Система логопедической работы по коррекции оптической дисграфии
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)

В работе указаны причины возникновения оптической дисграфии, методы работы с детьми с данной патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система логопедической работы по коррекции оптической дисграфии

Дисграфия - это нарушение письменной речи, которое проявляется в специфических ошибках, не связанных с овладением орфографическими правилами. Оптическая дисгарфия является одной из видов дисграфий. Следует уточнить, что ошибки на письме проявляются у гласных и согласных в сильных орфографических позициях   - у гласных под ударением и у согласных в связке с последующей гласной. Не берутся в расчет ошибки в написании безударных гласных, парных согласных в слабой позиции и словарных слов.

Возникновение оптической дисграфии связано с недоразвитием зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти, неточностью представлений ребенка о форме, цвете и величине предметов. На письме мы это можем увидеть в заменах и искажениях графического образа букв. Замена букв происходит по следующим направлениям:

  • Зрительно-пространственные  ошибки - отзеркаливание букв (Замена Э-С, З – Е)
  • Зрительно-моторные ошибки - смешения оптически сходных букв (замены у – д, д – в, ф - р)
  • Моторные ошибки - ошибки двигательного запуска (замены п –т, б-д)
  • Прописывание лишних элементов при воспроизведении букв или наоборот недописывание отдельных элементов букв (замены х-ж, и-у, л-м, и-ш, я - л)

При проведении логопедиччсекой диагностики для исключения нарушений слуха и зрения необходимо проконсультироваться у врачей соответствующего профиля.

Логопедическое обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов: изучение анамнеза ребенка для выяснения возможных причин дисграфии, обследование артикуляционной функции, определение ведущей руки; оценка состояния процессов фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; специфики лексико-грамматической стороны речи.

После изучения сформированности устной речи логопед может переходить к обследованию письменной речи в зависимости от возраста и графических способностей ребенка (списывание печатного и рукописного текста, диктант, составление рассказа по картинке, чтение).

На основании анализа полученных данных специалист может вынести логопедическое заключение.

Для  экспресс-диагностикиможно попросить ребенка выполнить экспресс-тестна оптическуюформу дисграфии

Для этих целей можно использовать экспресс-диагностику письменной речи младших школьников (по Садовниковой И.Н.)

Контрольное списывание.

Норма (8-10 баллов)

10 баллов правильное и точное воспроизведение букв, слов, текста.

8 баллов наличие только орфографических ошибок в словах.

Средний уровень (4-6 баллов)

6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.

4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

Низкий уровень (0-2 балла)

2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

0 баллов - задание не выполнено.

Материал для обследования состояния письма.

1.                 Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, бабочка.

В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списывания слова.

2.                 Списать слова, написанные печатным шрифтом:

плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.

3.                 Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т, и.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк. Например: б, -,  е, ж, , ы, х и т. д.

4.                 Записать под диктовку прописные буквы: Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, 3, Г, С, Р, Л, Ц, Б.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

5.      Записать под диктовку слоги: ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде, круп, взле, пни, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.

6.     Записать под диктовку слова: шар, стул, грач, пишу, сила, книга, правда, клубок, трава, упал, берёза, ступенечка, пружина, больной, убегать.

7.     Записать предложение после однократного прослушивания: У ёлки пушистый зайчик.

8.     Списать печатный текст (1 класс).

Кошка и птичка.

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

В зависимости от возраста подбирается соответствующий текст.

9.     Списать рукописный текст (2 класс, начало учебного года).

Щенок.

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.

Коррекционную работу можно условно разделить на 2 этапа: подготовительный и основной. Целями подготовительного этапа являются:

  • развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (цвета, формы, размера и величины предметов)
  • развитие буквенного гнозиса (восприятие цвета, формы, величины букв)
  • развитие зрительного анализа и синтеза (уточнение и расширение объема зрительной памяти,
  • формирование и развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве, в собственном теле, на листе бумаги)
  • формирование речевых инструментов для обозначения пространственных отношений.

Целью основного этапа  логопедической работы с детьми с оптической дисграфией является дифференциация смешиваемых букв, начиная с уровня буквы и заканчивая предложением и текстом.

Можно начинать логопедическое занятие с упражнения «Корректурные пробы», которое позволит учителю-логопеду настроить ребенка на занятие и одновременно настроит работу и его зрительную систему.

Вся работа по коррекции ведется по направлению: «от малого к большому» - от работы на уровне буквы к предложению.

1 уровень – уровень букв. На этом этапе детям предлагаются следующие задания:

  • письмо смешиваемых букв на различных крупах (рис, гречка, манка)
  • дописывание элементов букв в ряде общих символов (например, заготовить ряд прописаных букв О и попросить ребенка в определенной последовательности превращать букву О в прописные Б иди Д);
  • поэлементная запись букв с проговариванием.

2 уровень – уровень слогов. Здесь так же можно использовать дописывание букв в слогах, написание слогов с оппозиционными буквами в два столбика, написание слов через зеркало.

3 уровень- уровень слов и словосочетаний. На данном этапе школьнику можно предложить следующие виды заданий:

  • вставить смешиваемые буквы в слова и словосочетания;
  • написание слов и словосочетаний в два столбика;
  • схематичное изображение слова с последующей расшифровкой. (заменить букву П цифрой 2, а Т – 3);
  • исправление изначально неверное написания лексического материала
  • отделение слов от псевдослов, поиск слов среди буквенного ряда

4 уровень – уровень предложений и текста. Происходит окончательное усложнение предъявляемого речевого материала, используются следующие задания:

  • нахождение дифференцируемых букв в предложениях и текст, их выделение (обводка или подчеркивание);
  • написание под диктовку лексического материала, содержащего высокое числа оппозиционных букв;
  • чтение «заколдованных текстов»: сплошного текста с нарушенными границами слов; чтение строчек наоборот по буквам, по словам.

Профилактику оптической дисграфии можно начинать еще в дошкольном возрасте с развития у ребенка психических функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и чтения.

Работа с дошкольниками ведется в привычной им игровой форме и включает в себя следующие задачи: развитие зрительного восприятия и памяти, формирование пространственных представлений, развитие зрительно-моторной координации. Воспользовавшись современными источниками информации заинтресованный педагог или родитель найдет огромное количество игр, пособий и заданий, которые помогут им решить все эти задачи.

Библиография:

1. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. - М.: Просвещение, 2003.

2. Асташина И.В. Почему ребенок путает буквы, или Оптическая дисграфия. Профилактика нарушений письма у школьников. – М.: Феникс, 2022.

3. Олеся Романович: 50 игровых заданий для развития зрительно-пространственных представлений. – М.: Феникс, 2022.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов - М.: Просвещение, 2004.

5. Суслова О.В., Мальм М.В. Дисграфия. Учусь различать буквы. – М.: Феникс, 2022.



Предварительный просмотр:

На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой.

На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой.

На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект индивидуального логопедического занятия по  коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи (3 уровень ре...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии ...

Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях

Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...