ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах
материал по логопедии на тему
Цели коррекционной работы:
Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).
Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_korrabota_krem_sosh.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом МОУ Кременкульская СОШ протокол № ________ от «_____»___________2017г | УТВЕРЖДАЮ: директор МОУ Кременкульская СОШ ___________________ Харисова Л.С. № _________ от _________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятиях,
проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах в
МОУ Кременкульской СОШ
с.Кременкуль, 2017 г.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано на основе
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; в ред.приказов от 17 декабря 2010г № 1897);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
1.2. Коррекционная работа в школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.
- Коррекционная работа начального общего образования и основного общего образования должна обеспечивать:
- создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
- дальнейшую социализацию, адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в школе.
- Цели коррекционной работы
- Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).
- Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
- Задачи коррекционной работы
- Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, при освоения ими основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
- Определение особенностей организации образовательного процесса и условие интеграции для указанной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, учебных планов, организация индивидуальных или групповых занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизни.
- Развитие коммуникативной компетенций, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников.
- Реализация комплексной системы мер по социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Принципы, определяющие содержание коррекционной работы в школе
- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе ребенка от одного образовательного уровня к другому, обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
- Соблюдение интересов ребенка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития в обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность обучения и помощи в развитии.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные образовательные организации, классы.
- Направления коррекционной работы
- Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание:
- диагностическое,
- коррекционно-развивающее,
- консультативное,
- информационно-просветительское.
- Диагностическая работа включает:
- выявление основных образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей учащегося;
- изучение социальной ситуации и условий семейного воспитания ребенка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;
- системный разносторонний контроль за уровнем динамикой развития ребенка.
5.3 Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации образовательного процесса;
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
- развитие универсальных учебных действий в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, образовательной основной программой основного общего образования;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетентности;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях.
5.4 Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование педагогов специалистами по организации коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизическими особенностями.
5.5 Информационно-просветительская работа включает:
- информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Механизмы реализации коррекционной работы.
- Коррекционная работа на этапах освоения основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования может реализовываться школой как совместно с другими образовательными организациями так и самостоятельно (при наличии соответствующих ресурсов).
- Условия реализации коррекционной работы.
- Коррекционная работа может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- К формам получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья относятся: обучение в общеобразовательном классе, коррекционном классе, интегрированном классе, по общеобразовательной программе или по индивидуальной программе, обучение на дому или дистанционно.
- Психолого-педагогическое сопровождение реализации коррекционной работы в образовательном учреждении включает:
- оптимальный режим учебных нагрузок;
- психолого-педагогические условия (учет индивидуальных особенностей учащегося, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий, повышение эффективности образовательного процесса);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особенности и потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуализация обучения с учетом специфики нарушения здоровья детей);
- здоровьесберегающие условия;
- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных мероприятиях;
- развитие системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
7.4. В процессе реализации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы психолого-педагогической направленности, диагностический и психолого-педагогический инструментарий, необходимы для осуществления профессиональной деятельности педагога, учителя-логопеда, дефектолога, социального педагога.
7.5 В случае обучения детей по индивидуальному учебному плану, с учетом особенностей здоровья, целесообразным является использование специальных коррекционных программ, учебников и учебных пособий для специальных образовательных организаций соответствующего вида.
7.6 Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
7.7 Педагогический работник образовательного учреждения, реализующий коррекционную работу, должен иметь четкое представление об особенностях психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного процессов.
7.8 Педагогический работник, реализующий коррекционную работу, обязан проходить курсы повышения квалификации.
7.9 Материально-техническое обеспечение реализации коррекционной работы в ОУ заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы.
7.10 Создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, наглядным пособиям, мультимедийными и видео материалам.
8. Контроль за индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями.
8.1. Учёт индивидуальных занятий ведётся в журнале «Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия». Темы занятий должны носить коррекционно-развивающую направленность и не должны дублировать темы уроков по предметам.
8.2. Обязанности по контролю за организацией и проведением индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий возлагаются на заместителей директора по УВР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».
В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.
Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...
Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем
В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...
Групповое коррекционно-развивающее занятие у педагога-психолога для учеников 2-3х классов.
Данное занятие предназначено для проведения педагогом-психологом группового коррекционно-развивающего занятия для учеников 2-3х классов. В занятии представлены задания,упражнения и игры на развитие вн...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...
Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ вариант 7.2 3 класс
Групповое занятие направленное на развитие внимания и памяти для обучающихся 3 класса. Вид занятия – игра-путешествие, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавате...
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие основных свойств внимания». (3 класс, обучающиеся с ЗПР).
Цель занятия: тренировка внимания.Задачи:1.Дидактические:Учить концентрировать внимание.Повышать уровень развития логического мышления.2.Коррекционно-развивающие:Развивать свойства внимания (конц...