Система логопедической работы по коррекции оптической дисграфии
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)
В работе указаны причины возникновения оптической дисграфии, методы работы с детьми с данной патологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оптическая дисграфия | 29.12 КБ |
Текст с буквами Б и Д | 14.01 КБ |
Задание на БД Ефименкова | 344.55 КБ |
Задание на БД Мазанова | 291.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Система логопедической работы по коррекции оптической дисграфии
Дисграфия - это нарушение письменной речи, которое проявляется в специфических ошибках, не связанных с овладением орфографическими правилами. Оптическая дисгарфия является одной из видов дисграфий. Следует уточнить, что ошибки на письме проявляются у гласных и согласных в сильных орфографических позициях - у гласных под ударением и у согласных в связке с последующей гласной. Не берутся в расчет ошибки в написании безударных гласных, парных согласных в слабой позиции и словарных слов.
Возникновение оптической дисграфии связано с недоразвитием зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти, неточностью представлений ребенка о форме, цвете и величине предметов. На письме мы это можем увидеть в заменах и искажениях графического образа букв. Замена букв происходит по следующим направлениям:
- Зрительно-пространственные ошибки - отзеркаливание букв (Замена Э-С, З – Е)
- Зрительно-моторные ошибки - смешения оптически сходных букв (замены у – д, д – в, ф - р)
- Моторные ошибки - ошибки двигательного запуска (замены п –т, б-д)
- Прописывание лишних элементов при воспроизведении букв или наоборот недописывание отдельных элементов букв (замены х-ж, и-у, л-м, и-ш, я - л)
При проведении логопедиччсекой диагностики для исключения нарушений слуха и зрения необходимо проконсультироваться у врачей соответствующего профиля.
Логопедическое обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов: изучение анамнеза ребенка для выяснения возможных причин дисграфии, обследование артикуляционной функции, определение ведущей руки; оценка состояния процессов фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; специфики лексико-грамматической стороны речи.
После изучения сформированности устной речи логопед может переходить к обследованию письменной речи в зависимости от возраста и графических способностей ребенка (списывание печатного и рукописного текста, диктант, составление рассказа по картинке, чтение).
На основании анализа полученных данных специалист может вынести логопедическое заключение.
Для экспресс-диагностикиможно попросить ребенка выполнить экспресс-тестна оптическуюформу дисграфии
Для этих целей можно использовать экспресс-диагностику письменной речи младших школьников (по Садовниковой И.Н.)
Контрольное списывание.
Норма (8-10 баллов)
10 баллов правильное и точное воспроизведение букв, слов, текста.
8 баллов наличие только орфографических ошибок в словах.
Средний уровень (4-6 баллов)
6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
Низкий уровень (0-2 балла)
2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
0 баллов - задание не выполнено.
Материал для обследования состояния письма.
1. Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, бабочка.
В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списывания слова.
2. Списать слова, написанные печатным шрифтом:
плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.
3. Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т, и.
Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк. Например: б, -, е, ж, , ы, х и т. д.
4. Записать под диктовку прописные буквы: Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, 3, Г, С, Р, Л, Ц, Б.
Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.
5. Записать под диктовку слоги: ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде, круп, взле, пни, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.
6. Записать под диктовку слова: шар, стул, грач, пишу, сила, книга, правда, клубок, трава, упал, берёза, ступенечка, пружина, больной, убегать.
7. Записать предложение после однократного прослушивания: У ёлки пушистый зайчик.
8. Списать печатный текст (1 класс).
Кошка и птичка.
Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
В зависимости от возраста подбирается соответствующий текст.
9. Списать рукописный текст (2 класс, начало учебного года).
Щенок.
У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.
Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.
Коррекционную работу можно условно разделить на 2 этапа: подготовительный и основной. Целями подготовительного этапа являются:
- развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (цвета, формы, размера и величины предметов)
- развитие буквенного гнозиса (восприятие цвета, формы, величины букв)
- развитие зрительного анализа и синтеза (уточнение и расширение объема зрительной памяти,
- формирование и развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве, в собственном теле, на листе бумаги)
- формирование речевых инструментов для обозначения пространственных отношений.
Целью основного этапа логопедической работы с детьми с оптической дисграфией является дифференциация смешиваемых букв, начиная с уровня буквы и заканчивая предложением и текстом.
Можно начинать логопедическое занятие с упражнения «Корректурные пробы», которое позволит учителю-логопеду настроить ребенка на занятие и одновременно настроит работу и его зрительную систему.
Вся работа по коррекции ведется по направлению: «от малого к большому» - от работы на уровне буквы к предложению.
1 уровень – уровень букв. На этом этапе детям предлагаются следующие задания:
- письмо смешиваемых букв на различных крупах (рис, гречка, манка)
- дописывание элементов букв в ряде общих символов (например, заготовить ряд прописаных букв О и попросить ребенка в определенной последовательности превращать букву О в прописные Б иди Д);
- поэлементная запись букв с проговариванием.
2 уровень – уровень слогов. Здесь так же можно использовать дописывание букв в слогах, написание слогов с оппозиционными буквами в два столбика, написание слов через зеркало.
3 уровень- уровень слов и словосочетаний. На данном этапе школьнику можно предложить следующие виды заданий:
- вставить смешиваемые буквы в слова и словосочетания;
- написание слов и словосочетаний в два столбика;
- схематичное изображение слова с последующей расшифровкой. (заменить букву П цифрой 2, а Т – 3);
- исправление изначально неверное написания лексического материала
- отделение слов от псевдослов, поиск слов среди буквенного ряда
4 уровень – уровень предложений и текста. Происходит окончательное усложнение предъявляемого речевого материала, используются следующие задания:
- нахождение дифференцируемых букв в предложениях и текст, их выделение (обводка или подчеркивание);
- написание под диктовку лексического материала, содержащего высокое числа оппозиционных букв;
- чтение «заколдованных текстов»: сплошного текста с нарушенными границами слов; чтение строчек наоборот по буквам, по словам.
Профилактику оптической дисграфии можно начинать еще в дошкольном возрасте с развития у ребенка психических функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и чтения.
Работа с дошкольниками ведется в привычной им игровой форме и включает в себя следующие задачи: развитие зрительного восприятия и памяти, формирование пространственных представлений, развитие зрительно-моторной координации. Воспользовавшись современными источниками информации заинтресованный педагог или родитель найдет огромное количество игр, пособий и заданий, которые помогут им решить все эти задачи.
Библиография:
1. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. - М.: Просвещение, 2003.
2. Асташина И.В. Почему ребенок путает буквы, или Оптическая дисграфия. Профилактика нарушений письма у школьников. – М.: Феникс, 2022.
3. Олеся Романович: 50 игровых заданий для развития зрительно-пространственных представлений. – М.: Феникс, 2022.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов - М.: Просвещение, 2004.
5. Суслова О.В., Мальм М.В. Дисграфия. Учусь различать буквы. – М.: Феникс, 2022.
Предварительный просмотр:
На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой.
На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой.
На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень ре...
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса по теме : "Дифференциация букв И-У в слогах и словах"
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса...
Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии ...
Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...