Технологическая карта логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Дифференциации звуков [р] - [л] в слогах, словах и предложениях.
Путешествие со Смешариками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tenologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya_dif._r-l.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда | Малышева Марина Анатольевна | ||||
Группа (класс, логопедическое заключение) | 1 класс, фронтальное (групповое) занятие Логопедическое заключение: ФФНР | ||||
Тема занятия | Дифференциации звуков [р] - [л] в слогах, словах и предложениях. Путешествие со Смешариками. | ||||
Тип занятия | «Закрепление знаний» | ||||
Используемые технологии |
| ||||
Цель занятия | Учить дифференцировать звуки [р] - [л] в слогах, словах и предложениях. | ||||
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | ||
- развивать навыки в правильном произношении и различении звуков [л] -[р]; - закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец слова); - дифференцировать звуки [л] - [р] в слогах, словах, словосочетаниях; - закреплять умение в согласовании имен прилагательных с именами существительными; - закреплять умение образовывать прилагательные от существительных; -совершенствовать грамматический строй речи. | -работать над четкостью дикции, речевым дыханием; -развивать слуховое и зрительное внимание; -закрепить умение работать с мнемодорожками; -развивать общую и мелкую моторику рук; -развивать фонематический слух. | -создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме; - воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью; - воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим; -формировать положительную мотивацию на занятии. | |||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: | |
-положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности; -фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь; -с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий; -ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач; -самостоятельно оценивать собственную деятельность; | -уметь определять и формулировать тему занятия; - оценивать правильность выполнения действия; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; | -уметь оформлять свои мысли в устной речи; - осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками; - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре; | осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; -осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия; - развивать умения извлекать ее из таблиц; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам | ||
Ресурсы:
|
- Цветные карандаши, мячи, смайлики |
Организационная структура логопедического занятия.
Этапы работы | Содержание этапа | Ответы детей | |
1. | Организационный момент. Задачи: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы занятия и создать условия для успешной реализации намеченных целей. | - Здравствуйте ребята, проходите, присаживайтесь Прозвенел звонок для нас- Поработаем сейчас! Звуки будем говорить, Слушать их внимательно! Каждый день, всегда, везде На занятиях и в игре Громко, четко говорим И никогда мы не спешим. Слайд №1. (звонок) -Кто нам позвонил? -Сейчас мы все узнаем. -Алло! - Здравствуйте Крош и Лосяш. Вы приглашаете нас в путешествие? Спасибо за приглашение. Ребята, а вы любите мультфильмы про смешариков? Слайд №2 - А помните ли вы как зовут других героев мультфильма? | Панди, Пин |
2. | Актуализация знаний, выход на тему. Задачи: -актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | -Ребята, у Кроша и Лосяша, есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки. Я их выделю голосом Крррррррош, Ллллллосяш. У Кроша любимый звук Р какой буквой мы обозначаем этот звук У Лосяша любимый звук Л. какой буквой мы обозначаем этот звук Акустико-артикуляционная характеристика звуков Ребята, расскажите, что это за звуки? Дайте им характеристику. -Молодцы! -Сегодня по приглашению Смешариков мы отправляемся в путешествие. | ЭР ЭЛЬ Звук Р согласный, звонкий, может быть мягким, твёрдым Звук Л согласный звонкий, может быть мягким, твёрдым Р-Л |
3. | Сообщение темы занятия. Целеполагание. включения учащихся в коррекционный процесс. | - Ребята с какими звуками мы будем сегодня работать? - Как в любом путешествии бывают свои остановки, так и в нашем с вами тоже будут. Но поскольку путешествие у нас волшебное, то и остановки тоже будут необычные. | Тема занятия на слайде Приглашение в путешествие. |
4. | Подготовительный этап. Задача: подготовить артикуляционный аппарат, мышцы лица к занятию | Прежде чем мы отправится в путешествие, мы должны выполнить подготовительные упражнения. Подготовим мышцы лица к занятию. Слайд №4 Мимическая гимнастика. (работа со слогами) Посмотри, какие ребята пришли к нам в гости! Давай произнесём слоги с разным настроением, изобразив их мимику. РА-РА-РА РО-РО-РО ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ Ребята, а с каким настроение надо отправляться в путешествие? (с хорошим, радостным) Слайд №5 Артикуляционная гимнастика. Выполним гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки. «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Барабан» | Произносят: РА-РА-РА РО-РО-РО ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ |
