Групповое коррекционно-развивающее занятие у педагога-психолога для учеников 2-3х классов.
план-конспект занятия (2, 3 класс)

Прокопьева Мария Николаевна

Данное занятие предназначено для проведения педагогом-психологом группового коррекционно-развивающего занятия для учеников 2-3х классов. В занятии представлены задания,упражнения и игры на развитие внимания, мышления и пространственных представлений младших школьников. Можно использовать в работе с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vnimaniya_24.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

План занятия:

  1. Развитие переключения внимания. Таблица Шульте.
  2. Дыхательное упражнение на развитие энергоблока. Дыхание под счет.
  3. Развитие  мышления. Составь слова
  4. Двуручное рисование. Забор с переключением.
  5. Развитие пространтсвенных представлений. Какая фигура так выглядит сверху?.
  6. Развитие избирательности внимания, мышления. Математический коврик.
  7. Глазодвигательное  упражнение. Крестики с подключением языка.
  8. Развитие мышления, переключения внимания.  Интеллектуальная таблица.
  9. Игра с мячом. Назови.
  10. Поиск ошибок. Мороженое растаяло.
  11. Копирование прописного текста.
  12. Прощание. Эстафета успехов.

  1. Таблица Шульте.

Цель: развитие переключения и устойчивости внимания, развитие периферического зрения.

Материал: таблицы Шульте (сложность по уровню детей подбирается индивидуально педагогом), карандаши.

-Давайте все вместе посчитаем от одного до 25.

Дети повторяют счет.

-А теперь  я раздам  вам во такие таблицы, как видите, на них все цифры перепутались. Нам нужно найти все цифры по порядку. По моей команде «Начали!» вы начнете искать все числа по порядку от  1 до 25, и карандашом (обратной стороной) показывать эти цифры. Нужно стараться выполнить это задание как можно быстрее, но без ошибок. Все понятно?

Педагог спрашивает каждого ребенка о том, что он будет делать, чтобы удостовериться в понимании и максимальной осознанности задания. Педагог следит, чтобы ребенок говорил развернуто.

Педагог засекает время: 60 секунд.

  1. Дыхание под счет.

Цель: развитие энергоблока для повышения работоспособности.

Материалы: нет.

Дети ложатся на пол, ноги вытянуты, руки на животе, глаза смотрят в потолок.

-Сегодня мы будем учиться контролировать свое дыхание. Сначала мы вспомним, как умеем глубоко дышать.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. При вдохе живот надувается, при выдохе сдувается.

-А теперь будем дышать под счет: «Вдох -3 хлопка, держим-2 хлопка, выдох -3 хлопка, держим -2 хлопка»

1 хлопок=1 секунда. В первые несколько раз педагог считает хлопки вслух, чтобы дети усвоили задачу. Если дети легко справляются, то педагог перестает считать вслух, а просто молча хлопает. Постепенно можно усложнить упражнение следующим образом: дети сами отстукивают ритм ладонью об пол, при этом педагог следит, чтобы ритм был равномерный.

  1. Составь слова.

Цель: развитие мышления, речи, анализа и синтеза.

Материалы: рабочий лист, карандаши.

Педагог зачитывает задание с рабочего листа.

Сначала дети составляют слова в первом столбике, потом каждый сам отмечает лишнее слово, а лишь потом все вместе обсуждают свои результаты. Потом дети аналогичным образом выполняют задание со вторым и третьим столбиками.

  1. Двуручное рисование. Забор с переключением.

Цель: развитие межполушарных функций, произвольности, переключения внимания.

Материалы: фломастеры, маркеры, доска на стене или мольберты с прикрепленными листами А3.

Педагог заранее сам намечает на листах забор такого типа:

-Сейчас мы будем рисовать двумя руками необычный забор.

Сначала дети обводят забор ведущей рукой 10 раз (туда-обратно), потом второй рукой 10 раз, потом синхронно с одной стороны к другой, и из центра к краем тоже по 10 раз.

Педагог должен контролировать, чтобы дети стояли по центру, а не смещались в сторону ни телом, ни головой. Также педагог следит, чтобы дети не опирались на доску или мольберт, а стояли от него на расстоянии  минимум 30 см.

  1. Пространственные представления. Какая фигура так выглядит сверху?

Цель: развитие пространственных представлений.

-Посмотрите, слева нарисовано, как выглядит фигура сверху. Какая из этих трех фигур может так выглядеть? Почему?

Педагог дает возможность каждому ребенку ответить на вопрос и объяснить свой выбор.

  1. Математический коврик.

Цель: развитие мышления, анализа, математических навыков.

Материалы: демонстрационные листы, карандаши

-Посмотрите, это математический коврик. У него оторвался лоскуток. Выберите подходящий кусочек, чтобы починить коврик.

Педагог следит, чтобы дети рассуждали. Сначала выбирают один пример, решают его, выбирают подходящие лоскутки, отмечают их, а остальные исключают, потом по следующему примеру тоже самое. Таким образом один за одним исключаются неподходящие коврики.

  1. Глазодвигательное упражнение. Крестики с участием язык.

Цель: развитие глазодвигательной координации, внимания.

Материалы: нет.

-Будем тренировать ваши  глазки. Сейчас ляжем на пол, ноги выпрямим, ноги не скрещиваем.

