РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-6 КЛАССОВ
рабочая программа по логопедии на тему

Пояснительная записка

Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

1 часа в неделю (с 1 по 6 класс)

Срок реализации программы – 1 год;

 

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

96 ч.

84 ч.

132 ч.

96ч.

408 ч.

 

Цель коррекционных занятий начальной школы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

      Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_korrektsiya_1-6_kl._2015-2016.docx64.14 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Телефон: (499) 248-44-17                               Факс: (499) 248-46-62                           E-mail: sk30@edu.mos.ru

(499) 248-42-42                                                (499) 248-50-51

ОКПО  45399347,              ОГРН  1037739409960,                ИНН/КПП          7704234760/770401001

____________________________________________________________________           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЛЯ    1-6   КЛАССОВ

НА  2015 /2016  УЧЕБНЫЙ ГОД

Автор-составитель:

Фролова Анна Павловна

учитель-логопед

Москва 2015 г.

Пояснительная записка

Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

1 часа в неделю (с 1 по 6 класс)

Срок реализации программы – 1 год;

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

96 ч.

84 ч.

132 ч.

96ч.

408 ч.

Цель коррекционных занятий начальной школы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

      Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачами  логопедической коррекции  являются:

  • формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формировать пространственно-временные ориентировки;
  • формировать представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  • обогащать словарный запас детей.
  • исправление недостатков моторики.
  • развивать связную речь (развитие навыков построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста).
  • развивать коммуникативную готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать логопеда.

Оздоровительная работа:

  • расслабляющий массаж, дыхательная гимнастика
  •  развитие координации движений,  речь с движением, мелкой моторики
  •  развитие ориентировки в пространстве
  • расслабляющие и релаксирующие упражнения

Логопедическое сопровождение.

Сенсорное и сенсомоторное развитие

  1. Развитие перцептивных возможностей.
  • Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);
  • Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);
  1. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.

(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации)

  1. Двигательная сфера
  • Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;

Формирование пространственно-временных отношений

  1. Формирование собственно пространственных представлений

(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости;

 формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)

Развитие звуковой стороны речи.

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  2. Коррекция дефектов произношения.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  1. уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  2. уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми

словосочетаниями, связью слов в предложении.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Средний уровень усвоения

Учащиеся под контролем логопеда должны уметь:

  •            выражать свои желания за счет усвоения доступных средств коммуникации;участвовать в игровых упражнениях с             помощью логопеда и  с опорой на наглядность;
  •            различать с помощью логопеда, часто встречающиеся знаково-символические средства представления информации;
  •           уметь слушать логопеда;
  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, Р-Л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • читать по слогам короткие тексты;
  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
  • по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.

 

  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
  • составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов, использовать предлоги и некоторые наречия.
  • уметь соблюдать правила поведения во время занятий;

Низкий уровень усвоения

Учащиеся с помощью логопеда должны уметь:

  • участвовать в игровых упражнениях с помощью логопеда и  с опорой на наглядность;
  • откликаться на своё имя, фамилию;
  • уметь слушать логопеда;
  • уметь соблюдать правила поведения во время занятий.

Формы и средства контроля

за уровнем знаний, умений и навыков учащихся

Устные опросы проводятся по итогам окончания каждой четверти с опорой на индивидуальные особенности ребенка.  Задания  выполняются самостоятельно, с частичной или  с непосредственной помощью логопеда.

По своему содержанию устные опросы могут быть:

  • только опросы;
  •  опросы с заданиями.

     Это зависит от цели работы и объема проверяемого материала.

Содержание программы

п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Лексическая  тема

Универсальные учебные действия

1 четверть – 17часов.

1.

 1

Простое предложение.

«Школа».

  • Деление простого предложения на слова.
  • Составление схем предложений.
  • Ответы на вопросы логопеда (школа).

2.

1

Выделение предложения из текста.

«Пришкольный участок».

  • Выделение предложения из текста.
  •  Определение количества слов в предложении.
  • Закрепление правила записи предложения.
  • Составление короткого рассказа по личным наблюдениям.

3.

1

Слово в составе предложения.

