Система коррекции оптической дисграфии в современной школе.
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
В презентации передставлено описание возникновения дисграфии с научной точки зрения и практический опыт по работе с оптической досграфией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дисграфия | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Дисграфия – частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярнос-тью школьного обучения». (1995г.) И.Н.Садовникова :
1) литеральная -нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. 2) вербальная (по М. Е. Хватцеву)-изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв по оптическому сходству.
Развитие зрительного гнозиса. Развитие предметного гнозиса узнавание реальных изображений;
узнавание контурных (сплошных и пунктирных) изображений;
узнавание контуров (сплошных, затем пунктирных) в шуме;
узнавание наложенных друг на друга изображений
подбор букв различного шрифта; нахождение букв в ряду графически сходных; Х, К, Ж, Т, П, Н, Г, Ш, Щ, Ц, Л, М, О, С, Э. выделение заданной буквы из ряда не дописанных или неправильно написанных букв; Я , Р , Ч , К , З . нахождение заданной буквы из ряда стилизованных;
Узнать все буквы, назвать их, раскрасить разными карандашами. Зачеркнуть все неправильно написанные буквы, а правильно написанные раскрасить.
Дописать и раскрасить буквы. Соединить буквы карандашом так, чтобы получились слова: мак, кот, кит, ком, мама, папа, пума, кума, мука, нота.
Рассмотреть картинку, составленную из букв; Рассказать что на ней изображено; Раскрасить все предметы цветными карандашами; Назвать буквы, из которых составлена картинка.
- игры «Чего не стало?» (на материале предметов, предметных картинок, букв) и «Что изменилось?» (в сторону увеличения, уменьшения, изменения после-довательности, на материале предметов, предметных картинок, букв); - запоминание и воспроизведение рядов (фигур, фигур и знаков); - запоминание и воспроизведение - рядов цифр любой последовательности; - запоминание и воспроизведение рядов букв, сначала графически далёких, затем графически близких. Е Г Р К У
Дифференцировка правых и левых частей тела и ориентировка в собственном теле; Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево- понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал. «Победа!»- раздался ликующий крик: Где право, где лево- нашел ученик.
Поднять свою «главную» руку, назвать ее. Поднять другую руку, назвать ее. Подойти к доске (стене), приложить к ней кисть, определить руки- левую, правую. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая нога, щека…). То же с левой.
Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это со своей соответствующей рукой ( « Петя справа от меня»). Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа ( « Я сижу слева от Пети»).
Стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ученик при необходимости должен исправить ошибку. Затем они меняются местами. В том же и.п. один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует: « Это твое правое колено».
Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороне, т.е. справа. Аналогично- слева. Повернуть голову влево, вправо. Наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, т.е. вправо, влево; то же - при поворотах на 90 и 180 градусов.
формирование речевых обозначений и работа над предложными конструкциями, обозначающими определённые пространственные отношения ;
Самолёт летит НАД ОБЛАКАМИ. ПОД САМОЛЁТОМ проплывают облака НАД СТОЛОМ висят часы. ПОД ЧАСАМИ стоит стол. Придумай предложения с предлогами НАД и ПОД
Проведение первичного обследования. Оформление документации и планирование работы. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса. Основные цели и задачи для каждого коррекционного этапа. 1-й этап. Организационный.
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. А) Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развития восприятия формы; развитая восприятия размера и величины. Б) Развитие буквенного гнозиса: развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв.
2 Развитие зрительного анализа и синтеза. 3 Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса): развитие запоминания формы предметов; развитие запоминания цвета; развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (сперва проводиться работа по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, затем –геометрические фигуры и далее – буквы).
ориентировка в схеме собственного тела; дифференциация правых и левых частей предмета; ориентировка в окружающем пространстве. Формирование речевых средств, отражающих зрительно пространственные отношения. Развитие зрительно-моторных координации. 4 Формирование пространственного восприятия и представлений:
. 1 Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. 2 Автоматизация смешиваемых и взаимозаменя-емых букв. 3 Дифференциация смешиваемых и взаимозаменя-емых букв: а) Дифференциация гласных букв: изолированно (написание); в слогах и в словах; в словосочетаниях; в предложениях и текстах. Б) Дифференциация гласных и согласных букв: изолированно; в слогах и в словах;
1 Закрепление полученных навыков. 2 Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Традиционные и современные подходы к коррекции оптической дисграфии
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическу...
Внеурочная работа по развитию графомоторных навыков как профилактика и коррекция оптической дисграфии у учеников начальной школы
Графика является разделом лингвистики и изучает систему отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также зрительный образ буквы, восприятие его, и сам процесс изображения буквы.Графич...
Современные подходы к профилактике и коррекции оптической дисграфии
Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволяет пр...
Система логопедической работы по коррекции оптической дисграфии
В работе указаны причины возникновения оптической дисграфии, методы работы с детьми с данной патологией....
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....
Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...