НОД по развитию речи. Тема "Звуки с и ц"
методическая разработка по логопедии на тему

Акифьева Наталия Валерьевна

Занятие в старшей группе по теме "Звуки С и Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s_i_ts.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе по

развитию речи.

Тема: Звуки «с» и «з»

Программное содержание:

  • Закрепить и уточнить произношение звуков «с» и «ц», учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении;
  • отчётливо произносить слова с этими звуками, фразы в различном темпе;
  • закреплять знания о том, что слово звучит;
  • учить произносить слова так, чтобы ясно слышались все звуки;
  • закреплять умение самостоятельно подбирать слова, похожие по звучанию.

Методы и приёмы: наглядность, беседа, проблемное задание

Материал: мишка, птица, заяц, лисица, ёлочки.

Ход занятия

Этапы занятия

Предполагаемая деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

1.Подготовка к восприятию.

2. Работа по теме занятия

3.Обобщение

-Дети, какой звук слышите, когда накачивают шину?

Скажите звук протяжно «с-с-с-с».

-Какой звук произносим, когда просим сидеть тихо?

Я буду произносить слова со звуками «с» и «ц». Будьте внимательны, и когда услышите звук «с» - поднимите руки, а звук «ц» - погрозите пальчиком.

Прикрыв рот листом, воспитатель произносит слова медленно: слон, собака, оса, лиса, кольцо, яйцо, часы, нос, лицо.

Теперь отгадайте загадки:

  • Четыре брата под одной крышей стоят (стол)

- Какой первый звук в слове стол?

  • Пять мальчиков годами равные, а ростом разные (пальцы)

При необходимости воспитатель помогает отгадать загадку.

- Какой знакомый звук в слове пальцы? Произнесите слово ещё раз.

Все вместе скажем чистоговорку:

  • Со-со-со нам сменили колесо.

А теперь другую:

  • Цо-цо-цо снесла курица яйцо.

Я прочту стихотворение, в нём есть слова со звуком «с», вы постарайтесь запомнить эти слова.

  • Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Прочесть два раза.

В стихотворении столько слов со звуком «с» сколько ёлочек на столе (6). Называйте слова и тот, кто назовёт слово, переставит ёлочку. Если назовёте все слова, то ёлочек не останется.

Аналогично выделяются слова со звуком «ц».

  • Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок, то умница.(4)

Послушайте скороговорку:

  • Из соседнего колодца

Целый день водица льётся.

Произнесите скороговорку так, чтобы все звуки слышались хорошо. Какие слова  со звуком «с» встретились, а со звуком «ц»

Скажите громко, обращаясь к первому ряду. Скажите тихо, обращаясь ко второму ряду.

Все слова звучат по разному, но есть среди них и такие, что звучат немножко похоже, например жучок, червячок, паучок, сверчок.

-Послушайте, как по разному звучат слова в стихотворении А.Барто «Игра в слова»

Скажи погромче слово гром,

Грохочет слово, словно гром

Скажи потише шесть мышат,

И сразу мыши зашуршат.

Скажи кукушка на суку.

Тебе послышится ку-ку

Слова звучат, потому что в них есть звуки, они разные. Вслушайтесь в слова зззвенит, жжжираффчик, ррак. Повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны эти разные звуки. Произнесите слово машина так, чтобы все звуки слышались чётко. В группе много слов спряталось, видите. Сколько предметов, все они имеют название. Эти слова звучат. Я нашла чайник. Я вы?

Перед нами игрушки: птичка, мишка, зайка.

Давайте подберём к ним слова, похожие по звучанию.

Птичка – невеличка, синичка;

Мишка – мышка, малышка, шалунишка, шишка;

Зайка – побегайка, поплутайка, незнайка, зазнайка.

Игра «Найди пару»

Один скажет слово, другой ребёнок подбирает рифму, образуется пара. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.

Дети произносят звук «с»

Дети произносят звук «ц»

Дети повторяют громко и тихо; хором и индивидуально

Дети выполняют задание

Ответы групповые

Дети отгадывают загадки

Отвечают

Дети повторяют чисто-говорки. Обе чистого-ворки дети произносят хором, и несколько индивидуальных ответов

Дети называют слова

Дети называют слова и переставляют ёлочки.

Дети называют слова и переставляют ёлочки.

Дети произносят скороговорку

сначала хором, потом индивидуально.

Называют слова.

Слушают стихотворение.

Дети повторяют слова, выделяя звуки.

Дети называют слова.

Дети подбирают рифму.

Дети играют.

/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....