Работа по картине

«В школе».

  • Выделение предложений из текста (3-4 предложения).
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Беседа по картине по плану.

4.

1

Простое предложение (закрепление).

Пересказ текста

«После школы».

  • Определение количества слов в предложении.
  • Расстановка точек в конце предложения.
  • Пересказ прочитанного текста по плану.

5.

1

Составление предложений по картинкам.

«Осень».

  • Составление и запись предложений по картинкам.
  • Составление схем предложений.
  • Ответы на вопросы логопеда.

6.

1

Составление предложений по данным словам.

«Осень. Деревья осенью».

  • Составление и запись предложений по данным словам.
  • Определение количества слов в предложении.
  • Нахождение в тексте предложений, соответствующих схемам.
  • Составление рассказа-описания по опорным словам.

7.

1

Гласные звуки и буквы.

«Овощи».

  • Выделение из слов гласных звуков и букв.
  • Слоговой анализ слов.
  • Составление предложений по предметным картинкам.

8.

1

Гласные ударные и безударные.

Рассказ-описание «Овощи».

  • Нахождение в словах  гласных в сильной и слабой позиции.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Составление рассказа-описания по плану (овощ).

9.

1

Согласные звуки и буквы.

«Огород».

  • Звукобуквенный анализ слов, выделение согласных.
  • Выделение согласных в предложениях.
  • Активизация имеющихся знаний учащихся, беседа по картине.

10.

1

Упражнение в звукобуквенном анализе.

Загадки по теме «Овощи».

  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Составление звукобуквенных схем.
  • Отгадывание загадок.

11-12.

2

Дифференциация гласных и согласных звуков.

«Работа в огороде».

  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Образование слов по первым буквам, запись, составление схем.
  • Составление короткого рассказа, используя личный опыт, и с опорой на сюжетные картинки.

13-14.

2

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация Б-П.

«Фрукты. Сад».

  • Выделение в слове согласных, определение по звонкости-глухости.
  • Распределение слов по группам: звонкие согласные в начале слова – глухие согласные в начале слова.
  • Соотнесение слов и картинок (слова-паронимы).
  • Ответы на вопросы по картинкам (фрукты).
  • Составление рассказа-описания по плану.

15.

1

Звуки В-Ф.

«Грибы».

  • Распределение слов по наличию звука.
  • Чтение предложений,

нахождение слов с парными согласными В-Ф.

  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Описание предметов по картинкам (грибы).

16.

1

Дифференциация В-Ф.

«Ягоды».

  • Умение вставлять пропущенную букву в слове (слова-паронимы).
  • Распределение слов, картинок по наличию звука.
  • Сравнение слов с парными согласными.
  • Составление рассказа-описания по плану (ягоды).

17.

1

Звуки Д-Т.

Рассказ «В лесу».

  • Составление слов из букв разрезной азбуки.
  • Замена глухого согласного  на звонкий согласный, сравнение слов.
  • Составление рассказа по опорным картинкам «В лесу».

18.

1

Дифференциация Д-Т.

«Семья».

  • Сравнительный звукобуквенный анализ слов.
  • Работа с деформированным предложением.
  • Составление предложений со словами-паронимами.
  • Беседа о составе семьи детей.

19-20.

2

Парные звонкие и глухие согласные.

Беседа

«Вечером в семье».

  • Слоговой анализ.
  • Замена глухих согласных на звонкие согласные, сравнение слов.
  • Распределение картинок, слов по наличию заданного звука.
  • Составление рассказа по сюжетной картине и с опорой на личный опыт детей.

2 четверть – 16 часов

21.

1

Парные звонкие и глухие согласные (повторение).

«Одежда».

  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Определение наличия заданного звука.
  • Определение места звука в словах.
  • Актуализация имеющихся знаний у учащихся (одежда).

22.

1

Звуки Г-К.

«Виды одежды».

  • Чтение слов парами, сравнение по значению и звучанию.
  • Распределение слов по наличию звука.
  • Дифференциация понятий «осенняя» и «зимняя» одежда.

23.

1

Дифференциация Г-К.

