Технологическая карта логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Дифференциации звуков [р] - [л]  в слогах, словах и предложениях.

Путешествие со Смешариками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Малышева Марина Анатольевна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

1 класс, фронтальное (групповое) занятие

Логопедическое заключение: ФФНР

Тема занятия

Дифференциации звуков [р] - [л]  в слогах, словах и предложениях.

Путешествие со Смешариками.

Тип занятия

«Закрепление  знаний»

Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии.

Цель занятия

Учить дифференцировать звуки [р] - [л] в слогах, словах и предложениях.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

- развивать навыки в правильном произношении и различении звуков [л] -[р];

- закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец слова);

- дифференцировать звуки [л] - [р] в слогах, словах, словосочетаниях;

- закреплять умение в согласовании имен прилагательных с именами

существительными;

- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;

-совершенствовать грамматический строй речи.

-работать над четкостью дикции, речевым дыханием;

-развивать слуховое и зрительное внимание;

-закрепить умение работать с мнемодорожками;

-развивать общую и мелкую моторику рук;

-развивать фонематический слух.

-создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме;

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью;

- воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим;

-формировать положительную мотивацию на занятии.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

-положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

-фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

-с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

-ориентироваться на понимание причин своих успехов и  неудач;

-самостоятельно оценивать собственную деятельность;

-уметь определять и формулировать тему  занятия;  

- оценивать правильность выполнения действия;

- планировать

 свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-уметь оформлять свои мысли в устной речи;

- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

- развивать умение слушать и понимать других;

-  учить работать в паре;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

 -осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;

- развивать умения извлекать ее  из таблиц;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам

Ресурсы:

 

  • Интерактивная доска
  • Презентация на компьютере учителя
  • Карточки с текстом
  • Смешарики с домашним заданием

       -  Цветные карандаши,  мячи, смайлики

                          Организационная структура логопедического занятия.

Этапы работы

Содержание этапа

Ответы детей

1.

Организационный момент.

Задачи: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы занятия и создать условия для успешной реализации намеченных целей.

- Здравствуйте ребята, проходите, присаживайтесь

Прозвенел звонок для нас-

Поработаем сейчас!

Звуки будем говорить,

Слушать их внимательно!

Каждый день, всегда, везде

На занятиях  и в игре

Громко, четко говорим

И никогда мы не спешим.

Слайд №1.

 (звонок)          

-Кто нам позвонил?

-Сейчас мы все узнаем.

-Алло!

- Здравствуйте Крош и Лосяш.  Вы приглашаете нас в путешествие?

Спасибо за приглашение. Ребята,  а  вы любите  мультфильмы  про  смешариков? 

Слайд №2

- А  помните  ли  вы  как   зовут других героев мультфильма?

Лосяш, Крош, Ёжик

Бараш, Нюша Копатыч 

Кар-Карыч, Совунья 

Панди, Пин

2.

Актуализация знаний, выход на тему.

Задачи:

-актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

  -Ребята, у Кроша и Лосяша, есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки. Я их выделю голосом Крррррррош, Ллллллосяш.        

У Кроша любимый звук Р какой буквой мы обозначаем  этот звук

У Лосяша любимый звук Л. какой буквой мы обозначаем  этот звук

Акустико-артикуляционная характеристика звуков

Ребята, расскажите, что это за звуки? Дайте им характеристику.        

-Молодцы!

-Сегодня по приглашению Смешариков мы отправляемся в путешествие.

ЭР

ЭЛЬ

Звук Р согласный, звонкий,  может быть мягким, твёрдым

Звук Л согласный звонкий,  может быть мягким, твёрдым

Р-Л

3.

Сообщение темы занятия. Целеполагание.

  включения учащихся в коррекционный процесс.  

- Ребята с какими звуками мы будем сегодня работать?

- Как в любом путешествии бывают свои остановки, так и в нашем с вами тоже будут. Но поскольку путешествие у нас волшебное, то и остановки тоже будут необычные.

Тема занятия на слайде

Приглашение в путешествие.

4.

Подготовительный этап.

Задача:

подготовить артикуляционный аппарат, мышцы лица к занятию

Прежде чем мы отправится в путешествие, мы должны выполнить подготовительные упражнения. Подготовим мышцы лица к занятию.

Слайд №4    

Мимическая гимнастика. (работа со слогами)

Посмотри, какие ребята  пришли к нам  в гости! Давай произнесём слоги с  разным настроением, изобразив их мимику.

 РА-РА-РА

РО-РО-РО

ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

Ребята, а с каким настроение надо отправляться в путешествие? (с хорошим, радостным)

Слайд №5   

Артикуляционная гимнастика.

Выполним   гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки. «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Барабан»

Произносят:

РА-РА-РА

РО-РО-РО

ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

5.

Основная часть.

Закрепление  материала по теме.

Задачи:

-включение нового знания в систему знаний;

- повторение и закрепление изученного ранее;

-развитие фонематического восприятия, внимания, звукового анализа.

1. Работа со словами

- Ребята, для  путешествие нам надо взять необходимые предметы.

Слайд №6

 Игра «Логопедические пазлы».

Ой, они оказались повреждены, надо их собрать.

- Мы будем собирать картинки  только со звуком Р или  Л. Определите какой из звуков Р или Л находится в этом слове. Где он стоит?        

  КНИГА, ЛАМПА,ПИЛА,ТАПОР, ВЕДРО, РУЧКА, ЖУРНАЛ.

