Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т в слогах, словах и словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Пачгина Наталья Владимировна

Цель:  учить дифференцировать данные звуки.

Задачи:

- совершенствовать навык различения согласных, определять сходство и различие с опорой на зрительно-тактильные ощущения;

- развивать навык слогового анализа;

-  обогащать активный словарь;

-  способствовать развитию навыков коммуникации и сотрудничества в команде.

- способствовать развитию высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif.ch-t_v_slovah_i_slogah.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие:

«Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т в слогах, словах и словосочетаниях»

Цель:  учить дифференцировать данные звуки.

Задачи:

- совершенствовать навык различения согласных, определять сходство и различие с опорой на зрительно-тактильные ощущения;

- развивать навык слогового анализа;

-  обогащать активный словарь;

-  способствовать развитию навыков коммуникации и сотрудничества в команде.

- способствовать развитию высших психических функций.

Оборудование: зеркала, салфетки, тетради, цветные карандаши, сигнальные карточки, карточки со словами, картинки для артикуляционной гимнастики, компьютер.

Ход урока

1.Организационный момент.

Сядет тот, кто четко произнесет потешку: «Течет речка, печет печка».          

2. Актуализация прежних знаний.

2.1. Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика выполняется под музыку):

-«Лягушка»;

-«Бублик»;

-«Лягушка – Бублик»;

-«Почистим нижние зубки»;

-«Почистим верхние зубки»;

-«Качели»;

-«Вкусное варенье».

2.2.Определение цели урока.

- Мы день не спим, мы ночь не спим,

  И день, и ночь стучим, стучим (часы).

                - Через поле и лесок подается голосок.

                   Он бежит по проводам -

                   Скажешь здесь, а слышно там (телефон).

-Назовите первый звук в слове  часы ([ч]).

- Назовите первый звук в слове  телефон ([т’]).

-Кто скажет, какие звуки мы будем различать?

-Звуки [ч, т’].

3.Первичное усвоение новых знаний.

3.1.Анализ артикуляции и характеристика звуков [ч, т’]. Определение сходства и различия.

-Характеристика звука [ч].

-Характеристика звука [т’] 

-Найдите  сходства и различия между звуками [ч-т’].

- При произнесении звука [ч] губы- «бубликом», между зубами небольшое расстояние, язык – вверху; воздух –прерывистый, тёплый; голосовые связки не работают. Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий. На письме обозначается буквой Ч.

- При произнесении звука [т’] – губы – «лягушкой», между зубами небольшое расстояние, язык – внизу, воздух – прерывистый, тёплый; голосовые связки не работают. Звук [т’] – согласный, глухой, мягкий. На письме обозначается буквой Т.

3.2. Воспроизведение слоговых рядов.

ЧА – ТЯ – ЧА                                                

ТЯ – ЧА – ТЯ

ЧО – ТЁ – ЧО

ТЁ – ЧО – ТЁ

ЧУ – ТЮ – ЧУ

ТЮ- ЧУ – ТЮ

АТЬ – АЧ – АТЬ

ОЧ – ОТЬ – ОЧ

3.3. Добавляйте слог, повторите слово целиком.

ЧА или ТЯ: ТУ-ЧА, КУ-ЧА, СВЕ-ЧА, ПЕ-ТЯ, КА-ТЯ, МИ-ТЯ, ВСТРЕ-ЧА, ДА-ЧА, ПЕРЕДА-ЧА, ПОДА-ЧА, УДА-ЧА.

3.4. Развитие фонематического восприятия.

  • Дифференциация Ч-Ть в словах паронимах, сопоставление по смыслу и звучанию. Например: мяч-мять, печь-петь, чёлка-тёлка, чесал-тесал. Уточнение  лексического значения слова тесал (выравнивание древесины или камня топором (изготовление колышек); плечи-плети (стелющиеся по земле побеги). Например: плети тыквы.  Логопед называет слово со звуком Ч ,  ребенок называет слово, изменив Ч на ТЬ и наоборот.

  • Вычленение звуков ч и ть из слов: качели, хотели, картина, бочонок, плетеный, печеный (с использованием сигнальных карточек). Логопед называет слово, дети поднимают сигнальную карточку с соответствующей буквой.

3.5. Работа в тетрадях.

Задание: записать слова в два столбика. В первый со звуком Ч, во второй со звуком ТЬ.

4. Динамическая пауза в сочетании с дыхательным  упражнением из Буддийской гимнастики. Стоя, поднимая руки вверх, делаем быстрый вдох. Опуская руки через стороны вниз, делаем выдох с произнесением сочетания звуков «ТХА» и опусканием головы на грудь.

5. Закрепление.

5.1. Работа в тетрадях.

а) Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосочетания.

ТЁПЛАЯ                ЧЕМОДАН

ТЁМНЫЕ               КОТЁЛ

ЧУЖОЙ                  ПЕЧКА

ЧУГУННЫЙ          КОТЁНОК

КОРИЧНЕВЫЙ     ОЧКИ

б) – Составляем 2 предложения с данными словосочетаниями.

6.Рефлексия.

  • Ребята, какие звуки мы учились различать?
  • Что нового вы узнали на занятии?
  • Что больше всего вам понравилось на занятии?
  • Оценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дифференциация звуков и букв ц-ч на материале слогов, слов и предложений»

Разработка данного логопедического занятия - победитель Общероссийского конкурса "Лучший урок начальной школы 1 четверти 2013-2014 учебного года", организованного Информационно-Методическим Центром МГ...

Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии, во втором классе по теме:Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях....

Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:Развитие фонематического восприятия;Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б»...

Дифференциация букв П и Т в слогах, словах и предложении.

Дифференциация букв П и Т. Закрепление знаний о механизме написания букв, их графических особенностях...

Дифференциация рукописных букв И и Ш в слогах, словах и предложениях.

Целью данного занятия является устранение недостатков чтения и письма, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений....

Презентация на тему "Дифференциация Ы - И изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях"

Данная презентация поможет учителям - логопедам разработать "чудо - урок" для учащихся начальных классов. Ребята познакомятся со сказочными персонажами мИшкой и мЫшкой, научатся правильному ...

Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в слогах, словах и словосочетаниях.

В материале представлен конспект логопедического занятия  по автоматизации и дифференциации шипящих звуков....