«Бережное отношение к одежде».

  • Подбор подходящих по смыслу слов в предложении.
  • Распределение картинок по наличию заданного звука.
  • Беседа о бережном отношении к одежде с целью её сохранения.

24-25.

2

Дифференциация З-С.

«Обувь».

  • Чтение парами слов, сравнение по смыслу, звучанию.
  • Составление слов из букв разрезной азбуки.
  • Добавление пропущенной буквы в словах.
  • Составление предложений по вопросам (обувь).
  • Отгадывание загадок (обувь).

26.

1

Дифференциация  

 Ш-Ж.

«Обувь».

(различение по сезонам).

  • Закрепление правила правописания слогов ЖИ-ШИ в словах.
  • Звукобуквенный анализ  слов.
  • Выделение согласных звуков, их анализ по глухости-звонкости.
  • Нахождение различий и характеристика сезонной обуви.
  • Составление рассказа-описания (обувь).

27-28.

2

Дифференциация С-Ш.

«Уход за обувью».

  • Выделение начального звука в  словах.
  • Распределение картинок, слов по наличию заданного звука.
  • Подбор подходящих по смыслу слов в конце предложения.
  • Составление детьми рассказа об уходе за обувью с включением примеров из личного опыта.

29.

1

Дифференциация З-Ж.

Загадки по теме «Одежда. Обувь».

  • Распределение слов по наличию заданного звука.
  • Изменение предложений по образцу.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Отгадывание загадок.

30.

1

Свистящие и шипящие звуки.

Работа со стихотворением

«Я одеться сам могу».

  • Согласование существительных с прилагательными (слова-паронимы).
  • Дополнение предложений по вопросам и картинкам.
  • Разучивание стихотворения.

31-32.

2

Дифференциация Р-Л

«Приметы зимы».

  • Сравнение слов парами по наличию заданного звука.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Составление предложений по опорным словам.
  • Беседа  о природных изменениях зимой.

33.

1

Аффрикаты. Звук и буква Ц.

«Зима»

(работа с деформированным текстом).

  • Выделение начального звука, определение наличия заданного звука в словах.
  • Составление  слов из букв разрезной азбуки.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Составление предложений с соблюдением смысловой последовательности (зима).

34.

1

Дифференциация Ц-С.

Беседа по картине

«У кормушки».

  • Сравнение слов, чёткое проговаривание.
  • Дополнение предложений по вопросам и картинкам.
  • Ответы на поставленные вопросы с опорой на

картину.

 35.

1

Звук и буква Ч.

Дифференциация Ч-Т.

«В лесу зимой».

  • Составление слов из букв разрезной азбуки.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Составление схем предложений.
  • Составление рассказа-описания с опорой на сюжетные картинки.

36.

1

Звук и буква Щ.

Дифференциация Щ-Ш.

«Домашние животные зимой».

  • Чтение слов парами, сравнение по звучанию, написанию, значению.
  • Добавление пропущенных букв

      в словах.

  • Составление предложений, схем.
  • Актуализация имеющихся знаний у учащихся об уходе за домашними животными зимой.

37-

 38.

2

Звуки и буквы

 Ч, Щ, Ц.

Беседа по сюжетной картине «На ферме».

  • Выделение согласных звуков, определение их места в словах.
  • Распределение картинок, слов по наличию заданного звука.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Составление предложений, схем.
  • Составление предложений по картине, опорным словам.

39.

1

Твёрдые и мягкие согласные.

«Уход за домашними животными зимой».

  • Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах.
  • Запись слов парами, сравнение по написанию, значению.
  • Добавление слов в предложениях.
  • Диалог об уходе за животными  зимой из личного опыта детей.

40.

1

Обозначение мягкости согласных гласными

Е, Ё, Ю, Я, И.

Рассказ о домашних животных.

  • Слоговой синтез.
  • Распределение картинок по наличию заданных звуков.
  • Составление предложений по опорным словам.
  • Составление короткого рассказа по вопросам к тексту.

41.

1

Обозначение твёрдости и мягкости согласных гласными

И-Ы.

«Дикие животные зимой».

  • Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах.
  • Сравнительный звукобуквенный анализ слов.
  • Добавление пропущенной буквы в слова.
  • Актуализация имеющихся знаний учащихся о диких животных.

42.  

1

Обозначение твёрдости и мягкости согласных гласными

У-Ю.

Составление рассказа по сюжетной картине.

  • Чтение парами слов, сравнение по звучанию, написанию, смысловому значению .
  • Составление слов из букв разрезной азбуки.
  • Составление схемы предложений из текста.
  • Составление рассказа по сюжетной картине (дикие животные в лесу).

43.

1

Обозначение твёрдости и мягкости согласных гласными

А-Я.

Загадки по теме

«Дикие животные».

  • Добавление пропущенных букв в слова.
  • Распределение слов по наличию заданного звука.
  • Составление схем слов.
  • Отгадывание загадок (дикие животные).

44.

1

Обозначение твёрдости и мягкости согласных гласными

О-Ё.

Пересказ короткого текста «Дикие животные зимой».

  • Составление из букв разрезной азбуки слов.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Добавление слов в предложения.
  • Пересказ короткого текста.

45-46.

2

Слова с буквами Е,Ё,Ю,Я.

«Новый год».

  • Запись и анализ слов с пропущенными буквами.
  • Деление слов на слоги.
  • Выделение в словах гласного, обозначающего мягкость согласных.
  • Восстановление порядка слов в предложении.
  • Актуализация имеющихся знаний у детей о новогоднем празднике.

47.

1

Слова с буквами Е,Ё,Ю,Я после гласных.

Беседа о праздновании Нового года.

  • Запись слов, вставляя пропущенные буквы.
  • Деление слов на слоги.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Составление ответов на вопросы логопеда.

48-49.

2

Обозначение мягкости согласных

буквой ь знак.

Пересказ рассказа

«Как Прыг на ёлку ходил».

  • Чтение слов парами, сравнение по звучанию, написанию и  смысловому значению.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Составление схем предложений из текста.
  • Пересказ прочитанного текста.

50-52.

3

Буква ь знак в конце предложения.

Разучивание новогодних стихотворений.

  • Запись слов парами (с ь знаком и без ь знака), сравнение по смыслу, количеству звуков и букв.
  • Добавление буквы ь знак в слова.
  • Составление предложений, схем.
  • Выработка слуховой памяти, интонационной выразительности речи.

3 четверть – 22 часа.

53.

1

Гласные Е, Ё, Ю,Я в начале слова.

«Мебель».

  • Чтение и запись слов с пропущенными буквами в начале слова.
  • Выделение гласных в начале слова.
  • Добавление предложений, используя слова, данные в скобках.
  • Называние предметов мебели, их назначение.

54.

1

Гласные Е, Ё, Ю,Я после гласных.

«Части мебели».

  • Составление слов из букв разрезной азбуки.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Запись предложений с пропущенными буквами в словах.
  • Выделение и нахождение частей предметов мебели (стол, стул, шкаф).

55.

1

Гласная Е в начале слова.

Игра

«Расставляем мебель».

  • Чтение и чёткое проговаривание слов с буквой Е.
  • Деление слов на слоги.
  • Определение места буквы Е в словах.
  • Закрепление имеющихся знаний о предназначении мебели.

56.

1

Гласная Ё в начале слова.

Сюжетно-ролевая игра «В мебельном магазине».

  • Выделение буквы Ё в  словах.
  • Определение места буквы в слове.
  • Ответы на вопросы, используя слова с буквой Ё в начале слова.
  • Отработка диалоговой речи (мебель).

57.

1

Гласная Ю в начале слова.

«Транспорт».

  • Запись слов с пропущенной буквой Ю в начале слова.
  • Составление предложений, вставляя по смыслу пропущенные слова.
  • Составление схемы предложений.
  • Беседа по предметным картинкам (транспорт).

58.

1

Гласная Я в начале слова.

«Виды транспорта».

  • Составление слов из букв разрезной азбуки.
  • Нахождение и запись слов с буквой Я в начале слова.
  • Отгадывание загадок, запись слов-отгадок с буквой Я в начале слова.
  • Называние видов транспорта с опорой на предметные картинки.

