Коррекционные логопедические занятия, 1 этап
календарно-тематическое планирование (логопедия, 1 класс) на тему

Листопад Ольга Юрьевна

Коррекционные логопедические занятия с детьми первого года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_korrektsiya_1etap.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОБУ СОШ № 12

___________П.И. Олейников

Приказ от _________ №_____

Рабочая программа 

Коррекционные логопедические занятия

Учитель-логопед  Листопад  О.  Ю.

Ф.И.О.

2014-2015 учебный год

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

_________________________________________

название кафедры или МО

Протокол от ___________ №___

г. Таганрог  

Пояснительная записка

              Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.

Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.

           Можно выделить следующие речевые нарушения:

  • фонетический дефект- недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

  • общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.

         Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН).

С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по ( ОНР) 3-4 и (ФФНР)4-5 человек в группе, (ОНР)-3 , (ФФНР)-2 раза в неделю.

Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.

        Цель данной программы - формирование у детей правильной устной и письменной речи.

        Задачи:

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

5. развивать связную речь.

Формы работы:

1. Обследование:

  • фронтальное;
  • индивидуальное.

2.Диагностика, ИКТ тестирование.

3. Коррекционные занятия:

  • индивидуальные занятия по постановке звуков;
  • групповые занятия по темам, указанным в программе.

 Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);

Направления работы:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
  2.  Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
  3. Развитие связной речи.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

  • научиться правильно произносить звуки;
  • пользоваться этими звуками в речи;
  • различать оппозиционные фонемы;
  • овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
  • овладеть навыками построения связного высказывания.

Содержание программы по разделам:

Подготовительный этап:

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной  готовности к обучению.

  1. этап:
  • коррекция дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
  1.  этап:
  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
  1. путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
  2. за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий.

  • логопедического кабинета для занятий;
  • наглядных пособий;
  • дидактического материала;
  • учебной литературы;
  • зеркал;
  • средств ИКТ.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

 Возрастной состав групп: 6-7 лет.

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий с учащимися,

имеющими   ОНР, ФНР, ФФНР

на 2014 -  2015 учебный год

Первый  этап

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.

п/п

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Задачи

Виды работ,

 игры и упражнения

1

Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

1. Развитие общих речевых навыков.

2. Знакомство с  понятиями физиологическое и речевое дыхание.

3. Знакомство с  понятием темп речи.

4. Знакомство с  понятием интонационная выразитель-ность.

5. Знакомство с Правилами речи.

1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки»,  «Чья птичка дальше улетит» и т.п.

2. «В лесу», «Не разбуди Катю».

3. Скороговорки.

4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).

5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией».

2

В мире звуков. Звуки окружающего мира.

Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.

1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать.

2. Развитие умения различать звуки окружающего мира.

1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п.

2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы».

1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи.

1.«Что звучало?»

2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».

3

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.

1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.

2. Отработка упражнений  общей артикуляционной гимнастики.

1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями.

2. Артикуляционные упражнения.

4

Дыхание.  Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.

1. Тренировка плавного выдоха. Развитие силы и длительности выдоха.

2.  Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота).

4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче).

1. «Задуй свечу»,  «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».

2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот».

3. Дыхание с задержкой под счет.

4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».

5

Общая моторика. Речь с движением.

1. Развивать общую моторику, чувство ритма,  координацию движений.

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Игры с передвижением под музыку.

2. Игры с мячом.

3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.

4. «Расскажи стихи руками».

6

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

1. Развивать общую моторику, чувство ритма,  координацию движений.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика с предметами.

3. Игры и задания с различными предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки,  пластилин и т.д.)

7

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.

Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.

1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

2. Развивать фонематический слух.

3. Развивать вербальную память.

1. «Отгадай, кто сказал?»,  «Повтори ритм»,  «Где позвонили?».

2. «Доскажи словечко», «Рифмы».

3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове».

4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».

1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.

2. Развивать логическое мышление.

1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п.

2. «Запомни и нарисуй» и т.п.

3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п.

8

Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.

1. Развивать зрительные, пространственные и временные

представления детей.

2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать графо-моторные навыки детей.

1. Рисование бордюров, узоров.

2.  Графические диктанты.

3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив).

4. «Круглый год»,  «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п.

5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися,

имеющими   ОНР, ФНР, ФФНР

на 2014 -  2015 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

Тема I: Предложение (3 часа)

1

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.

2

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

3

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

Тема II: Гласные и согласные (5 часа)

Уточнение гласных а, о, у, ы, и

4

Гласные звуки и буквы.

5

Согласные звуки и буквы.

6

Уточнение гласного а. Уточнение гласного о.

7

Уточнение гласного у. Уточнение гласного и.

8

Уточнение гласного ы.

Тема III: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (9 часов)

9

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

10

Упражнение в закреплении  звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных.

11

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.

12

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

13

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.

14

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.

Тема V: Согласные

V.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (14 часа)

15

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

16

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

17

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».

18

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».

19

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».

20

Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю».

21

Дифференциация гласных «о - у».

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у».

22

Дифференциация гласных «ё-ю». Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю».

 23

Дифференциация гласных второго ряда.

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда.

Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е - я» и т.д.

24

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов.

25

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости.

26

Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.

27

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

V.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (22 часов)

28

Звуки [б], [б׳], буква «Б».

Звуки [п], [п׳], буква «П».

29

Различение звонких и глухих  [Б] - [П] в устной и письменной речи.

30

Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях.

31

Звуки [в], [в׳], буква «В».

Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф».

32

Различение звонких и глухих  [В] - [Ф] в устной и письменной речи.

33

Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях.

34

Звуки [г], [г׳], буква «Г».

Звуки [к], [к׳], буква «К».

35

Различение звонких и глухих  [Г] - [К] в устной и письменной речи.

36

Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

37

Звуки [х], [х׳], буква «Х».

38

Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

39

Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х]  в слогах, словах, предложениях.

40

Звуки [д], [д׳], буква «Д».

Звуки [т], [т׳], буква «Т».

41

Различение звонких и глухих  [Д] - [Т] в устной и письменной речи.

42

Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях.

43

Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш».

44

Различение звонких и глухих  [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.

45

Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.

46

Звуки [з], [з׳], буква «З».

Звуки [с], [с׳], буква «С».

47

Различение звонких и глухих  [З] - [С] в устной и письменной речи.

48

Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях.

V.3 Различение шипящих – свистящих звуков (10 часов)

49

Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.

50

Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях.

51

Различение  [Ш] - [С] в устной и письменной речи.

52

Тренировочные упражнения на различение [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях.

53

Звук [щ], буква «Щ».

54

Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.

55

Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях.

56

Звук [ч], буква Ч. Звук [ц], буква Ц.

57

Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи. Тренировочные упражнения на различение [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях.

V.4  Различение аффрикат (3 часов)

58

Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

59

Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

60

Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

V.5 Различение соноров (3 часов)

61

Звуки [р], [р׳], буква «Р».

Звуки [л], [л׳], буква «Л».

Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.

62

Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ

Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....

Презентация коррекционно - логопедического занятия "Забавная гусеница"

Итоговое занятие для учащихся первых классов  общеобразовательной школы, имеющих логопедическое заключение "Общее недоразвитие речи"....

Информационные технологии как средство повышения эффективности коррекционно - логопедических занятий

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...

Коррекционные логопедические занятия, 2 этап

Коррекционные логопедические занятия, 2-3 класс...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»

В этом конспекты рассморены этапы: постановки звука [Ш]....

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....