-Тренировать глаза будем так: возьмем в руку фломастер с ярким колпачком, вытянем руку вверх. Внимательно глазами смотрим на свой колпачек. Язык следит за колпачком, так же как и глаза.

- Мы с вами рукой нарисуем крестик. Прямой рукой медленно ведем вправо, а глазами следим за колпачком. Голову не поворачиваем, шевелятся только глаза. Теперь рука медленно возвращается в середину, а потом идет налево. Глаза и язык внимательно следят за колпачком. А теперь рука опять возвращается в середину. Теперь ведем руку вниз, к ногам. Потом вверх, ко лбу.

-А теперь рука у нас вернулась на исходную позицию – посередине. Сейчас мы будем медленно опускать руку до тех пор, пока колпачок не коснется носа. Глазами внимательно следим за колпачком.

Упражнение выполняется два раза.

А теперь тоже самое сделаем, только «на уровне локтя». Согнем вторую руку в локте и поднимем вверх, а большой палец первой руки приложим к локтю второй. Вот это называется «на уровне локтя». На этот уровне тоже два раза рисует крестик.

-Тренировать глаза очень важно, особенно, если человек смотрит телевизор или работает за компьютером. Поэтому эту зарядку для глаз нужно делать дома каждый день.

Упражнение повторяется 2 раза.

-А теперь тоже самое сделаем на уровне носа. Для этого приложим к носу ладонь ребром, и сверху приложим руку с фломастером. Вот это расстояние от носа до фломастера постарайтесь запомнить. Теперь опять рисуем два крестика на этом уровне и следим глазками, а потом опускаем фломастер к носу.

  1. Развитие мышления, переключения внимания. Интеллектуальная карта.

Цель: развитие мышления, переключения внимания.

-Ребята, это интеллектуальная таблица. В каждой ячейке нужно писать ответ на вопрос.

Педагог зачитывает детям задания с рабочего листа, а дети как можно быстрее записывают ответы в таблицу. 

  1. Игра с мячом. Назови.

Цель: развитие квазипространственных представлений, речи, произвольности

Материалы,  мяч:

-Ребята, сегодня мы будем играть в игру «Назови». Суть игру такая: я буду бросать вам мячик и просить что-то назвать. А вы должны как можно скорее назвать то, что я прошу и бросить мяч мне обратно.

Примеры:

-Назови день недели, который идет после….

-Назови предыдущей месяц перед….

-Назови форму предмета, который  будет назван ( Назови форму колеса)

-Назови предыдущую (следующую) букву алфавита (родного или иностранного)

-Назови число, которое идет перед…

-Назови слово, которое начинается на ту же букву, что и …

-Назови слово, схожее по смыслы (звучанию) с…

  1. Поиск ошибок. Фраза МОРОЖЕНОЕ ТАЕТ.

Цель: развитие переключения внимания.

Материалы: рабочие листы, карандаши.

-Вася писал фразу, но сделал несколько ошибок. Найдите их все.

Дети ищут ошибки самостоятельно.

После выполнения задания дети все вместе говорят «Я проверяю себя…» и заново читают слова тихим голосом и проверяют себя.

  1. Списывание прописного текста.

Цель: развитие пространственных представлений.

Материалы: рабочий лист, карандаши.

-Фия хочет научиться красиво писать. Помогите Фие переписать этот текст прописными буквами. Прочитайте текст и скопируйте его на строчке ниже.

Педагог спрашивает детей о том, чем отличаются печатные и прописные буквы. Просит по очереди прочитать текст.

Для детей, которые еще слабо владеют навыком письма, можно облегчить задание, предложив сначала обвести текст, а потом уже переписать.

Остальные дети переписывают текст сразу на новой строке.

  1. Прощание. Эстафета успехов.

Материал: небольшой мячик, клубочек и т.п. свечка. Не важен предмет - важна его эксклюзивность, «ритуальность»

-В конце каждого нашего занятия мы будем делиться своими успехами. Каждый из вас сегодня чему-то новому научился, что-то ему больше всего понравилось. И именно этим мы будем делиться друг с другом. Каждый по очереди будет брать в руки мячик/задувать свечку и т.п. и говорить, что ему большего всего понравилось на сегодняшнем занятии, и чему новому он сегодня научился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.

Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...

ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах

Цели коррекционной работы: Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).Ф...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия с педагогом-психологом с использованием музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии «Летал, летал воробей.....»

Данная разработка предназначена для учащихся с нарушениями слуха. Задачи: познакомить   с народной песней «Летал, летал воробей.....», научить движениям танца и пе...

Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ вариант 7.2 3 класс

Групповое занятие направленное на развитие внимания и памяти для обучающихся 3 класса. Вид  занятия – игра-путешествие, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавате...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие основных свойств внимания». (3 класс, обучающиеся с ЗПР).

Цель занятия: тренировка внимания.Задачи:1.Дидактические:Учить концентрировать внимание.Повышать уровень развития логического мышления.2.Коррекционно-развивающие:Развивать свойства внимания (конц...

Коррекционно-развивающее занятие с педагогом-психологом для первоклассников.

Развитие познавательных процессов для освоения образовательной программы и успешной адаптации в школе.Цель занятия: познакомиться, снять барьер тревожности и стеснительности, развитие памяти, вн...