59.

1

Слова с буквами И, Й.

«Назначение транспорта».

  • Составление слов с буквами И,Й.
  • Образование слов по образцу: читай-те.
  • Запись предложений по памяти.
  • Различение пассажирского и грузового транспорта.

60.

1

Различение И-Й.

«Профессии на транспорте».

  • Чтение и запись слов парами: герой-герои.
  • Звукобуквенный анализ  слов.
  • Активизация имеющихся знаний у детей о профессиях.

61-62.

2

Деление слов на слоги.

«Профессии на транспорте».

  • Выделение гласных в словах.
  • Определение количества слогов в словах.
  • Составление предложений по опорным словам.
  • Подбор действия к предметам: машинист (что делает?)....

63-64.

2

Перенос слов по слогам.

«Профессии»

(трудовые действия людей разных профессий).

  • Перенос слов по слогам.
  • Слоговой синтез: составление слов из данных слогов.
  • Выделение ударных гласных в слове.
  • Составление предложений по опорным картинкам и словам (профессии).

65-66.

2

Ударение в слове.

«Профессия моих родителей».

  • Выделение голосом ударного слога.
  • Определение сильной позиции гласного в слове.
  • Постановка ударения в двусложных словах.
  • Активизация имеющихся знаний детей о профессиях родителей.
  • Составление рассказа по вопросам логопеда.

 67-68.

2

Ударные и

безударные гласные в слове.

«Профессии на стройке».

  • Дифференциация гласных сильной и слабой позиции.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Деление слов на слоги, постановка ударения.
  • Беседа по сюжетным картинкам.

69.

1

Слова, обозначающие предметы.

«Трудовые действия».

  • Называние предметов, чтение слов, соотнесение с картинками.
  • Постановка вопросов к словам-предметам.
  • Составление и запись предложения по опорным словам.
  • Анализ предложений.
  • Составление предложений по сюжетным картинкам (трудовые действия).

70.

1

Различение названий предметов по вопросам:

 кто? что?

«Трудовые действия».

  • Группировка предметов по вопросам: кто? что?

 с использованием предметных картинок.

  • Запись слов по группам.
  • Составление предложений и их схем.
  • Подбор действия к предметам (с опорой на картинки).
  • Игра «Кто чем работает?»

71-72.

2

Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов.

«Профессии. Швея».

  • Дифференциация слов единственного и множественного числа.
  • Запись слов по группам (с использованием  картинок).
  • Запись предложений, изменяя слова, данные в скобках

(ед. и множ. число).

  • Выделение из текста слов ед. и множ. числа.
  • Составление предложений по сюжетным  картинкам.

73.

1

Сравнение сходных по назначению предметов.

«Профессии».

Игра «В ателье».

  • Сравнение предметов по назначению, внешнему виду.
  • Постановка вопросов к словам.
  • Составление предложений при сравнении предметов.
  • Развитие диалогической речи (заказчик и портной).

74-75.

2

Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям.

«Профессии.  Продавец».

  • Объединение слов, подбор слов по родовым категориям (одежда, фрукты, птицы).
  • Постановка вопросов к словам: кто? что?
  • Составление предложений к словам.
  • Составление схем предложений.
  • Ответы на поставленные вопросы с опорой на предметные картинки.

76-77.  

2

Большая буква в именах и фамилиях людей.

«Продавец. Магазин».

  • Чтение предложений, выделение имён, фамилий людей, запись слов, постановка вопросов.
  • Составление предложений по опорным картинкам.
  • Закрепление имеющихся знаний о видах магазинов.

78.

1

Большая буква в кличках животных.

«Профессии. Почтальон».

  • Составление и запись предложений по сюжетным картинкам.
  • Выделение и запись слов, обозначающих клички животных.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Беседа по вопросам с опорой на сюжетные картинки.

79-80.

2

Правописание имён собственных и употребление их в предложении.

Сюжетно-ролевая игра «На почте».

  • Выделение имён собственных в тексте.
  • Составление и запись предложений, используя имена собственные.
  • Составление схемы предложения.
  • Развитие диалогической речи.

