Групповое логопедическое занятие 3-б класс ЗПР Тема «Антонимы»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Пашкова Анна Михайловна

Групповое логопедическое занятие 3-б класс ЗПР

Тема  «Антонимы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon log._zan._antonimy.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Фатежского района Курской области

           

Групповое логопедическое занятие 3-б класс ЗПР

Тема  «Антонимы»

                                                                           

 Разработал

                                                                                       учитель-логопед                                                                  

                                                                                 Пашкова А.М.

с. Верхний Любаж 2015 г.

Тема занятия: Антонимы

Цели:

Воспитывать умения слушать ответы товарищей; чувство ответственности при выполнении заданий;

Закрепить знания воспитанников об антонимах, научить самостоятельно подбирать антонимы к данным словам и выделять в тексте;

расширять словарный запас воспитанников; развивать  внимание, память, коррегировать недостатки произношения.

Оборудование:  презентация, карточки со словами-антонимами, корзина с яблоками.        

План занятия

1.Организационный момент (1-2мин.).

2.Определение темы занятия. Целеполагание (5 мин.)

3.Основная часть занятия (30 мин.).

4.Подведение итогов занятия. Рефлексия. (3 мин.).

Ход занятия

1.Организационный момент. (Установка на четкую речь).

Добрый день дорогие ребята. Я рада нашей сегодняшней встрече. Рада видеть вас по-весеннему нарядных, радостных. Сядьте ровно, приготовьтесь внимательно слушать не только меня, но и друг друга, думать, четко отвечать на вопросы.

2. Определение темы занятия. Целеполагание.

Как обычно; начнем наше занятие с артикуляционной зарядки. Вы не просто выполняйте упражнения, но и внимательно вслушивайтесь в слова – команды.  Мы выполним упражнения для языка и губ.

1) губы "трубочкой"

2) "улыбка"

3) язычок высуньте наружу, спрячьте внутрь

4) поднимите язык кверху, опустите

5) кончиком языка двигайте влево, вправо

При выполнении упражнений зарядки вы слышали слова с противоположным значением.

Назовите эти слова. Как называются слова с противоположным значением?

Значит, вы уже догадались, что на сегодняшнем занятии речь пойдет об антонимах.

(на экране тема занятия).

Как вы полагаете, чем мы будем заниматься?

Дети: (-будем работать с текстом;

-подбирать антонимы к словам;

-хотелось бы поиграть.)

А раз у нас логопедическое занятие, то чему мы будем еще учиться?

Дети: (мы будем учиться произносить слова; употреблять их в речи).

Тема: сегодня на занятии мы продолжим изучать антонимы, уточним известные и только что изученные и будем учиться правильно, использовать их в речи.

3. Работа с текстом Г. Сапгира “Яблоко”.

У вас на столах листы с текстом стихотворения Г. Сапгира “Яблоко”.

Прочитайте его про себя, а затем выразительно вслух.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду,

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело,

Только конь сказал, что низко

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко,

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А котенку все равно:

- Кислое – зачем оно?

-Кто вы – шепчет червячок,

-Сладкий у него бочок.

Найдите и назовите антонимы, которые встретились в этом стихотворении.

3.Отработка навыков образования антонимов, обозначающие положительные  и отрицательные качества человека.

В классе у нас стоит корзина с яблоками из нашего сада. А яблоки не простые, а с волшебными заданиями для каждого. Я сейчас достану первое яблоко,  прочитаю задание и каждому  дам карточку с волшебным заданием.

1. Прочитайте  и соедините слова антонимы, обозначающие положительные  и отрицательные качества человека.

честный

неряшливый

аккуратный

лживый

добрый

грубый

вежливый

трусливый

смелый

злой

Проверка задания.

(слайд с выполненным заданием).  Сравните ваши результаты с результатами на слайде. Поднимите руку, у кого есть неправильные ответы?  Скажите, какими частями речи являются антонимы.

Прочитайте, антонимы, характеризующие положительные качества человека, а теперь отрицательные.

-какими из этих качеств вы бы хотели, чтобы обладал ваш друг, а какими нет.

Устно составьте предложение по образцу.

Образец: Я хотел, чтобы мой друг был смелым, а не трусливым.

(Воспитанники называют составленные предложения).

2. следующее яблоко. –задание предлагает поработать со словосочетаниями и предложениями.

Внимательно прочитайте и письменно подберите словосочетания с противоположным значением.

  1. Днем свело, а ночью … .
  2. Знай больше, а говори …. .
  3. Переходя улицу смотри налево, а потом … .
  4. Работать трудно, а отдыхать … .

Проверка полученных результатов. (слайд с выполненным заданием).

Сравните ваши результаты с результатами на слайде. Поднимите руку, у  кого есть неправильные ответы?