5. | Основная часть. Закрепление материала по теме. Задачи: -включение нового знания в систему знаний; - повторение и закрепление изученного ранее; -развитие фонематического восприятия, внимания, звукового анализа. | 1. Работа со словами - Ребята, для путешествие нам надо взять необходимые предметы. Слайд №6 Игра «Логопедические пазлы». Ой, они оказались повреждены, надо их собрать. - Мы будем собирать картинки только со звуком Р или Л. Определите какой из звуков Р или Л находится в этом слове. Где он стоит? КНИГА, ЛАМПА,ПИЛА,ТАПОР, ВЕДРО, РУЧКА, ЖУРНАЛ. Дети поочередно называют выбранную картинку и рассказывают о звуке, в соответствии с предложенной инструкцией. -Молодцы -Ребята, а какой предметы мы не возьмем с собой? -Почему вы решили не брать с собой этот предмет? Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Слайд № 7,8 Речевая зарядка - чистоговорки «Доскажи словечко» -Ребята, Лосяш и Крош всегда следят за речью. Они предлагаю вам «досказать словечко» и произнести чистоговорку. Лы - лы – ры, Лосяш надул шары Ол – ол – ор, у Лосяша Мухомор Ор – ор – ол, Лосяш играл в футбол Лы – лы – ры, у Кроша топоры Ло – ло – ро, Крош нашел перо Ур – ур – ул, у Кроша новый стул -Молодцы, вы очень старательны! Игра с мячом «Новое слово» - А вот и следующая остановка. И здесь нас встречает Бараш. Приготовил он нам игру «Новое слово»: если я скажу слово со звуком Р, то вы должны заменить его на звук Л, и наоборот. К кому мяч попадет, Тот мне ответ дает. Слайд №9 Что нарисовал Бараш? Бараш нарисовал картинки. Щелкни мышкой на цвет краски и называй картинки: Поиграли? Молодцы! | - Я возьму ручку. В слове ручка звук Р находится в начале слова. согласный, звонкий ,твердый. -Я возьму лампу. В слове лампа звук Л находится в начале слова, согласный, звонкий, твердый. С собой мы не возьмем - книгу. В названии этого предмета нет звуков Р или Л. Дети произносят Дети отвечают: стал - стар сел - сер жал - жар пил - пир жил - жир мул - мур мил - мир вал - вар пал - пар веял - веер удал - удар дар - дал голубой шар, красное яблоко и т.д. |
Физкультминутка Цель данного этапа для учеников: снятие мышечного напряжения | -А теперь давайте с Крошем выполним упражнения. | Ребята, дружно встали, вышли из-за парт ВЫКЛЮЧИТЬ ИНТЕРАКТИВ! | |
5. | Задачи: -Развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения; -развитие логического мышления и зрительного восприятия. | -Сядем все у этой горки. И прочтем мнемодорожки Слайд №11 -Дальше с Лосяшем мы идем и в потешку попадем. Сценка-потешка «Кисонька-мурысонька» — Кисонька-мурысонька, Игра «Какой? Какая? Какие?» - Крош хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом. Помогите ему. Отвечайте на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л]. • Шляпа из соломы какая? • Юбка в полоску какая? • Суп из гороха какой? • Свет от луны какой? • Цветы на лугу какие? • Компот из фруктов какой? Слайд №12 Мы долго путешествовали и наши герои устали. Они присели отдохнуть. -Ребята, посмотрите на слайд и скажите, что изображено на нём? Выполнить задание на карточках Рассмотрите слайд, составьте предложения. Допишите слова. Прочитайте.
Подчеркните буквы Л, Р. | На доске картинка Ребята выбираю карточку и произносят Дети показывают сценку-потешку ! -соломенная -полосатая. -гороховый - лунный -луговые -фруктовый Работа в карточке Дети работают самостоятельно. Около леса ………. (пруд). В пруду рыбы и………….. (раки). Летом Копатыч ловил…………(рыбу). На плоту плывут Крош,………… …………(Бараш и Лосяш) |
6. | Подведение итогов занятия. Задачи обобщить знания по теме | Слайд № 14. Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звуки. Ребята с какими звуками мы работали на занятии? Наши гости вам благодарены за работу. А какие задания вам понравились? Теперь вы следите за своей речью и не забывайте про звуки [р] - [л] в слогах, словах и предложениях. | |
Задания на дом Задачи: упражняться в правильном произношении и различении звуков [л] -[р] | На прощание смешарики решили подарить вам свои фотографии со скороговорками. | ||
8. | Организация рефлексивной деятельности учащихся. Задачи -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Наше занятие подошло к концу. Поднимите руки, у кого хорошее настроение. А теперь возьмите смайлики. Поднимите желтый смайлик, если было все понятно и интересно. Поднимите зеленый смайлик, если было немного сложно. Поднимите розовый смайлик, если было очень сложно трудно. Поаплодируйте себе и своим одноклассникам. Чтобы чисто говорить Нужно с языком дружить, Ежедневно заниматься, Трудностей не испугаться. Вот такой даю совет, Ваш учитель-логопед Большое спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта занятия по дифференциации строчных букв Б Д
Технологическая карта логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии на различение строчных букв Б и Д для учащихся 1 классов, обучающихся по программе " Школа 2100"...
Технологическая карта занятия по краеведению по теме "Времена Великих ледников". Обобщение
Данная работа представляет разработку технологической карты занятия по внеурочной деятельности по краеведению. Технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия учи...
Технологическая карта занятия "Дифференциация гласных И-Ы".
Логопедическое занятие с учащимися 2 класса, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.Создание условий для развития умений различать буквы Ы-И на материале слогов и ...
"Любимые ладошки" мастерская для учеников начальной школы технологическая карта занятия
Мастерская для учеников начальной школы в рамках реализации программы воспитания в разделе «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни»....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу Творческая мастерская.
Разработка внеурочного занятия по теме Свойства бумаги....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».
Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...