81.

1

Действие и его название.

«Ранняя весна».

  • Запись предложений, нахождение слов-предметов, слов-действий, их выделение.
  • Выполнение детьми движений, называние их действий.
  • Постановка вопросов к выделенным словам-действиям.
  • Активизация имеющихся знаний детей об изменениях в природе ранней весной.

82.

1

Слова, обозначающие действия неодушевлённых предметов.

«Весна.

Первые приметы весны».

  • Чтение и отгадывание загадки, выделение слов-действий, постановка к ним вопросов.
  • Подбор глаголов к существительным.
  • Составление предложений о ранней весне с опорой на слова и сюжетные картинки.

83.

1

Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов.

Рассказ по серии сюжетных картинок «Кораблики».

  • Образование полных имён и подбор к ним действий.
  • Ответы на вопросы по сюжетной картинке, запись существительных и глаголов.
  • Составление схемы предложения.
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам.

84-85.

2

Группировка действий по признакам их однородности.

«Комнатные растения».

  • Выделение слов-действий из текста, их запись со словами-предметами.
  • Группировка слов-действий по признакам однородности, запись.
  • Ответы на вопросы с опорой на сюжетные картинки.
  • Рассматривание комнатных растений в кабинете, их характеристика.

86-87.

2

Различение предметов по их действиям.

«Уход за комнатными растениями».

  • Запись предложений, выделение слов-действий, постановка к ним вопросов.
  • Отгадывание предмета по его действиям.
  • Подбор глаголов по теме «Уход за комнатными растениями».

88-89.

2

Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы

Что делает?

Что делают?

«Дикие животные  весной».

  • Запись слов-действий по группам: ед.и множ.числа.
  • Подбор подходящих глаголов к существительным.
  • Работа с деформированным предложением.
  • Составление схем предложений.
  • Составление предложений о действиях животных весной.

90.

1

Название предметов и их действий.

«Пословицы и поговорки о весне».

  • Образование глаголов от существительных.
  • Нахождение глаголов в тексте, их запись.
  • Запись предложений, составление схем.
  • Ответы на вопросы логопеда с использованием глаголов.
  • Толкование пословиц и поговорок о весне.

4 четверть – 14 часов

91.

1

Предлог - как отдельное слово.

«Весна»

(середина весны).

  • Выделение из предложений предлогов.
  • Запись предложений, определение количества слов.
  • Составление схемы предложения.
  • Нахождение различительных признаков ранней весны и середины весны, их приметы.

92.

1

Раздельное написание предлогов со словами.

«Домашние животные весной».

  • Дополнение начатого предложения по картинкам с использованием предлогов.
  • Звукобуквенный анализ слов.
  • Запись предложений, выделение предлогов.
  • Ответы на вопросы по картинкам (животные).

93.

1

Пространственная ориентация с помощью предлогов.

Работа по картине

«На скотном дворе».

  • Ответы на вопрос: где находится предмет?  
  • Запись предложений с предлогами.
  • Составление предложений по данным схемам (с предлогами).
  • Составление связного рассказа с опорой на сюжетную картину.

94.

1

Простое предложение.

«Труд людей весной на селе».

  • Определение количества  слов в предложении.
  • Составление схемы предложения.
  • Беседа по вопросам логопеда с опорой на сюжетную картину  (сельскохозяйствен-ные работы весной).

95.

1

Предложение в тексте.

«На школьном огороде».

  • Определение количества предложений в небольшом тексте.
  • Расстановка знаков препинания.
  • Составление краткого рассказа с использованием личного опыта о работе на школьном огороде.

96.

1

Работа с деформированным предложением.

«Труд людей весной».

  • Установление смыслового и грамматически правильного порядка слов в предложении.
  • Объяснение значений слов.
  • Составление схемы предложений.
  • Заканчивание предложений подходящими по смыслу словами (работа весной).

97-98.

2

Завершение начатого предложения.

«Раннецветущие растения».

  • Определение места слова в предложении.
  • Добавление пропущенного слова в предложении.
  • Составление схемы предложений.
  • Активизация имеющихся знаний о первоцветах.

99-100.

2

Работа с деформированным предложением.

«Весенние цветы. Ландыш. Мать-и-мачеха».

  • Определение порядка слов в предложении.
  • Добавление пропущенных слов, подходящих по смыслу, в предложения.
  • Составление описания весеннего цветка (ландыш, мать-и-мачеха).

101.

1

Составление письменных ответов на вопросы.

«Раннецветущие растения. Черёмуха».

  • Согласование слов в предложении (добавление слов, подходящих по смыслу, в любом месте предложения: начало, середина, конец).
  • Запись ответов на поставленные вопросы.
  • Выделение внешних признаков растения.

102-103.

2

Порядок слов в предложении.

«Город».

  • Установление смыслового и грамматически правильного порядка слов в предложении.
  • Составление и запись предложений по схемам.
  • Добавление пропущенного слова в предложение (по смыслу).
  • Дифференциация понятий «село-город».

104.

1

Правила написания предложения.

«Наш город».

  • Выделение первого слова, постановка знака препинания в конце предложения.
  • Определение количества слов в предложении.
  • Составление связного рассказа о городе Прокопьевске по плану.

 105-106.

2

Предложение (закрепление).

«Жизнь в городе».

  • Составление из разрозненных слов предложений.
  • Расстановка знаков препинания в конце предложений.
  • Запись короткого текста, выделение предложений.
  • Составление предложений о жизни в городе по картинкам (транспорт, торговые дома, театр, музей, фонтан).

107.

1

Предложение в тексте.

«Насекомые».

 

  • Выделение в тексте границ предложений.
  • Запись предложений, составление схем.
  • Ответы на вопросы логопеда по картинкам (насекомые).

108.

1

Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

Работа с текстом «Живой вертолёт».

  • Чтение текста, передача содержания (устно).
  • Составление предложений-ответов на вопросы.
  • Запись предложений, составление  схем предложений.
  • Составление пересказа текста.

109-110.

2

Выделение предложений из текста.

«Полезные и вредные насекомые».

  • Определение количества предложений в тексте.
  • Анализ предложения: выделение начала – первого слова, постановка знака препинания в конце предложения.
  • Составление схем предложений.
  • Чтение текста о насекомых, ответы на вопросы предложениями из текста.

111.

1

Последовательный порядок предложений в тексте.

Загадки «Насекомые».

  • Определение места предложения в тексте.
  • Установление смыслового порядка предложений в тексте.
  • Составление схемы предложений.
  • Отгадывание загадок, кроссвордов (насекомые).

112-113.

2

Связь предложений в тексте.

«Правила дорожного движения».

  • Определение смысловой последовательности предложений в тексте.
  • Выделение частей текста (начало, середина, конец).
  • Запись предложений, составление схем.
  • Активизация имеющихся знаний учащихся о правилах поведения на дороге.

114.  

1

Работа с деформированным текстом.

Загадки по теме «Правила дорожного движения».

  • Подбор подходящих по смыслу глаголов в предложения.
  • Расстановка разрозненных предложений в тексте, связанных грамматически и по смыслу.
  • Запись короткого текста.
  • Отгадывание загадок.

115.

1

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.

«Дорога в школу».

  • Составление предложений с опорой на картинки.
  • Установление последовательности предложений, составление связного текста.
  • Определение количества предложений.
  • Составление детьми рассказа о безопасном пути в школу.

Методическое обеспечение программы

Литература, используемая логопедом в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

6.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

7.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

8.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

9. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Планирование уроков для1 класса по ФГОС

Планирование-это документ в руках педагога,в  который вписывается творчество, фантазия и талант ....

Урок игра для1 класса М Пришвин "Предмайское утро"

Развивающий урок-игра для первоклассников   с элементами игровых технологий,проблемного обучения,технологий сотрудничества ....

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

Рабочая программа по окружающему миру для1 класса

Рабочая программа по окружающему миру для1 класса составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», содержит пояснительную записку и календарно-тема...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логопедическая коррекция» 2б класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната,  «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ ...