РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-6 КЛАССОВ
рабочая программа по логопедии на тему
Пояснительная записка
Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
1 часа в неделю (с 1 по 6 класс)
Срок реализации программы – 1 год;
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
96 ч. | 84 ч. | 132 ч. | 96ч. | 408 ч. |
Цель коррекционных занятий начальной школы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_korrektsiya_1-6_kl._2015-2016.docx | 64.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Москвы
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Телефон: (499) 248-44-17 Факс: (499) 248-46-62 E-mail: sk30@edu.mos.ru
(499) 248-42-42 (499) 248-50-51
ОКПО 45399347, ОГРН 1037739409960, ИНН/КПП 7704234760/770401001
____________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ДЛЯ 1-6 КЛАССОВ
НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор-составитель: Фролова Анна Павловна учитель-логопед |
Москва 2015 г.
Пояснительная записка
Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
1 часа в неделю (с 1 по 6 класс)
Срок реализации программы – 1 год;
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
96 ч. | 84 ч. | 132 ч. | 96ч. | 408 ч. |
Цель коррекционных занятий начальной школы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачами логопедической коррекции являются:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- формировать представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- обогащать словарный запас детей.
- исправление недостатков моторики.
- развивать связную речь (развитие навыков построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста).
- развивать коммуникативную готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать логопеда.
Оздоровительная работа:
- расслабляющий массаж, дыхательная гимнастика
- развитие координации движений, речь с движением, мелкой моторики
- развитие ориентировки в пространстве
- расслабляющие и релаксирующие упражнения
Логопедическое сопровождение.
Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Развитие перцептивных возможностей.
- Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);
- Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);
- Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.
(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации)
- Двигательная сфера
- Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;
Формирование пространственно-временных отношений
- Формирование собственно пространственных представлений
(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости;
формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)
Развитие звуковой стороны речи.
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- Коррекция дефектов произношения.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми
словосочетаниями, связью слов в предложении.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Средний уровень усвоения
Учащиеся под контролем логопеда должны уметь:
- выражать свои желания за счет усвоения доступных средств коммуникации;участвовать в игровых упражнениях с помощью логопеда и с опорой на наглядность;
- различать с помощью логопеда, часто встречающиеся знаково-символические средства представления информации;
- уметь слушать логопеда;
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, Р-Л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов, использовать предлоги и некоторые наречия.
- уметь соблюдать правила поведения во время занятий;
Низкий уровень усвоения
Учащиеся с помощью логопеда должны уметь:
- участвовать в игровых упражнениях с помощью логопеда и с опорой на наглядность;
- откликаться на своё имя, фамилию;
- уметь слушать логопеда;
- уметь соблюдать правила поведения во время занятий.
Формы и средства контроля
за уровнем знаний, умений и навыков учащихся
Устные опросы проводятся по итогам окончания каждой четверти с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Задания выполняются самостоятельно, с частичной или с непосредственной помощью логопеда.
По своему содержанию устные опросы могут быть:
- только опросы;
- опросы с заданиями.
Это зависит от цели работы и объема проверяемого материала.
Содержание программы
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Лексическая тема | Универсальные учебные действия | |
1 четверть – 17часов. | |||||
1. | 1 | Простое предложение. | «Школа». |
| |
2. | 1 | Выделение предложения из текста. | «Пришкольный участок». |
| |
3. | 1 | Слово в составе предложения. | Работа по картине «В школе». |
| |
4. | 1 | Простое предложение (закрепление). | Пересказ текста «После школы». |
| |
5. | 1 | Составление предложений по картинкам. | «Осень». |
| |
6. | 1 | Составление предложений по данным словам. | «Осень. Деревья осенью». |
| |
7. | 1 | Гласные звуки и буквы. | «Овощи». |
| |
8. | 1 | Гласные ударные и безударные. | Рассказ-описание «Овощи». |
| |
9. | 1 | Согласные звуки и буквы. | «Огород». |
| |
10. | 1 | Упражнение в звукобуквенном анализе. | Загадки по теме «Овощи». |
| |
11-12. | 2 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | «Работа в огороде». |
| |
13-14. | 2 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация Б-П. | «Фрукты. Сад». |
| |
15. | 1 | Звуки В-Ф. | «Грибы». |
нахождение слов с парными согласными В-Ф.
