Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т в слогах, словах и словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Цель: учить дифференцировать данные звуки.
Задачи:
- совершенствовать навык различения согласных, определять сходство и различие с опорой на зрительно-тактильные ощущения;
- развивать навык слогового анализа;
- обогащать активный словарь;
- способствовать развитию навыков коммуникации и сотрудничества в команде.
- способствовать развитию высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dif.ch-t_v_slovah_i_slogah.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие:
«Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т в слогах, словах и словосочетаниях»
Цель: учить дифференцировать данные звуки.
Задачи:
- совершенствовать навык различения согласных, определять сходство и различие с опорой на зрительно-тактильные ощущения;
- развивать навык слогового анализа;
- обогащать активный словарь;
- способствовать развитию навыков коммуникации и сотрудничества в команде.
- способствовать развитию высших психических функций.
Оборудование: зеркала, салфетки, тетради, цветные карандаши, сигнальные карточки, карточки со словами, картинки для артикуляционной гимнастики, компьютер.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сядет тот, кто четко произнесет потешку: «Течет речка, печет печка».
2. Актуализация прежних знаний.
2.1. Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика выполняется под музыку):
-«Лягушка»;
-«Бублик»;
-«Лягушка – Бублик»;
-«Почистим нижние зубки»;
-«Почистим верхние зубки»;
-«Качели»;
-«Вкусное варенье».
2.2.Определение цели урока.
- Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день, и ночь стучим, стучим (часы).
- Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там (телефон).
-Назовите первый звук в слове часы ([ч]).
- Назовите первый звук в слове телефон ([т’]).
-Кто скажет, какие звуки мы будем различать?
-Звуки [ч, т’].
3.Первичное усвоение новых знаний.
3.1.Анализ артикуляции и характеристика звуков [ч, т’]. Определение сходства и различия.
-Характеристика звука [ч].
-Характеристика звука [т’]
-Найдите сходства и различия между звуками [ч-т’].
- При произнесении звука [ч] губы- «бубликом», между зубами небольшое расстояние, язык – вверху; воздух –прерывистый, тёплый; голосовые связки не работают. Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий. На письме обозначается буквой Ч.
- При произнесении звука [т’] – губы – «лягушкой», между зубами небольшое расстояние, язык – внизу, воздух – прерывистый, тёплый; голосовые связки не работают. Звук [т’] – согласный, глухой, мягкий. На письме обозначается буквой Т.
3.2. Воспроизведение слоговых рядов.
ЧА – ТЯ – ЧА
ТЯ – ЧА – ТЯ
ЧО – ТЁ – ЧО
ТЁ – ЧО – ТЁ
ЧУ – ТЮ – ЧУ
ТЮ- ЧУ – ТЮ
АТЬ – АЧ – АТЬ
ОЧ – ОТЬ – ОЧ
3.3. Добавляйте слог, повторите слово целиком.
ЧА или ТЯ: ТУ-ЧА, КУ-ЧА, СВЕ-ЧА, ПЕ-ТЯ, КА-ТЯ, МИ-ТЯ, ВСТРЕ-ЧА, ДА-ЧА, ПЕРЕДА-ЧА, ПОДА-ЧА, УДА-ЧА.
3.4. Развитие фонематического восприятия.
- Дифференциация Ч-Ть в словах паронимах, сопоставление по смыслу и звучанию. Например: мяч-мять, печь-петь, чёлка-тёлка, чесал-тесал. Уточнение лексического значения слова тесал (выравнивание древесины или камня топором (изготовление колышек); плечи-плети (стелющиеся по земле побеги). Например: плети тыквы. Логопед называет слово со звуком Ч , ребенок называет слово, изменив Ч на ТЬ и наоборот.
- Вычленение звуков ч и ть из слов: качели, хотели, картина, бочонок, плетеный, печеный (с использованием сигнальных карточек). Логопед называет слово, дети поднимают сигнальную карточку с соответствующей буквой.
3.5. Работа в тетрадях.
Задание: записать слова в два столбика. В первый со звуком Ч, во второй со звуком ТЬ.
4. Динамическая пауза в сочетании с дыхательным упражнением из Буддийской гимнастики. Стоя, поднимая руки вверх, делаем быстрый вдох. Опуская руки через стороны вниз, делаем выдох с произнесением сочетания звуков «ТХА» и опусканием головы на грудь.
5. Закрепление.
5.1. Работа в тетрадях.
а) Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосочетания.
ТЁПЛАЯ ЧЕМОДАН
ТЁМНЫЕ КОТЁЛ
ЧУЖОЙ ПЕЧКА
ЧУГУННЫЙ КОТЁНОК
КОРИЧНЕВЫЙ ОЧКИ
б) – Составляем 2 предложения с данными словосочетаниями.
6.Рефлексия.
- Ребята, какие звуки мы учились различать?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что больше всего вам понравилось на занятии?
- Оценка деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дифференциация звуков и букв ц-ч на материале слогов, слов и предложений»
Разработка данного логопедического занятия - победитель Общероссийского конкурса "Лучший урок начальной школы 1 четверти 2013-2014 учебного года", организованного Информационно-Методическим Центром МГ...
Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии, во втором классе по теме:Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях....
Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:Развитие фонематического восприятия;Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б»...
Дифференциация букв П и Т в слогах, словах и предложении.
Дифференциация букв П и Т. Закрепление знаний о механизме написания букв, их графических особенностях...
Дифференциация рукописных букв И и Ш в слогах, словах и предложениях.
Целью данного занятия является устранение недостатков чтения и письма, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений....
Презентация на тему "Дифференциация Ы - И изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях"
Данная презентация поможет учителям - логопедам разработать "чудо - урок" для учащихся начальных классов. Ребята познакомятся со сказочными персонажами мИшкой и мЫшкой, научатся правильному ...
Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в слогах, словах и словосочетаниях.
В материале представлен конспект логопедического занятия по автоматизации и дифференциации шипящих звуков....