Коррекционные логопедические занятия, 1 этап
календарно-тематическое планирование (логопедия, 1 класс) на тему
Коррекционные логопедические занятия с детьми первого года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_korrektsiya_1etap.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОБУ СОШ № 12
___________П.И. Олейников
Приказ от _________ №_____
Рабочая программа
Коррекционные логопедические занятия
Учитель-логопед Листопад О. Ю.
Ф.И.О.
2014-2015 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
_________________________________________
название кафедры или МО
Протокол от ___________ №___
г. Таганрог
Пояснительная записка
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.
Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.
Можно выделить следующие речевые нарушения:
- фонетический дефект- недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.
Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН).
С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по ( ОНР) 3-4 и (ФФНР)4-5 человек в группе, (ОНР)-3 , (ФФНР)-2 раза в неделю.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной и письменной речи.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
5. развивать связную речь.
Формы работы:
1. Обследование:
- фронтальное;
- индивидуальное.
2.Диагностика, ИКТ тестирование.
3. Коррекционные занятия:
- индивидуальные занятия по постановке звуков;
- групповые занятия по темам, указанным в программе.
Формы контроля:
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
Направления работы:
- Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
- Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
- Развитие связной речи.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
- научиться правильно произносить звуки;
- пользоваться этими звуками в речи;
- различать оппозиционные фонемы;
- овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
- усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
- овладеть навыками построения связного высказывания.
Содержание программы по разделам:
Подготовительный этап:
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
- этап:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- этап:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
- путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
- за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
- логопедического кабинета для занятий;
- наглядных пособий;
- дидактического материала;
- учебной литературы;
- зеркал;
- средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Возрастной состав групп: 6-7 лет.
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий с учащимися,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР
на 2014 - 2015 учебный год
Первый этап
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание работы | |
Задачи | Виды работ, игры и упражнения | |||
1 | Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. | 1. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразитель-ность. 5. Знакомство с Правилами речи. | 1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 3. Скороговорки. 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией». | |
2 | В мире звуков. Звуки окружающего мира. Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. | 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. | 1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п. 2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы». | |
1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи. | 1.«Что звучало?» 2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу». | |||
3 | Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | 1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата. 2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики. | 1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями. 2. Артикуляционные упражнения. | |
4 | Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. | 1. Тренировка плавного выдоха. Развитие силы и длительности выдоха. 2. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота). 4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче). | 1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?». 2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот». 3. Дыхание с задержкой под счет. 4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!». | |
5 | Общая моторика. Речь с движением. | 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. | 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игры с передвижением под музыку. 2. Игры с мячом. 3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д. 4. «Расскажи стихи руками». | |
6 | Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. | 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика с предметами. 3. Игры и задания с различными предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.) | |
7 | Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. | 1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать вербальную память. | 1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?». 2. «Доскажи словечко», «Рифмы». 3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове». 4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь». | |
1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. 2. Развивать логическое мышление. | 1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п. 2. «Запомни и нарисуй» и т.п. 3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п. | |||
8 | Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. | 1. Развивать зрительные, пространственные и временные представления детей. 2. Развивать зрительно-моторную координацию. 3. Развивать графо-моторные навыки детей. | 1. Рисование бордюров, узоров. 2. Графические диктанты. 3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив). 4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п. 5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом. |
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР
на 2014 - 2015 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Предложение (3 часа) | |||
1 | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | ||
2 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | ||
3 | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | ||
Тема II: Гласные и согласные (5 часа) Уточнение гласных а, о, у, ы, и | |||
4 | Гласные звуки и буквы. | ||
5 | Согласные звуки и буквы. | ||
6 | Уточнение гласного а. Уточнение гласного о. | ||
7 | Уточнение гласного у. Уточнение гласного и. | ||
8 | Уточнение гласного ы. | ||
Тема III: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (9 часов) | |||
9 | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | ||
10 | Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных. | ||
11 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | ||
12 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | ||
13 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | ||
14 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | ||
Тема V: Согласные V.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (14 часа) | |||
15 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | ||
16 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | ||
17 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». | ||
18 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». | ||
19 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё». | ||
20 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю». | ||
21 | Дифференциация гласных «о - у». Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у». | ||
22 | Дифференциация гласных «ё-ю». Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю». | ||
23 | Дифференциация гласных второго ряда. Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда. | Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е - я» и т.д. | |
24 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов. | ||
25 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. | ||
26 | Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. | ||
27 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. | ||
V.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (22 часов) | |||
28 | Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П». | ||
29 | Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи. | ||
30 | Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях. | ||
31 | Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». | ||
32 | Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи. | ||
33 | Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях. | ||
34 | Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К». | ||
35 | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. | ||
36 | Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
37 | Звуки [х], [х׳], буква «Х». | ||
38 | Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. | ||
39 | Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах, словах, предложениях. | ||
40 | Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т». | ||
41 | Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи. | ||
42 | Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях. | ||
43 | Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». | ||
44 | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. | ||
45 | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях. | ||
46 | Звуки [з], [з׳], буква «З». Звуки [с], [с׳], буква «С». | ||
47 | Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи. | ||
48 | Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях. | ||
V.3 Различение шипящих – свистящих звуков (10 часов) | |||
49 | Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. | ||
50 | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях. | ||
51 | Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. | ||
52 | Тренировочные упражнения на различение [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях. | ||
53 | Звук [щ], буква «Щ». | ||
54 | Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. | ||
55 | Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях. | ||
56 | Звук [ч], буква Ч. Звук [ц], буква Ц. | ||
57 | Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи. Тренировочные упражнения на различение [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях. | ||
V.4 Различение аффрикат (3 часов) | |||
58 | Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
59 | Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
60 | Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
V.5 Различение соноров (3 часов) | |||
61 | Звуки [р], [р׳], буква «Р». Звуки [л], [л׳], буква «Л». Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. | ||
62 | Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".
Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ
Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....
Презентация коррекционно - логопедического занятия "Забавная гусеница"
Итоговое занятие для учащихся первых классов общеобразовательной школы, имеющих логопедическое заключение "Общее недоразвитие речи"....
Информационные технологии как средство повышения эффективности коррекционно - логопедических занятий
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...
Коррекционные логопедические занятия, 2 этап
Коррекционные логопедические занятия, 2-3 класс...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»
В этом конспекты рассморены этапы: постановки звука [Ш]....
Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....