Прочитайте словосочетания и предложения. (воспитанники по очереди читают).

3.Третье яблоко. Загадки.

Прочитайте загадки, назовите отгадку, найдите слова антонимы, а затем запишите их в тетрадь.

1. Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям – друг.

2. Я - антоним слову «лето»

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …

3. Я - антоним слову «смех»

Но от радости утих.

      Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От беды, неудач,

Догадались? это … .

4. Я - антоним  шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь … .

Прочитайте загадки и назовите слова антонимы.

-молодцы.

Физминутка.

 Вы хорошо поработали, а сейчас отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

Руки-вверх,

Руки-вниз,

Вправо-влево повернись.

А теперь вперед согнуться

И назад всем разогнуться.

Медленно присели

Быстро встали,

Плавный вдох,

Резкий выдох,

Напряглись, расслабились.

4. - Мы отдохнули, и я беру 4 яблоко.

Пословицы.

Прочитайте и исправьте ошибки в значении, напишите пословицу правильно, а затем объясните смысл ее.

1. Храбрый бежит, а трусливый стоит.

2. Новый друг, лучше старых двух.

3. Знай меньше, а говори больше.

4. Невежество человека возвышает, а знание унижает.

Проверка полученных результатов. ( слайд с пословицами). Сравните ваши результаты с результатами на слайде. Поднимите руку у  кого есть неправильные ответы.

(воспитанники называют пословицу, объясняя ее смысл).

  1. Последнее яблоко. Самостоятельная работа.

Отгадайте кроссворд. (Каждый воспитанник получает карточку с кроссвордом).

 

Добрый

Громкий

Светлый

низкий

вредный

 ( слайд). Проверка полученных результатов.

Сравните ваши результаты с результатами на слайде. Поднимите руку, у  кого есть неправильные ответы.? Назовите слова антонимы.

Итог занятия.

Сегодня наш разговор был об …

Что такое антонимы?

Приведите несколько примеров.

Рефлексия.

Вам понравилось наше занятие?

Упражнение «Похвалялки». Скажи  …, за что ты бы себя похвалил  на этом занятии?

А ты? … . Мне тоже понравилось работать с вами, вы хорошо справились с волшебными заданиями и угощайтесь нашими

 яблоками.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду,

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело,

Только конь сказал, что низко

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко,

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А котенку все равно:

- Кислое – зачем оно?

-Кто вы – шепчет червячок,

-Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду,

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело,

Только конь сказал, что низко

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко,

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А котенку все равно:

- Кислое – зачем оно?

-Кто вы – шепчет червячок,

-Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду,

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело,

Только конь сказал, что низко

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко,

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А котенку все равно:

- Кислое – зачем оно?

-Кто вы – шепчет червячок,

-Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду,

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело,

Только конь сказал, что низко

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко,

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А котенку все равно:

- Кислое – зачем оно?

-Кто вы – шепчет червячок,

-Сладкий у него бочок.

2. Внимательно прочитайте и письменно подберите словосочетания с противоположным значением.

     Днем светло, а ночью … .

Знай больше, а говори …. .

Переходя улицу смотри налево, а потом… .

Работать трудно, а отдыхать … .

2. Внимательно прочитайте и письменно подберите словосочетания с противоположным значением.

Днем светло, а ночью … .

Знай больше, а говори …. .

Переходя улицу смотри налево, а потом … .

Работать трудно, а отдыхать … .

2. Внимательно прочитайте и письменно подберите словосочетания с противоположным значением.

Днем светло, а ночью … .

Знай больше, а говори …. .

Переходя улицу смотри налево, а потом … .

Работать трудно, а отдыхать … .

2. Внимательно прочитайте и письменно подберите словосочетания с противоположным значением.

Днем светло, а ночью … .

Знай больше, а говори …. .

Переходя улицу смотри налево, а потом … .

Работать трудно, а отдыхать … .

4. Прочитайте и исправьте ошибки в значении, напишите пословицу правильно, а затем объясните смысл ее.

    Храбрый бежит, а трусливый стоит.

4. Прочитайте и исправьте ошибки в значении, напишите пословицу правильно, а затем объясните смысл ее.

   

      Новый друг, лучше старых двух.

4. Прочитайте и исправьте ошибки в значении, напишите пословицу правильно, а затем объясните смысл ее.

 Знай меньше, а говори больше.

4. Прочитайте и исправьте ошибки в значении, напишите пословицу правильно, а затем объясните смысл ее.

   

     Невежество человека возвышает, а знание унижает.

5. Отгадайте кроссворд.

 

Добрый

Громкий

Светлый

низкий

вредный

5. Отгадайте кроссворд.

