Дыхательная гимнастика, важный этап логопедического занятия
учебно-методический материал по логопедии на тему

Гранова Анастасия Николаевна

Речевое (или фонационное) дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или

при открытой форточке.

• Занятия проводить до еды.

• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

• Выдох должен быть длительным, плавным.

• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном

этапе можно прижимать их ладонями).

• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи,

рук, груди, живота.

• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

• Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение

дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Насту-

пление гипервентиляции можно определить по следующим признакам:

побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.

• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 се-

кунды.

Виды пособий для дыхательной гимнастики:

• Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка).

• Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева и металла.

• Компьютерные игры.

Дыхательные игровые упражнения

Футбол

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-

зация губных мышц.

Оборудование: два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий

маленький мячик.

Ход игры. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два

кубика или карандаша – размещаются на столе для занятий.

Вариант № 1. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Вата

должна оказаться между кубиками.

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения

не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал

щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Вариант № 2. Через несколько занятий усложните упражнение:

пусть ребенок дует на шарик, положив распластанный язык на ниж-

нюю губу. Воздушная струя должна проходить посередине языка. Под

воздействием воздушной струи посередине языка образуется желобок.

Упражнение хорошо подготавливает артикуляционный аппарат к вы-

зыванию свистящих звуков.

Подуем на султанчики

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-

зация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метелочки).

Можно использовать готовые султанчики или самостоятельно

изготовить пособие. Для этого необходимо взять тонкий листок

бумаги или фольги (5х10 см) и нарезать 10–12 узких полосок. По-

лоски привязываются к палочке или карандашу. Упражнение может

выполняться как стоя, так и сидя. Ребенку предлагают подуть на по-

лучившийся султанчик.

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении

упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух,

не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Ветряная мельница

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-

зация губных мышц.

Оборудование: для этой игры необходима игрушка – мельница из

песочного набора или вертушка.

Ход игры. Мельницу размещают на столе для занятий. Ребенок дует

на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотвор-

ным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

А.С. Пушкин

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения

не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал

щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Снегопад

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-

зация губных мышц.

Оборудование: рыхлые ватные комочки.

Ход игры. Упражнение выполняется стоя. Сделайте снежинки из ваты

(рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома.

Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть он сдует ее.

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении

упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух,

не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Листопад

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-

зация губных мышц.

Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги (осенью

можно использовать настоящие листья деревьев).

Ход игры. Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цве-

тов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые. Предложите ребенку

устроить листопад, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.

Бабочка

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-

зация губных мышц.

Оборудование: бумажные бабочки.

Ход игры. Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке

привяжите нитку. Закрепите бабочек на уровне лица ребенка. Произ-

несите вместе с малышом русскую народную поговорку:

Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом,

чтобы она полетела.

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении

упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух,

не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Кораблик

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажный кораблик.

Ход игры. Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните

малышу, что для того чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть

плавно и длительно, щеки не надувать. Заканчивая игру, произнесите

вместе с ребенком:

Живые предметы

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаш или деревянная катушка.

Ход игры. Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от

использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную

поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно

подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению

воздушной струи.

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения

не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал

щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Шторм в стакане

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть

через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.

Ход игры. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.

Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Вы-

дох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен

в наполовину заполненный водой стакан. Ребенок дует через соломинку,

чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были

неподвижны.

Задуй свечу

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свеча, хорошо закрепленная в подсвечнике.

Ход игры. Перед упражнением предложите ребенку отгадать загадку:

Затем предложите ребенку задуть горящую свечу одним сильным

выдохом. Во время выполнения им упражнения необходимо следить

за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивно-

стью.

Ребенку предоставляется несколько попыток, в каждую из которых

дуть можно только один раз. Если свеча не потухла, снова набираем в

грудь воздух и пробуем еще раз.

Чей пароход лучше гудит?

Цель: развитие сильного ротового выдоха; формирование направленной воздушной струи посередине языка; активизация губных мышц.

Оборудование: чистые стеклянные пузырьки (высота пузырька около

7 см, диаметр горлышка 1–1,5 см).

Ход игры. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрос-

лый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек в это время касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не

получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

Бегущий лыжник

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: бумажная фигурка лыжника.

Ход игры. Лыжи можно вырезать из не очень плотной бумаги (длина

лыж, сложенных вместе – 7,5 см, ширина 2,5 см). Передняя часть лыж

(1,5 см) загибается. Посередине карандашом проводится черта, которая

как бы отделяет одну лыжу от другой. В центре лыж приклеивается силуэт

человека, которого можно вырезать из такой же бумаги (высота 5,5 см),

предварительно ему придается соответствующее положение (полусогнутое: согнуть лист с силуэтом человека в двух местах). Когда фигурка

будет готова, ее размещают на столе для занятий. Взрослый предлагает

ребенку подуть на нее.

Во время выполнения упражнения ребенком логопед читает стихотворение:

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения ребенок

не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал

щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Фокус

Цель: выработка сильной направленной воздушной струи.

Оборудование: небольшой кусочек ваты.

Ход игры. На кончик носа ребенка логопед кладет маленький ку-

сочек ватки. Затем предлагает ребенку высунуть изо рта язык, при-

дать ему форму чашечки и подуть на кончик носа так, чтобы ватка

подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется

вверх).

Блок II

Упражнения для развития грудобрюшного типа

дыхания

Представленные ниже упражнения целесообразно выполнять де-

тям с тяжелыми нарушениями речи (заикание, дизартрия, ринолалия,

алалия).

Целью этих упражнений является развитие ощущений движения

органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота,

что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Длительность каждого упражнения 4–5 минут. Каждое упражнение

рекомендуется отрабатывать в течение одной недели.

Упражнение № 1

• Упражнение выполняется в положении лежа.

• Логопед кладет ребенку на живот в области диафрагмы легкую

игрушку (например, небольшую пластмассовую рыбку).

• Логопед предлагает ребенку посмотреть, как игрушка поднимается,

когда он делает вдох, и опускается, когда ребенок делает выдох.

• Ребенок делает вдох. В это время он следит глазами за подниманием

игрушки.

• Затем ребенок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед

за расслаблением диафрагмы.

Упражнение № 2

• Упражнение выполняется в положении лежа.

• Ребенок кладет ладонь на то место, где раньше лежала игрушка

(область диафрагмы).

• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот под-

нимается вверх.

• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается вниз.

Упражнение № 3

• Упражнение выполняется в положении сидя.

• Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы.

• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот под-

нимается.

• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики,

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение № 4

• Упражнение выполняется в положении стоя перед большим зеркалом.

• Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы.

• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот поднимается.

• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается.

Блок III

Упражнения для работы

над дифференцированным дыханием

Ныряльщики

Цель: учить ребенка делать вдох ртом, а выдох носом, выработка

дифференцированного дыхания.

Ребенок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом. Обхватывая

себя руками и приседая (опускаясь под воду), делает выдох носом.

Упражнение выполняется не больше двух-трех раз.

Надуй игрушку

Цель: учить ребенка делать вдох носом, а выдох ртом, выработка

дифференцированного дыхания.

Для упражнения понадобиться небольшая надувная игрушка, кото-

рую можно надуть за 3–4 выдоха. Логопед показывает ребенку, как надо

надувать игрушку: набирает воздух через рот и медленно выдыхает его

через рот в отверстие игрушки. Затем педагог предлагает ребенку само-

стоятельно надуть игрушку.

Блок IV

Упражнения и игры

для выработки фонационного дыхания

Как уже отмечалось выше, фонационное (речевое) дыхание – это

дыхание во время речи. Для его выработки необходимы упражнения для

развития диафрагмального дыхания. В приведенных ниже упражнениях

основное внимание детей направляется не на вдох, а на звучание голоса

в процессе выдоха.

Веселые звуки

Цель: развитие правильного выдоха, пропевание на одном выдохе

гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: сначала логопед предлагает детям вместе с ним спеть пе-

сенки гласных звуков. Вот первая песенка: “А-А-А”. Наберите поболь-

ше воздуха, вдохните воздух (вдох выполняется полуоткрытым ртом).

Песенка должна получиться длинная. Во время игры логопед следит за

четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем

звуки А,У, постепенно количество песенок можно увеличивать.

Звуки можно пропевать по одному. Можно объединять их в сочетания.

Например: АУ, УА, АОУ и т.д.

Сдуй шарик

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произ-

несение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Исходное положение: стоя на ковре, руки расставлены

широко в стороны. Логопед предлагает детям произнести длительно

звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В

конце произнесения звука дети должны обнять себя за плечи – шарик

сдулся. Добирать воздух нельзя. Занимая исходное положение, дети

делают непроизвольно вдох.

Змейка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произ-

несение на одном выдохе согласного звука Ш (упражнение выполняется

при условии правильного произнесение звука Ш ребенком).

Ход игры: логопед предлагает детям поиграть в змей. Вылезли змейки

из нор, греются на солнышке и шипят: Ш-Ш-Ш. Игра может прово-

диться как стоя, так и сидя.