| |
16. | 1 | Дифференциация В-Ф. | «Ягоды». |
| |
17. | 1 | Звуки Д-Т. | Рассказ «В лесу». |
| |
18. | 1 | Дифференциация Д-Т. | «Семья». |
| |
19-20. | 2 | Парные звонкие и глухие согласные. | Беседа «Вечером в семье». |
|
2 четверть – 16 часов | |||||
21. | 1 | Парные звонкие и глухие согласные (повторение). | «Одежда». |
| |
22. | 1 | Звуки Г-К. | «Виды одежды». |
| |
23. | 1 | Дифференциация Г-К. | «Бережное отношение к одежде». |
| |
24-25. | 2 | Дифференциация З-С. | «Обувь». |
| |
26. | 1 | Дифференциация Ш-Ж. | «Обувь». (различение по сезонам). |
| |
27-28. | 2 | Дифференциация С-Ш. | «Уход за обувью». |
| |
29. | 1 | Дифференциация З-Ж. | Загадки по теме «Одежда. Обувь». |
| |
30. | 1 | Свистящие и шипящие звуки. | Работа со стихотворением «Я одеться сам могу». |
| |
31-32. | 2 | Дифференциация Р-Л | «Приметы зимы». |
| |
33. | 1 | Аффрикаты. Звук и буква Ц. | «Зима» (работа с деформированным текстом). |
| |
34. | 1 | Дифференциация Ц-С. | Беседа по картине «У кормушки». |
картину. | |
35. | 1 | Звук и буква Ч. Дифференциация Ч-Т. | «В лесу зимой». |
| |
36. | 1 | Звук и буква Щ. Дифференциация Щ-Ш. | «Домашние животные зимой». |
в словах.
| |
37- 38. | 2 | Звуки и буквы Ч, Щ, Ц. | Беседа по сюжетной картине «На ферме». |
| |
39. | 1 | Твёрдые и мягкие согласные. | «Уход за домашними животными зимой». |
| |
40. | 1 | Обозначение мягкости согласных гласными Е, Ё, Ю, Я, И. | Рассказ о домашних животных. |
| |
41. | 1 | Обозначение твёрдости и мягкости согласных гласными И-Ы. | «Дикие животные зимой». |
| |
42. | 1 | Обозначение твёрдости и мягкости согласных гласными У-Ю. | Составление рассказа по сюжетной картине. |
| |
43. | 1 | Обозначение твёрдости и мягкости согласных гласными А-Я. | Загадки по теме «Дикие животные». |
| |
44. | 1 | Обозначение твёрдости и мягкости согласных гласными О-Ё. | Пересказ короткого текста «Дикие животные зимой». |
| |
45-46. | 2 | Слова с буквами Е,Ё,Ю,Я. | «Новый год». |
| |
47. | 1 | Слова с буквами Е,Ё,Ю,Я после гласных. | Беседа о праздновании Нового года. |
| |
48-49. | 2 | Обозначение мягкости согласных буквой ь знак. | Пересказ рассказа «Как Прыг на ёлку ходил». |
| |
50-52. | 3 | Буква ь знак в конце предложения. | Разучивание новогодних стихотворений. |
|
3 четверть – 22 часа. | |||||
53. | 1 | Гласные Е, Ё, Ю,Я в начале слова. | «Мебель». |
| |
54. | 1 | Гласные Е, Ё, Ю,Я после гласных. | «Части мебели». |
| |
55. | 1 | Гласная Е в начале слова. | Игра «Расставляем мебель». |
| |
56. | 1 | Гласная Ё в начале слова. | Сюжетно-ролевая игра «В мебельном магазине». |
| |
57. | 1 | Гласная Ю в начале слова. | «Транспорт». |
| |
58. | 1 | Гласная Я в начале слова. | «Виды транспорта». |
| |
59. | 1 | Слова с буквами И, Й. | «Назначение транспорта». |
| |
60. | 1 | Различение И-Й. | «Профессии на транспорте». |
| |
61-62. | 2 | Деление слов на слоги. | «Профессии на транспорте». |
| |
63-64. | 2 | Перенос слов по слогам. | «Профессии» (трудовые действия людей разных профессий). |
| |
65-66. | 2 | Ударение в слове. | «Профессия моих родителей». |
| |
67-68. | 2 | Ударные и безударные гласные в слове. | «Профессии на стройке». |
| |
69. | 1 | Слова, обозначающие предметы. | «Трудовые действия». |
| |
70. | 1 | Различение названий предметов по вопросам: кто? что? | «Трудовые действия». |
с использованием предметных картинок.
| |
71-72. | 2 | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. | «Профессии. Швея». |
(ед. и множ. число).
| |
73. | 1 | Сравнение сходных по назначению предметов. | «Профессии». Игра «В ателье». |
| |
74-75. | 2 | Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям. | «Профессии. Продавец». |
| |
76-77. | 2 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | «Продавец. Магазин». |
| |
78. | 1 | Большая буква в кличках животных. | «Профессии. Почтальон». |
| |
79-80. | 2 | Правописание имён собственных и употребление их в предложении. | Сюжетно-ролевая игра «На почте». |
| |
81. | 1 | Действие и его название. | «Ранняя весна». |
| |
82. | 1 | Слова, обозначающие действия неодушевлённых предметов. | «Весна. Первые приметы весны». |
| |
83. | 1 | Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов. | Рассказ по серии сюжетных картинок «Кораблики». |
| |
84-85. | 2 | Группировка действий по признакам их однородности. | «Комнатные растения». |
| |
86-87. | 2 | Различение предметов по их действиям. | «Уход за комнатными растениями». |
| |
88-89. | 2 | Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы Что делает? Что делают? | «Дикие животные весной». |
| |
90. | 1 | Название предметов и их действий. | «Пословицы и поговорки о весне». |
|
4 четверть – 14 часов | |||||
91. | 1 | Предлог - как отдельное слово. | «Весна» (середина весны). |
| |
92. | 1 | Раздельное написание предлогов со словами. | «Домашние животные весной». |
| |
93. | 1 | Пространственная ориентация с помощью предлогов. | Работа по картине «На скотном дворе». |
| |
94. | 1 | Простое предложение. | «Труд людей весной на селе». |
| |
95. | 1 | Предложение в тексте. | «На школьном огороде». |
| |
96. | 1 | Работа с деформированным предложением. | «Труд людей весной». |
| |
97-98. | 2 | Завершение начатого предложения. | «Раннецветущие растения». |
| |
99-100. | 2 | Работа с деформированным предложением. | «Весенние цветы. Ландыш. Мать-и-мачеха». |
| |
101. | 1 | Составление письменных ответов на вопросы. | «Раннецветущие растения. Черёмуха». |
| |
102-103. | 2 | Порядок слов в предложении. | «Город». |
| |
104. | 1 | Правила написания предложения. | «Наш город». |
| |
105-106. | 2 | Предложение (закрепление). | «Жизнь в городе». |
| |
107. | 1 | Предложение в тексте. | «Насекомые».
|
| |
108. | 1 | Составление письменных ответов на вопросы к тексту. | Работа с текстом «Живой вертолёт». |
| |
109-110. | 2 | Выделение предложений из текста. | «Полезные и вредные насекомые». |
| |
111. | 1 | Последовательный порядок предложений в тексте. | Загадки «Насекомые». |
| |
112-113. | 2 | Связь предложений в тексте. | «Правила дорожного движения». |
| |
114. | 1 | Работа с деформированным текстом. | Загадки по теме «Правила дорожного движения». |
| |
115. | 1 | Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок. | «Дорога в школу». |
|
Методическое обеспечение программы
Литература, используемая логопедом в работе над программой:
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
5.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
6.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
7.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
8.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
9. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы коррекция 1 класс 8 вид
Рабочие программы...
Рабочая программа по коррекции 2 класс
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...
Планирование уроков для1 класса по ФГОС
Планирование-это документ в руках педагога,в который вписывается творчество, фантазия и талант ....
Урок игра для1 класса М Пришвин "Предмайское утро"
Развивающий урок-игра для первоклассников с элементами игровых технологий,проблемного обучения,технологий сотрудничества ....
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
Рабочая программа по окружающему миру для1 класса
Рабочая программа по окружающему миру для1 класса составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», содержит пояснительную записку и календарно-тема...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логопедическая коррекция» 2б класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ ...