Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С—З"
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Юлия Александровна Орлова

Цель:

  • закрепление правильного произношения звуков [с], [з] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Цели:

Образовательные: 

1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных  С-З.

2. Учить дифференцировать согласные С-З в слогах, словах, предложениях;

3. Расширять активный словарь учащихся.

4.Способствовать развитию речевого дыхания;

Развивающие:

1.развивать  устную и письменную речь учащихся,  через умение отвечать на вопросы, развивать навык безошибочного письма.

2. Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата.

3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи.

Воспитательные:

  1. воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке,  интерес к учению, увлекая учащихся игровыми  ситуациями.  

Коррекционные:

  1. формирование слогового анализа и синтеза.
  2.  Развитие фонематических представлений, слуховой памяти и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx326.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :        Артикуляция согласных [с-з],[с’-з‘]. Автоматизация в речи.           Дифференциация согласных   в слогах, словах.

( 2 класс)

Задачи :        

 1. Закрепить знания детей о звуковом составе согласных  с-з.

 2. учить дифференцировать согласные С-З в слогах, словах;

3. развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;

4. Расширять активный словарь учащихся, зрительное и слуховое внимание,память, логическое    мышление.        

5. воспитывать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми  ситуациями.  

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, магнитная доска, предметные картинки, мяч, таблица, карточки со слогами, словами и предложениями, задания на карточках, речевой материал ( загадки, чистоговорки), .

План занятия:

I. Оргмомент.

II. Речевая зарядка.

      Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай с-з».

       Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

IV. Физпауза.    

       Зарядка для пальцев и кистей рук.

V.   Подведение итогов занятия.

Конспект занятия:

I.        Оргмомент.

 – Здравствуйте, ребята! Начнём сегодняшнее занятие с хорошего настроения, чтобы оно прошло успешно, улыбнёмся друг с другу. С хорошим настроением мы свами отправляемся в лес. (звуки леса). И на пути нам встречаются , ребята,  отгадаете кто.

Загадки:

1) Зверь ушастый, зимой белый,

    А весною снежно-серой.

    Я его не испугалась,

   Целый час на ним гонялась.

   (Заяц)

  2) Хвост пушистый бережёт

    И зверюшек  стережёт:

    Знают, рыжую в лесу –

    Очень хитрую…. (лису)

II. Речевая зарядка.

      Повторение пройденной темы.

      -Так,кого мы с вами встретили? (заяца, лису)

      -Ребята, скажите как их можно назвать одним словом. (животные)

      - Какие животные?(дикие)

     - Почему вы считаете, что они дикие?(живут в лесу)

     - Давайте произнесём ещё раз слово  заяц.

      - Скажите ,с какой согласной начинается слово заяц? (з).

- А теперь повторите за мной хором.

   За-за–за- заяц выпучил глаза..

-Ребята, а теперь произнесём нашего второго животного? (лиса)

- Какая  согласная стоит в середине слова ? (с)

- Повторите за мной

  са-са-са –а за ним хитрая лиса.

С-З- парные звонкие и глухие согласные, которые мы сегодня на уроке будем учиться различать в слогах, словах.

III. Артикуляционные упражнения.

  1. улыбка

  2. лопаточка

  3. «Наказать непослушный язычок»

  4. «Чищу зубы»

  5. «Язык-силач»

  6. «Качели»

IV. Закрепление темы: « Различай с-з».

       Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

- А сейчас открываем рабочие тетради и записываем сегодняшнее число.

   Артикуляция звуков [с-з].

- Ребята, давайте произнесём согласные с-з перед зеркалом, и скажем в каком положении губы и язык.

       - Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга согласные  с-з. В этом вам поможет вот эта таблица ( на магнитную доску  вывешивается таблица):

С {c,c’}

глухой

(Без голоса)

З[з,з‘]

звонкий

(при помощи голоса)

       - Сколько звуков в согласной букве  - с- ? –з-? (по два звука[c,с’], [з,з‘])

       - Как произносится согласный с ?,з? (без голоса, при помощи голоса).

- Хорошо, ребята. А теперь дайте характеристику каждому звуку.

[З] –согласный звук, звонкий, твердый и мягкий.

 [С]– согласный, глухой, твердый и мягкий.

 - Как же выглядят эти звуки? Работа на листочках с наложенными друг на друга буквами. - Обведите буквы, которые соответствуют данным звукам.

V.Гимнастика для глаз.

- Посмотрите только глазами вправо, влево, вверх, вниз; нарисуйте глазами буквы.

VI. Первичное закрепление.

 Упражнение на дыхание. (вместе с Зайцем и Лисой)

- Сели прямо, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись, правая рука на животе. Вдохнули, на выдохе произносим слоги: СА-со-су-сы;

- А теперь постепенно повышая голос: зо-зу-зы--за;

- Постепенно снижая голос: СА-зо-сы-зу.

VII. Игра с мячом.

      - А сейчас Лиса и Заяц  хотят посмотреть, как вы умеете различать звонкие и глухие согласные С-З .

-Я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог со звонкой  согласной З, а  вы должны назвать слог с глухой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ЗА-СА.

Слоги: ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЯ, ЗЕ, ЗЮ.

( учитель – логопед с детьми играют).

           - Молодцы, ребята.

 - Скажите, с какой согласной были слоги, которые называла я? ( с согласной з). Почему вы так считаете? (потому что согласныепри помощи голоса).

 - С какой согласной были слоги, которые называли вы? Почему?  (-С-,

произносится без голоса).

       2.) Игра «Составь слово»

          -Лиса и Заяц принесли нам дары леса и среди них есть слоги. Животные  хотят , чтобы вы из слогов составили слова. Одни слоги есть на доске, а другие вы будете доставать из корзинки и составлять слова. Итак, из данных слогов  мы с вами составляем слова.(у доски ученики собирают слова)

В корзине : СА, ЗА, СЫ, ЗА, СЫ, ЗУ. На доске:

ЛИ…

ГЛА..

У…

НО…

…ЯЦ

…БЫ

- Давайте, прочитаем какие слова у нас получились.

Слова:  ЛИСА, ГЛАЗА, УСЫ, НОСЫ, ЗАЯЦ, ЗУБЫ.

-А теперь, ребята, распределите эти слова  на 2 столбика, в первый столбик слова с согласной -С -, а второй –З-.

С                        З

лиса                  глаза

                                                        усы                    заяц

носы                  зубы

_ Проверим у всех ли так и произнесём, записанные слова в первый и во второй столбики.

- Ребята, обратите внимание, в какую группу можно объединить слова: усы, носы, зубы усы? (части тела)

3) Ребята, Заяцу и Лисе очень нравится, как вы справляетесь со всеми заданиями. Они просятвас, чтобы вы о них состаили предложения.

- Ребята составьте предложение со словами заяц и лиса.

-Кто к нам приходил на занятие?

IV.  Подведение итогов занятия.

– Ребята, какие согласные мы сегодня различали ?

  -Чем различаются эти звуки? Дайте характеристику этим звукам.

  - Молодцы, ребята, Вы хорошо работали сегодня, и нашим животным очень понравилось.  На этом наше занятие окончено.

СА                                                                     ЛИ

ЗА                                                                    ГЛА

СЫ                                                                   У

ЗА                                                                    НО

СЫ                                                                   ЯЦ

ЗУ                                                                    БЫ

http://zverki.org/wp-content/uploads/2010/08/28102750.jpg

http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4685004

                а

  с            о

                у

               ы

               а

  ш          о

               у

               ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие на тему [ Звуки б-б`, в-в`]. Буквы Бб-Вв.

На логопедическом занятии в первом классе учащиеся знакомятся со звуками [б, б`, в, в`], буквами Бб, Вв, учатся различать на слух звуки [ б, б`, в, в`]  и буквы б, в на письме. Занятие проводится...

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...

Конспек логопедического занятия "Автоматизация сонорных звуков"

Данный конспект предназначен для автоматизации звука л в словах, предложениях. Предназначен для детей 5-6 лет....

Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф»

Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф» предназначено для учащихся вторых классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное зан...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)

Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь  ] в слогах,словах и предложениях.               2....

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...