Технологическая карта занятия "Дифференциация звуков [ З-Ж]
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Ключерова Надежда Ивановна

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия.

Группа (класс,

логопедическое заключение)

2  класс

Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР.

Тема занятия

Дифференциация [З - Ж] в слогах, словах и предложениях.

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Используемые технологии

  • Технология на основе системно-деятельностного подхода.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Игровая технология.

Цель занятия

Формировать у младших  школьников умение различать звуки в слога, словах, предложениях и правильно обозначать их на письме.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

В результате занятия учащиеся смогут:

- различать звуки [З - Ж] на слух и в произношении в слогах, словах предложениях;

-отвечать на вопросы полными предложениями;

Познавательные УУД:

-продолжать формировать умение действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль;

- закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы;

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать

цель деятельности на уроке с помощью логопеда и самостоятельно;

– учиться работать по предложенному плану;

Коммуникативные УУД:

–оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

–слушать и понимать речь других;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать у учеников навыки самоконтроля;

Ресурсы урока

 Предметные картинки, слоговая таблица, индивидуальные карточки, карточки с буквами З и Ж, тетради, зеркала, манная крупа, средство ТСО,  «Су-Джок» тренажеры, пентаграмма настроения.

Этап

Длитель-ность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации к кор -

рекционной деятельности.

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

2 мин.

-Приветствие.

-Артикуляционная гимнастика.

-Пальчиковая гимнастика.

(Логопед даёт инструкцию на работу).

Выполняют упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Регулятивные УУД:

- формирование  основ самоконтроля;

Коммуникатив

ные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

II. Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.

Длитель-

ность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин.

Игра «Четвертый лишний»

- Показывает поэтапно картинки.

(змея, заяц, зонт, жилет; замок, жираф, ёж, журавль,)

- Задаёт вопросы обучающимся:

1. Какая картинка лишняя?

2. Почему?

3. Назовите общий звук в названии этих картинках.

- Формулируют тему занятия: Как вы думаете, каким звукам будет посвящено наше занятие?

Рассматривают картинки, нахо-дят лишние.

Выделяют повторяющиеся звуки.

Отвечают на вопросы.

Формулируют предполагаемую тему занятия

Регулятивные УУД:

-умение правильно мыслить, определять и сознавать цели учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме;

III. Этап Выявления места и причины  затруднения

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длитель-

ность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин.

Работа со звуками.

-Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков.

-Организация работы по сравнительной характеристике звуков.

(Произнесите звуки. Назовите положение губ, языка при произнесении звуков [З - Ж]. работа связок.

Определите сходство, различие звуков.)

Произносят звуки, сравнивают их, относят к определенной группе, делают вывод.

Коммуникатив

ные УУД:

Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание;

IV. Этап

Построение проекта, выхода из затруднения

-выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели.

Длитель-ность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

10 мин.

Работа с буквой, звуком.

- А какой буквой мы обозначаем [З]- буквой З. Звук  [Ж] - буквой Ж.

-  Нарисуйте эти буквы в воздухе, на ладошке у себя.  

- Высыпаем буквы по шаблону из манной крупы.

Чтение слоговых рядов.

Игра «Топни – хлопни»

-Сейчас я буду называть слова, вам нужно будет хлопнуть, если в слове есть звук [З], топнуть, если есть звук [Ж].

Рисуют буквы в воздухе, на ладошке, выкладывают из семян.

Читают слоговые цепочки с разными согласными.

Выполняют задание.

Регулятивные УУД:

-выполнять действия в соответствии с представленной словесной инструкцией;

V. Этап

Оздоровительный

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длитель-

ность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин.

Выполняет физ. минутку вместе с обучающимися.

Выполняют физ. минутку используя

« Су-Джок» тренажер.

Регулятивные УУД:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

VI. Этап Закрепления, проговарива-ния во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

-проговаривание выполнения вслух;

Длитель-ность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

8 мин.

-Словарная разминка: на экране по порядку показывает слова с перепутанными слогами: жи-мор, за-ро, нец-куз, жа-ко, за-ко, зо-ле-же.

Поменяйте слоги местами так, чтобы получилось слово.

-Запишите получившиеся слова в тетрадь, подчеркните буквы занятия.

 Дети выполняют задание громко и четко, оформляют записи в тетрадях.

Регулятивные УУД:

-выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникатив

ные УУД:

-контролировать действия партнера;

VII.  Этап Самостоятельная работа с взаимопровер-кой

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длитель-ность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

4 мин.

Работа по индивидуальным карточкам.

На карточке даны слова, в которых пропущены буквы занятия.

Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в тетрадь.

Самостоятельно выполняют задание.

Проводят взаимопроверку.

 Познавательные УУД:

-извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные УУД:

 -осуществлять самоконтроль, быть внимательным;

VIII. Этап

Включения в систему знаний и повторения.

- формировать адекватное понимание причин успешности(неуспешности) учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длитель-ность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 мин

Работа с предложениями.

-Прочитайте предложения, спишите  вставляя в слова пропущенные буквы. Не забудьте подчеркнуть буквы нашего занятия.

Самостоятельно выполняют задания в тетради.

Проводят коллективную проверку, сверяя с результатом на экране.

Регулятивные УУД:

- оценивать и корректировать свою деятельность и товарища;

Коммуникатив

ные УУД:

-осуществлять совместную деятельность при проверки;

IX. Этап рефлексии.

2 мин.

-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

-Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?

-Какое задание было для вас самым трудным?

-Оцените свою работу на занятии с помощью пентаграммы настроений.

-Молодцы, вы хорошо поработали!

Отвечают на вопросы, выбирают смайлик, цвет которого соответствует их настроению.

Регулятивные УУД:

-оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия по дифференциации строчных букв Б Д

Технологическая карта логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии на различение строчных букв Б и Д для учащихся 1 классов, обучающихся по программе " Школа 2100"...

Технологическая карта занятия "Дифференциация гласных И-Ы".

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.Создание условий для развития умений различать буквы Ы-И на материале слогов и ...

Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах"

Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах" Цель данного занятия: Развитие фонетико-фонематических представлений у дет...

Технологическая карта занятия по обучению грамоте "Закрепление буквы "З" и звуков "з", "з"" (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: рефлексия Цель урока: обобщение знаний обучающихся буквы "З" и звуков "з", "з"Задачи урока:Дидактические1. Закрепить знание о звуках "з" и букве...

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...