Дети поочередно называют выбранную картинку  и рассказывают о звуке, в соответствии с предложенной инструкцией.

-Молодцы

-Ребята, а какой предметы мы не возьмем с собой?        

-Почему вы решили не брать с собой этот предмет?        

Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием.        

Слайд № 7,8

  Речевая зарядка - чистоговорки  «Доскажи словечко»

-Ребята, Лосяш и Крош  всегда следят за речью.

 Они предлагаю вам  «досказать словечко»  и произнести чистоговорку.

  Лы  - лы – ры, Лосяш надул  шары

  Ол – ол – ор, у Лосяша  Мухомор

  Ор – ор – ол, Лосяш играл в футбол

  Лы – лы – ры, у Кроша  топоры

  Ло – ло – ро, Крош нашел  перо

  Ур – ур – ул, у Кроша новый  стул

-Молодцы, вы очень старательны!

 Игра с мячом «Новое слово»

- А вот и следующая остановка. И здесь нас встречает Бараш. Приготовил он нам игру «Новое слово»: если я скажу слово со звуком Р, то вы должны заменить его на звук Л, и наоборот.

К кому мяч попадет,

Тот мне ответ дает.

Слайд №9

Что нарисовал Бараш?

Бараш нарисовал картинки. Щелкни мышкой на  цвет краски и называй картинки:

Поиграли? Молодцы!

- Я возьму ручку.

В слове ручка звук Р находится в начале слова. согласный, звонкий ,твердый.

-Я возьму лампу.

В слове лампа звук Л находится в начале  слова, согласный, звонкий, твердый.

С собой мы не возьмем - книгу.

В названии этого  предмета нет звуков Р или Л.

Дети произносят

Дети отвечают:

стал - стар              сел - сер

жал - жар               пил - пир

жил - жир               мул - мур 

мил - мир              

 вал - вар

пал - пар                    веял - веер 

удал - удар             

дар - дал

голубой шар,  красное яблоко и т.д.

Физкультминутка

Цель данного этапа для учеников: снятие мышечного напряжения

-А теперь давайте  с Крошем  выполним упражнения.

Ребята, дружно встали, вышли из-за парт

ВЫКЛЮЧИТЬ ИНТЕРАКТИВ!

5.

Задачи:

-Развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения;

-развитие логического мышления и зрительного восприятия.

-Сядем все у этой горки.

И прочтем  мнемодорожки 

Слайд №11

-Дальше с Лосяшем мы идем и в потешку  попадем.

Сценка-потешка «Кисонька-мурысонька»

— Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька мурысонька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!

Игра «Какой? Какая? Какие?»

- Крош  хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом. Помогите ему. Отвечайте на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].

• Шляпа из соломы какая?    

• Юбка в полоску какая?

• Суп из гороха какой?

• Свет от луны какой?

• Цветы на лугу какие?

• Компот из фруктов какой?  

Слайд №12

Мы долго путешествовали и наши герои устали. Они присели отдохнуть.

 -Ребята, посмотрите на слайд и скажите, что изображено на нём?

Выполнить задание на карточках

Рассмотрите слайд, составьте предложения.  Допишите слова. Прочитайте.

 

 Подчеркните   буквы Л, Р.                      

На доске картинка

Ребята выбираю карточку и произносят

Дети показывают сценку-потешку

!

-соломенная

-полосатая.

-гороховый

- лунный

-луговые

-фруктовый

Работа в карточке

Дети работают самостоятельно.

Около леса  ………. (пруд).                                                                  

В пруду рыбы и…………..  (раки).                                                      

Летом Копатыч ловил…………(рыбу).                            

На плоту плывут Крош,………… …………(Бараш и Лосяш)

6.

Подведение итогов занятия.

Задачи

обобщить знания по теме

Слайд № 14.

 Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звуки. Ребята с какими звуками мы работали на занятии? Наши гости вам благодарены за работу. А какие задания вам понравились?  Теперь вы следите за своей речью и не забывайте про звуки [р] - [л]  в слогах, словах и предложениях.

Задания на дом

Задачи:

упражняться в правильном произношении и различении звуков [л] -[р]

На прощание  смешарики решили подарить вам свои фотографии  со скороговорками.

8.

Организация рефлексивной деятельности учащихся.

 Задачи

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Наше занятие подошло  к концу. Поднимите руки, у кого хорошее настроение. А теперь возьмите смайлики.

Поднимите желтый смайлик, если было все понятно и интересно.

Поднимите зеленый смайлик, если было немного сложно.

Поднимите розовый смайлик, если было очень сложно трудно.

Поаплодируйте себе и своим одноклассникам.

Чтобы чисто говорить

Нужно с языком дружить,

Ежедневно заниматься,

Трудностей не испугаться.

Вот такой даю совет,

Ваш учитель-логопед

Большое спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия по дифференциации строчных букв Б Д

Технологическая карта логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии на различение строчных букв Б и Д для учащихся 1 классов, обучающихся по программе " Школа 2100"...

Технологическая карта занятия по краеведению по теме "Времена Великих ледников". Обобщение

Данная работа представляет разработку технологической карты занятия по внеурочной деятельности по краеведению. Технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия учи...

Технологическая карта занятия "Дифференциация гласных И-Ы".

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.Создание условий для развития умений различать буквы Ы-И на материале слогов и ...

"Любимые ладошки" мастерская для учеников начальной школы технологическая карта занятия

Мастерская для учеников начальной школы  в рамках реализации программы воспитания в разделе «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни»....

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...