Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логопедическая коррекция» 2б класс
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната,  «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

                                                     «Утверждаю»

                                                     Директор МКОУ  школы-интерната:

                             ___________________Гришина М.Б.

                                                                                         

« 01 » сентября 2017 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Логопедическая коррекция»

2б класс

                                                    Составил (а): Данюшина Ирина Геннадьевна,

учитель - логопед

                                             

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия,  включены упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает обучающихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

Цели и задачи.

 Цель - диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формирование навыков вербальной коммуникации.

          Основные задачи:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Основными направлениями логопедической работы является:

-диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

-диагностика и коррекция лексической стороны речи;

-диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

-коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

-коррекция нарушений чтения и письма;

-расширение представлений об окружающей действительности;

-развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащихся МКОУ городского округа  Павловский Посад  Московской области требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

В начале учебного года логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования школьников составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

На коррекционные групповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня с уроков чтения и развития речи. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые.

Занятия во 2  классе проводятся 2 раза в неделю.

Количество часов 70,  35 учебных недель указанных в программе.

   Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос  полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.  

При завершении логопедических занятий логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время (через тетрадь взаимосвязи).

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности

  « Логопедическая коррекция».

Всего часов по четвертям 1 четверть (18 ч.), 2 четверть (15 ч.), 3 четверть (19 ч.), 4 четверть (18 ч.),  итоговое количество часов (70 ч.)

2 класс   (2 часа в неделю)

Устранение фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Обследование обучающихся:

  • Развитие языкового анализа и синтеза
  • Развитие анализа структуры предложения
  • Разбитие слогового анализа и синтеза
  • Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
  • Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука а слове.
  • Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры.

Дифференциация М-М’, Н-Н’, Б-Б’, П-П’, В-В’, Ф-Ф’, Г-Г’, К-К’, Д-ДЬ, Т-ТЬ, З-З’, С-С’, Х-Х’, Л-Л’, Р-Р’.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда.

Буквы А-Я, 0-Ё, У-Ю, Ы-И.

Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

  1. класс.

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные  результаты коррекционной работы являются: анализ слова по слоговому и звуковому составу, различие гласных и согласных звуков, различие твердых и мягких согласных, придумывать слова  из 3-5 букв.

Предметные результататы коррекционной работы в втором классе являются: все буквы русского алфавита; правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, употребление большой буквы в именах людей кличках животных, написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка), придумывать слова на заданные звуки.

Календарно-тематическое планирование уроков логопедической коррекции в 2б классе

( 2 часа в неделю, 70 часов в год)

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

1 ч.

2.

Обследование импрессивной речи.

1 ч.

3.

Обследование экспрессивной речи.

1 ч.

4.

Обследование связной речи.

1 ч.

5.

Обследование словарного запаса.

1 ч.

6.

Обследование слоговой структуры слов.

1 ч.

7.

Обследование произносительной  стороны речи.

1 ч.

8.

Обследование чтения.

1 ч.

9.

Обследование письма.

1 ч.

10.

Органы речи

1 ч.

11.

Образование звуков  речи.

1 ч.

12.

Гласные звуки.

1 ч.

13.

 Узнавание гласного звука на слух

1 ч.

14.

Слова, отличающиеся одним гласным звуком.

1 ч.

15.

Согласные звуки.

1 ч.

16.

Слова, отличающиеся одним согласным звуком.

1 ч.

17.

Звуковой анализ односложных слов.

1 ч.

18.

Звуковой анализ двусложных слов.

1 ч.

19.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

1 ч.

20.

Итоговое занятие « гласные и согласные».

1 ч.

21.

 Анализ односложных слов.

1 ч.

22.

Анализ двусложных слов.

1 ч.

23.

Анализ трёхсложных слов.

1 ч.

24.

Дифференциация Б – П изолированно, в слогох, словах и предложениях.

1 ч.

25.

Дифференциация В - Ф изолированно , в слогох, словах и предложениях.

1 ч.

26.

Дифференциация Г - К изолированно , в слогох, словах и предложениях.

1 ч.

27.

Дифференциация Д – Т  изолированно , в слогох, словах и предложениях.

1 ч

28.

Дифференциация Ж - Ш изолированно, в слогох, словах и предложениях.

1 ч.

29.

Дифференциация З – С изолированно , в слогох, словах и предложениях.

1 ч.

30.

Итоговое занятие по теме « Звонкие и глухие согласные».

1 ч.

31.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах.

1 ч.

32.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в словах.

1 ч.

33.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я  в слогах и словах.

1 ч.

34.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах и словах.

1 ч.

35.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах и словах.

1 ч.

36.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах и словах.

1 ч.

37.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах и словах.

1 ч.

38.

Итоговое занятие по теме « Твёрдые и мягкие согласные».

1 ч.

39.

Дифференциация согласных Р – Л в слогах, в словах и предложениях.

1 ч.

40.

Повторение пройденных звуков.

1 ч.

41.

Дифференциация С – Ш в слогах , в словах и предложениях.

1 ч.

42.