Логопед напоминает детям, что следует вдохнуть побольше воздуха

носом и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш

воздух добирать нельзя.

Жуки

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ж (упражнение выполняется

при условии правильного произнесение звука Ж ребенком).

Ход игры: Исходное положение: ребенок стоит, руки на поясе. Логопед

предлагает поиграть ребенку в жуков. Поворачивая корпус то вправо,

то влево, ребенок длительно произносит звук: Ж-Ж-Ж. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Насос

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С (упражнение выполняется

при условии правильного произнесение звука С ребенком).

Ход игры: логопед предлагает детям накачать шину насосом. Упражнение проводится стоя и сопровождается движениями, имитирующими

накачивание колеса машины при помощи насоса.

Логопед показывает детям движения насоса и объясняет, что воздух

необходимо выдыхать постепенно и плавно, произнося звук С. Добирать

воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать

работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Занимая

исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Веселая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на

одном выдохе нескольких одинаковых слогов: ЛЯ-ЛЯ.

Оборудование: кукла.

Ход игры: логопед предлагает ребенку спеть вместе с куклой веселую

песенку: Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет

песенку: “Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!” Давайте споем вместе с Катей. Во время пе-

ния логопед следит, чтобы дети делали вдох через полуоткрытый рот и про-

износили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться

петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов.

Волшебные слоги

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев слога на выдохе.

Речевой материал: используются слоги, состоящие из звуков, хорошо

произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ

и др.).

Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок

слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Логопед

предлагает детям произнести слоги6: Сейчас мы будем произносить

волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова.

Послушайте, как я произнесу волшебный слог (логопед выполняет вдох

через полуоткрытый рот с одновременным быстрым движением руки

вверх, затем на выдохе, медленно опускает руку, нараспев произносит

слог, например, “МА”). А теперь произносим вместе.

Волшебные слова

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев слова на выдохе.

Речевой материал: используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА,

НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок

слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Термин слог логопед употребляет в том случае, если детям знакомо понятие слога. Если дети не знакомы с этим понятием, можно пользоваться термином звуки. Логопед предлагает детям составлять из волшебных слогов слова и произносить их: Послушайте, как у меня это получится (логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, “МА-А-МА-А”). А теперь произносим вместе.

В течение одного занятия каждое слово пропевается 4–5 раз.

Паровозик

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев на выдохе фразы, состоящей из двух слов.

Речевой материал: используются фразы, включающие двусложные

и трехсложные слова, например: МАМА МЫЛА, МИЛА ШИЛА,

МАША ЕЛА, ДЕТИ ЗАПЕЛИ и т.д.

Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Логопед предлагает детям произнести одно из слов, которое изучали

раньше, затем присоединить к нему второе слово (словно вагончик

присоединили к паровозику) и будет фраза: Получится, словно

паровозик с вагончиком едут вместе. Послушай, как это сделаю я

(логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным

быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев

произносит фразу, например: МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А) А теперь

произносим все вместе.

Литература

1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития

речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М. : Книго-

люб, 2004.

2. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнасти-

ка. – СПб. : Корона. Век, 2011.

3. Кривилева Т.А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие

технологии на логопедических занятиях. http://nsportal.ru/detskii-sad/

logopediya/zdorove-sberegayushchie-tekhnologii-na-logopedicheskikhzanyatiyakh-

massazh-s.

4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М. : Мозаика-

Синтез, 2006.

5. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М. :

Метафора, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

Коррекционные логопедические занятия, 1 этап

Коррекционные логопедические занятия с детьми первого года обучения...

Коррекционные логопедические занятия, 2 этап

Коррекционные логопедические занятия, 2-3 класс...

Дыхательная гимнастика, как важная составляющая физического воспитания детей

В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает со стороны сердечно-сосудистой системы. Работа сердечно-сосудистой системы напрямую зависит от содержания кислорода в крови и состояния...

Дыхательная гимнастика в логопедической работе

Значение дыхательной гимнастики и правила при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания:выполнять  упражнения  каждый  день  по  3-6 минут, в  зависимости  ...

Дыхательная гимнастика на занятиях педагога - психолога

Дыхательная гимнастика на занятиях педагога – психологаНа занятиях часто использую дыхательную гимнастику, которая является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородо...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов «Дыхательная гимнастика как основа утренней гимнастики по формированию физически здоровой личности».

Семинар - практикум «Дыхательная гимнастика как основа утренней гимнастики по формированию физически здоровой личности».Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа...