КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Наталья Петровна Ветлугина
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Беспаловская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края
Проблемы специального образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных проблем в образовании. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования[2].
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями: посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении или путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения[5].
Более пристального рассмотрения требует вопрос совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими подобных нарушений.
Выделяют следующие критерии отбора детей для интегрированного обучения:
1. Возможности ребенка: выраженность дефекта, зона ближайшего развития, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.
2. Готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей интегрируемого ребенка, педагогов, родителей сверстников, обучающихся общеобразовательного учреждения).
3. Соответствие образовательной среды школы потребностям интегрируемого ребенка[1].
Коррекционная работа при обучении детей с ОВЗ становится эффективной только при условии практического индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения интегрируемого ребенка в общеобразовательном учреждении. Такое сопровождение включает несколько этапов:
1. Выявление и анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума).
2. Определение возможности интеграции конкретного ребёнка, условий и форм интеграции.
3. Составление плана интегрированного обучения, включая:определение вида и объема необходимой коррекционной помощи; частоту, время и место оказания специальной коррекционной помощи специалистов;оказание дополнительной специальной помощи.
4. Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к интегрированному обучению с ребёнком и его родителями.
5. Разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребёнка.
6. Организация и реализация образовательного процесса интегрированного обучения (в условиях общеобразовательной школы).
7. Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции.
8.Оценка результатов обучения (совместно специалистами городской ПМПК и образовательного учреждения).
9.Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса интеграции.
10. Анализ перспективы дальнейшего развития интегрируемого ребёнка[1].
Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей (законных представителей). Это зависит от выраженности отклонений в развитии.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа также является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения[4].
При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.
Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности. Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются игровые ситуации;дидактические игры, игровые тренинги, психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук[6].
На практике чаще всего мне приходилось работать с детьми с ЗПР. Это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
При организации обучения приходится адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.
Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Следует тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Исходя из личного опыта, сделала вывод, что при организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ учителю необходимо:
- следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
- посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
- поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
- разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
- требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для «слабых» в счете обучающихся.
К общим принципам и правилам коррекционной работыможно отнести:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности[3].
Таким образом, учителям, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо проводить систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы; фиксировать динамику развития обучающихся; вести учет освоения ими общеобразовательных программ; совместно с педагогом-психологом заполнять на них карты индивидуального сопровождения. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Список литературы:
- Алексеенко Ж.В. Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskie rekomendacii po obucheniyu detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya-51011.htm (дата обращения: 11.02.2016).
- Алимова Э.Н. Особенности обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.uchportfolio.ru/articles/read/1365.html (дата обращения: 14.02.2016).
- Виноградова С. Обучение детей с ОВЗ. .[Электронный ресурс]. URL: http:// ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html (дата обращения: 16.02.2016).
- Левитская А.А. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. [Электронный ресурс]. URL: http:// zhit-vmeste.ru/docs/obrazovanie/1476.html (дата обращения: 11.02.2016).
- Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.
- Мустафина, Л.Н. Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе / Л.Н. Мустафина // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 114-117.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы обучения детей овз в общеобразовательной школе
Методы обучения детей овз в общеобразовательной школе...
«Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга». Карягина Ю.А.
Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг....
Преемственность в коррекционной работе логопеда дошкольной образовательной организации и общеобразовательной школы, как один из путей профилактики дисграфии и школьной неуспеваемости.
Выступление в рамках ежегодного августовского совещания педагогических работников Корсаковского городского округа....
Cтатья :Сущность, значение, задачи и направления коррекционно-развивающей работы воспитателя группы продлённого дня в общеобразовательной школе.
Сущность коррекционной работы воспитателя ГПД.Памятка педагогам....
Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).
Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...
Организация и содержание коррекционной работы при обучении детей с нарушениями речи
Организация и содержание коррекционной работы при обучении детей с нарушениями речи...