 

Добрый

Громкий

Светлый

низкий

вредный

5. Отгадайте кроссворд.

 

Добрый

Громкий

Светлый

низкий

вредный

5. Отгадайте кроссворд.  

Добрый

Громкий

Светлый

низкий

вредный

3. Прочитайте загадки, назовите отгадку, найдите слова антонимы, а затем запишите их в тетрадь.

 Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям – друг.

3. Прочитайте загадки, назовите отгадку, найдите слова антонимы, а затем запишите их в тетрадь.

 Я - антоним слову «лето»

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …

3. Прочитайте загадки, назовите отгадку, найдите слова антонимы, а затем запишите их в тетрадь.

     

 Я - антоним слову «смех»

Но от радости утих.

      Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От беды, неудач,

Догадались? это … .

3.  Прочитайте загадки, назовите отгадку, найдите слова антонимы, а затем запишите их в тетрадь.

   

  Я - антоним  шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь … .

  1. Прочитайте  и соедините слова антонимы, обозначающие положительные  и отрицательные качества человека.

честный

неряшливый

аккуратный

лживый

добрый

грубый

вежливый

трусливый

смелый

злой

1. Прочитайте  и соедините слова антонимы, обозначающие положительные  и отрицательные качества человека.

честный

неряшливый

аккуратный

лживый

добрый

грубый

вежливый

трусливый

смелый

злой

1. Прочитайте  и соедините слова антонимы, обозначающие положительные  и отрицательные качества человека.

честный

неряшливый

аккуратный

лживый

добрый

грубый

вежливый

трусливый

смелый

злой

  1. Прочитайте  и соедините слова антонимы, обозначающие положительные  и отрицательные качества человека.

честный

неряшливый

аккуратный

лживый

добрый

грубый

вежливый

трусливый

смелый

злой

1. Прочитайте  и соедините слова антонимы, обозначающие положительные  и отрицательные качества человека.

честный

неряшливый

аккуратный

лживый

добрый

грубый

вежливый

трусливый

смелый

злой

Тема: сегодня на занятии мы продолжим изучать антонимы, уточним известные и только что изученные и будем учиться правильно, использовать их в речи.

4.Физминутка.

 Вы хорошо поработали, а сейчас отдохнем. Встаньте, пожалуйста

6. Итог занятия.

Сегодня наш разговор был об …

Что такое антонимы?

Приведите несколько примеров.

7. Рефлексия.

Вам понравилось наше занятие?

Упражнение «Похвалялки». Скажи  …, за что ты бы себя похвалил  на этом занятии?

А ты? … . Мне тоже понравилось работать с вами, вы хорошо справились с волшебными заданиями и угощайтесь нашими

 яблоками.

1. Прочитайте  и соедините слова антонимы, обозначающие положительные  и отрицательные качества человека.

 

 Сравните ваши результаты с результатами на слайде. Поднимите руку, у кого есть неправильные ответы?  Скажите, какими частями речи являются антонимы.

Прочитайте, антонимы, характеризующие положительные качества человека, а теперь отрицательные.

-какими из этих качеств вы бы хотели, чтобы обладал ваш друг, а какими нет.

Устно составьте предложение по образцу.

Образец: Я хотел, чтобы мой друг был смелым, а не трусливым.

(Воспитанники называют составленные предложения).

  1. Внимательно прочитайте и письменно подберите словосочетания с противоположным значением. 

Сравните ваши результаты с результатами на слайде. Поднимите руку, у  кого есть неправильные ответы?

Прочитайте словосочетания и предложения. (воспитанники по очереди читают).

3. Прочитайте загадки, назовите отгадку, найдите слова антонимы, а затем запишите их в тетрадь. 

Прочитайте загадки и назовите слова антонимы.

-молодцы.

4. Прочитайте и исправьте ошибки в значении, напишите пословицу правильно, а затем объясните смысл ее.

 Сравните ваши результаты с результатами на слайде. Поднимите руку у  кого есть неправильные ответы.

(воспитанники называют пословицу, объясняя ее смысл).

5. Отгадайте кроссворд.

Сравните ваши результаты с результатами на слайде. Поднимите руку, у  кого есть неправильные ответы.? Назовите слова антонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Конспект группового логопедического занятия в 6 классе на тему: «Слова, обозначающие признак предмета – имена прилагательные. Антонимы».

Цель: учить находить, подбирать и использовать в речи антонимы.Задачи:Учебные - закрепление понятия антонимы, развитие умения подбирать антонимы, выделять их из предложений.Коррекционные – разви...

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”.

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”. ...

Конспект группового логопедического занятия во втором классе по теме: "Предлоги "

Конспект группового логопедического занятия  во втором классе  для детей с ОНР по теме: "Предлоги"....