Дифференциация З - Ж в слогах, в словах и предложениях.

1 ч.

43.

Дифференциация С -  Щ  в слогах, в словах и предложениях.

1 ч.

44.

Дифференциация  С – Ц  в слогах, в словах и предложениях.

1 ч.

45.

Дифференциация   Ч – Ц  в слогах, в словах и предложениях.

1 ч.

46.

Дифференциация   Ч – Щ  в слогах , в словах и предложениях.

1 ч.

47.

Дифференциация  Ш – Щ  в слогах ,в словах и предложениях.

1 ч.

48.

Дифференциация  И – Й изолированно  в словах  и предложении.

1 ч.

49.

Слова, обозначающие один и много предметов.

1 ч.

50.

Определение предмета по названию  его составных частей.

1 ч.

51.

Различение слов, обозначающих обобщённые понятия.

1 ч.

52.

Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов.

1 ч.

53.

Определение действий в режиме дня.

1 ч.

54.

Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия.

1 ч.

55.

Применение предлогов в речи. Предложения с предлогом на.

1 ч.

56.

Предложения с предлогом в.

1 ч.

57.

Предложения с предлогом с.

1 ч.

58.

Предложения с предлогом из.

1 ч.

59.

Предложения с предлогом от.

1 ч.

60.

Предложения с предлогом к.

1 ч.

61.

Предложения с предлогом над.

1 ч.

62.

Предложения с предлогом под.

1 ч.

63.

Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста.

1 ч.

64.

Ознакомление с признаками текста.

1 ч.

65.

Восстановление деформированного текста.

1 ч.

66.

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку.

1 ч.

67.

Пересказ текста по вопросам.

1 ч.

68.

Интонационная законченность предложения. Вопросительное предложение. Повествовательное предложение.

1 ч.

69

Фронтальное обследование.

1 ч.

70.

Фронтальное обследование.

1 ч.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Диагностическое обеспечение деятельности

  1. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.
  2. Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001.
  3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.
  4. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.

Программно – методическое обеспечение деятельности

  1. Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. М.,1996.

    2. А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984.

   3.  Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.

   4. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001.

   5. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012.

   6. А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013,

   7. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.

    8. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г.

   9. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.

  10. Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, М. ГНОМ и Д, 2009.

  11. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.

  12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты 13 занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.

  13. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.

  14. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д 2008.

  15. В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2006.

  16. С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005.

 17. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. С-П., Каро, 2006

 18. Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс), 2008.

 19. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.

 20. Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4 кл., 2009.

 21. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003.

 22.О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.

 23. Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007.

 24.И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004.

Контрольно – измерительные материалы

  1. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение», 1980.
  2. Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003.
  3. В.О. Зюба. Диктанты и изложения 1-4 класс. Волгоград, 2002.

Дидактическое обеспечение деятельности

  • Инструментарий для диагностики: альбомы, пособия, картинки, игрушки и т.д.
  • Пособия для артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:

настенное и индивидуальные зеркала; дудочки, свистелки, воздушные шарики, листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки.

  • Пособия для развития мелкой моторики:

настенная сенсорная панель; трафареты, шаблоны, игрушки, палочки, кубики, различные виды шнуровок, прищепки, конструктор,

мозаика, паззлы, мелкие предметы, фигурки, раскраски.

  • Подборка игр на развитие мелкой моторики.
  • Пособия: «календарь природы» на магнитах

«алфавит в загадках» на магнитах; картинки-символы для дифференциации звуков,  предметные картинки для звукобуквенного анализа.

  • Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твёрдости, звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового анализа слов.
  • Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии в 2х частях. М., Школа-Пресс, 1999.
  • Н.Л. Шестерина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • И.П. Нагибина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • А.Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • К.Ю. Белая. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • Н.В. Новоторцева. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи. Ярославль, Академия развития, 1996.
  • Серия «Логопедические тетради». ООО «Дакота» Киров, 2012.
  • Серия «Учимся по карточкам». ООО «Дакота» Киров, 2012.
  • Л.Е. Кыласова. Дидактические материалы «Коррекция произношения у детей». Учитель, 2009.
  • А.С. Галанов. Учебно-методический комплект для развития речи, мышления и фантазии детей. «Логопедическое лото». М., 2007.
  • Е.В.Мазанова. Комплект альбомов по коррекции дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом», М.Гном и Д,
  • 2008. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников в 2х частях. М., школа-Пресс, 1999.
  • Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы». М., Просвещение,1990г.
  • Слоговые таблицы.
  • Дидактические карточки по всем грамматическим темам.
  • Предметные картинки по лексическим темам.
  • Настольно-печатные игры на уточнение и обогащение словаря.
  • Предметные картинки на образование различных грамматических категорий.
  • Дидактические игры на закрепление грамматических категорий.
  • Серии картинок для составления рассказов.
  • Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов.
  • Алгоритмы для составления описательных рассказов.
  • Тексты для пересказа.

Мультимедийные образовательные ресурсы.

