Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа
методическая разработка на тему
Предшкольная подготовка детей, одной из направлений психолого-педагогического сопровождения, которое я осуществляю в условиях приемственности в нашей прогимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predshkolnaya_podgotovka_detey_v_usloviyakh.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
« Предшкольная подготовка детей в условиях
детский сад – начальная школа»
Выступление на районном
методическом объединении
педагогов-психологов по теме:
«Психологическая готовность
к обучению в школе. Критерии.
Диагностика. Анализ.
Дальнейшая работа педагога –
психолога».
Подготовила и провела
педагог-психолог
МАОУ «Прогимназия 29»
Добролюбова Е.В.
2013 год
При рассмотрении вопроса о значении и содержании предшкольной подготовки детей необходимо выйти за рамки самого дошкольного периода, не замыкаться в нем, не смотреть на ребенка только с позиции актуального периода развития, а заглянуть в завтрашний день ребенка, увидеть, что его ждет в ближайшем будущем и какие трудности ему придется преодолевать. А ему предстоит стать школьником, учеником и его основные трудности будут связаны с учением, и не учитывать этого сейчас, в дошкольном периоде, нельзя. Такой подход ни в коей мере не умаляет самоценности данного возрастного периода развития, напротив, заботясь о будущем психологическом благополучии ребенка, мы, учитывая его возрастные возможности и потребности, должны создать условия для полноценного психического развития ребенка в настоящем.
Отвечая на вопрос, зачем нужна предшкольная подготовка, можно сказать, что она необходима, чтобы обеспечить формирование у ребенка психологической базы для последующего, качественного усвоения школьных знаний. Но ее содержанием, безусловно, не должны быть школьные умения читать, писать, считать, наличие которых у поступающих учиться в школу детей, как показывает школьная практика, не является гарантией их успешного обучения в будущем.
Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей с которыми дети сталкиваются в школе:
примерно 20% детей из класса могут пропускать буквы в письменных работах
Причины:
- низкий уровень развития фонематического слуха;
- слабая концентрация внимания;
- несформированность приемов самоконтроля;
- индивидуально-типологические особенности личности.
19% - допуск орфографических ошибок.
Возможные причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень объема внимания;
- низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
17% - невнимательность и рассеянность.
Причины:
- низкий уровень произвольности;
- низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
14,8% - трудности при решении математических задач.
Причины:
- плохо развито логическое мышление;
- слабое понимание грамматических конструкций;
- несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
- низкий уровень развития образного мышления.
13,5% - затруднения при пересказывании текста.
Причины:
- несформированность умения планировать свои действия;
- слабое развитие логического запоминания;
- низкий уровень речевого развития и образного мышления;
- заниженная самооценка.
13,1% - неусидчивость.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- индивидуально-типологические особенности личности;
- низкий уровень развития волевой сферы.
12,7% - трудности в понимании объяснения учителя с первого раза.
Причины:
- слабая концентрация внимания;
- несформированность приемов учебной деятельности;
- низкая степень восприятия и произвольности.
11,5% - грязь в тетради.
Возможные причины:
- слабое развитие мелкой моторики пальцев рук;
- недостаточный объем внимания.
10,2% - плохо знают таблицу сложения (умножения).
Причины:
- низкий уровень развития механической и долговременной памяти;
- слабая концентрация внимания;
- несформированность приемов учебной деятельности.
9,6% - не справляются с заданиями для самостоятельной работы.
Причины:
- несформированность приемов учебной деятельности;
- низкий уровень развития произвольности.
9,5% - постоянно забывают дома учебные предметы.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
Основная причина – высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
8,7% - плохо списывают с доски.
Причины:
- неумение работать по образцу.
8,5% - дома выполняют задания хорошо, в классе справляются плохо.
Причины:
- низкая скорость протекания психических процессов;
- несформированность приемов учебной деятельности;
- низкий уровень развития произвольности.
6,9% - любое задание приходиться повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять.
Возможные причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.
6,4% - постоянно переспрашивают.
Причины:
- низкий уровень объема внимания;
- низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;
- низкий уровень развития переключения внимания;
- низкий уровень развития кратковременной памяти;
- несформированность умения принять учебную задачу.
5,5% - плохо ориентируются в тетради.
Причины:
- низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;
- слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
4.9% - часто поднимают руку, а при ответе молчат.
Возможные причины:
- отсутствие восприятия себя, как школьника;
- заниженная самооценка;
- трудности в семье;
- внутреннее стрессовое состояние;
- индивидуально-типологические особенности.
0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями.
Причины:
- слабое развитие ориентировки в пространстве
- низкий уровень речевого образного мышления и самоконтроля.
Так что же должно явиться содержанием предшкольной подготовки? Таким содержанием должно явиться всестороннее и планомерное когнетивное развитие детей.
Когнетивное развитие – развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Именно от того, что у детей часто отмечается недостаточный уровень развития мышления, внимания, памяти и других познавательных процессов, дети сталкиваются с трудностями в процессе школьного обучения. Поэтому во избежание появления в будущем трудностей или создания условий для их успешного преодоления нужно, чтобы приходящие в школу дети уже имели достаточный и необходимый уровень развития познавательной сферы в целом. Сейчас все больше и больше говорят о том, что детей дошкольников мы не должны усаживать на занятия за столы, что должны проходить в свободной форме, через игру и только в подготовительной группе занятия могут проводиться приближенно к проведению уроков в школе. Через любую деятельность с ребенком мы можем развивать у него и мышления, и память, и восприятия и другие психические процессы. Практически все дети любят рисовать, мыслить, конструировать.
Также большое значение при подготовке к школе имеет сформированность волевой сферы. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Игры выполняют особую роль в развитии воли у детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
Несформированность мотивации к обучению также приводит к возникновению трудностей в школе. Практика показывает, что проявляют несобранность, несерьезность, отсутствие внимания или недостаточность внимания на уроках, чаще те дети, у которых при диагностике был выявлен игровой мотив к обучению.
Здесь хочется обратить внимание педагогов на то, что в процессе формирования правильной мотивации к обучению у детей, играют важную роль родители. Необходимо донести до родителей, что влияет на формирование мотивации. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка разного рода занятиями, усаживая его за парту. Очень часто родители торопятся и стремятся, чуть ли не с трех лет учить детей читать, считать, а затем и писать. Записывают в различные школы. А ведь всего лишь надо поддерживать у ребенка его любознательность, интерес к познанию. Ребенок с трех лет начинает спрашивать «что это?», «а почему?», и порой родители, да и часто мы педагоги отмахивается от таких вопросов. Ребенок один раз не получил ответ на свой вопрос другой, третьей, а потом и спрашивать перестанет, тем сам утрачивая интерес к получению новых знаний. Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – возбуждение – чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У ребенка, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации.
Успех образовательного процесса напрямую связан от взаимных установок семьи и образовательного учреждения. Наиболее оптимально они складываются если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверенны в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога, но главное ценили его личностные качества.
Преемственность дошкольного и школьного звеньев нашей прогимназии позволяет нам продолжать начатую работу в детском саду, в школе, так как основная часть наших выпускников дошкольников поступают учиться в нашу же школу. Понимая способы, условия и душевный настрой, в котором дети обучаются лучше всего, мы добиваемся того, что наша прогимназия становится для них тем местом, где они могут использовать и развивать естественный для них стиль мышления и учения, наша прогимназия для них то место, где они растут не только физически и где растут не только их познания, но развивается их любознательность, смелость, уверенность в себе, независимость, изобретательность, жизнеспособность, терпение, компетентность и сообразительность.
Улыбка на детском лице, веселый смех, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми – вот то чего мы все хотим. Главное – помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе "Детский сад - начальная школа"
В данной презентации освещается ход работы по эксперименту "Детский сад - начальная школа"...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)
Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....
Презентация выступления по теме: « Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа»
Презинтационный материал по подготовке детей к школе...
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...
«Организация предшкольной подготовки детей 5–6 лет в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы)
Организация предшкольной подготовки имеет большое значение при подготовке к школе детей, не имеющих возможности посещать дошкольное учреждение. В этой работе описан опыт работы в Каменском лицее....
Методика предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад
В работе раскрыты направления по подготовке к школе....