформированность умения планировать свои действия;

- слабое развитие логического запоминания;

- низкий уровень речевого развития и образного мышления;

- заниженная самооценка.

       13,1% - неусидчивость.

Причины:

- низкий уровень развития произвольности;

- индивидуально-типологические особенности личности;

-  низкий уровень развития волевой сферы.

        12,7% - трудности в понимании объяснения учителя с первого раза.

Причины:

- слабая концентрация внимания;

- несформированность приемов учебной деятельности;

- низкая степень восприятия и произвольности.

          11,5% - грязь в тетради.

Возможные причины:

- слабое развитие мелкой моторики пальцев рук;

- недостаточный объем внимания.

         10,2% - плохо знают таблицу сложения (умножения).

Причины:

- низкий уровень развития механической и долговременной памяти;

- слабая концентрация внимания;

- несформированность приемов учебной деятельности.

          9,6% - не справляются с заданиями для самостоятельной работы.

Причины:

- несформированность приемов учебной деятельности;

- низкий уровень развития произвольности.

          9,5% - постоянно забывают дома учебные предметы.

Причины:

- низкий уровень развития произвольности;

- низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

Основная причина – высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

           8,7% - плохо списывают с доски.

Причины:

- неумение работать по образцу.

          8,5% - дома выполняют задания хорошо, в классе справляются плохо.

Причины:

- низкая скорость протекания психических процессов;

- несформированность приемов учебной деятельности;

- низкий уровень развития произвольности.

         6,9% - любое задание приходиться повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять.

Возможные причины:

- низкий уровень развития произвольности;

- несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.

         6,4% - постоянно переспрашивают.

Причины:

- низкий уровень объема внимания;

- низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;

- низкий уровень развития переключения внимания;

 - низкий уровень развития кратковременной памяти;

- несформированность умения принять учебную задачу.

          5,5% - плохо ориентируются в тетради.

Причины:

- низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;

- слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

         4.9% - часто поднимают руку, а при ответе молчат.

Возможные причины:

- отсутствие восприятия себя, как школьника;

- заниженная самооценка;

- трудности в семье;

- внутреннее стрессовое состояние;

- индивидуально-типологические особенности.

        0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями.

Причины:

- слабое развитие ориентировки в пространстве

- низкий уровень речевого образного мышления и самоконтроля.       

       Так что же должно явиться  содержанием предшкольной подготовки? Таким содержанием должно явиться всестороннее и планомерное когнетивное развитие детей.

    Когнетивное развитие – развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Именно от того, что у детей часто отмечается недостаточный уровень развития мышления, внимания, памяти и других познавательных процессов, дети сталкиваются  с трудностями в процессе школьного обучения. Поэтому во избежание появления в будущем трудностей или создания условий для их успешного преодоления нужно, чтобы приходящие в школу дети уже имели достаточный и необходимый уровень развития познавательной сферы в целом. Сейчас все больше и больше говорят о том, что детей дошкольников мы не должны усаживать на занятия за столы, что должны проходить в свободной форме, через игру и только в подготовительной группе занятия могут проводиться приближенно к проведению уроков в школе.  Через любую деятельность с ребенком мы можем развивать у него и мышления, и память, и восприятия и другие психические процессы.   Практически все дети любят рисовать, мыслить, конструировать.

   Также большое значение при подготовке к школе имеет сформированность волевой сферы. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Игры выполняют особую роль в развитии воли у детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

       Несформированность мотивации к обучению также приводит к возникновению трудностей в школе. Практика показывает, что проявляют несобранность, несерьезность, отсутствие внимания или недостаточность внимания на уроках, чаще те дети, у которых при диагностике был выявлен игровой мотив к обучению.

    Здесь хочется обратить внимание педагогов на то, что в процессе формирования правильной мотивации к обучению у детей, играют важную роль родители. Необходимо донести до родителей, что влияет на формирование мотивации. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка разного рода занятиями, усаживая его за парту. Очень часто родители торопятся и стремятся, чуть ли не с трех лет учить детей читать, считать, а затем и писать. Записывают в различные школы. А ведь всего лишь надо поддерживать у ребенка его любознательность, интерес к познанию. Ребенок с трех лет начинает спрашивать «что это?», «а почему?», и порой родители, да и часто мы педагоги отмахивается от таких вопросов. Ребенок один раз не получил ответ на свой вопрос другой, третьей, а потом и спрашивать перестанет, тем сам утрачивая интерес к получению новых знаний. Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – возбуждение – чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У ребенка, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации.

      Успех образовательного процесса напрямую связан от взаимных установок семьи и образовательного учреждения. Наиболее оптимально они складываются если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверенны в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога, но главное ценили его личностные качества.        

       Преемственность дошкольного и  школьного звеньев нашей прогимназии позволяет нам продолжать начатую работу в детском саду, в школе, так как основная часть наших выпускников дошкольников поступают учиться в нашу же школу.  Понимая способы, условия и душевный настрой, в котором дети обучаются лучше всего, мы добиваемся того, что наша прогимназия становится для них тем местом, где они могут использовать и развивать естественный для них стиль мышления и учения, наша прогимназия для них то место, где они растут не только физически и где растут не только их познания, но развивается их любознательность, смелость, уверенность в себе, независимость, изобретательность, жизнеспособность, терпение, компетентность и сообразительность.

      Улыбка на детском лице, веселый смех, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми – вот то чего мы все хотим. Главное – помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно!

           

                                                           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе "Детский сад - начальная школа"

В данной презентации освещается ход работы по эксперименту "Детский сад - начальная школа"...

Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)

Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой  детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...

«Организация предшкольной подготовки детей 5–6 лет в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы)

Организация предшкольной подготовки имеет большое значение при подготовке к школе детей, не имеющих возможности посещать дошкольное учреждение. В этой работе описан опыт работы в Каменском лицее....

Методика предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад

В работе раскрыты направления по подготовке к школе....