Дыхательная гимнастика в логопедической работе
материал
Значение дыхательной гимнастики и правила при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatielnaya_gimnastika.doc | 35.5 КБ |
prezentatsiya_k_dyh._gimnastike.ppt | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Почему я выбрала рассказать вам об этом, потому что не многие знают о важности дыхания в формировании правильного произношения.
Ведь дыхание это не просто насыщение организма кислородом , но дыхание является одним из главных факторов, влияющим на нормальное звукопроизношение и частоту речи.
Наверное, много раз вам приходилось слышать, как ребёнок разговаривает, что называется, взахлёб или проглатывание окончаний, когда ребёнок пытается вам рассказать что то, но сложно разобрать, что он говорит.
Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали? Прежде чем мы должны заговорить., мы должны глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Мы можем скачать, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, которая проходит через все дыхательные пути. И когда у нас заканчивается воздух, мы делаем паузу, чтобы вновь набрать воздуха и продолжить
Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Потому что многим деткам в силу некоторых заболеваний, некоторых особенностей не удается говорить длинными фразами, достаточно чётко, с логическими паузами. И отсюда создается впечатление, что ребёнок задыхается. А всего-навсего ребенку не достаточно в данный момент воздуха, так как во время разговора у него слабенький и короткий выдох.
Признаки несовершенного речевого дыхания:
- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных
- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха уже на первом
- слове (слоге), затем договаривает фразу или слово шепотом. Может и заглатывать конец слова или фразы.
- Торопливое произнесение фраз без перерыва и на выдохе, с захлёбыванием.
- Неравномерный толчкообразный выдох, речь звучит, то громко, то тихо, едва слышно.
Таким образом, родителям, которые желают научить ребёнка говорить красиво и четко, следует обучить его правильному дыханию.
И для этого существует множество различных упражнений. Эти упражнения можно проводить в игровой форме, так как детский возраст- это возраст игр.
Существуют и основные правила при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
- - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох дожжен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребенка, поэтому не следует заниматься ими долго, так как длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
Игровые упражнения для развития речевого дыхания
Дыхательная
гимнастика в логопедической работе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Признаки несовершенного речевого дыхания: Очень слабый вдох и выдох, что ведет к едва слышимой речи. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на выдохе, с захлёбыванием. Неравномерный толчкообразный выдох, речь звучит, то громко, то тихо, едва слышно.
выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветренном поме щ ении или при открытой форточке; заниматься до еды; заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; дозировать количество и темп проведения упражнений; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе); - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды. Правила при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания:
Длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение
Игровые упражнения «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
« Цветочек » - сделать вдох и задержать дыхание
« Сдуй снежинку » - сдувать снег с варежки
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Шарик» - представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
"Лопни мыльные пузыри"
"Футбол"
ВДОХ – с улыбкой день встречаем, ВЫДОХ - всё мы замечаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...
Логопедическая работа с детьми с ЗПР (обобщение опыта работы)
Материал из опыта работы....
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).
Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...
Материал для аттестации. Динамика результативности коррекционной работы. Сводная таблица результатов логопедической работы за 2019-2021 гг. Мониторинговые исследования в ОУ
Таблицы для заполнения информационной карты...
Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Индивидуальная логопедическая работа для обучающегося с ТНР"
Рабочая программа для обучающегося 1 класса, вариант 5.2...