Интернет-ресурсы:

  1. Презентации к занятиям.
  2. http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД»)
  3. http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)
  4. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)
  5. http://www.zavuch.ru (сайт для учителей)
  6. http://www.infourok.ru проект «Инфоурок».
  7. http://www.uchmet.ru издательство «Учитель».
  8. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com(Сеть творческих учителей)

Список литературы

  1. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
  2. Бгажнокова И.М. «Обучение детей с  выраженным недоразвитием интеллекта». - М., 2007.
  3. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
  4. Галунчикова, Н.Г.,  «Рабочая тетрадь 1по русскому языку» . – М:, «Просвещение», 2005 г.
  5. Галунчикова, Н.Г.,  «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку» . – М:, «Просвещение», 2005 г.
  6. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под.ред. Н.Н.Яковлевой.-СПб КАРО, 2007.
  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2000.
  8. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб.,1998.
  9. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  10. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Диагностическое обеспечение деятельности

  1. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.
  2. Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001.
  3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.
  4. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.

Программно – методическое обеспечение деятельности

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Раздел: русский язык (В.В.Воронкова). М., Просвещение, 2010.
  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Раздел: русский (родной) язык (В.В.Воронкова). М., ВЛАДОС, 2012.
  3. Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В.,
  4. Бессоновой Т.П. М.,1996.
  5. А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984.
  6. Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.
  7. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001.
  8. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012.
  9. А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013,
  10. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.
  11. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г.
  12. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.
  13. Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, М. ГНОМ и Д, 2009.
  14. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
  15. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
  16. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
  17. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д 2008.
  18. В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2006.
  19. С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005.
  20. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. С-П., Каро, 2006
  21. Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс), 2008.
  22. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.
  23. Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4 кл., 2009.
  24. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003.
  25. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.
  26. Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007.
  27. И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004.

Контрольно – измерительные материалы

  1. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение», 1980.
  2. Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003.
  3. В.О. Зюба. Диктанты и изложения 1-4 класс. Волгоград, 2002.

Дидактическое обеспечение деятельности

  • Инструментарий для диагностики: альбомы, пособия, картинки, игрушки и т.д.
  • Пособия для артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:

настенное и индивидуальные зеркала; дудочки, свистелки, воздушные шарики, листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки.

  • Пособия для развития мелкой моторики:

настенная сенсорная панель; трафареты, шаблоны, игрушки, палочки, кубики, различные виды шнуровок, прищепки, конструктор,

мозаика, паззлы, мелкие предметы, фигурки, раскраски.

  • Подборка игр на развитие мелкой моторики.
  • Пособия: «календарь природы» на магнитах

«алфавит в загадках» на магнитах;

картинки-символы для дифференциации звуков,

предметные картинки для звукобуквенного анализа.

  • Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твёрдости, звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового анализа слов.
  • Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии в 2х частях. М., Школа-Пресс, 1999.
  • Н.Л. Шестерина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • И.П. Нагибина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • А.Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • К.Ю. Белая. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • Н.В. Новоторцева. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи. Ярославль, Академия развития, 1996.
  • Серия «Логопедические тетради». ООО «Дакота» Киров, 2012.
  • Серия «Учимся по карточкам». ООО «Дакота» Киров, 2012.
  • Л.Е. Кыласова. Дидактические материалы «Коррекция произношения у детей». Учитель, 2009.
  • А.С. Галанов. Учебно-методический комплект для развития речи, мышления и фантазии детей. «Логопедическое лото». М., 2007.
  • Е.В.Мазанова. Комплект альбомов по коррекции дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом», М.Гном и Д,
  • 2008. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников в 2х частях. М., школа-Пресс, 1999.
  • Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы». М., Просвещение,1990г.
  • Слоговые таблицы.
  • Дидактические карточки по всем грамматическим темам.
  • Предметные картинки по лексическим темам.
  • Настольно-печатные игры на уточнение и обогащение словаря.
  • Предметные картинки на образование различных грамматических категорий.
  • Дидактические игры на закрепление грамматических категорий.
  • Серии картинок для составления рассказов.
  • Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов.
  • Алгоритмы для составления описательных рассказов.
  • Тексты для пересказа.

Мультимедийные образовательные ресурсы.

Интернет-ресурсы:

  1. Презентации к занятиям.
  2. http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД»)
  3. http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)
  4. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)
  5. http://www.zavuch.ru (сайт для учителей)
  6. http://www.infourok.ru проект «Инфоурок».
  7. http://www.uchmet.ru издательство «Учитель».
  8. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com(Сеть творческих учителей)

Список литературы

  1. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
  2. Бгажнокова И.М. «Обучение детей с  выраженным недоразвитием интеллекта». - М., 2007.
  3. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
  4. Галунчикова, Н.Г.,  «Рабочая тетрадь 1по русскому языку» . – М:, «Просвещение», 2005 г.
  5. Галунчикова, Н.Г.,  «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку» . – М:, «Просвещение», 2005 г.
  6. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под.ред. Н.Н.Яковлевой.-СПб КАРО, 2007.
  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2000.
  8. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб.,1998.
  9. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  10. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Логопедические занятия» 5 «Г» класс

Цели и задачи.Цель  – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.Основные задач...