«Дифференциация звуков и букв ц-ч на материале слогов, слов и предложений»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Разработка данного логопедического занятия - победитель Общероссийского конкурса "Лучший урок начальной школы 1 четверти 2013-2014 учебного года", организованного Информационно-Методическим Центром МГИА "КЛИиО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
safronova_n.v._razrabotka_uroka.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель логопедического занятия
по теме: «Дифференциация звуков и букв ц-ч на материале слогов, слов и предложений» в 1 классе.
Учитель: Сафронова Наталья Викторовна, учитель-логопед
Iквалификационной категории МКОУ СОШ с УИОП №7 города Кирово-Чепецка Кировской области.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации по теме: «Дифференциация звуков и букв ц-ч на материале слогов, слов и предложений».
Цели по содержанию:
образовательная: вырабатывать у учащихся умение различать звуки [ц] - [ч] с опорой на артикуляторные, зрительные, моторные ощущения, обозначая их на письме соответствующими буквами;
развивающая: развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; развивать высшие психические процессы, способствовать оптимизации познавательных процессов учащихся, расширять и активизировать словарный запас на материале темы «Птицы»;
воспитательная: формировать навыки общения в процессе учебной работы; воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ее объектам.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Формы организации познавательной деятельности:
- групповая;
- индивидуальная.
Средства обучения:
- раздаточный материал (карточки со словами и схемами слов);
- наборы символов для характеристики звуков;
- демонстрационный материал (изображения чайки, цапли, синицы, грача, скворца, ласточки);
- зеркала.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент. | Приветствует учащихся. Создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. |
II. Актуализация знаний | Предлагает послушать стихотворение о весне, организует актуализацию знаний об изменениях в неживой и живой природе весной. | Слушают стихотворение о весне, вспоминают об изменениях в неживой и живой природе весной. |
III. Целеполагание и мотивация | Создает условия для формулирования целей урока, опираясь на ключевые звуки, обеспечивает мотивацию учащихся. | Формулируют цели урока по данной теме. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | Предлагает дать сравнительную характеристику положения органов артикуляции при произнесении звуков [ц] - [ч], соотнести звуки с буквами, конструирование букв. | Сравнивают работу органов артикуляции, характеризуют звуки при помощи опорных схем, соотносят звук с буквой, выкладывают карточки с условными знаками в таблице, конструируют письменные буквы. Работа в парах. |
V. Применение знаний и умений. . | Организует и направляет познавательную деятельность учащихся. Активизирует и развивает словарный запас по лексической теме. Предлагает зашифровать звуки и расшифровать их. Организует взаимопроверку. Организует чтение слогов с различной интонацией, запись строчки слогов по выбору. Предлагает соотнести звуковую схему и слово. Подводит детей к группировке слов по наличию оппозиционных звуков.Организует взаимопроверку. Подводит детей к необходимости словообразования. Организует работу по восстановлению деформированного предложения и подводит детей к необходимости прочтения с разным логическим ударением. | Выполняют упражнения по дифференциации звуков и букв ц-ч - в слогах, - в словах, - в предложениях. Зашифровывают и расшифровывают звуки. Читают слоговую таблицу с различной интонацией. Записывают в тетради строчку слогов по выбору. Взаимопроверка. Соотносят схему и слово, определяют место звука в слове, распределяют слова на группы по наличию букв ц-ч. Образуют слова с уменьшительно-ласкательным значением, составляют с ними словосочетания, самостоятельно подбирая прилагательные. Восстанавливают деформированное предложение и читают его с логическим ударением. |
VI. Проверка уровня усвоения знаний и умений. | Предлагает вставить буквы ц-ч в слова предложений. Выделить буквы разным цветом. Организует взаимопроверку. | Работают по карточкам (вставляют пропущенные буквы, выделяют цветными карандашами). Взаимопроверка. |
VII. Рефлексия. | Подводит итог урока, предлагая детям ответить на вопросы, чему они учились на уроке, через какие задания. Предлагает выразить собственное мнение о результате своего участия в уроке. | Выражают свое мнение об уроке, дают самооценку результатам деятельности. |
VIII. Релаксация. | Перед выполнением работы в тетрадях проводит пальчиковую гимнастику. По мере утомления детей проводит физминутку. Называет слова и предлагает детям на звук [ц] присесть, на звук [ч] – поднять руки. | Выполняют упражнения. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний.
Весна идет сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий…
Не это ли весна?
- По каким приметам мы узнаем весну?
- Что происходит весной с птицами?
- Как называются птицы, прилетающие к нам весной? (-Перелетные)
- Каких перелетных птиц вы знаете?
- Чем заняты птицы весной? (-Выводят птенцов)
III. Целеполагание и мотивация.
- Как надо вести себя в лесу, чтобы не напугать их?
Ученики и логопед: ц-ц-ц, ч-ч-ч. (приложив палец к губам)
- Какие звуки мы произнесли?
- Как вы думаете, что мы будем учиться делать на уроке? (-Мы будем учиться различать звуки [ц] - [ч])
- А для чего мы будем это делать? (-Мы будем учиться различать эти звуки, чтобы не путать в речи и на письме)
- В этом нам помогут две перелетные птицы. Послушайте загадки.
Угадайте, что за птица –
Не орел и не синица.
По болотам все крадется,
Длинноногою зовется. (цапля)
На песочке у реки
Словно снежные комки.
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто - …(чайка)
(Приложение 1)
- Почему цапля и чайка? (-Названия этих птиц начинается на звуки [ц] - [ч])
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Сравнение звуков [ц] - [ч] по артикуляции.
- Взяли зеркала. Четко произносим поочередно звуки [ц] - [ч] и наблюдаем за положением органов артикуляции. (губы, зубы, язык, воздушная струя, звук)
(Дети выкладывают характеристику звуков схемами.)
( Приложение 2)
- Итак, в чем сходство положения органов артикуляции при произнесении звуков [ц] - [ч]? (согласные, глухие)
- В чем различие этих звуков? (положение языка, губ)
- Что еще мы можем сказать о звуках [ц] - [ч]? ([ц] - твердый, [ч]) - мягкий)
- Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв ц-ч.
- Ребята, а какими буквами мы обозначим звуки [ц] - [ч]?
- Выложите из цветных веревочек письменные буквы ц-ч. Решите, кто из вас какую букву будет выкладывать.
- Какого цвета веревочки вы возьмете для буквы ц? ч? Почему?
- Проведите по букве пальцем и произнесите нужный звук. Поменяйтесь буквами. Повторите.
- Как нам различить письменные буквы ц-ч?
- Как нам могут помочь в запоминании наши картинки?(элемент буквы ц напоминает ногу цапли, элемент буквы ч – крыло чайки)
(Приложение 3)
- Что мы сейчас с вами делали? Для чего мы это делали?
V. Применение знаний и умений.
1). на фоне звуков:
- Ребята, цапля и чайка приглашают нас к себе в гости. А чтобы отправиться в путь, мы должны хорошо уметь различать эти звуки и буквы, потому, что они будут нашими помощниками в пути.
- Сначала сделаем небольшую разминку.
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели,
С юга птицы прилетели! (дети скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
Прилетел к нам скворец,
Ласточка, грач и соловей.
Торопились: кто скорей? (поочередно сгибаются пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! (указательным и большими пальцами делают клюв – «птицы поют»)
- А сейчас нарисуем песенку птиц.
- Открываем тетради.
- Итак, если я называю звук [ц], то вы рисуете…(-стрелочку вниз). Почему? (-По положению языка)
- Если я называю звук [ч], то вы рисуете…(-стрелочку вверх). Почему?
(-По положению языка)
(Называю: [ч], [ц], [ц], [ч], [ц], [ч], [ц])
- Проверка. Сверьте свои записи с записью на доске. Оцените свою работу.
(Самопроверка. На доске – последовательность стрелок)
(Приложение 4)
2). в слогах:
- Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
- Как называется их язык? (-Птичий)
- Представьте, что вы птицы. Прочитаем разговор чайки и цапли.
ча-ца-чо
оц-уч-ач
чац-чоц-чиц
цуч-цач-цоч
(Дети читают с разной интонацией: грустно, весело, сердито, радостно)
- Запишите в тетради любую строчку разговора птиц.
- Поменяйтесь тетрадями, найдите ту строку, которую списывал ваш товарищ. Проверьте друг у друга. Оцените работу товарища. (Взаимопроверка)
3). в словах:
- Понятен ли вам был разговор птиц?
- Оказывается, цапля и чайка договаривались, кого они еще пригласят в гости, кроме нас.
(На доске выставляются картинки птиц: ласточка, грач, скворец, синица)
(Приложение 5)
- Узнаете этих птиц? Назовите их.
- Мне интересно, а почему эти птицы приглашены в гости? (-В названиях этих птиц есть звуки [ц] - [ч])
- Цапля и чайка приготовили им пригласительные билеты:
. (ласточка) | (скворец) | (грач) | (синица) |
- Подумайте, чей пригласительный билет лежит у вас на столе. Как определили?
(-По количеству звуков в слове)
- Отметьте, где находится звук [ц] или [ч] в вашем слове нужным цветом и вручите пригласительный билет.
(Дети выходят по одному к доске, прикрепляют пригласительный билет под картинкой птицы, закрашивают нужный кружок синим или зеленым цветом.)
. (ласточка) | (скворец) | (грач) | (синица) |
- А теперь впишите нужную букву в название птицы.
(Дети получают карточку с написанным словом, вписывают пропущенные буквы ц-ч в названиях птиц)
Проверка:
- Покажите мне, что у вас получилось.
- Кто пойдет в гости к цапле? Чайке?
- Почему? (- К цапле (чайке) пойдут …, потому что … )
- Итак, отправляемся в гости к чайке.
- Где она живет? В какую сторону пойдем?
- По дороге нам надо преодолеть густые облака.
(На доске «облака» со словами: водица, курица, птица, яйцо)
(Приложение 6)
- Посмотрите, что на них написано? Прочитайте.
- Какой звук слышится в каждом слове?
- А какой звук любит чайка? (звук [ч] )
- Что же нам делать? (-Изменить слова, чтобы появился звук [ч], назвать ласково )
4) в предложении:
- А сейчас навестим цаплю.
- Где она живет? В какую сторону пойдем?
- Через болото можно пройти только по кочкам. Вот они.
(«Кочки»: бе, птиц, ре, те, ги)
(Приложение 7)
- Что за чудо-кочки? (- Слоги и слова)
- Как нам пройти по ним?
(Дети составляют предложение «Берегите птиц»)
- О чем нас просят птицы?
- Почему нужно беречь птиц?
- Прочитайте так, чтобы все это поняли.
VI. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
- Птицы приготовили вам сюрприз – вот такие скворечники.
(Приложение 8)
- А что на них написано? (-Предложения)
- Можно ли их прочитать в таком виде? (- Нельзя, нужно вставить пропущенные буквы ц-ч)
- Это последнее задание птиц. Они хотят проверить, научились ли вы различать буквы ц-ч.
- Восстановите слова в предложениях.
- Поменяйтесь карточками и сделайте проверку, оцените работу товарища.
- Прочитайте обращение птиц.
- Не кричите в лесу. Не пугайте птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
- Что нам хотят сказать птицы?
- Молодцы! Птицы хотят, чтобы вы не забывали бережно относиться к природе и ко всему живому.
VII. Рефлексия.
- Птицы рады, что мы им помогли.
- А птицы помогли вам? В чем?
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- Что было интересно?
- Какое задание больше запомнилось?
- Что показалось еще сложным?
- А теперь нарисуйте, какое у вас настроение после вашей работы на уроке? Почему?
(Дети рисуют настроение-смайлики на полях тетради и комментируют.)
- Молодцы! Спасибо за работу!
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7.
Приложение 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...
« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:· Расширять словарный запас·...
Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:Развитие фонематического восприятия;Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б»...
Дифференциация букв П и Т в слогах, словах и предложении.
Дифференциация букв П и Т. Закрепление знаний о механизме написания букв, их графических особенностях...
Дифференциация рукописных букв И и Ш в слогах, словах и предложениях.
Целью данного занятия является устранение недостатков чтения и письма, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений....