"Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ"
учебно-методический материал по логопедии

Игина Ольга Владимировна

Работа с детьми ОВЗ в школе подразумевает особый подход к каждому ученику с любыми отклонениями. Все этапы взаимодействия описаны во ФГОС, разработаны специальные программы, в учреждениях введены должности логопеда, психолога, тьютора, дефектолога. Существуют разные формы обучения детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_po_ovz.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ.

     

   Добрый день! В настоящее время огромное внимание со стороны государства РФ уделяется содержанию образования детей с ОВЗ.

   Что такое ОВЗ? ОВЗ означает ограниченные возможности здоровья. Ограничения могут касаться любых физических и психических функций организма: зрение, речь, слух, нервная деятельность, умственное развитие, опорно-двигательный аппарат и другие. За последние 4 года количество детей  с РАС увеличилось на 145% и каждый двадцатый ребенок имеет черты РАС. Возможно, это связано с более  ранней диагностикой. Этот термин не тождественен инвалидности, которая возможна и без ОВЗ (при сахарном диабете у ребенка) и наоборот. Если ограниченные возможности здоровья устанавливаются по результатам психолого-медико-педагогического обследования, то инвалидность определяется на основании медико-социальной экспертизы. Соответствующим образом, различается и сфера применения данных понятий. Работа с детьми ОВЗ в школе подразумевает особый подход к каждому ученику с любыми отклонениями. Все этапы взаимодействия описаны во ФГОС, разработаны специальные программы, в учреждениях введены должности логопеда, психолога, тьютора, дефектолога. Существуют разные формы обучения детей с ОВЗ. Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе. Я не делаю акцент на детский сад и дошкольников. Потому как у нас всего два ДОУ, в которых есть группы для детей с ОВЗ. И дошкольники в нашем городе здоровы. Это иллюзия такая. Потому как в школе выявляется большое количество таких детей. Дети с ОВЗ (аутисты, с интеллектуальными нарушениями, с зпр, они не приобретают эти заболевания, они рождаются с ними). Вот и складывается картина: дошкольники здоровы, а в школах выявляется этот контингент детей… Время уже упущено. Сензитивный период для развития ребенка – дошкольный возраст. А  говоря конкретно о речи, если ребенок не заговорил в дошкольный период,  маловероятно, что речь появится! Для родителей школьников, имеющих детей с ОВЗ, встает ряд вопросов. В каком образовательном учреждении должен обучаться такой школьник? Возможно ли его совместное обучение с детьми без ограничений по здоровью? Каковы обязанности администрации школы и педагогов по отношению к таким детям. Разумеется, при обучении таких учеников есть определенные нюансы. В первую очередь, работа с детьми с ОВЗ в школе ведется по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам),   а именно по каким, вы видите на слайде. ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированные образовательные программы (АОП). Составляются индивидуально для каждого ученика с ОВЗ. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Составляется на конкретный уровень программы. Индивидуальный учебный план (ИУП). Составляется на основе персональных особенностей ученика и рассчитан на обучение на дому. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Составляется для школьника, имеющего глубокую умственную отсталость, и неспособного справиться с программой, соответствующей его возрасту. Как правило, при поступлении в школу дети с ограниченными возможностями проходят психолого-медико-педагогическое обследование. Работа с детьми с ОВЗ в начальной школе может начинаться с более позднего возраста, чем для остальных учеников. Выводы ПМПК имеют рекомендательный характер, их выполнение остается на усмотрение родителей. Однако при игнорировании таких рекомендаций школьник с ОВЗ получает учебный материал наравне с остальными одноклассниками, не имеющими ограничений по здоровью. Ему не предоставляются специальные условия обучения, а именно: помощь тьютора, оказывающего сопровождение в обучении детям с ОВЗ; работа психолога с детьми с ОВЗ в школе, курс дефектологии, логопедии, учитывающий персональные ограничения соответствующего ребенка; специальные технические приспособления (слуховой аппарат, пандус и др.); специальные учебные пособия (например, учебники с большим размером шрифта, если у ребенка имеются ограничения по зрению).

Федеральный закон «Об образовании» в статье 79 указывает ряд форм обучения школьников с ограниченными возможностями: в инклюзивном классе обычной школы, в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, обучение на дому, семейное образование.

Нагрузка на преподавателя. Приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115 ограничено количество учеников, которое допускается для педагога определённой специальности:1 преподаватель-дефектолог на 6–12 детей; 1 преподаватель-логопед на 6–12 детей; 1 преподаватель-психолог на 20 детей;1 тьютор и помощник на 1–6 детей.Организация работы с детьми с ОВЗ в обычной школе. Значительный объем работы с детьми с ОВЗ в школе проводится логопедом. За много лет у меня накопился опыт работы с данным контингентом. А именно: самые сложные и уникальные дети с ОВЗ. Общим для детей с ограниченными возможностями здоровья является замедленный темп развития, задержка развития эмоциональной регуляции, дети не умеют говорить, нарушена координация движений, отсутствует активность во всех сферах жизнедеятельности. В отношении к предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, к социальным явлениям у данных детей наблюдается – пассивное отношение к сверстникам, окружающим, взрослым, а бывают агрессивные, гиперактивные и неуправляемые реакции. Дети имеют схожие диагнозы, связанные с органическими поражениями ЦНС, которые проявляются тяжелыми нарушениями речи, мелкой моторики, расстройствами аутистического спектра, патологии органов зрения, слуха, артикляционного аппарата и нарушениями эмоционально-волевой сферы. Также и поведение таких учеников бывает неадекватно: агрессивное, либо пассивное, либо совершенно отвлеченное от действительности. Они кричат, визжат, рвут и рушат все, бросают игрушки, бьются головой, могут плеваться, щипать, хватать за волосы. Заниматься с такими детьми очень сложно. Внимания детей хватает самое большее на 10-15 минут. Как проводить логопедические занятия с детьми ОВЗ? Наблюдая за организованной системой школы и детского сада, я поняла, что дети попадают в упорядоченную, спокойную атмосферу, где отработан режим дня: уроки, перемены, коррекционные занятия, прогулки, питание, то они очень быстро адаптируются и следуют ей. Было необходимо и на логопедических занятиях выстроить точную систему, где будет все дозировано: знания, отдых, развитие и эмоциональный фон. Занятия с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей. Многие обучающие  поставлены на индивидуальные занятия.

Работа учителя логопеда с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей.

1. Диагностика выявления характера нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. 2. Составление плана индивидуального развития, определение образовательного маршрута. 3. Личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ.

Известный факт, что интеллект младших школьников с ОВЗ, соответствует дошкольному возрасту. Поэтому организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать уровню дошкольника. Главным методом работы является игра, включающая природное и бытовое окружение; ситуации и ролевые проявления; дидактические игры и игрушки.

Дети с ОВЗ - дети с системными нарушениями речи тяжелой и средней степени тяжести. Поэтому можно выделить 2 категории - "говорящие" и

" неговорящие" дети. Если, при работе с детьми с системными нарушениями речи средней степени тяжести логопедическое занятие проводится как с дошкольником, то работа с "неговорящим" ребенком направлена на компенсацию, реабилитацию и профилактику вторичных нарушений. В первую очередь это сенсорная интеграция и развитие высших психических функций. Создаю доступность образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, пальчиковые и артикуляционные игры,  рисование, труд. Т.е. на каждом логопедическом занятии я использую музыкальные песенки, ритмические палочки, игры со счетом и много карточек с заданиями, умные звоночки, магнитный жезл и фишки, фразовый конструктор. Все это максимально приближено к жизни и жизненным ситуациям. Учитывается время года, уровень подготовки ребенка и его эмоциональный настрой. На занятии часто приходится переключаться с одного вида деятельности на другой, так как дети подвержены быстрому утомлению и теряют интерес к занятию. Нужно очень внимательно следить за состоянием ребенка и использовать разные методы для поддержания тонуса и интереса. К сожалению, динамика речевого развития детей к концу года незначительная. Но если работать в системе, учитывать подвижность нервной системы обучающегося, иметь тесную связь с семьей ребенка, то результаты всегда бывают намного лучше.

Использую разные формы работы на логопедических уроках!!!

Учитывая вышесказанное, можно считать, что коррекционная работа, помогает обучению ребенка и компенсации имеющихся у него ограничений. Государство в лице образовательных учреждений несет ответственность за то, чтобы дети, имеющие нарушения здоровья получили возможность освоить школьную программу наравне со сверстниками. Это создает основу для их полноценной интеграции в общество и нахождения ими достойного места в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)

В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после  кохлеарной имплантации (КИ)....

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.

В статье рассказывается о целях, задачах и специфике работы на школьном логопункте с детьми с ОВЗ. Материал представлен в рамках научно-практической конференции "Возможности организации здоровьеформир...

Презентация "Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ"

В презентации рассматривается проектирование коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда для детей младшего школьного возраста класса "Особый ребенок", в соответствии с ФГОС...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями ...