Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
статья

Прусакова Ольга Николаевна

обучение детей с ОВЗ (УО) в инклюзивных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 (умственной отсталостью

или интеллектуальными нарушениями)

 в общеобразовательной школе

Выступление на РМО учителей начальных классов

 учителя Озерского филиала

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
Никифоровского района Тамбовской области

Прусаковой Ольги Николаевны,

высшая квалификационная категория

26.08.2020

      В текущем учебном году наша  школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программой  «Школа России». А дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой.  В 2020-21 учебном году в нашей школе будут обучатся 9 детей с ОВЗ, это 11% от общего количества детей в школе. Из них 4 ребёнка с ЗПР, а 5 – с нарушениями интеллекта, т.е. умственной отсталостью (УО).  Все дети с ОВЗ будут обучатся очно в школе в инклюзивных классах вместе со всеми детьми.

 Сведения о детях, имеющие особые образовательные потребности

в Озерском филиале  МБОУ «Никифоровская СОШ №2» за 4 года

Вывод: на диаграмме хорошо видно, что количество детей с ОВЗ в филиале стабильно высокое, наблюдается рост детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость).

      Под нарушением интеллекта или, другими словами, умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, которое возникает вследствие органического поражения головного мозга ребёнка или после полученных травм головного мозга, или как осложнение после перенесенных каких-либо тяжелых заболеваний. Дети с нарушением интеллекта имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение в образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме. Это является первостепенной задачей учителя. Поэтому в учебный план включены такие специальные предметы, как социально-бытовая ориентировка, общественно-полезный труд, особое внимание уделяется трудовому обучению, которое с 5 класса приобретает профессиональную направленность: мальчики обучаются столярному, слесарному делу, девочки – швейному, цветоводству. И по окончании 9 класса дети сдают экзамен именно по этим предметам. Основой в организации образовательного процесса с УО детьми является коррекционно-развивающий его характер. Следовательно, каждый урок должен быть направлен на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих:

  • Коррекция и развитие внимания.
  • Коррекция и развитие связной устной и письменной речи.
  • Коррекция и развитие памяти.
  • Коррекция и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия.
  • Коррекция и развитие мелкой моторики рук.
  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности.
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

 К таким урокам предъявляются те же самые общепедагогические требования плюс специальные требования:

  • Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
  •  Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  • Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  • Максимальную развернутость и расчлененность сложных понятий и действий;
  • Многократное повторение чего-либо;
  • Максимальная опора на чувственный, практический опыт и на более развитые способности ребенка;
  • Использование игровых приемов обучения; Использование наглядных и практических методов и средств обучения, что обусловлено конкретностью мышления УО детей, абстрактное мышление у таких учеников, как правило, не развито вообще;
  • Обязательное включение на каждом уроке такого вида работы, как работа со словом (словарная работа) – важность ее объясняется крайне бедным словарным запасом учащихся, общими нарушениями их речи;
  •  Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Дети с нарушением интеллекта, в основном, ведомые, им свойственно подражание; нотации и беседы в большинстве случаев бесполезны. Поэтому, в них, как в зеркале, отражается эмоциональный настрой самого учителя. Хочется обратить внимание на такой этап урока как проверка и оценка знаний. Даже ряд известных олигофренопедагогов утверждают, что оценка знаний умственно отсталых учащихся не может быть введена в процесс обучения, так как эти дети различны по своим возможностям и поставить одинаковую отметку за приблизительно одинаковые ответы невозможно. Оценки должны тщательно комментироваться. Критерии оценок: «5» — ответ по наводящим вопросам, но правильный, наводящих вопросов мало; «4» — ученик отвечает в основном правильно, но допускает негрубые ошибки и исправляет их с помощью учителя; «3» — допускает грубые ошибки; «2» — допускает грубые ошибки, не исправляет с помощью учителя. Письменные работы рекомендуется проверять зеленой пастой, чтоб неудовлетворительная отметка, выставленная красной пастой, не спровоцировала негативную реакцию, т.к. красный цвет – это цвет опасности. Каких же результатов должен достичь умственно отсталый ученик? В.П.Симонов выделяет следующие показатели степени обученности:

  • «Различение» (распознавание), или уровень знакомства. Характеризует низшую степень обученности. Ученик отличает данный объект, процесс, явление и т.п. от их аналогов, только тогда, когда их предъявляют ему в готовом виде, демонстрируя только лишь способность узнавания. Написать, объяснить, решить, применить на практике не может. На вопросы дает односложные ответы, наблюдается попытка «угадать» правильный ответ.
  •  «Запоминание«. Учащийся может пересказать содержание текста, правила и т.п. без глубокого осознания. Учащийся отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности.
  • «Понимание». Учащийся не только воспроизводит формулировку, но может объяснить, привести пример. Сущность вопроса им понята, а не просто формально закреплена в сознании.
  •  «Применение» (репродуктивный уровень). Ученик может применить на практике теоретические знания в простейших заданиях. Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие навыки.
  • «Перенос». Ученик умеет творчески применить полученные теоретические знания на практике, в новой нестандартной ситуации. Если ученик достиг репродуктивного уровня обученности, то это очень хороший результат.  Достичь высшей степени обученности «Перенос» для умственно отсталого ребенка практически невозможно и нереально, хотя исключения возможны.

 Рекомендации по работе с умственно отсталыми детьми:

  • Запаситесь ангельским терпением, стальными нервами и относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но не на секунду не забывайте, что это дети ОСОБЕННЫЕ.
  • Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
  • Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  • Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха. Приемы: Снятие страха — «Ничего страшного…» Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…» Авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива — «Нам это нужно для…» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение — «Приступай же…» Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.») Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас). Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Представленная работа поможет разобраться в терминологии, касаемой обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.   Даны рекомендации, которые помогут учителю найти подход к каждому "...

Презентация "Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе"

Классификация видов ЗПР,методические рекомендации для учителей...

Дифференцированное обучение детей с ОВЗ в массовой школе в общеобразовательном классе

Если я на тебя чем то не похож,Я этим вовсе не оскорбляю тебя,А, напротив, одаряю. (Антуан Сент Экзюпери)...

Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях ФГОС.

Методические рекомендации для учителей по созданию оптимальных условий организации учебного процесса при работе с детьми ОВЗ:  ЗПР, РАС,НОДА, УО. Приемы обучения, способствующие активиз...

Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн....

Обучение детей с ТНР в общеобразовательной школе.

Данная тема в последнее время крайне актуализирована, и мы не можем не уделить внимание особенностям обучения детей с нарушениями развития....